Главная » Hi-Tech » «Это неплохая стартовая реклама, а логотип можно поменять после»: заказчики об «экспресс-дизайне» Артемия Лебедева

«Это неплохая стартовая реклама, а логотип можно поменять после»: заказчики об «экспресс-дизайне» Артемия Лебедева

Мнения представителей сети кальянных Art Hookah Family, бургерной «ДжонФёдор» и других предпринимателей о том, помогла ли программа «Студии Артемия Лебедева» в бизнесе.

В закладки

В апреле 2017 года российский дизайнер Артемий Лебедев запустил услугу по созданию фирменного стиля для малого и среднего бизнеса.

Одно из условий — логотип не обсуждается с заказчиком. На каждый логотип у сотрудников «Студии Артемия Лебедева» уходит от четырёх до 60 дней. Деньги за работу при этом не возвращаются, даже если заказчик решил не использовать полученный «экспресс-дизайн».

Такая стоимость должна привлечь стартапы, которые не могут позволить себе услуги крупных студий, но нуждаются в качественном дизайне. Цена «экспресс-дизайна» — 100 тысяч рублей, что, по словам Лебедева, в десять раз меньше стандартного тарифа.

По каким критериям отбирают заказчиков и сколько всего поступило заявок, неизвестно. Желающие поучаствовать в программе отправляют заявки на сайт «Студии», затем команда Лебедева выбирает понравившегося претендента и разрабатывает для него логотип и фирменный стиль.

69 из них оказались довольны результатом, 15 — разочарованы. Меньше половины участников программы оставили отзывы на сайте «Студии». Применили фирменный стиль на своих сайтах около 30% участников программы «экспресс-дизайн».

vc.ru узнал у участников программы «экспресс-дизайн», каких результатов они ожидали и что получили в итоге.

Основатель сети петербургских кальянных Art Hookah Family Артём Синяков

Дизайн для компании от «Студии Артемия Лебедева» — по ссылке.

У нас есть команда штатных дизайнеров, которая разрабатывала логотип, и он уже был почти утверждён, но для промо мы решили воспользоваться услугами «Студии Лебедева».

Обратившись туда, мы составили ТЗ, в котором было чётко написано, что в логотипе не должно быть никакой восточной тематики и изображения кальяна и аксессуаров, потому что мы уходим от псевдоарабского стиля и никогда так себя не позиционировали.

Один — в милитари, другой — в классике, раньше мы занимались производством кальянов, и они были выполнены в хай-теке. Все наши проекты сделаны в другой стилистике. Мы ломаем стереотип, что кальяны связаны исключительно с Востоком.

Мы понимали, что будет плохо, но не понимали, насколько. В результате дизайнеры прочитали ТЗ и сделали ровно наоборот. Я бы его использовал. Если честно, мы хотели увидеть что-то совсем лютое вроде «ДжонФёдора» — логотип, который будет активно обсуждаться. Да, он ужасный, но за ним теперь такая история, которая никуда не денется, и людей бы это стопроцентно привлекало. Столько мемов было вокруг него.

Он вроде и не позорный, но не подходит по всем ТЗ. Вокруг нашего логотипа такой истории нет: он сухой и неэмоциональный. Так и получилось — все в восторге. Поэтому мы решили ответить Лебедеву стихотворением, чтобы уже оно расходилось по медиа. Я задавал им направление, а ребята уже дальше корректировали мысль. Придумывали мы его всей командой: с креативщиками, маркетологами.

Но, может быть, это направление создали для того, чтобы изменить восприятие дизайна. Из всех «экспресс-дизайнов», что я видел, только три-четыре работы показались мне интересными. Потому что среди обычных проектов Лебедева есть довольно много хороших.

Дизайнер выполняет работу, но потом даже не включает её в портфолио, потому что это позор. Но на итог сильно влияет заказчик, а он зачастую направляет в ненужное русло. С этой точки зрения в проекте «экспресс-дизайн» есть что-то правильное; возможно, это повлияет на будущее отрасли.

Потому что те, у кого есть свежие идеи и кто способен правильно и чётко объяснить их дизайнеру, чаще всего не имеют денег, чтобы воспользоваться услугами такого дизайнера, как Лебедев. Проблема в том, что сейчас в России есть люди идейные и люди с деньгами, и это зачастую разные стороны. У них своё видение, которое сейчас уже не актуально. А те, у кого уже есть средства, статус и солидность, как правило, всё ещё живут в СССР.

