Хабрахабр

Два успеха частной космонавтики

На прошлой неделе произошло два достаточно важных события для частной космонавтики. Прежде всего, два пилота Virgin Galactic могут сверлить дырки в своих костюмах под значки астронавтов — поднявшийся 13 декабря до 82,7 км SpaceShipTwo оказался выше линии 50 миль, которая определяет астронавтов по американским критериям. А Rocket Lab сумели отправить в полет Electron всего через месяц после предыдущего пуска, что подтверждает осуществимость их планов запускать свои ракеты часто.


Старт ракеты-носителя Electron, фото Brady Kenniston

Полет SpaceShipTwo

13 декабря состоялись очередные испытания суборбитального туристического космоплана SpaceShipTwo. Это был уже пятнадцатый полет второго аппарата в серии (первый потерпел катастрофу в 2014). Четыре полета были проведены в 2016 без отсоединения SS2 от самолета-носителя. Затем 7 испытаний были планирующими без включения ракетного двигателя. И в 2018 провели 4 полета с включением двигателя и постепенным увеличением максимальной достигнутой высоты: 25,7 км в апреле, 34,9 в мае, 52 км в июле и 82,7 сейчас. Теперь перед Virgin Galactic остается всего один шаг — полет на полную длительность работы двигателя и подъем выше 100 км. Аппарат не выйдет на орбиту, но подарит пассажирам несколько минут настоящей невесомости с возможностью сделать селфи на фоне примерно такого вида из иллюминатора.

Стеркоу — опытный астронавт и пилот, налетал больше 6 тысяч часов на 60 типах самолетов и совершил четыре полета в космос на Спейс Шаттле. SpaceShipTwo пилотировали два человека, Фредерик Стеркоу и Марк Стуки. Теперь они оба по праву получают «крылышки» коммерческих астронавтов, став третьим и четвертым в списке. Стуки раньше в космосе не бывал, но налетал больше 9 тысяч часов на почти двух сотнях типов самолетов. Напомню, тогда SpaceShipOne выиграл Ansari X Prize, дважды в течение двух недель запустив пилотируемый корабль выше 100 км. Первые два места принадлежат Майку Мелвиллу и Брайану Бинни, которые пилотировали суборбитальный космоплан SpaceShipOne в 2004 году. Успешные испытания уже породили волну поздравлений, потому что для США это первый пилотируемый полет со своей территории после прекращения эксплуатации шаттлов. То, что сейчас SpaceShipTwo не долетел до 100 км, в данном случае неважно, потому что по американским правилам астронавтом считается человек, поднявшийся выше 50 миль, а 82,7 км в милях это 51,4. Есть легкая ирония в том, что суборбитальные аппараты обгоняют космические — первая мягкая посадка многоразовой первой ступени ракеты, которая поднимается выше 100 км — это New Shepard, а не Falcon 9, а сейчас Virgin Galactic формально начали производить астронавтов раньше Boeing и SpaceX. Virgin Galactic поздравили и вице-президент США Майк Пенс, и глава NASA Джим Бранденстайн.


Изображение Virgin Galactic

Это, увы, некорректно — SpaceShipOne мог поднять в космос одного пилота и двух пассажиров, и, если бы не желание миллиардера Пола Аллена передать его в музей, первые космические туристы могли бы отправиться в суборбитальный полет еще в далеком 2004. Радость настолько велика, что Ричард Брэнсон в своей речи предпочел «забыть» SpaceShipOne и назвал этот полет «первым в истории случаем, когда пилотируемый корабль, построенный для коммерческой перевозки пассажиров, достиг космоса».


Изображение Virgin Galactic

На New Shepard попутные нагрузки возят уже давно, а вот для SpaceShipTwo этот опыт стал первым. Любопытно, что SpaceShipTwo начал брать на борт научные грузы. К сожалению, конкретная задача груза не раскрывается, но, судя по общему описанию, это инженерный тестовый стенд.

Незадолго до посадки SS2 выполнил бочку, символический жест, аналогичный кругу почета у спортсменов.

В идеале до начала коммерческой эксплуатации потребуется еще всего три испытания. По словам главы Virgin Galactic Ричарда Брэнсона, следующий полет может состояться уже где-то через месяц. Интересно, что соревнуются очень разные технические системы. SpaceShipTwo пока что вырвался вперед в суборбитальной гонке — Blue Origin планировали начать пилотируемые полеты в 2018, но, по последним новостям, планы съехали на 2019. New Shepard же представляет собой сочетание ракетной ступени и обитаемой капсулы, стартует с наземного стартового сооружения, использует жидкостный ракетный двигатель на кислороде и водороде, управляется автоматикой и приземляется по отдельности — ракета на двигателях, капсула на парашютах с двигателями мягкой посадки. SpaceShipTwo — это крылатый аппарат, который поднимается в воздух на самолете-носителе, разгоняется на гибридном ракетном двигателе (топливо твердое, окислитель жидкий), на всем протяжении полета управляется человеком, возвращаясь, тормозит поворотом хвостовых балок, превращающих аппарат в подобие бадминтонного волана, и совершает посадку по-самолетному.

На официальном канале Virgin Galactic видео пока не выложили, так что смотрим компиляцию из твиттера.

Electron

А в воскресенье состоялся уже четвертый пуск сверхлегкой ракеты-носителя Electron. После длительных мытарств с «Пора заняться бизнесом» новая ракета улетела всего лишь со второй попытки. Первое стартовое окно открылось 13 декабря, но пуск перенесли из-за погоды. Метеорологический прогноз обещал, что в следующие пару дней будет только хуже, поэтому вторую попытку перенесли сразу на 16. В этот раз проблем никаких не возникло — ракета стартовала, освещенная солнцем, и успешно вывела на орбиту 13 кубсатов по программе NASA ELaNa.


Фото Trevor Mahlmann

После «Это тест», «Все еще тестируем» и «Пора заняться бизнесом» в космос отправилась «Это за Пикеринга». Rocket Lab сохраняет традицию ироничных названий своих ракет. Сэр Уильям Пикеринг родился в Новой Зеландии, руководил группой, создавшей Explorer 1, первый американский спутник, и возглавлял Лабораторию реактивного движения NASA.


Спутники ELaNa-19

У Роскосмоса, кстати, есть аналогичная — студенческие спутники он готов запускать бесплатно. ELaNa — Educational Launch of Nanosatellites («Образовательные пуски наноспутников») — программа NASA по выведению на орбиту наноспутников в образовательных целях. Любопытно, что на сайте NASA в девятнадцатой миссии указаны 10 спутников, а в полет отправились 13, но для наноспутниковой мелочи это нормально. В рамках ELaNa на орбиту отправились уже более полусотни спутников, главным образом от вузов. Известна общая масса полезной нагрузки — 78 кг. Главное, чтобы не просочились нелегальные аппараты (весной уже был прецедент). Как и в предыдущих миссиях, спутники выведены на круговую полярную орбиту высотой 500 км. А самыми интересными являются CubeSail (два кубсата развернут между собой солнечный парус длиной 250 м) и RSat-P (прототип спутника-ремонтника с двумя распечатанными на 3D-принтере манипуляторами).


RSat-P, изображение US Naval Academy

В твиттере Rocket Lab показали фото отделения третьей ступени (или разгонного блока) «Кюри», которая включается в верхней точке траектории на высоте 500 км и превращает орбиту в круговую.


Изображение Rocket Lab

Вообще, судя по ролику, открывающему трансляцию, Rocket Lab в изобилии ставит камеры и на ракету, и на разгонные блоки, думаю, они нас еще порадуют красивыми кадрами.

Видео трансляции.

На 2019 год запланировано целых 11 пусков Electron, так что будет любопытно посмотреть, получится ли у Rocket Lab реализовать эти амбициозные планы.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть