Главная » Хабрахабр » Это вы можете (ЭВМ). Рассказ о забытой телепередаче

Это вы можете (ЭВМ). Рассказ о забытой телепередаче

В очередной раз ловлю себя на мысли о том, что «опять нечего посмотреть». Потому что хочется не слащавого и натянутого, а технического, эмоционального, заставляющего подумать и поискать после просмотра дополнительную информацию. Да, конечно, есть такие штуки как MR.ROBOT, но они настолько редки и фрагментарны, что практически полностью теряются на фоне океана откровенно дешевого ширпотреба (да и вообще, хакеры эти вездесущие уже порядком поднадоели ). Вроде бы можно попробовать Discovery или National Geographic, но учится мне довелось в школе советского образца, с советскими преподавателями, поэтому вся эта манная каша «просто о сложном» — не лезет совершенно. В общем, по описанным выше причинам, висел у меня в сознании этакий watchdog на заполнение вакантного места на «видео-полке».

Удивительно, но о такой программе я не слышал, как не слышали и мои друзья и знакомые. И вот недавно, занимаясь по долгу службы инерционными накопителями и просматривая статьи широко известного в узких кругах профессора Гулиа, я вдруг натолкнулся на его рассказ о невероятно популярной в советское время программе «Это вы можете». Если интересно, что из этого получилось — прошу под cut. Беглый просмотр пары-тройки найденных на youtube выпусков заставил потирать руки в предвкушении отличного материала.

Вначале, как водится, немного истории. Оправившись от последствий второй мировой войны, Советский Союз в 60-80 гг прошлого века очень серьезное внимание начал уделять развитию науки и техники. В то время в стране не было ни одной научной публикации (монографии, статьи, обзора, тезисов), посвященной взаимосвязи науки, техники и производства, где бы ни упоминалось положение о превращении науки в «непосредственную производительную силу». За счет массированного финансирования государством целевых фундаментальных научно-исследовательских программ сеть научных учреждений и исследовательских центров значительно расширилась. На первый план были выдвинуты задачи интенсификации научных исследований и усиления связи науки с производством. Не удивительно, что глядя на все это, практически каждый советский гражданин мечтал как-то прикоснуться к этому высокому миру. Каждый ребенок мечтал быть космонавтом (прям как сейчас видеоблогером), а каждый школьник, подросток или студент — хотел что-то изобрести (чаще всего ездящее или летающее). Государство этому не только не мешало, но и всячески стимулировало (кружками детского творчества, клубами изобретателей и рационализаторов и т.п.).

Ввиду отсутствия Интернета или других способов мгновенной связи, все общение между единомышленниками проходило через переписку. Центрами, объединяющими творческую инженерную молодежь (и людей постарше) были различные научно-технические журналы, вроде Легендарного (специально пишу с большой буквы) журнала «Техника молодежи». Потому что, до сих пор, на постсоветском пространстве и за рубежом тысячи крупных инженеров утверждают, что именно «Техника — молодежи» помогла им выбрать профессию, считают себя воспитанниками «Техники — молодежи». Не много журналов могут похвастать такой школой. Ключевой, на мой взгляд фигурой в этом журнале был ее главный редактор, Василий Дмитриевич Захарченко.

image

Энгельмейер писал, что инженер обязательно должен объединять в себе профессионала с технической точки зрения, и художника или поэта, с точки зрения творческой. Еще в далеком 19 веке российский инженер и философ техники П.К. Инженер-теплотехник по образованию, поэт — в душе. Василий Дмитриевич (или как его называли внутри коллектива ТМ — «ВэДэ») как никто другой соответствовал этим критериям. Основным принципом работы редколлегии журнала было: «редакция должна любить читателя, искренне интересоваться eгo потребностями и быть предельно внимательной к тому, чтобы быть понятой им». Не удивительно, что в руках такого человека «камень превращался в бабочку». И читатели абсолютно искренне отвечали взаимностью, миллионами писем заваливая почтовые ящики ТМ. Как говорится, «любите-полюбят, творите-поймут». Сейчас сложно сказать, какой случай свел главреда популярного журнала с молодым, амбициозным и творческим журналистом Владимиром Александровичем Соловьевым, но именно эта случайность позволила будущим коллегам сформировать видение новой телепередачи и никаких вам американский франшиз на шоу и приступить к ее запуску. Не известно, была бы написана сейчас эта статья, если бы в далеких 70-х годах прошлого века один талантливый человек, не встретил другого.

