Hi-Tech

«Европейский учитель в ЮАР может получать $3 тысячи в месяц»

История белорусских разработчиков, которые занимались установкой приложений в африканских школах — в материале dev.by.

В закладки

Поделиться

Delivery Director в Intetics Алексей Жуковский несколько лет работал на образовательном проекте для африканского заказчика, а когда пришло время запуска продукта, вместе с разработчиком отправился в ЮАР.

Без сучка и задоринки не получилось: устаревшие слабые процессоры Pentium и Atom, канал интернет-соединения 1 Мбит/с на весь класс и гаджеты марки noname. Алексей вспоминает, как демонстрировали систему в бедных и богатых школах Йоханнесбурга, Кейптауна и Дурбана.

Заказчиком был преподаватель из богатой семьи. Четыре года — интенсивность разработки постоянно менялась — наша небольшая команда из семи человек работала над системой для диагностики знаний африканских учащихся. При этом у него был неплохой бизнес в образовании и несколько реализованных проектов. Дэйвид проработал в школьной системе около 15 лет. В том числе поработал уже с нами.

Банально: если человек не знает сложение, то, скорее всего, у него будут проблемы с умножением. Он загорелся более амбициозной идеей — создать программу, которая будет находить у учеников слабые места в школьной программе и говорить, какие области знаний нужно подтянуть.

Но столкнулся с какими-то странностями в работе системы. Когда мы завершили проект и отдали софт заказчику, тот попытался самостоятельно запустить его в некоторых школах ЮАР. Технических специалистов на его стороне не было, а администраторы в школах неквалифицированные.

Мы долго не могли понять, в чём дело. Заказчик стал звонить нам и спрашивать: «Что у вас за приложение, оно постоянно глючит, виснет?!». У нас оно корректно работало на всех массовых и топовых устройствах и «операционках».

Решить проблемы удалённо не получилось, и мы собрались в Африку.

ADSL-канал на 8 Мбит/с — максимум. Иногда встречали и «мёртвый» dial-up

Друзья и знакомые отговаривали: «Куда вы собрались? Перед вылетом начитались новостей и стало немного жутко: высочайшая преступность, убийства, грабежи, малярия и прочее. Надо оно вам?».

Во-первых, побочные действия от препаратов иногда опаснее, чем сама болезнь. Кстати, прививки перед поездкой мы не делали. Заразиться ей в крупном городе нереально. Во-вторых, малярия водится только в отдалённых районах Африки, далеко от цивилизации. Заказчик подтвердил: «Ребята, даже не рыпайтесь, за два дня до вылета нет смысла прививаться».

Перед нами устрашающе возвышалась опустевшая 54-этажная башня Ponte City. В бедных районах Йоханнесбурга видели «гетто» и брутальные трущобы, где порой нет ни канализации, ни воды. Мы не фанаты такого экстрима, подниматься не стали. Говорят, в 2000-е власти освободили небоскрёб от банд, которые превратили её в рассадник преступности и наркомании.

По городу могут ездить дорогие машины, вроде Porsche, и в то же время прямо на светофоре к тебе подходят уличные бродяги или продавцы значков для автомобилей. По всей Африке красной нитью — резкий контраст нищеты и богатства, расовое и социальное расслоение. И все просят денег.

Ночью никто не останавливается на красный свет, потому что в этот момент может подъехать машина, из которой выскакивает банда отморозков, выбивает стёкла, вышвыривает водителя и грабит его или угоняет автомобиль. Один знакомый поставил там на машине бронированные стёкла, потому что даже в центре города запросто могут разбить стекло и залезть в машину.

Меньше всего социальный контраст заметен в туристическом Кейптауне. Некоторые пригороды настолько богаты, что там нет пешеходных дорожек — люди передвигаются только на автомобилях. Правительство следит за имиджем, поэтому, наверное, нищих гоняют, чтобы не отпугивали туристов.

Мобильный интернет дорогой, доступность не очень высокая, ADSL-канал на 8 Мбит/с — максимум, что мы видели, оптоволоконных линий вообще не было, иногда встречали и «мёртвый» dial-up. Технологии в Африку проникают медленно. Информация часто распространяется на дисках.

