Hi-Tech

Эксперимент: я нарисовал картину за один вечер, придумал о ней историю — и продал в десять раз дороже

История о том, зачем нужен сторителлинг.

В закладки

Не буду мучить или отправлять к первоисточнику, скажу, что по итогу выяснилось: такого персонажа не существовало, а вся история — выдумка группы «художников», чтобы дорого продавать рисунки никому не известного автора. В прошлую пятницу прочёл материал Meduza о Фоме Яремчуке, которого называют звездой «дикого искусства».

Это натолкнуло меня на мысль, что в современном искусстве важно не содержание, а форма, другими словами, история, ну или сторителлинг.

Подумав об этом, решил провести свой эксперимент выходного дня. Люди готовы платить за красивую историю, а не за продукт кисти художника.

Таким образом, эксперимент превращается в перформанс, показывающий, что цену имеет не творчество само по себе, а то, во что мы это творчество оборачиваем. А именно, сделать две вещи: написать картину и историю и попытаться продать первое по максимальной цене.

Пошёл в магазин художественных товаров и купил: С чего я начал?

  • Холст (20 на 30 сантиметров) за 381 рубль.
  • Набор масляных красок за 428 рублей.
  • Мастихин за 167 рублей и кисть за 128 рублей.

Итого: бюджет на шедевр 1104 рубля.

Дома вывалил покупки на газету. Это добавило мотивации, так как лишаться десятой части продуктовой корзины россиянина не хотелось. Принялся вспоминать, как держать кисть, и вообще с чего начинать работу над моим первым вкладом в золотое наследие мирового искусства.

Размазал жёлтую краску по холсту. Решил действовать максимально экспрессивно, то есть быстро. Но не для этого я стал художником, чтобы продавать крашеные холсты. Получилось пустовато, хотя и такое можно попытаться продать.

Чёрт. Добавил красного, цвета принялись смешиваться: предыдущая краска не высохла. Оказалось, три дня (или неделю). Полез в интернет почитать, сколько сохнет масляная краска. Ого, так долго я ждать не мог.

Холст почернел. Снял мастихином лишний слой жёлтой краски, покрыл полотно чёрным, будь что будет. Несколькими энергичными движениями, словно рубанком по доске, местами снял чёрную краску с поверхности, чтобы проступила жёлтая. Ага, начинаем творить магию. В искусстве главное не переусердствовать, чтобы не получился а-ля Сафронов. Стоп.

Если кому интересно, на картину потратил 46 минут, ещё три дня ушло на высыхание (с феном). Убрал шедевр на полку, надо дать краскам высохнуть.

Пришлось потратить три часа, клавиатура ноутбука начала умирать (привет, Apple!), публикацию сделал в виде диалога, за основу взял разговор на Патриарших прудах из «Мастера и Маргариты», как раз там и находился. Переходим к завершающей стадии перформанса — пишем историю. Франция выбрана неслучайно. Место действия, конечно, Париж!

Ну и там действительно можно встретить русскоговорящего художника (такой вот стереотип). Во-первых, я там был и действительно не попал на самолёт, во-вторых, искусство.

Финальный аккорд, вставил в диалог момент, что продаю картину за любую максимальную цену. К концу диалога уже устал и откровенно смазал финал, не раскрыл идею персонажа, не додумал возникновение термина netsocialis art, каюсь, угас запал. Закончил опус, опубликовал, стал ждать…

Первая ставка — 1000 рублей, вторая — 2000 рублей, 10 тысяч рублей — вот это да, публикация полетела и начала набирать лайки, шеры и комментарии, всё как мы любим. Фигасе! Кстати, сделал окончание торгов во вторник не просто так: картина не успела бы высохнуть раньше.

Лот уходит счастливчику за баснословные 10 тысяч рублей! Продано! Слепой случай, и алгоритмы Facebook были мне сообщниками. Мои поздравления Фёдору Скуратову и глубочайшие извинения!

Это же мошенничество какое-то, а не перфоманс-эксперимент? Так, стоп. Покупатель поверил мне, Субботину Артёму, так как у меня есть социальный капитал (друзья-подписчики), он поверил в историю, которую я написал.

Выходит, я воспользовался кредитом доверия и выманил деньги за никому не нужную мазню? Возможно, у него сработал какой-то личный триггер на этот материал. Так не пойдёт.

Конечно, возвращаю деньги обратно. Поэтому оборачиваем историю в пользу покупателя. Да и вся эта история, возможные публикации в СМИ, дают добавочную ценность картине. Более того, картина, уже оценённая в 10 тысяч рублей, остаётся у него. Уверен, если попытаться продать картину сейчас, раскрутив историю возникновения работы, можно заработать $500, если не больше.

Вывод

Но что мы имеем в сухом остатке? Никогда не любил писать выводов, так как нужно умничать и приплетать неприплетаемые факты. Люди хотят быть частичкой чего-то большого, какой-то важной истории. Никому не нужно искусство как искусство.

Работы Энди Уорхола стоят миллионы не потому, что он лучше всех рисует баночки супа, а потому, что в его историю поверили и подкрепили веру зелёным долларом.

Правительство выпускает нарезанные цветные бумажки, заявляя, что у каждой есть некий номинал, какая-то бумажка стоит $1, и на неё можно купить булавку, а какая-то — $100, и на неё можно купить билет на самолёт. Да и деньги служат лучшей иллюстрацией ценности через веру.

Примеров множество, даже взять оценку стартапов. Пока мы все верим в это, ценность сохраняется, как только большая часть перестаёт верить, произойдёт обвал валюты. Думаю, вы и сами прекрасно понимаете всё это. Как только мы договариваемся, что компания оценивается в $1 млн, она обретает эту стоимость. Так было всегда, и так будет и дальше. Люди покупают миф (в хорошем смысле).

Как это ни смешно, но чёрно-жёлтая картина под названием volu размером 20 на 30 сантиметров начинает приобретать ценность. В качестве постскриптума. Think about it man! Прилипшие к ней истории о французе Юдо, о том, что это ложь, об эксперименте, в ходе которого она появилась, о том, что за неё заплатили 10 тысяч рублей и ещё много-много всего сделали ее артефактом.

#искусство

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»