Хабрахабр

Эволюция цифровой фотографии

Мы в ЛАНИТ любим фотографию. Не какое-то конкретное фото, а сам вид искусства. Так, Inventive Retail Group (часть нашей группы) проводит фотовыставки в рамках проекта re:Store digital art (здесь статья об одной из экспозиций, а здесь информация о действующей выставке), а также мы организуем успевшие стать традиционными фотоконкурсы среди сотрудников.

Конечно, говорить будем только о цифровой фотографии, иначе велик риск докопаться в бездне времен до дагерротипов и камеры-обскуры. В этом посте мы расскажем о том, как развитие информационных технологий стало стимулом к дальнейшему развитию фотографии.

Поэтому за точку отсчета предлагаем взять 1970 г., когда на основе прибора с зарядовой связью (ПЗС) был создан прототип первого видеофотоаппарата.

ПЗС-матрица
Итак, в 1969 г. два находчивых гражданина США Джордж Смит и Уиллард Бойл изобретают сам прибор с зарядовой связью, и уже год спустя в 1970 г. они смогли фиксировать изображения при помощи ПЗС-линеек. Логичным продолжением этого стало создание ПЗС-матриц.

Тогда, в конце 1960-х, CMOS уже показывали приемлемый уровень светочувствительности, но у ПЗС этот уровень был куда выше. Примерно в то же время создаются CMOS-матрицы (они же КМОП, комплементарная структура металл-оксид-полупроводник, но даже для русского уха, судя по по всему, CMOS оказался милее). Как, впрочем, и качество выдаваемого изображения. 

Правильный бюджет в правильных руках иногда творит чудеса. На этом этапе в дело вступил самый главный двигатель развития технологий — деньги. Корпорация тогда делала видеокамеры и заметила хорошую возможность. Руки принадлежали Кадзуо Ивама, опытному инженеру и главе Sony, а бюджет, как можно догадаться, — Sony. Она начала вкладываться в ПЗС весьма резво, чтобы вытянуть технологию на новый уровень и поставить в свои видеокамеры такие матрицы, что закачаешься.

Уже через 5 лет, в 1975 г., внедрение ПЗС-матриц в производство стало очень активным. Работали японцы активно. А через 14 лет, в 1989 г., ПЗС-матрицы являлись нутром почти всех видеокамер в мире (97%).

Кадзуо так активно развивал технологию, что после смерти на его надгробной плите установили микросхему ПЗС в память о достижениях.

Норио Ога, президент Sony с 1982 по 1995, установил ПЗС-чип на надгробной плите Кадзуо, чтобы в очередной раз подчеркнуть вклад, который тот внёс в развитие технологии и самой корпорации. Источник — официальный сайт Sony

Источник

(по текущим меркам, так как сам термин «мегапиксель» тогда еще не существовал). В этом же 1975 году ребята из Kodak сделали первый в мире бесплёночный фотоаппарат с ПЗС-матрицей на 0,01 Мпикс.

Первая в мире цифровая камера и её создатель — инженер Kodak Стив Сассон

И все они связаны с хранением подобных изображений. Стиву и его коллегам пришлось решать сразу несколько проблем, как и подобает истинным первопроходцам. Когда с этим разобрались, всплыла вторая задача — как теперь все это нормально сохранять в оперативной памяти, чтобы потом нормально переносить информацию на магнитную ленту. Решено было использовать новый (по тем временам) процесс, называемый цифровизацией (это когда электронные импульсы преобразуются в числа. В итоге свет увидела первая цифровая камера, в состав которой входил портативный кассетный магнитофон, аналого-цифровой преобразователь, 16 батареек (никель-кадмиевых) и десятки цепей на 6 платах.

Качество снимков для того времени, учитывая как возможности самой фотокамеры, так и экранов, с которых просматривали снимки, можно оценить как вполне себе неплохое.

В 1981 году в Sony создают видеофотоаппарат Mavica  (это штуковина, которая писала статичные изображения на видеокассеты, тогда это было нормальным).

Благодаря этому ощутимо подросла светочувствительность (больший процент облучаемой поверхности матрицы).  CMOS не отставала, и уже в начале 1990-х был первый скачок технологий, который хорошо помог этому виду матриц: субмикронную фотолитографию прокачали до уровня, который позволил использовать в CMOS-сенсорах более тонкие соединения.

А потом в дело вступил еще один гигант с таким же гигантским бюджетом, тягой к знаниям и усовершенствованию технологий — NASA.