Вот возьмём логотип Дудя — ну это же провал? Любому логотипу, даже ужасному, есть место на рынке, главное, чтобы он ассоциировался с этой компанией, чтобы в нём была какая-то своя фишка. Такого нет ни у кого, ассоциируется только с ним. Но он настолько же ужасен, насколько и прекрасен. Все компании переделывают шрифты на максимально простые, чтобы удобно было читать и наносить на одежду. И сейчас вообще тренд в мире на упрощение логотипов.

Основатель гомельской бургерной «ДжонФёдор» Кирилл Помалейко

Дизайн для компании от «Студии Артемия Лебедева» — по ссылке.

Мне нравится общаться и работать с интересными и интеллигентными людьми, а он, безусловно, один из наиболее ярких представителей интеллектуальной предпринимательской элиты русскоязычного пространства. В «Студию Лебедева» мы обратились по трём причинам: во-первых, мне очень симпатичен сам Лебедев.

В-третьих, в рамках программы «экспресс-дизайн» появилась возможность сделать всё это за вполне умеренные по меркам тарифов «Студии Лебедева» деньги. Во-вторых, я прекрасно понимал, что «Студия Лебедева» — хорошо известный в кругу моей целевой аудитории бренд, и мне хотелось попытаться использовать это знание в своих интересах.

Вы подумаете, что я пытаюсь оправдать себя «после драки», но с самого начала основной целью сотрудничества с Лебедевым я обозначил не отличный логотип (хотя, конечно, надеялся получить его бонусом), а возможность использования его имени при продвижении нашего нового бренда.

Повезло, но удачу люди, как известно, создают себе сами. Конечно, я и представить себе не мог, что мы получим такой резонанс, что будет Дудь, интервью для RTVI, Life.ru и сюжет на «Вести24».

На этапе обращения в студию мы определили для себя следующие критерии оценки будущего логотипа:

  • Потенциал для рекламы и продвижения. Никто в моём родном городе Гомеле никогда не заказывал логотип у «Студии Лебедева», и я считал, что смогу воспользоваться этим для локальной раскрутки бренда. Кроме того, появление «ДжонФёдора» в портфолио такой известной и посещаемой площадки, как artlebedev.ru, должно было улучшить индексацию нашего сайта.
  • Визуальная привлекательность логотипа, выражающаяся в его изящности и ощущении проработанности и дороговизны торговой марки.
  • Удобство использования логотипа: нанесение на уличные вывески, упаковку, рекламные материалы, интеграция в существующие интерьеры заведения.

Но тут важен ещё один вопрос: получилось бы обеспечить такой же эффект с логотипом, соответствующим второму и третьему критерию? В результате получилось, что с первым критерием у нас всё вышло великолепно (я получил результат, в тысячи раз превышающий тот, на который рассчитывал изначально), а вот с двумя другими не очень. Могу сказать вам совершенно уверенно, что я полностью доволен полученным результатом. Скорее всего, нет. Спасибо Тёме.

Мы разве мало плохого дизайна видим вокруг себя ежедневно? Очевидно, что логотип бургерной «ДжонФёдор» от «Студии Лебедева» никогда не стал бы таким медиасобытием без самого Лебедева. Почему тогда мы не бросаемся фотографировать каждую вторую вывеску на улице и коллективно кричать «обезглавьте того безрукого, который посмел создать это»?

Другое дело, что создать такой эффект с отрицательным контекстом легче, чем с положительным, так уж мы устроены. Создание эффекта массового обсуждения — это навык, а мастерское исполнение любого навыка доступно только талантливым людям.

Что касается ситуации с логотипом «ДжонФёдора» сегодня, наше заведение, включая все вывески, меню, упаковку, форму персонала и прочую атрибутику уже давно оформлено в полном соответствии с брендбуком, подготовленным для нас агентством «Остров Свободы».

Единственное исключение — огромный рисунок логотипа Лебедева, полностью занимающий одну из стен заведения. Даже Артемий Лебедев, увековеченный внутри нашей бургерной в слегка карикатурном виде, носит футболку с нарисованным на ней новым логотипом. Логотип Лебедева будет жить, это я вам обещаю.

Мы, например, планируем выпустить ограниченную серию различного мерчендайзинга, использующего и обыгрывающего лебедевский логотип.

Конечно, нужно обновить его в соответствии с новым фирменным стилем, и мы обязательно это сделаем. Что касается сайта: «ДжонФёдор» вынужденно занимает не больше 5% моего времени, и до обновления сайта, который я сделал сам на коленке за пару вечеров, просто не доходят руки.