Решено было брать идеи из писем читателей и демонстрировать их на телевидении. Режиссёрскую идею программы — защиту изобретения перед жюри и аудиторией — подсказал Владимир Яковлевич Ворошилов. Тот самый телережиссер, бессменный автор и ведущий программы «Что? Где? Когда?». Программу решено было назвать «Это вы можете» (ЭВМ) и выпускать под эгидой Главной редакции для детей и молодежи Центрального телевидения.

Не удивительно, что контингент зрителей был широчайший: от школьников 7–8 лет до пенсионеров. Передача затрагивала почти все области жизни и интересов людей: самодельные автомобили, амфибии, летательные аппараты, музыкальные инструменты, кулинарию и оборудование для нее; медицину — роды в воде, ясновидение, таинственные явления и фантастические проекты, гипноз; домашнее творчество, сад и огород; даже сексуальные проблемы. После наглядной демонстрации изобретения, далее оно подвергалось обсуждению с бурным обсуждением напоминающему защиту кандидатской диссертации. В передаче изобретатели представляли работы созданные своими руками. В качестве группы поддержки в зале сидели молодые специалисты, эрудированные студенты и просто интересующиеся техническими вопросами люди, которым хватило сил и желания попасть в студию. Причем «диссертационный совет» был соответствующего уровня подготовки: доктора наук, писатели-фантасты, автомобилисты (из редакции журнала «За рулем»), изобретатели и инженеры всех мастей.

В каждой программе велось очень активное, подкупающее своей непосредственностью живое до хрипоты обсуждение достоинств и недостатков представленной модели и возможность его последующего производства и применения. Притом никаких репетиций и повторных дублей. Это было одним из важных ноу-хау ведущего В.А. Соловьева, благодаря которому передачу сразу же полюбили в народе. Это была одна из немногих передач на советском телевидении, где высказывались полярные точки зрения на ту или иную проблему, благодаря этому программа имела большую популярность и выходила два раза в неделю (прямой эфир и повтор). Несмотря на то, что регламентированная продолжительность программы составляла всего лишь 45 минут, в отдельных случаях она могла затягиваться на полтора часа. Постоянная аудитория зрителей составляла около 100 миллионов человек, о ней говорил в своих выступлениях даже Горбачев. Удивительно, но факт, телевизионный проект, посвященный научно-техническому творчеству, изобретателям, на протяжении почти двух десятилетий имел популярность не ниже, чем эстрадные программы и «Огоньки» (!!!). Поиском и отбором проектов для участия в программе занимался сам ведущий, и его верная компания из членов жюри.

Вот как об этом процессе пишет известный изобретатель И.Л. Викентьев:

Если он слышал, что на Камчатке в каком-нибудь селе за 400 километров от Петропавловска кто-то что-то изобрёл, он немедленно летел туда. … Володя Соловьёв лично на себе испытывал все движущиеся и неподвижные изобретения. На санях — на санях. Автопробег — Вова участвует в автопробеге. На надувных шарах — на надувных шарах...

Выпускник факультета журналистики, Владимир Соловьев обладал фантастической работоспособностью и сочетал в себе качества руководителя, организатора и ведущего, оставаясь при этом простым и искренним человеком. Другой бы просто не смог находить общий язык с сотнями разномастных изобретателей и рационализаторов из всех уголков страны. Зачастую предлагаемые изобретения (как кстати и внешности их авторов) были настолько экзотичны, что годились вроде бы для рубрики «Нарочно не придумаешь», но проходила передача, и редакцию заваливали запросами от предприятий, заводов и НИИ с просьбой предоставить документацию на изобретение и контактную информацию автора. Оказывалось, что это нужно всем. Стараниями ведущего на передачу приглашались легендарные люди, каждый из них считал честью для себя появится в детище В.А. Соловьева. Делился своими воспоминаниями про изобретение «терменвокса» 94-х летний легендарный Л.С. Термен.

Лев Термен во всей красе

На передаче рассказывал о своих путешествиях Лев Гумилев, сын Николая Гумилёва и Анны Ахматовой, рисовал свои шаржи легендарный датский художник Харлаф Бирдструп (на фото он с В.Д. Захарченко).

Кстати именно Бирдструп, в 1986 году на своем дружеском шарже, украсившем очередной выпуск «Техники Молодежи» изобразил бессменный на протяжении более чем 10 лет, состав жюри.

Авторский шарж Бидструпа специально для ТМ

Наибольшей популярностью у зрителя пользовался раздел автомобильных самоделок (по ссылке выпуск программы, посвященный автомобилям-амфибиям). Многие из авто, которые сейчас можно встретить на ресурсах, описывающих советский DIY-автопром, в первый раз были показаны именно на передаче «Это вы можете». В качестве примера можно привести легендарную Панголину и ее изобретателя Александр Кулыгина (вместе с жюри попавшего на шарж Бидструпа). Кратенькое упоминание о ней есть и на Хабре.

Панголина инженера Кулыгина

image

Неизвестно, как бы сложилась судьба программы в «новой» России, но внезапно, едва отметив своё 50-летие, скоропостижно умирает от разрыва сердца бессменный ведущий и идейный вдохновитель Владимир Соловьев. После его смерти «Это вы можете» некоторое время выпускалась, скорее по инерции, так как даже невооруженным глазом было заметно как сильно меняется ее содержимое. Как пел В.С. Высоцкий «… настоящих буйных мало, вот и нету вожаков». После смерти «капитана» сплоченный, казалось бы, коллектив постепенно распался. В 1999 году скончался В.Д. Захарченко и надежды на возрождение оригинального формата исчезли даже у самых преданных зрителей. Тем не менее, в 2013 году на Общественном телевидении России были представлены семь выпусков передачи, которые не нашли отклика у зрителя и программу опять закрыли, на этот раз навсегда. Понять почему, на самом деле, несложно. Достаточно посмотреть любой выпуск времен СССР и сравнить его с тем, что выпускалось уже в 21 столетии.
Лучше всего, на мой взгляд, сложившуюся ситуацию описал А. Лысенко в своей (в статье, посвященной памяти В.А. Соловьева:

Может быть, жив был бы Соловьев, и пристроил меня на родине..." Так заканчивалось письмо одного моего знакомого, долгие годы положившего на создание какой-то заковыристой машины и всю жизнь — на безуспешные попытки ее внедрения на Родине. Главное в изобретательстве не идея, главное, чтобы о твоей работе в нужное время узнали нужные люди. Писал он это письмо из далекого штата Техас, где, оказывается, и его, и его машину ждали с распростертыми объятиями

Смотришь на современное стартап-движение, на модное сейчас понятие pitch-инга и не понимаешь, то ли организаторы перевелись, то ли изобретатели… В общем, я честно просмотрел все доступные выпуски «Это вы можете» в сети Интернет. И даже написал объявление на местную видео-барахолку, с надеждой на то, что может быть у кого-то, хотя бы на VHS-кассетах остались записи… Программа эта стала для меня открытием и до сих пор я не могу понять, почему старой советской эстрады в Интернете полно, а программы вроде «Это вы можете» — либо доступны в виде кусков, либо попросту отсутствуют.

Неужели совсем никому это не нужно ?? Ребята!

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

[Из песочницы] Создание домашнего медиацентра. Пролог

Пролог Всё имеет своё начало. Вот и эта история началась с желания иметь свой медиацентр. Внимательно присмотревшись к предложениям продавцов, я понял, что серийные модели не удовлетворяют мои потребности. А аппетит у меня здоровый… Сразу приведу перечень моих пожеланий: Всё ...

Дайджест интересных материалов для мобильного разработчика #279 (10 — 16 декабря)

В новом дайджесте у нас шикарное расследование про геолокацию и то, как приложения делятся данными с рекламодателями, Metal и SceneKit для разработчиков, история приложения на $500,000, лучшие SDK, рост и реклама 2018. SceneKit — высокоуровневый фреймворк трехмерной графики в iOS, ...