Лаборатория реактивного движения NASA, вблизи Лос-Анджелеса (Википедия)

создали активно-пиксельный датчик (APS), что и позволило матрицам CMOS стать такими, какими мы их знаем. Именно здесь в 1993 г.

Свои плюсы и минусы есть у каждой из технологий, но главными преимуществами CMOS считаются более низкое энергопотребление и не такая сильная боязнь точечного света. Лаборатория реактивного движения прекрасно оправдала свое название даже в этом — после создания APS-матрицы CMOS стали полноценной альтернативой CCD (ПЗС). А тут еще спецы Sony, поняв, что CMOS — тоже штука неплохая, которую можно развивать не хуже, чем ранее CCD, прокачали технологию с помощью Backlight illumination.

Интересующимся — статья CMOS vs CCD (на английском).

Фотоаппаратов и видеокамер с такими матрицами становилось все больше и больше, а сами они доступнее, что помогало обзавестись неплохим инструментом даже начинающему фотографу. Все это делало технологию доступнее для производства, а значит, и сказывалось на цене в сторону, удобную для покупателя. А как только цифровики стали доступнее, они очень резво вытеснили пленочники с рынка.

Сам термин «мегапиксель» придумали в Kodak, когда в 1986 г. сделали промышленную монохромную ПЗС-матрицу на 1,4 Мпикс. Это сейчас нормально, что у человека в смартфоне 20 Мпикс. А то и больше.

Например, Huawei mate 20 Pro. Три основных камеры — 40+20+8 MP (прекрасный чехол с Арнольдом можно приобрести тут).

Лет 20 назад все было немного иначе.

— Kodak вместе с Nikon делают Kodak DCS100, первую цифровую зеркалку. 1991 г.

Kodak DCS100 с надписью Nikon. Почему так — см. далее

Источник

Это Digital Storage Unit, на котором зеркалка хранила все сделанные фотографии. Штука под фотоаппаратом — это то, что раньше использовали вместо SD-карт. Порядка 156 фото без сжатия или 600 со сжатием. Ну ОК, не все, а сколько помещалось на 200 мегабайт 3,5-дюймового харда. Экранчик позволял посмотреть, получилось фото или не особо, а еще можно было поставить внешнюю клавиатуру и дописывать к фото полезные описания или хэштег #nofiltres. Витой шнурок как у проводных телефонов давал возможность поставить storage kit на стол или полку в процессе съемки, или вообще аккуратно положить его в рюкзак за спиной.

Тогда не было промышленных заказов на цифровые фотоаппараты, соответственно, корпуса массово не выпускались, а печать их в качестве прототипов на 3D-принтерах затруднялась из-за отсутствия 3D-принтеров. Вопрос с корпусами решался довольно просто. В этом случае тушкой стал легендарный пленочный Nikon F3. Поэтому ребята просто брали корпуса от имеющихся пленочных фотокамер, и на их базе творили будущее. Оставалось лишь навесить на нее матрицу, аккумулятор и прочее высокотехнологичное добро.

Источник

Источник

Jim McGarvey, ведущий инженер KODAK (DSLR), с March Camera в руках.

Обратите внимание на самую нижнюю часть фотоаппарата.

1989 год

В этом черном футлярчике помещалась память, 5 плашек DRAM на 1 мегабайт, что позволяло хранить вне Storage Kit целых 4 (четыре) полноразмерных фотографии.

Источник

Технологию JPEG-сжатия статических цифровых изображений утвердили в качестве рекомендации Т. Кстати, о сжатии. Формат CF (CompactFlash) для хранения этого графического добра создала SanDisk. 81 в 1998. Эволюция формата касалась главным образом изменений ТТХ в части скорости записи изображения и емкости самого накопителя, а также количества пинов в самой карте. 

SD — это такая вещь в себе, которая довольно монолитна и которую сложно испортить, попытавшись вставить в ридер или фотоаппарат не под тем углом, а вот CF в этом случае может пострадать (пины погнутся, например). И хотя значительный прогресс был достигнут (можно пойти и купить карту на 512 гигабайт с хорошими показателями чтение-запись), но по ряду параметров они все же уступают SD-картам. Ну и, собственно, размер самой карты.

Все вместе с фотокамерой — 5 кг. Весила система хранения снимков вместе с аккумуляторами 3,5 кг. Становится понятно, почему среди тогдашних фотографов было так мало откровенно хилых парней.