Реклама требует доработки — замены лебедевского логотипа на новый от «Острова Свободы». Креативное агентство Jekyll & Hyde действительно сделало для нас рекламу, на которой бык (добыча, символизирующая еду), борется со львом (охотник, символизирующий наших гостей).

«Мяч» на стороне исполнителя уже несколько месяцев, я даже начал шутить, что виной всему проклятие «экспресс-дизайна» с его условием о невозможности доработок. Как только требуемая доработка будет сделана, мы запустим эту рекламу в своём регионе.

Когда я увидел логотип, сделанный «Студией Лебедева», то сразу понял, что применить его можно только в качестве шутки. Многие считают, что я воспользовался ситуацией для саморекламы, но у меня просто не было другого выбора. А шутка тем смешнее, чем больше людей смеётся.

Уверен, защитники логотипа, относящие себя к творческой интеллигенции и писавшие, что этот дизайн обогнал своё время, а провинциалы просто ничего не понимают, сказали бы противоположное, встреться он им на улице и не будь им знакома вся эта история. И не забывайте, логотип действительно ужасный. Это был бы просто ещё один откровенно неудачный логотип.

И нам, к счастью, удалось сохранить этот прирост, речь не идёт о временном эффекте на время повышенного ажиотажа. Благодаря этому ажиотажу наши продажи возросли. Можно говорить о дополнительных 20–25% выручки, что, конечно, не поражает воображение, но всё же позволило нам давно окупить потраченные на логотип деньги.

Потенциал логотипа и всей этой истории далеко не исчерпан. Уверен, эффект в крупных городах был бы многократно большим. Известность нашего бренда приводит к появлению у многих посетителей (в особенности у гостей из других городов) завышенных ожиданий. Кстати, есть и оборотная сторона шумихи, о которой многие не задумываются.

И иногда ставят нам плохие отметки. Такие гости ждут откровений, чего-то феноменального, впечатлений, сравнимых по своей силе с резонансностью истории с логотипом, а получают «всего лишь» вкусные бургеры из качественных ингредиентов, хорошее обслуживание и приятную атмосферу.

Сделать это своим новым брендом. Мне кажется, что, ухватив за хвост удачу с «ДжонФёдором» (а для Лебедева вся эта история, безусловно, удачна), Артемий решил систематизировать и регламентировать успех — создать конвейер по производству обсуждаемых, осознанно аляповатых логотипов. Причём всё это мракобесие творится в рамках программы «экспресс-дизайна», а значит, тени на основную, «денежную», работу студии не бросает.

Но это не мешает всем (или хотя бы большинству) новым участникам этой программы получать сравнительно больший рекламный эффект. Проблема в том, что повторить тот успех невозможно, ведь трюк уже знаком публике, а значит, фокус забавляет, но не потрясает, как при первом представлении. Ну а как иначе я бы узнал об Art Hookah Family?

Основатель онлайн-платформы для занятий фитнесом FitUnion Евгений Полищук

Дизайн для компании от «Студии Артемия Лебедева» — по ссылке.

Мы не профессионалы в разработке логотипов, для нас было важно, чтобы не задавали лишних вопросов, а предложили и реализовали хороший вариант. Мы обратились в «Студию Артемия Лебедева», так как не хотели долго выбирать подрядчиков и пересматривать массу портфолио. Также основной причиной послужило доверие к личности самого Артемия.

В разработке дизайна принципиальное значение для нас имело отсутствие в логотипе прямой ассоциации со спортом (гантели, гири, штанги), поскольку продукт FitUnion — это в первую очередь сервис, и визуальная составляющая бренда должна быть реализована в стилистике сервисов и приложений.

«Студия Артемия Лебедева»

Так, собственно, и случилось. У нас было чёткое понимание, что ожидания точно не совпадут с действительностью. Но мы изначально решили, что примем любой вариант.

Для получения обратной связи о нём делали опрос среди клиентов и сотрудников. Логотип, выполненный «Студией Лебедева», мы используем уже несколько месяцев. Сейчас логотип всем нравится: со временем люди понимают, что это уникальный отличительный знак, что он не банален. Первой реакцией у большинства было: «Не понял», «Нечитабельно», «А как это связано со спортом?». И это хорошо!

Руководитель белгородского digital-агентства «Продвижение» Дмитрий Лимонов

Дизайн для компании от «Студии Артемия Лебедева» — по ссылке.

Были в постоянном поиске улучшений. Мы долго пытались разработать стиль самостоятельно, но постоянно застревали в каких-то образах, не могли прийти к конечному результату. Поэтому обратились к ребятам, которые точно смогут сделать хорошо.

Пока мы не настолько большая компания, чтобы заказывать стиль за 3 млн рублей, а 100 тысяч — вполне подъёмная цена для стиля и логотипа. Ждали качественную работу по всем стандартам брендинга и дизайна.

В процессе его написания опасались дать много лишней информации, которая могла быть неверно трактована. Мы сами часто брифуем клиентов и понимаем, как сильно результат зависит от правильно составленного ТЗ.

Качество не зависит от обсуждения, даже наоборот, чаще мешают и сбивают с толку. Кроме того, клиент не всегда формулирует адекватные требования, а сильному специалисту иногда не нужны его запросы. Гораздо важнее полное, ёмкое ТЗ и представление (со стороны заказчика) о том, как работают дизайнеры.

«Студия Артемия Лебедева»

Конечно, многие старые клиенты, более консервативные коллеги и посетители сайта жаловались: «Режет глаза». Логотип, предложенный «Студией», зашёл отлично. А если серьёзно, некоторые говорили о плохой читабельности, но в этом и был смысл: получить не читабельность, а уникальность и персонализацию. На это мы отвечаем: «Успех должен резать глаза».

Мы постоянно получаем полярные отзывы: от негодования до «на стиль шишка набухает». Цели нравиться всем у нас не было. Кого-то логотип злит и раздражает, кого-то радует и привлекает. Но нам нравится, что люди не проходят мимо. И это точно лучше, чем отсутствие каких-либо эмоций.

Создатель одной из первых веб-студий в Воронеже Андрей Парфёнов

От айдентики требуется две вещи:

  • Запоминаться (в позитивном ключе) и привлекать внимание.
  • Быть удобной для работы. Логотип должен хорошо смотреться на вывеске, буклете, шариковой ручке и допускать печать в один цвет.

Важно, чтобы в логотипе не было дополнительной негативной смысловой нагрузки. При этом для стартапа дизайн — это не просто красивый логотип, его задача — донести до целевой аудитории ценности компании, и дизайн тут выступает лишь одним из инструментов.

Экспресс-стрижка, экспресс-мойка автомобиля — это то же самое. Конечно, не надо ждать чуда от «экспресс-дизайна». Это надо рассматривать как неплохую стартовую рекламу, а логотип можно поменять уже после того, как будет получен рекламный эффект. Только в случае дизайна большим плюсом является имя студии, которое сразу привлекает интерес к бренду.

Задача заказчика — максимально подробно рассказать о целевой аудитории, продукте, отличиях, ценностях, том сообщении, которое хочет донести. Тем не менее шанс сделать хорошую работу есть (я бы сказал, что этот шанс сильно уменьшается при активном вовлечении заказчика в процесс создания фирменного стиля). Чем больше нужной информации сообщит заказчик, тем больше вероятность того, что он получит требуемый результат.

При этом в плюсе остаются все: Судя по описанию процесса на страницах «Студии», работают над этими логотипами не самые квалифицированные специалисты (скорее всего, стажёры).

  • Стажёр учится на рекламных проектах.
  • «Студия Лебедева» получает дополнительный PR.
  • Заказчик за небольшие деньги получает PR и в комплекте с ним логотип (иногда вполне приличный).

И 100 тысяч за логотип, сделанный начинающим дизайнером, если рассматривать среднюю стоимость, — дороговато. Что же касается стоимости «экспресс-дизайна», надо рассматривать не 100 тысяч рублей за логотип, а 100 тысяч за охват потенциальной аудитории.

По-моему, только ленивый не слышал о бургерной «ДжонФёдор». Но рекламный эффект за эти же деньги (особенно при обсуждении первых работ «экспресс-дизайна») должен вполне оправдывать затраты. И это всего лишь за 100 тысяч.

#артемийлебедев #экспрессдизайн #джонфёдор


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Олег Тиньков заказал себе первую в мире яхту-ледокол стоимостью более €100 млн

Олег Тиньков заказал себе первую в мире яхту-ледокол стоимостью более €100 млн — Транспорт на vc.ru Свежее Вакансии Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти Банкир планирует жить на ней несколько недель в ...

Нейросеть Facebook позволила управлять движениями людей, снятых на видео

Технология продолжает развиваться, причем крайне стремительно — это казалось невозможным, но отныне снятыми на видео людьми можно управлять при помощи клавиатуры компьютера. Нейронные сети уже умеют создавать лица несуществующих людей и даже улучшать качество видео. Это надо видеть — благо, ...