Главная » Хабрахабр » Есть ли жизнь под Windows 98, часть первая — про железо

Есть ли жизнь под Windows 98, часть первая — про железо

Я люблю копаться со старым железом. Взять какую-нибудь старую железку и привести её в пригодное для использования состояние доставляет мне удовольствие. За хобби я это не считаю, потому что не последователен — развлекаюсь только с тем, что в руки попадётся. Обычно не бегаю за конкретными вещами и коллекцию не собираю, стараюсь к выбору «пациентов» подходить с прагматичной точки зрения — старые сервера, ноутбуки и т.п., что ещё можно приспособить для каких-то практических целей. К примеру, если взять двухпроцессорную материнскую плату второй половины нулевых на Socket 771, то в неё можно недорого воткнуть пару Xeon и 32 гигабайта FBDIMM и получить довольно бюджетную платформу для виртуальных машин, которым важнее память, чем процессор.

Началось, по-моему, с давно валявшегося системного блока на Pentium 3, который ушел на покой не так уж давно — работал печатной машинкой и крутил программы на FoxPro под DOS, а вот 1С уже не потянул.
Но сейчас что-то накатило и захотелось просто из любви к искусству пару-тройку конфигураций компьютеров собрать и успокоиться. Туда поставили современный смайлик Pentium4 на котором 1С уже запускалась за терпимое время, а P3 лег на полку.

А на днях как-то совпало, что одновременно прочитал несколько статей по сборке ретроПК, набрёл на пару тематических каналов на youtube и захотелось вот.

Лично меня эмуляторы пока устраивали, потому игры — не то, из-за чего я решил заняться сборкой. Большей частью ретроПК собирают для того, чтобы запускать старые игры — если чем-то не устраивает игра на эмуляторах. Захотелось. Больше просто из любви к искусству. Но игры всё же будут шкалой, по которой будут измеряться сборки.

Есть варианты, которые позволяют с помощью некоторых ухищрений максимизировать количество нормально запускаемых игр и собрать компьютер, на котором можно играть как в Maniac Mansion и Wing Commander, так и в Unreal Tournament и Deus Ex. Сборки — потому что одной универсальной, на которой нормально пойдут игры от Digger до Quake 3, не обойтись. У меня, правда, подходящих деталей под рукой нету, потому придется танцевать от имеющегося, потихоньку подыскивая интересные варианты на будущее.

Платформа (материнская плата + процессор)

Старый системный блок, который взял за отправную точку. Ещё производства Vist, если кто помнит такую контору.

Плата оказалась Intel D815EEA — 815 чипсет, поддержка процессоров до Coppermine, памяти до 512 мегабайт (ограничение чипсета). Подозреваю, что материнская плата в нём не менялась с момента покупки — я её еле вытащил, настолько плотно была зажата блоком питания (корпус ещё из тех, где БП нависал над материнской платой, а не находился сверху). AGP, 5PCI, AMR, встроенные видео и звук, но сети нет.

То есть поздний DOS и ранний Windows (9x-ME), по железу — примерно 2001-2002 год. Используя её, как отправную точку, решил собирать компьютер для игр конца девяностых — начала нулевых.

В те времена ХР ещё только появлялась и довольно много людей держали NT/2000 для работы и интернетов и 9х для игр. XP на это железо поставить можно, конечно, но решил всё же остановиться на Windows 98SE — для аутентичности. Я тоже решил не заморачиваться. Большинство же домашних пользователей не заморачивались и пользовались до выхода ХР только 9х. Плюс было интересно, можно ли сегодня использовать систему на Windows 98 как полноценный компьютер (с учетом железа, конечно).

Практически максимум, который поддерживает эта плата (1100 и 1133 были редки, так что можно считать просто максимумом). Процессор на материнской плате был Pentium 3 1000EB — ядро Coppermine, кэш 256 килобайт, шина 133 мегагерца, множитель, соответственно 7,5.

Пусть материнская плата его и не поддерживает, но оторвав, изогнув и замкнув несколько ножек, можно было установить Tualatin на плату с поддержкой Coppermine. Но мне захотелось всё же воткнуть сюда процессор на ядре Tualatin. Потому параллельно с играми с имеющимся железом решил поискать Celeron Tualatin. Да, можно было бы покопаться паяльником в гнезде процессора, но процессор не так жалко ковырять, как материнскую плату. Pentium 3 Tualatin встречался реже и сегодня за него просят много денег, а процессоры Celeron до сих пор можно купить за 1-2 доллара.

На плате была пара вздувшихся конденсаторов, но запустилась она нормально, потому я решил в качестве платформы использовать её. В итоге Celeron нашелся, да не один — а с материнской платой Chaintech 6OJA3T, родным кулером и 512 мегабайтами памяти.

Во-вторых, поддержка Tualatin без игр с паяльником. Во-первых, 6 PCI против 5 у Intel. А то как это — иметь Celeron и не поставить его на шину 133? Ну и в-третьих — поддержка разгона без загибания ножек у процессора. Смайлик. На 150-170 ставить не обязательно, но на 133 — просто необходимо.

Кондёры быстренько перепаяли и я потихоньку приступил к сборке.

Память

Память решил оставить ту, что пришла с Chaintech. В крайнем случае поменяю, небольшой запас есть.

Корпус

Дальше надо было выбрать корпус. Старый использовать не хотелось, потому просто выбрал самый старый из удобных для сборки.

S506, по-моему. Это оказался какой-то из близких родственников Inwin S500 — уже с дыркой на боку напротив процессора (то есть с учетом pentium4 делался), но ещё без USB-портов на передней панели. Имеющиеся более аутентичные просто консервные банки, в которых копаться противно. Думаю, что это в меру аутентично для начала нулевых.

В итоге либо переставлю из другого корпуса, либо поставлю диск в другое место — всё равно не планируется ставить большое количество дисков. Не было корзины для жестких дисков, но это не проблема на данном этапе.

Какой-то безымянные на 300 ватт, в «плюсах» — разъем для подключения питания монитора, тоже примета той эпохи. Блок питания взял первый попавшийся из рабочих.

Потому в запасах откопали универсальную, лишнего разве что отверстие под сетевую плату, но это не страшно. Заглушки для материнской платы нормальной не было — та, что на старом корпусе стояла, в новые корпуса просто так не встанет — крепление другое. Лучше, чем дыру оставлять.

Видеокарта

Теперь надо было выбрать видеокарту. Идеальным выбором был бы Voodoo4 или Voodoo5, но их у меня нету. Voodoo3, впрочем, тоже.

Может потом к ним и приду. Потому из имеющегося, наверное, стоило бы взять GeForce FX5200 или Radeon 9200SE как самые новые и самые быстрые.

Потому что Matrox. Но пока что решил взять Matrox G400. Это сейчас на всех видеокартах минимум два выхода. Это бюджетный вариант с 16 мегабайтами памяти, но с возможностью подключения двух мониторов. Плюс Matrox ещё делали видеокарты с четырьмя видеовыходами. А в те времена подключение второго монитора к той же карте было редкой возможностью, но для Matrox — практически стандартом.

Потому что Voodoo. А в пару к G400 решил поставить 3dfx Voodoo 2. Ну и запуск игр времени господства 3dfx без использования эмулятора API Glide.

Ставилась в дополнение к имеющейся видеокарте. Кто не помнит/не знает — во второй половине девяностых существовало понятие «3D-ускорителя» — платы, которая занималась только обработкой трехмерной графики. Могла обмениваться данными через шину PCI, либо подключалась «на просвет» — монитор включался в ускоритель, а ускоритель кабелем-перемычкой подключался к видеокарте.

Звуковая карта

С играми под Windows звуковая карта не слишком важна, разве что в плане поддержки различных API трехмерного звука можно было повыбирать (EAX, A3D) да в качестве воспроизведения MIDI-файлов (FM-синтез или Wave Table, второе лучше). Но как раз в Windows разница в качестве воспроизведения MIDI стала стираться, карты начали использовать программные таблицы сэмплов в оперативке компьютера. Сегодня разница между встроенной звуковушкой и какой-нибудь audigy, конечно, есть, но не такая огромная, как между FM-синтезом и картами с Wave Table в DOS.

Обычно для этих целей берутся звуковые карты на шине ISA — чаще всего стараются найти Sound Blaster AWE32/64, при невозможности — что подвернётся под руку, начиная с ESS688. Так что основная задача при выборе карты для ретроПК — нормальная поддержка в чистом DOS (а не в DOS-сессии Windows).

Тут люди делятся на два лагеря — одни любят Aureal Vortex2, другие — Creative Sound Blaster Live! В моём же случае ISA на материнской плате нету, значит надо было выбирать среди карт с шиной PCI и драйвером под DOS.

В наличии у меня какая-то C-Media 8738 — самая распространенная бюджетная звуковая карта в наше время, карта на Aureal Vortex AU8810 — бюджетном варианте Vortex и SB Live! Я ни к какому лагерю не принадлежу, танцую от наличия. 1 Digital (SB0220). 5. Это довольно поздняя модель, потому про неё поговаривают, что с поддержкой DOS не всё хорошо, но в других местах утверждают, что всё нормально и даже предлагают драйвера. Само собой выбрал SB Live! Надо пробовать.

Сетевая карта

Встроенной сетевой карты нет, так что придётся один слот израсходовать на дискретную. Сперва попробовал поставить 3COM 3C905C, но на неё как-то криво встали драйвера. Мне было лень разбираться, потому заменил её на первый попавшийся Realtek 8139, который завёлся без вопросов. Может потом вернусь к 3COM, но пока Realtek вполне устраивает.

Дополнительные платы расширения

Остается три свободных слота — так что добавить можно много чего.

В первую очередь добавятся дополнительные USB-порты, двух встроенных мало даже для ретроПК.

Можно SATA-контроллер, но не вижу смысла. А вот во вторую и третью очередь пока нету ни идей, ни необходимости что-то добавлять.

Может ещё одна Voodoo2 для SLI-режима, если удастся поймать где-нибудь. Возможно, что где-то в будущем SCSI добавится. Говорят, несколько лет назад их рублей по 300 продавали, но сейчас они явно перешли в статус антиквариата и начинаются где-то от 3000.

Сменные носители информации

Привод оптических дисков. Было бы забавно добыть многодисковый привод (CD-changer), но они, вроде бы, только в виде CD-ROM делались. А DVD читать уже хотелось. Обычно в те времена стоял пишущий привод для CD и читающий для DVD. Где-то в 2003 уже стали распространены комбо-приводы (чтение CD, запись DVD), массово пишущие DVD пошли где-то с 2005-2006. Причем тогда ещё надо было выбирать, какой вам стандарт нужен DVD+R или DVD-R.

А вот с DVD-ROM хуже. CD-писалку для аутентичности я могу найти, на полке лежит парочка — Teac (кто помнит) и NEC. Но если брать 2003 — то есть и ДВД-RW Pioneer тех же времён. Зато есть комбо-привод производства Toshiba 2003 года. Так что выбрать было из чего, надо было определяться работоспособностью.

Некоторые вообще усложняют себе задачу и ищут невскрытые коробки с деталями тех времён. Да и вообще, ставить именно аутентичное древнее железо в данном случае особого смысла не вижу — разве что оно дорого как память или стоит цель собрать именно то самое. А потом ищут нераспакованную коробку с Windows 98 или вообще с DOS. И находят, как ни странно. Смайлик.
Так что в итоге решил не морочить себе голову и не перебирать старые устройства в поисках работоспособного, а просто взял точно живой NEC, вроде бы 2005 года.

5,25" у меня нету ни дискет, ни приводов, так что в эту сторону даже не смотрю. Дисководы для дискет. Флэшки только-только начинали идти в народ в 2002-2003, объем был невелик, скорость работы и надежность тоже. А 3,5" надо поставить обязательно, в те времена без дисковода было нельзя. Пишущие приводы тоже были далеко не у всех, да и болванки были не особо дёшевы. Моя первая флэшка была на 32 мегабайта (вроде EasyDisk), проработала чуть больше года. Изначально решил было поставить Alps, но, как выяснилось, тут дисковод ставится без передней панели — а у меня как раз есть Mitsumi со сломанной панелькой. Так что объёмную информацию таскали на жестких дисках (и у таскателей жесткий диск часто жил в быстросъемном контейнере (mobile rack), а мелочевку носили дискетами.

Жесткий диск

Тут некоторые предпочитают использовать карты памяти CF или SD через переходник на IDE, но я провел несколько экспериментов и решил, что с нормальным жестким дисков может сравниться только SSD. Но SSD рационально ставить только для постоянной работы за компьютером, а для эпизодического включения сойдёт и жесткий диск.

10 80GB. Я взял Seagate Barracuda 7200. Работает, SMART чистый. Это, конечно, несколько более поздний диск, но он хотя бы не вызывает вопросов в плане состояния. Пусть лежат. Есть несколько дисков на 40 гигабайт 2003-2004 года, но с ними не хочется связываться лишний раз. А всякую более раннюю мелочевку 2-20 гигабайт я давно пустил на магниты.

Сборка

Тут никаких тонкостей нет, это не DIP'ы в раннюю 386 втыкать. Ничем не отличается от сегодняшних компьютеров, только плат побольше и шлейфы пошире, но сами платы гораздо меньше нынешних видеокарт.

И осталось два свободных 5,25" Жесткий диск из-за отсутствия корзины встал во внешний 3,5" отсек.

После этого компьютер простоял ночь в prime95, все тесты прошел без ошибок. На 133 мегагерца процессор встал без вопросов, частота стала 1,6GHz, но для нормальной работы пришлось немножко поднять напряжение. Выше базовую частоту решил не поднимать, и так нормально вышло. Память тоже работает на 133MHz.

5. В итоге получился Celeron Tualatin 1,6GHz, 512 MB RAM, Matrox G400+Voodoo2, SB Live! 1, HDD 80GB.

Звуковушка, по-моему, была Yamaha 724. В 2001 году, если мне память не изменяет, у меня был AMD Duron 700MHz, 256 MB RAM, Riva TNT2 M64 и диск на 60GB. Основной ОС тогда была Windows 2000, 98 стояла для игрушек, а ХР в качестве теста — переходить на неё или нет.

Установка ОС

Установка нормально прошла с загрузочного диска Windows 98SE. Дистрибутив, правда, был не «классический J3QQ4». Смайлик.

Подмигивающий смайлик. И не тот, что на фото.

Больно много в них лишнего. Некоторые рекомендуют при установке Windows 98 использовать сборку 98IF, но я недолюбливаю чужие сборки. Ну или оригинал, а потом добавлять необходимое. Если уж использовать — то своё.

И вместо того, чтобы найти и скачать дистрибутивы на основном компьютере подумал — «А что, то, что я собрал — не компьютер? Дальше надо было бы приступать к установке драйверов и необходимого программного обеспечения, но на этом этапе я решил усложнить себе жизнь. Вот пусть сам всё и качает.»

Хотя для начала всё же выдал удочку закинул необходимый минимум в виде драйвера видеокарты, архиватора и драйвера сетевой карты, чтобы не ударяться совсем уж в пуризм и поиски сетевой карты, которую 98SE поймёт без дополнительных драйверов.

Но про это в следующей части.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

[Перевод] Неожиданная полнота по Тьюрингу повсюду

Каталог программных конструкций, языков и API, которые неожиданно являются полными по Тьюрингу; последствия этого для безопасности и надёжности. Приложение: сколько компьютеров в вашем компьютере? — Десятое правило Гринспена Любая достаточно сложная программа на Си или Фортране содержит заново написанную, неспецифицированную, ...

[Перевод] Руководство по JavaScript, часть 1: первая программа, особенности языка, стандарты

Недавно мы провели опрос, посвящённый целесообразности перевода этого руководства по JavaScript. Как оказалось, около 90% проголосовавших отнеслись к данной идее положительно. Поэтому сегодня публикуем первую часть перевода. Мы решили немного расширить аудиторию этого материала, включить в неё тех, кто совершенно ...