Hi-Tech

«Это для души»: как и почему российский бизнес поддерживает «ОВД-Инфо», «Агору» и другие правозащитные организации

Они теряют прибыль, но говорят, что так выражают гражданскую позицию. Предприниматели выпускают значки, футболки, худи и аксессуары и перечисляют деньги от продаж правозащитникам.

В закладки

После протестных акций в России основатели магазинов «Мам, купи!» и «Июль», бара «Антресоль» и другие предприниматели объявили о готовности перечислять деньги правозащитным организациям и СМИ, которые освещают резонансные судебные дела: «Медиазоне», «ОВД-Инфо», «Агора» и другим.

Впрочем, есть и компании, которые начали поддерживать НКО ещё раньше и продолжают это делать, несмотря на то, что лишаются прибыли и даже терпят убытки. Для предпринимателей это стало способом выразить свою гражданскую позицию и заявить о недовольстве политической ситуации в стране.

Какие российские предприниматели поддерживают правозащитные НКО

27 июля во время несогласованной акции протеста силовики задержали более 1000 человек. Летом 2019 года в Москве прошла серия митингов в поддержку независимых кандидатов в городскую думу.

Спустя несколько дней магазин сувениров и одежды «Мам, купи!» объявил о начале продаж футболки «Ребус» с зашифрованной фразой «Мусора хуже говна», которая была на плакате задержанного художника Артёма Лоскутова (из-за плаката его оштрафовали на 10 тысяч рублей).

Основательница «Мам, купи!» Дарья Зарыковская пообещала направить 20% от продажи футболок правозащитным организациям «Агора», «Правозащита Открытки» и «ОВД-Инфо», которые поддерживали задержанных, а также изданию «Медиазона», освещавшему работу российских судов и правоохранительных органов.

Футболка «Ребус»

Дарья Зарыковская рассказала vc.ru, что «Мам, купи!» раньше не связывал свои изделия с благотворительностью и подобными акциями в поддержку НКО.

Меня возмутили события в Москве — митинги и прочее неправомерное поведение со стороны властей, государства и правоохранительных органов.

Мне как-то захотелось высказать свою гражданскую позицию, поэтому я сделала такую футболку.

Дарья Зарыковская

основательница «Мам, купи!»

По подсчетам основательницы магазина, с 29 июля «Мам, купи!» продал больше 160 футболок, а всего в НКО перечислили 64 тысячи рублей.

В октябре 2019 года о поддержке «Медиазоны» и «Руси Сидящей» (проект благотворительного фонда помощи осужденным и их семьям) объявила основательница магазина сумок «Июль» Юлия Матвеенко.

Она выпустила 20 поясных сумок со специальным принтом в виде цепей и колючей проволоки и пообещала направить 50% выручки от их продажи на поддержку НКО.

Но пока из всей партии ей удалось продать только четыре сумки. По её словам, аудитории понравилась идея и пользователи активно делились публикацией с объявлением.

Она уже перечисляла деньги от продажи сумок кошачьему приюту и московскому убежищу для представителей ЛГБТ. Матвеенко пояснила, что уже не в первый раз проводит подобные благотворительные акции.

В этот раз она решила помочь «Медиазоне» и «Руси Сидящей», поскольку её беспокоит политическая ситуация в стране.

И вот это единственное, что я могу сейчас делать, — [помочь] своим проектом. Каждый раз, когда я читаю новости, у меня опускаются руки, и я не знаю, что делать. Я давно об этом думала, просто сейчас получилось реализовать.

Юлия Матвеенко

основательница магазина сумок «Июль»

В середине сентября 2019 года владелица московского бара «Антресоль» Екатерина Прохорова рассказала, что заведение в течение двух недель будет бесплатно наливать пиво в обмен на пожертвование «ОВД-Инфо» и «Медиазоне».

В беседе с vc.ru Прохорова рассказала, что акция продлилась семь дней.

Почему именно «Медиазона» и «ОВД-Инфо»? Я считаю очень важным поддерживать такие социальные проекты. Я сама столкнулась с ситуацией ментовского беспредела, рэкета в центре Москвы в 2019 году.