Но есть локальные стартапы, некоммерческие организации и представители большого бизнеса, ориентированные на местный рынок. Там нет таких крупных ИТ-компаний, как Google или Facebook. Они предлагают самые разные услуги: от удобного шопинга и улучшения условий проживания до платформ для коворкинга и сервисов по уменьшению разрыва между представителями различных слоев населения.

В нескольких частных школах видели неплохую инфраструктуру с виртуальными рабочими столами. Государство проводит тендеры, госзакупки программного обеспечения вместе с железом. По тому, как наш клиент строит бизнес, мы заметили, что область образования часто финансирует такие проекты.

Система собирает множество параметров о твоём здоровье, питании и прочее. В ЮАР есть интересные сервисы, например, для определения типа страховки в зависимости от образа жизни человека. Чем выше эта цифра, тем выгоднее у тебя страховка. И просчитывает коэффициент.

Паркинги и парковки, кстати, хорошо оснащены, пропускные системы работают автоматически, сами трекают время, номера, проводят оплату. Мы нашли там Uber и несколько раз проехали на нём.

Популярные профессии, конечно, не айтишные, а скорее инженерно-технические, медицинские, администраторские в гостинично-ресторанном и туристическом бизнесе. Зарплаты в Южной Африке близкие к европейским.

В такие районы сейчас, в частности, вкладывает деньги Китай. В Африке много, на мой взгляд, недооцененных регионов, где есть всё необходимое, чтобы построить там хорошие экономики. Возможно, чтобы перенести туда свою «мировую фабрику» в следующие 10-20 лет.

Даже флаг со школьного двора украли

Одни внешне напоминают 200-летние замки, находятся на холмах и возвышенностях. В ЮАР мы посетили как бедные, так и богатые школы. Но роднит их одна деталь: снаружи выглядят ещё ничего, а внутри — разрисованные и искромсанные парты со стульями, мебель обветшалая, как будто подуставшая. Другие — новостройки с огромными теннисными и футбольными кортами. Белорусские школы, наверное, получше выглядят.

Просто идёшь по улице, открываешь какое-нибудь тонкое бамбуковое подобие двери — и вот тебе класс или ванная комната. Привычных для нас классов в африканских школах мы не встретили. Всё — прямо со двора, с улицы.

Вообще, в ЮАР, особенно в богатых школах, много иностранных учителей из Европы или Северной Америки, которые приезжают туда по программам повышения качества образования. Если в бедных школах учится только коренное население, то в богатых — и местные, и иностранцы. Европейский учитель в среднем может получать около $3 тыс в месяц. Приезжим педагогам предлагают лучшие зарплатные условия, чем местным.

Такого понятия, как тамбур, вестибюль у них нет. Мы заметили, что в богатых школах часто двор усыпан сумками и рюкзаками. Даже флаг со двора украли. В бедных районах полно головорезов, которые ошиваются вокруг школ в надежде что-нибудь отжать. Здесь никто свои вещи во дворе не бросает, дети более собранные и осторожные. Поэтому большинство бедных школ обнесены колючей проволокой, на окнах висят решётки, а шкафы заколочены.

Поэтому важно было, чтобы всё было без сучка и задоринки. Наше приложение мы планировали запускать в школах, с которыми заказчик наладил отношения. Но в действительности мы столкнулись с большим количеством неожиданностей.

Как правило, оборудование, включая роутеры, планшеты и компьютеры были бюджетными, устаревшими, а в бедных школах вообще страшными. От школы к школе были разные проблемы, но отчасти похожие. В основном китайской марки, как мы называем, noname.

Операционки не обновлялись годами и находились в запущенном состоянии. В бедных школах на компьютерах в лучшем случае было 2 ГБ «оперативки», процессоры поколения Pentium, Atom, устаревшие и откровенно слабые. Хотя проблемы были банальными: то антивирус блочит программу, то Windows скачивает обновление. Школьные администраторы не понимали, что происходит с компьютерами при запуске нашего приложения.

Покрытие Wi-Fi слабое, не всегда удавалось держать соединение, особенно, когда весь класс, 30 человек, подключался к интернету. Невооружённым глазом видно, что инфраструктуру в школах делали непрофессионалы. Для понимания — 1 Мбит/с. В этот момент все компьютеры одновременно начинали скачивать обновление Windows, которое съедало всю оперативную память и перегружало канал. И заказчик думал, что наше приложение ломает его ОС. Понятное дело, что с такой скоростью там ничего не работало.

Например, неправильно создали аккаунты некоторых пользователей, где-то забыли что-то поставить, настроить, перепутали email студента. Также столкнулись с банальными организационными моментами, которых, по сути, не должно было быть. К слову, мы не встретили ни одной нерешаемой проблемы. Всё до мелочей приходилось проверять самим.

Это мы, айтишники, знаем, что если что-то глючит, то можно посмотреть, какие процессы запускаются в фоновом режиме. Для людей, слабо разбирающихся в технологиях, кажется, что с компьютером происходит что-то странное, когда он начинает виснуть. А там для людей — это всё магия.

Они радовались, показывали друг другу результаты, хвастались. А по детям, кстати, видно было, что им интересно использовать новую программу, проходить тесты. Были ребята, которые даже пытались обманывать систему, перезапуская приложение — дети они и в Африке дети.

Если поменять приоритеты молодому поколению, то в принципе, думаю, перемены к лучшему возможны. Сейчас основная задача африканского образования — удержать детей в школах, чтобы они не уходили в бандитизм.

Приложение устойчиво к отказам интернета — можно месяц учиться без Сети

Вопросы каждого теста имеют связь с темами и областями знаний, которые ученики уже проходили. В нашем приложении для африканских школ — большая база заданий, тестов, учебных материалов. После прохождения теста алгоритм рассчитывает коэффициент усвоенного материала и говорит, в каких областях есть прорехи. Каждый тест покрывает определённые области знаний, связанные с другими областями. Время от времени система предлагает ученику пройти материал на устранение этих дыр.

Эти связи были расставлены по захвату опыта преподавателя. При разработке аналитической системы мы использовали знания учителя, поэтому в каких-то диагностических моментах приложение повторяет его опыт, например, в зависимостях между областями знаний. Когда у нас будет больше данных, можно будет такие связи выстраивать самостоятельно.

Также есть мобильное приложение, которое работает без интернета, но с синхронизацией данных. Через админку можно наполнять систему новыми учебными материалами и назначать классы на конкретный тест, следить за успеваемостью, отслеживать, какие темы дети хорошо усваивают, а какие — нет.

Можно месяц учиться без интернета, а потом подключиться к сети и выгрузить все результаты пройденных тестов и заданий на сервер. Приложение очень устойчиво к отказам интернета. Тогда преподаватель может назначать задание индивидуально, ориентируясь на твою успеваемость. Если у тебя есть планшет, то через приложение удобно выполнять домашнее задание. Вот тебе несколько упражнений и тестов на эту тему. Плохо понимаешь интегралы?

У них, кстати, достаточно необычно формируется программа. Наш сервис покрывает все основные предметы африканской программы: математику, физику, социальные науки и прочее. Для младших классов был такой предмет, как «жизнь в социуме», где рассказывали элементарные вещи. Физика, например, включает разделы из химии. Например, что нельзя пить из ручья.

И сейчас мы обсуждаем другие продукты, которые отпочковываются от основного приложения. Разработка проекта завершена.

Сейчас кроме индусов особо никто не едет туда. Южная Африка в своё время получила толчок за счёт того, что туда стекались квалифицированные специалисты. Часто африканцы с хорошим образованием уезжают, чтобы реализоваться, в Америку, Австралию. Многие, с кем я общался, говорили, что началась утечка мозгов. Там и перспектив больше, и уровень жизни выше. Из англоязычного мира сейчас, наверное, более привлекательна Австралия, нежели Африка.

dev.by — сайт об информационных технологиях в Беларуси и в мире.

Статьи по теме:

  • Как в Латвии строят свою ИТ-страну. Быстрое погружение: финтех, наука, «сытые» стартапы и неамериканские инвестиции
  • Ограниченные, зависимые, тривиальные — с проблемами. Десять причин не использовать чужие библиотеки
Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»