Сами снимки подобные фотоаппараты выдавали вполне себе приемлемого качества, если учитывать, что это просто тушка от пленочника, из которой сделали цифровик, просто добавив матрицу и несколько плат.

Источник

Источник

Источник

Все фото — 640*480 пикс., четверть от максимального разрешения фотокамеры (больше фото здесь). Сейчас совсем бюджетные китайские смартфоны иногда снимают хуже, чем первые цифровые камеры, которым сейчас больше 30 лет.

Существовали и вот такие системы хранения снимков — не такая здоровенная, но все равно тяжелая алюминиевая штуковина.

1988 год

Полные ТТХ можно посмотреть тут. 16 мегабайт и возможность хранить 12 полноразмерных фотоснимков или 48 снимков разрешением 640х480 пикс.

Источник

Canon EOS DCS 1 (он же — Kodak Professional EOS-DCS 1) 

Сейчас более диким является не тот факт, что эта штука стоила порядка 40 000 долларов (2 482 420 рублей на момент публикации статьи), а то, что на одном гаджете стоят шильдики конкурентов.

Тут их целых 6, матрица формата APS-H.  Так или иначе на фото — рекордсмен по мегапикселям на 1995-й год.

Как до своего рода стандарта для продвинутых фотокамер. А в нулевых техника дошла уже до 20 Мпикс. Конечно, были и мыльницы с куда меньшим разрешением.

Сравнение размеров матриц, Википедия

Компании продолжали совершенствовать матрицы, принимали новые стандарты (в плане размеров матриц для фотоаппаратов и форматов хранения файлов). Шли годы. Цены на профессиональную технику стали хотя бы частично напоминать доступные. Самих фотокамер становилось все больше.

И уж совсем упростили процесс смартфоны. Начиналось все то же на цифрах, которые сегодняшнему читателю показались бы смешными.

Бытует стереотип, что первыми были Nokia. Первый камерофон ожидаемо был японским. в телефоне на момент 2010 г. Нет, у них просто был один из первых известных и с неплохой камерой, N8 — 12 Мпикс. А еще был первый европейский камерофон, 7650, который сразу снимал в jpeg 640х480 и мог передавать только что снятые фото по MMS. это было вообще ух.

Но если рассматривать историю пошагово, то сначала это был телефон от Kyocera (да, да, не только принтеры).

Википедия. VP-210, 0,1 Мпикс., 1999 г.

Затем свой камерофон сделали в Sharp.

Википедия

Обратите внимание на зеркальце на задней панели — прошло почти 20 лет, а эту идею снова пытаются поставить на конвейер.  2000 г., почти аналогичная камера.

2018, LG и их смартфон с 16 фотокамерами (подробнее).

в телефоне от Samsung, G800, а потом и Nokia 808 PureView с сенсором на 41 Мпикс. Дальнейшее развитие не заставило себя ждать — ряд мобилок с одномегапиксельными фотокамерами от разных вендоров, затем прорыв в виде 8 Мпикс. и Lumia 920 с настоящей оптической стабилизацией.

Сейчас почти у каждого в кармане смартфон, чьи фотографические возможности вполне себе сравнимы с цифровыми мыльницами среднего и верхнего ценового диапазонов. А некоторые топовые модели снимают почти как зеркалки, хоть для боке и используется софт, а не характеристики самой фотокамеры.

У каждого вида фотоаппарата всегда будет своя целевая аудитория и спектр задач, который можно решить только этим видом техники. Здесь можно долго спорить, что же лучше и для каких задач — фотокамера топового смартфона, зеркалка или беззеркалка.

Фотография как процесс, как искусство стала более чем доступна. Главное — в другом. Учреждаются вполне профессиональные конкурсы и выставки, посвященные мобилографии (собственно, как и упомянутая в начале поста выставка от Inventive Retail Group).  Тысячи людей создают прекрасные фотоснимки благодаря смартфонам (и сотни тысяч других людей снимают на эти же смартфоны так, что снимать им не стоит вообще никогда).

Все это время они эволюционировали вместе с техникой и софтом. Фотографии стали занимать больше места в памяти устройств и больше места в нашей жизни. Становились больше по разрешению и насыщеннее по цветам, получали добавочные плюшки (Live Photo, быстрое создание панорам, полноценные портретные режимы, целая куча предустановленных режимов для съемки еды, пейзажей, котов, детей). 

Активный интерес к софту для обработки фото и видео (включая AR/VR) со стороны крупнейших игроков только подчеркивает этот факт.  Тягу к самовыражению через фото стимулируют и социальные сети — тот же Instagram, специально созданный для того, чтобы делиться удачными кадрами своей интересной жизни (или попытками выставить ее такой), множество других фотосервисов.

Те же PRISMA, MSQRD, Vinci оказались вполне себе забыты примерно через полгода, как и следовало ожидать. Что характерно, различные приложения для обработки фото обычно носят хайповый характер. Одно дело, когда твое фото превращается в стилизацию картины маслом, это даже занятно первые пару раз, другое дело — FaceTune, с помощью которого милые дамы могут в пару кликов удалить со снимка морщины, которые начинают появляться в самых неожиданных местах. Народ вернулся к классике — обычным фото + все-таки именно к цифровой ретуши, нежели использования программ, полностью преображающих фотографию.

Спорить о качестве таких девайсов можно долго, так как обычно там камера слабее, чем у «чистого» фотоаппарата за те же деньги, да и смартфонная часть обычно урезанная (специальная прошивка, на которую можно поставить далеко не все, к чему привык на смартфоне. Не софтом единым — уже не первый год для любителей не просто делать снимки на фотоаппарат, но еще и сразу делиться ими в соцсетях, создаются гибриды вида «фотоаппарат-смартфон», где вроде и сама оптика неплохая (точно лучше, чем в среднем смартфоне), и в качестве софта сразу какой-нибудь Android с возможностью быстро публиковать снимки, делиться ими, выводить на экран телевизоров и прочее. В итоге — недосмартфон-недофотик.

Как бы то ни было, спрос на такое есть, и рынок не мог не отреагировать.

Самый известный из таких комбайнов — Samsung GALAXY Camera.

Здесь вам и неплохая (для таких размеров и тех времен) оптика, и Android, и  4G, что делает софтовую часть полезнее не только при наличии wifi.

Были еще Nikon Coolpix S800C и парочка Полароидов — SC1630 и iM1836.

Nikon Coolpix S800C

SC1630

Затем на какое-то время эти устройства впали в заслуженное забытье, потому что флагманские смартфоны стали снимать не хуже (ну разве что оптический зум пока поменьше), а весили в несколько раз меньше.

Осенью 2018 года китайцы решили возродить этот класс техники — умельцы из Yongnuo сделали беззеркалку со сменными объективами на Android.

Источник

Источник

Сенсор 16 Мпикс. Выглядит уже посерьезнее аналогов. Камера пока продаётся в Китае с байонетом EF. Four tdirds и объективы от Canon EF, сенсорный экран на 5 дюймов, возможность записи видео в 4К, 3 гигабайта оперативки и даже камера для селфи. Официальные продажи по всеми миру должны начаться в 2020 году. 

За трендами хорошо наблюдать не только на основании мнений большинства потребителей, но и на технологических выставках. Одним из главных посланий Photokina 2018 (в 2019 её решили не проводить) было — активно развитие беззеркалок.

Парни из Canon сделали EOS R с самой скоростной (по их заверениям) системой фокусировки, 0,05 с. 

Это полнокадровая камера с такими характеристиками: 

Все характеристики

Вишенкой на торте — новое крепление объективов, несовместимое с предыдущими. Цена — 220 000 руб (была на старте, сейчас можно взять за 135 000 руб — спасибо guryanov).

Вечный конкурент не отстает — у Nikon теперь тоже есть полнокадровая беззеркалка с отличными характеристиками.

Все характеристики

Сам Z 7 + объектив 24-70/4 S обойдутся счастливому владельцу примерно в 304 000 рублей.

В итоге теперь у каждой уважающей себя марки есть топовые полнокадровые беззеркалки — см. Что в итоге? А теперь подтянулись и Nikon c Canon. Sony α9 и полный кадр от Sigma. Судя по всему, компактность становится все более важным фактором при выборе хорошей оптики.

Стабилизатор на матрице — почти у всех. Полный кадр — почти у всех (Fuji, Olympus). В общем, еще вчерашние киллер-фичи становятся чем-то таким же привычным, как запись видео в 4К.

Главное в фотографии — чувство прекрасного и руки из плеч. Не меняется только одно, и технологии тут (пока) бессильны. А вот остальное — дело техники. Потому что иногда даже на бюджетный смартфон на Android можно поймать куда лучший кадр, чем на топовую зеркалку с объективом стоимостью в две таких зеркалки.

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»