Арендодатель незаконно потребовал от владельцев не оговоренную договором сумму денег, а затем опечатал заведение вместе с личными вещами. (Речь идет ещё об одном баре Прохоровой Little Craft Bar. По словам Прохоровой, полиция вмешаться и помочь отказалась, — vc.ru)

Просто у меня есть понимание, что в любой момент придут сейчас в России за любым. Я понимаю, насколько важно, чтобы такие случаи освещались и помогали людям в таких ситуациях.

Екатерина Прохорова

владелица московского бара «Антресоль»

В октябре Прохорова вместе с друзьями переформатировала акцию и запустила «День доната» — раз в неделю в заведение приходит приглашённый гость и разливает пиво посетителям в обмен на пожертвования.

14 ноября гостем «Антресоли» станет журналистка Татьяна Фельгенгауэр. В «Дне доната» уже поучаствовали главный редактор «Медиазоны» Сергей Смирнов, а также солистка группы «Алоэ Вера» Вера Мусаелян.

​Сергей Смирнов в «Антресоли»

По подсчётам Прохоровой, во время недельной акции для НКО собрали 75 тысяч рублей, а после объявления об окончании бару поступило единовременное пожертвование в 25 тысяч рублей.

Екатерина Прохорова объясняет, что теперь «День доната» — это долгосрочный проект. За четыре «Дня доната» бару удалось собрать и 100 616 рублей.

Мы хотим сделать кейс и предложить его всему малому бизнесу: показать, что это легко, просто и не страшно — заявлять о своих намерениях и поддерживать какие-то организации.

Малый бизнес может делать это очень эффективно — [пожертвовать] небольшой процент проще, чем когда каждый человек донатит из дома 10 рублей.

Переводит деньги «Медиазоне» и магазин значков «Масть», который основал веб-дизайнер Александр Долгих.

Они согласились, но при условии, что часть средств от продажи коллекции будут отчислять «Медиазоне». Он рассказывает, что хотел объединится с проектом художников «Культраб» и сделать совместную коллекцию.

В неё вошли три значка — в форме капли крови, с фразой «Будет хуже» (лозунг «Медиазоны»), а также с фразой «Forever Old» — «Для старых с рождения». Так в декабре 2018 года появилась совместная коллаборация «Масти», «Кровостока» и «Культраба».

Сейчас партия раскуплена, магазин планирует выпустить новую — и ведёт переговоры с партнёрами. С каждого проданного значка «Масть» отчисляла по 100 рублей, и по подсчётам Долгих, магазину удалось собрать 80 тысяч рублей.

А локальный екатеринбургский бренд Unique в начале 2019 года выпустил коллекцию одежды в поддержку представителей ЛГБТ-сообщества, которые сталкиваются с притеснениями и полицейским произволом.

В коллекцию вошли три футболки — с хэштегом #saveLGBTinRussia, фото Конституции на фоне лозунга «Помним, любим, скорбим» и напоминанием «Ты следующий».

Коллекция всё ещё продается. Бренд жертвует 20% с продажи коллекции в фонд «Российской ЛГБТ-сети», защищающей права представителей ЛГБТИК-сообщества.

Основатель бренда Андрей Аллегров рассказал vc.ru, что мысль о создании серии одежды возникла после публикаций в СМИ информации о пытках геев в Чечне — когда по стране планировались одиночные пикеты с плакатами.

Не долго думая, я решил присоединиться, но в качестве плаката использовал футболку из коллекции на фоне администрации Екатеринбурга.

Решил выпустить небольшую серию. Поначалу это была одиночная футболка без тиражирования, но после публикации получил отклик аудитории с вопросами, как можно её купить.

Андрей Аллегров

основатель бренда Unique

По подсчётам Аллегрова, за время акции организации перечислили примерно 10–15 тысяч рублей.

При этом, отмечает основатель бренда, негатива в соцсетях почти не встречалось, а от самой организации пришло письмо с благодарностью за пожертвования. Пользователи соцсетей делились принтами футболки Unique.

Этим летом Unique повторил благотворительную акцию: магазин переводил 15% с продажи любого изделия в Greenpeace на помощь в борьбе с пожарами в Сибири.

Предприниматели хотят проводить благотворительные акции, несмотря на убыточность для бизнеса

По словам Дарьи Зарыковской, при месячном обороте «Мам, купи!» от 7 до 14 млн рублей компания почти ничего не зарабатывает с продажи футболок «Ребус».

«Она была создана для души», — заключает основательница магазина. Кроме того, средняя цена на футболки в «Мам, купи!» — 2500 рублей, но «Ребус» стоит на 500 рублей дешевле, чтобы её покупало больше людей.

Матвеенко уточнила, что ежемесячная прибыль магазина составляет от 50 до 150 тысяч рублей в зависимости от сезона. Создательница бренда «Июль» Юлия Матвеенко также объяснила, что ничего не зарабатывает на благотворительной линейке сумок: бренд получает максимум 200 рублей от продажи одного изделия, а остальное переводит «Медиазоне» и «Руси Сидящей».

Владелица бара «Антресоль» Екатерина Прохорова отметила, что заведение работает всего пару месяцев, поэтому она не готова называть конкретные цифры по обороту и прибыли.

Тут ты в любом случае готов чем-то жертвовать. Я это делаю не только из-за маркетинга, но из-за своей политической позиции. Но в этой ситуации точно всё не зря, и я не могу сказать, что я в минусе нахожусь.

Екатерина Прохорова

владелица бара «Антресоль»

В этом году ежемесячный оборот бренда составил 40–60 тысяч рублей в месяц. Основатель екатеринбургского бренда Unique подсчитал, что из-за отчислений НКО и вовсе иногда может уйти в минус, но заметил, что проект локальный, у него нет стремления заработать много денег.

У нас немного другой подход к этому, само участие и самовыражение в социальных акциях довольно важно», — поясняет он. «Акции могут в теории влиять на прибыль положительно, если ставить ценник выше и из накрутки отчислять, к примеру, в фонды.

Некоторые предприниматели ставят поддержку НКО в приоритет и не рассчитывают на большую прибыль

Для таких проектов поддержка правозащитных НКО и информирование о проблемах в стране — более приоритетна, чем рост прибыли. В России есть также проекты предпринимателей, которые позиционируют себя как социальный бизнес.

Его в 2017 году основала супружеская пара — ИТ-специалист Егор Еремеев и креативный продюсер Алина Музыченко. Таким социальным бизнесом себя называет проект «Культраб».

В апреле 2018 года «Культраб» выпустил совместную коллекцию с «Кровостоком», часть прибыли от продажи которых переводят «Медиазоне».

По словам основателей, передавать организациям большие суммы проблематично — бизнес не может жертвовать все деньги от проданных товаров, если хочет продолжать функционировать

Например, выпустил коллекцию вещей в поддержку фонда Андрея Рылькова, который помогает наркозависимым. В итоге «Культраб» стал думать, как привлечь внимание к НКО и привести к ним больше регулярных жертвователей.

Акция действовала таким образом: покупатель переводил пожертвование фонду через сайт «Нужна помощь» и получал специальный промокод со скидкой на любую вещь.

Для нас было главным, что человек совершает это действие самостоятельно.

Заходит на сайт «Нужна помощь», находит там Фонд Рылькова, переводит деньги и через это эмпирическое действие он становится донором, активистом, он делает что-то самостоятельно.

Многие наши покупатели вообще никогда этого не делали, и было много хороших отзывов.

Алина Музыченко

креативный продюсер «Культраб»

При этом покупатель мог сам выбрать сумму пожертвований от 100 рублей и решить для себя, хочет ли он стать регулярным донором.

Однако главной целью «Культраба» было не собрать деньги в поддержку, а рассказать аудитории о существовании фонда Рылькова и привлечь внимание к проблеме наркопотребления.

Для этих же целей «Культраб» провёл мероприятие «Россия 228» с публичными обсуждениями 228 статьи УК РФ («Незаконное употребление и хранение наркотиков»).

В неё вошли свитер «Анархия», шарф «Разжигай», футболка «Шаманы», худи «Солидарность», а также значки, открытки и другие вещи. В конце октября 2019 года «Культраб» выпустил новую коллекцию «Параллельная Россия».

Свитер «Анархия»

Бренд объявил, что отправит часть партии худи в СИЗО арестованным по «московскому делу», делу «Сети», «Нового величия» и студенту МГУ Азату Мифтахову.

Основатели «Культраба» замечают, что их история — не про заработок денег, поэтому они не могут назвать конкретные данные по обороту и прибыли.

Кроме того, доход зависит от конкретной коллекции: сколько цветов будет использовано для принтов и у каких поставщиков будут заказывать ткань.

В частности, проводить съёмки новых коллекций. По словам Егора Еремеева, «Культраб» платит художникам и людям, которые помогают обрабатывать онлайн-заказы, но проект поддерживают и много людей, которые готовы помогать и делать что-то бесплатно.

Что говорят о поддержке правозащитные НКО

Представители «Медиазоны» и «ОВД-Инфо» рассказали vc.ru, что они рады поддержке бизнеса, но узнают о переводах предпринимателей случайно, а иногда не узнают об этом вообще.

Издание не знало и о том, что деньги перечисляют магазины «Мам, купи!» и «Масть». Например, об инициативе бара «Антресоль» сотрудники «Медиазоны» узнали из социальных сетей, рассказала vc.ru редактор фандрайзинга Ксения Живаго.

«Если в комментариях к пожертвованию не указано, что оно от предпринимателя, то выявить это почти невозможно», — рассказывает сотрудница «ОВД-Инфо» Екатерина Ставрогина. «ОВД-Инфо» и «Медиазона» объясняют, что отследить платёж довольно сложно.

Например, рассказать о них в своих социальных сетях, сделать совместную акцию или специальный проект. В то же время представители организаций хотели бы знать, какие компании переводят им деньги, и сотрудничать с ними на постоянной основе или просто иметь возможность поблагодарить.

Иногда мы знаем этих людей, потому лично с ними знакомы или они сами выходят с нами на связь, как, например, Protest Store.

Тем не менее мы стремимся получше узнать тех людей и проекты, которые разделяют наши ценности. Иногда их поддержка существует параллельно с нашим знанием о ней, к сожалению.

Как, например, со Sports.ru, который создал линейку футболок и чехлов для телефона «Комон». Нам хотелось бы с ними больше сотрудничать, иметь возможность предложить что-то взамен или сделать что-то вместе. Или с баром «Антресоль», в котором с недавних пор можно взять стикеры с нашим логотипом.

Екатерина Ставрогина

сотрудница организации «ОВД-Инфо»

По словам Ксении Живаго, «Медиазоне» важна не только материальная поддержка от предпринимателей, но и возможность рассказать их аудитории об издании.

Я стараюсь ходить на «День Доната» и вижу, как люди часто за стойкой решают пожертвовать одному или двум проектам.

И мы стараемся словами объяснить, почему важно нас поддержать. Я вижу, как люди объясняют своим друзьям, какой проект чем занимается. «Антресоль», в этом полуофлайн-формате, делает способ фандрайзинга своего рода уникальным.

Ксения Живаго

редактор фандрайзинга издания «Медиазона»

Ставрогина отмечает, что в итоге получилась не очень большая сумма, но подобная акция — хорошая возможность для правозащитного или медиапроекта увидеться с лояльной аудиторией. По подсчётам «ОВД-Инфо», за один месяц посетители бара перевели проекту 95 платежей. По четвергам в «Антресоли» можно пообщаться с людьми, которые разделяют ценности правозащитников.

Возможно, они положат начало созданию коммьюнити доноров НКО и внесут свой вклад в развитие культуры благотворительности», — отмечает она. «Учитывая специфику деятельности наших проектов, такие встречи — редкий счастливый повод, чтобы собраться вместе.

Как рассказала vc.ru сотрудница Центра помощи пережившим сексуальное насилие «Сёстры» Катерина Бахренькова, сотрудничество с предпринимателями развивается непросто, потому что ещё несколько лет назад бизнес не хотел себя ассоциировать с проблемой сексуального насилия.

Сейчас центр все ещё не сотрудничает с крупным бизнесом, но «Сестёр» поддерживают небольшие проекты, которые в основном занимаются активизмом.

Как полагает Бахренькова, для таких жертвователей проявление солидарности — составляющая их работы с сообществом. Деньги центру перечисляли проект Barking Store, а также петербургский магазин косметики «Самосвет».

В этом случае центр готовит информационные материалы, и сотрудники НКО отсматривают, какие иллюстрации и тексты компания использует, чтобы рассказать об акции. Впрочем, иногда центр объединяется с бизнесом, чтобы проинформировать аудиторию о проблемах сексуального насилия. Подобный проект проводил бренд белья Etam в начале 2019 года.

Так получилось, что наши этические принципы в корне расходятся с теми маркетинговыми моделями, которые считаются работающими.

Мы не рассказываем историй тех, кто к нам обращается, не используем в качестве инструментов продвижения жалость к пострадавшим и страх, а ещё старательно следим, чтобы тема сексуального насилия отделилась от секса, так как это принципиально несовместимые вещи.

Наша позиция в этом вопросе достаточно жёсткая, бывало, нам приходилось отказывать и даже прекращать сотрудничество, когда все эти темы возникали в визуальном и смысловом ряду кампании.

Катерина Бахренькова

сотрудница Центра помощи пережившим сексуальное насилие «Сёстры»

Из них 46% переводят через фонд «Нужна помощь». По словам Бахреньковой, среди пожертвований за 2018 год 69% составили пожертвования от частных лиц.

Сами правозащитники привлекают доноров с помощью медийных проектов и отчётов о потраченных деньгах

Тогда, вспоминает Ксения Живаго, поддержать издание призывали журналисты, издатели, артисты. «Медиазона» запустила краудфандинговую кампанию в 2017 году.

Иногда количество пожертвований растёт, если сотрудники ведут много онлайн-трансляций из судов или работают на протестных акциях и митингах. Сейчас издание регулярно напоминает о сборе средств. В такие дни читатели сами пишут в соцсетях, что нужно поддержать проект.

Деньги уходят на функционирование редакции: зарплаты сотрудников и аренду помещения. Сейчас сумма пожертвований составляет 1 577 949 рублей в месяц. Если издание дойдёт до отметки в 3 млн в месяц, то это позволит создавать новые форматы и нанять больше сотрудников. В конце 2018 года «Медиазона» публиковала подробный отчёт о собранных и потраченных средствах.

По словам Екатерины Ставрогиной из «ОВД-Инфо», сейчас у организации 5600 регулярных жертвователей, и их количество значительно выросло после летних протестных акций, которые привлекли внимание к работе проекта.

«Мы ожидаем, что число пожертвований уменьшится, но уменьшения трат на адвокатов, увы, ожидать не приходится. Однако несмотря на рост числа пожертвований, почти все перечисленные деньги ушли на оплату адвокатов для помощи задержанным на этих же протестных акциях. Несмотря на то, что внимание к летним событиям ослабевает, в судах всё только начинается и будет продолжаться ещё не один месяц», — отмечает Ставрогина.

Основная статья расходов организации — правовая помощь и оплата юристов и для поддержки в судах. «ОВД-Инфо» существует с 2011 года и объединяет и правозащитный, и исследовательский, и медиапроект.

Учитывая, что наш проект объединяет в себе несколько направлений, выходит так, что кто-то знает нас прежде всего как медиа, кто-то видит в нас по большей части правозащитников, для кого-то мы — источник новостей о задержаниях и задержанных.

Все те люди, которые уже поддерживают нас финансово, выступают для нас не столько донорами, сколько частью нашего сообщества, перед которым мы отвечаем.
Результатами работы по каждому направлению мы и стараемся привлекать новую аудиторию.

Мы считаем себя ответственными за те деньги, которые мы от них получаем. Они для нас — «индикаторы» того, всё ли мы правильно делаем, не утратили ли мы их доверия. Эти же отчёты мы публикуем и на сайте.
И каждый месяц мы рассылаем подробные отчёты о том, как мы тратили деньги и что смогли сделать благодаря финансовой поддержке.

Екатерина Ставрогина

сотрудница организации «ОВД-Инфо»

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть