Главная » Хабрахабр » Электрички разные. Очень

Электрички разные. Очень


Рельсовый автобус РА-1 с дизельным двигателем

Ласточка и Сапсан, по идее, электрички, но при этом они поезда дальнего следования (а Ласточка бывает ещё и пригородного). Электричка — это электропоезд. То есть где можно стоять. Поэтому когда мы говорим про электричку, то обычно имеем в виду поезд пригородного сообщения с билетом без фиксации мест. Но не всё из этого множества электропоезда, потому что бывают рельсовые автобусы, автомотрисы и дизельные поезда — например, между станциями Кривандино и Рязановка как раз ходит РА-1.

Там обычно все льготы на пригородные поезда. Есть электрички с местами, но это среднее между обычным поездом и электричкой. Но при этом продаётся билет на места через кассу, как на дальний.

Там можно поспать на свежем белье или сесть в более мягкое и большое кресло. Бывают электрички с вагонами повышенной комфортности: вы садитесь в электричку и можете зайти в специальный вагон, заплатить сбор прямо внутри электрички. Так, например, в некоторых поездах на Горьковской железной дороге.

На какой станции покупать билет?

Предполагается, что вы покупаете билет на станции, где начинаете свой путь, а затем показываете его контролёру по дороге или же турникету на вокзале прибытия. Вас за это выпускают в город.

Поэтому так сложилось, что на многих станциях кассы банально не было. Однако далеко не на каждой станции выгодно держать целого кассира с кассой, обеспечивать инкассацию и так далее. Очевидная уязвимость такого метода — если вы сели на станции без кассы за 100 километров до Москвы и вас не заметил контролёр, то можно на вокзале прибытия купить билет со станции за 20 километров от Москвы, где тоже нет кассы. Предполагалось, что вы купите билет у контролёра в поезде или на станции прибытия, а потом выйдете. Цены будут разные.

Например, не успели купить билет или не взяли его по другим причинам. Что делать, если вы сели на станции с кассой, но без турникета? Обычно это 100–200 рублей. Тоже покупать у контролёра или на вокзале прибытия, но при этом перевозчики официально берут сервисный сбор — за услугу, что вам помогли купить билет в дороге. То есть это как маленький штраф за то, что вы не купили билет.

Получалась скидка на поездку (если поймает — со станции без кассы билет продаётся без сервисного сбора) либо же ещё большая «скидка», если удавалось продержаться до самой близкой станции без кассы к конечному пункту. Соответственно, пассажиры начали массово садиться в электрички на своих станциях без билетов и стараться сныкаться от контролёра до ближайшей станции без кассы.

«Позвольте вам не поверить» — это типовая ситуация, когда контролёр хочет продать вам сервисный сбор за 200 рублей. Когда таких хакеров образовалось слишком много, контролёры сменили тактику и стали спрашивать соседей пассажира, когда он зашёл. Коллега рассказал историю.
Можно некоторое время качать свои права, но свидетельские показания всё же будут важным доводом.

А там касса не работала. Однажды пришлось ехать с 43-го на 33-й километр, я зашел в вагон, почти сразу подходят контролёры. Контролёр:
— Вы там не садились!
Я:
— Ну спросите у других, что садился.
Они подумали и говорят:
— Придём к вам после 33-го километра, проведаем.
Может, пришли, но я уже вышел.

Тем не менее, пока один пассажир возмущается, остальные убегают из вагона. Волны миграции «зайцев» и «полузайцев» можно наблюдать почти на любом направлении.

Соответственно, стали ставить билетопечатающие автоматы. Следующий виток мысли — нужно уменьшить количество станций, где нет кассы. То есть вы берёте талон на своей станции без кассы, садитесь в поезд и едете. Если автомата нет, то ещё один виток мысли — надо давать пассажиру на входе на платформу талон, что он там реально был. Вы достаёте талон из кармана и говорите: «А вот нет, славный человек, мирно иди отсюда». Подходит контролёр, говорит: «А вот я думаю, что вы едете с самой дальней станции, я вашу хитрую улыбку ещё там запомнил». Проблема в том, что законность таких талонов непонятна. Он продаёт вам билет без сбора и мирно идёт отсюда. Талонов там пока нет. В правилах перевозки написано: либо платёжный терминал, либо касса. Поэтому можно спорить, но лучше всё делать правильно.

Одна из них — например, если пенсионер, ветеран труда ехал по маршруту Дмитров — Савёловский вокзал, у него бесплатный билет. Эта система сервисных сборов порождает странные ситуации. Если случайно проехать остановку (в нашем примере — проехать мимо Савёловского вокзала и доехать до Белорусского), то можно влететь на 200 рублей — потому что билет всё ещё бесплатный, а вот сбор будет. Его надо оформить в кассе на станции отправления, если кассы нет — то у контролёра или в кассе станции прибытия.

Если бы все всегда покупали билеты, то не нужно было бы содержать турникеты, платить зарплату контролёрам — и стоимость билетов могла бы быть для всех ниже. Вообще, если вы честно покупаете билет, то думать вам про это не нужно. А в Финляндии, если не ошибаюсь, похожая система в метро (без турникетов). Я ездил на электричках в Германии и Швеции — за всё время не встретил ни одного контролёра, хотя, говорят, они там есть. В России же, пока ехал от Жуковского до Москвы, раза 2-3 проверили билет, контролёр уже в лицо знает, кто где сел, и проверяет билеты только у вновь вошедших.

Различия в вагонах электричек

Первый вопрос — в чём разница с метро? Как правило, в способе съёма тока, но не всегда. Под землёй тоже ходят электропоезда, но мы не называем их электричками. Контактный рельс не является определяющим признаком метро (есть метро с другой организацией питания, и есть ещё подземные трамваи). Обычно пригородная электричка в Москве снимает ток пантографом, а электропоезд метро — с контактного рельса.

Токосъёмник и сопутствующее оборудование гудят, и поэтому чуть спокойнее ехать в вагонах без пантографов. Кстати, вагон с пантографом («рогами») отличается от обычного вагона шумом. Хотя, конечно, на некоторых направлениях особого выбора нет.

Самые комфортные — в электропоезде Сапсан (но это особый случай). Бывают разные сиденья. А в Ласточках не все, конечно, но есть и такие:

Дело в том, что в вагонах с деревянными сиденьями расстояние между краями сидений больше и там куда легче сесть свободнее.
К сожалению, полежать в электричке с комфортом не получится — только поджав ноги и если совсем мало пассажиров. Но «деревянные» вагоны тоже хороши. Хотя вот в Индии даже автобусы есть с верхними полками для лежания, почти как в наших плацкартах, только со шторками.

Бывают гибридные экспрессы: например, Владимир — Москва на участке Железнодорожная — Москва. А ещё электричка не всегда электричка на разных станциях. Но по этому направлению электрички идут в Москву набитые битком, а поезд идёт недогруженным — выкупаются не все места. Когда поезд выезжает, он, упрощая, экспресс с предоставлением мест (поезд пригородного назначения) и билеты берутся в кассе поездов, посадка без турникета, другие стандарты. По проездным вроде Спутника (в быстрые электрички) можно тоже сесть. Поэтому с одной из средних станций его продают как электричку, то есть из кассы пригородных поездов и прямо перед отправлением, а сажают через турникет. С другой стороны, новые пассажиры на сидячие места не претендуют, на этом направлении по 40 человек в тамбуре бывает. Получается, что, с одной стороны, неудобства большого никому не приносит, потому что в пути всего 30–40 минут от Железнодорожного.

Билеты продаются как на поезд дальнего следования, вагон едет в составе поезда дальнего следования, потом отцепляется и дальше едет как пригородный поезд. Есть ещё один тип вагона. Например, на Октябрьской железной дороге на севере есть такой маршрут Санкт-Петербург – Суккозеро – Лендеры.

Составность и длина платформы

Нормальная составность по Подмосковью — 11 вагонов в электропоезде. Тем не менее могут пускаться даже 14-вагонные электрички на популярные направления, потому что в обычный поезд все страждущие не влезают.

В общем, это магическая константа, которая когда-то была действительно очень и очень хороша (в рамках мощности тогдашних подстанций, советского пассажиропотока и так далее), а сейчас немного устарела. Исторически платформы по нашим основным направлениям делались под 12 вагонов, потому что это число оптимально по соотношению полезной нагрузки, параметров тяги и сложности маневрирования. Для этого на некоторых остановочных пунктах, например в Выхино, были построены длинные платформы на 24 вагона. Однако был период, когда ходили сдвоенные «дачные» электрички. Да и дачники меньше стали ездить на электричках. Но от этой практики отказались из-за технических сложностей по электроснабжению и логистике.

Но в общем случае — 12 вагонов на платформу плюс пара метров запаса. Вагоны, естественно, разной длины: например, от ширины тамбура вагона и вообще типа вагона сильно зависит общая длина поезда. Машинист останавливается около метки и знает, что пассажиры из последней двери состава будут выходить на платформу, а не внезапно ломать ноги.

И не все платформы получится удлинить в принципе, поэтому иногда на 14-вагонной электричке выйти из задних двух вагонов не выйдет. Когда стали пускать длинные поезда, естественно, не все платформы получилось достроить мгновенно. А ещё от СССР нам досталось несколько особенных станций с очень короткими платформами, поэтому там высадка достаточно артистична.

Кто-то прыгает. Высадка мимо платформы недопустима, но по факту она иногда происходит. Так сложилось, что у нас платформы обычно берегового типа, то есть на боковых путях. Иногда электричку подают не к платформе (это почти не происходит в Подмосковье), но есть участки, где пригородный поезд принимают там, где вокзалу удобнее. Или вот знакомая ситуация: на вокзале на боковом пути товарный состав из 50 вагонов в одну сторону, на другом боковом — из 50 вагонов в другую. Поезд по стрелке на боковой путь — это часто усложнение его прохождения через вокзал. Поэтому могут подать в центр, а пассажирам останется либо обходить через всю платформу, либо перелезать между вагонами, что запрещено. Вытащить такой товарняк и загнать на его место электричку — то ещё жонглирование. Но! Зимой вообще прикольно. Потому что типичная реакция в таком случае — если жалоб много, то останавливаться вообще запрещают до улучшения инфраструктуры. Главное тут — не жаловаться.

Мы на них собаку съели, потому что делаем самое точное расписание с 2003 года. Если у вас есть ещё вопросы по электричкам — задавайте, пожалуйста.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Теория счастья. Закон зебры и чужой очереди

Продолжаю знакомить читателей Хабра с главами из своей книжки «Теория счастья» с подзаголовком «Математические основы законов подлости». Это ещё не изданная научно-популярная книжка, очень неформально рассказывающая о том, как математика позволяет с новой степенью осознанности взглянуть на мир и жизнь ...

Исповедь социального хакера

Приветствую, %username%. Ты готов к экшену? Поехали! Ему склонно решить проблемы мирно и невступать в конфликтные ситуации. Человек по своей природе не враждебен. Социальный инженер делает все то же самое, только для собственныхкорыстных целей. Мы пытаемся завоевать доверие человека и ...