Главная » Хабрахабр » Древности: ZX Spectrum, программы на кассетах и высокая чёткость

Древности: ZX Spectrum, программы на кассетах и высокая чёткость

Я приезжаю на родину, вытаскиваю из закромов пыльные коробки с добром, разбираю и думаю вот о чём. Моя история разделена прогрессом на две части: цифровую и аналоговую. С аналоговой все просто: что не потеряно за дюжину переездов, вот оно, на месте: фотографии, дневники, письма. С цифровой сложнее. Самые ранние цифровые документы у меня датируются примерно 2001 годом. И то, практически все оттуда утеряно, лишь пара случайных фоток сохранились на болванках CD-R. Более-менее надежно переписка, логи чатов, фотографии и музыка начинают храниться с 2003 года. Именно с этого момента при покупке нового жесткого диска мне больше не надо было продавать старый.

А примерно до 1996 года моим домашним компьютером был клон ZX Spectrum по имени АТМ Турбо. Между тем первый персональный компьютер появился у меня в 1990 году. Из этого первого компьютерного десятилетия не сохранилось вообще ничего. Потом долгое время был 386-й IBM PC. И стало мне интересно — а что там вообще? Или так мне казалось, пока я, разбирая старые кассеты, не наткнулся на остатки коллекции спектрумовских программ. И главное, удастся ли что-нибудь вспомнить интересного про ту эпоху, которая все же была ну очень давно. Прочитается ли? В отличие от подборки софта 2002 года, сегодня — особый заплыв по волне моей памяти. Как будто и не со мной. Как если бы я отправлялся в город, где раньше бывал, но не потому, что он особо хорош или интересен.

Там же на этой неделе стартовала новая рубрика «по следам публикаций СМИ», с вырезками из компьютерных журналов прошлого. Просто хочется убедиться, что мне не показалось, и я действительно там был.
Эта история в формате живой трансляции рассказывается у меня в телеграм-канале. Обсуждение публикаций и обновлений в канале производится в специально заточенном чатике.

Каждая пронумерована ручкой: есть номера 3, 12 и 14. Итак, мы имеем три кассеты с распечатанными на принтере Robotron вкладышами. Это внушительная коллекция. Можно сделать вывод, что у меня было минимум 14 кассет, и на каждой 10-12 или больше программ и игр. Две кассеты лишены каких-либо подписей. На самом деле кассет было около двадцати. Интересно, есть ли здесь какая-то связь? У постсоветских кассет от света пожелтел пластиковый корпус, причем выглядит это похоже на аналогичный эффект у иллюминаторов сверхзвукового лайнера Ту-144.

Игры одалживал у кого-то мой отец, после чего мы их аккуратно переписывали. Старожилы припоминают, что в даже нашей провинции действовала точка по продаже спектрумовского софта, но мы там ничего не покупали. 01». Вообще я был объективно слишком мал для полного вовлечения в процесс: скорее наблюдал за тем, как пакетик с микросхемами и плата превращаются сначала в чудом работающую мешанину проводов на столе, а потом убираются в корпус от советского восьмибитного компьютера «Партнёр 01. Через год после постройки, к компьютеру прикручиваются два пятидюймовых дисковода. АТМ Турбо серьезно превосходит оригинальный ZX Spectrum 1982 года: памяти в нем 512 килобайт, процессор может работать в турборежиме с частотой 7 Мгц, есть возможность загрузиться в «офисную» операционную систему CP/M. Зачем, если есть возможность загрузить игру за секунды, а не за минуты? С этого момента кассеты почти не используются.

Для записи музыки самые дешевые постсоветские кассеты не очень годятся, но я все равно пытаюсь. С появлением дисковода коллекция софта на кассетах стремительно деградирует. А кассеты, хоть и не все, сохранились. Ирония судьбы в том, что от тех дискет в ходе обычной жизненной турбулентности не осталось ничего. В ситуации, когда нет ни интернета, ни профильных журналов, ни денег, стратегия выбора программ была такая — сохранить у себя всё, до чего дотянулась рука, вдруг потом пригодится. А вот записано на них… Ну будем говорить честно: что попало.

Это памятник эпохе. Так что набор программ и игр — он не совсем характеризует меня или мои школьные увлечения. Например, известные всем Dizzy и Exolon. Из всех «спектрумовских» игр мне реально запомнились буквально две-три. Я ее прохожу, как выяснилось при записи видео, примерно за 10 минут, но отчасти благодаря тому, что будучи школьником тратил на нее часы и дни. И еще Bruce Lee. Я тогда даже не сразу понял, что после первых трёх экранов есть продолжение, а когда увидел проход на новый уровень — это были такие эмоции, которые сейчас можно получить только при помощи премии в размере годового оклада.

Я не стал для этого эксперимента покупать оригинальный ZX Spectrum. Ладно, давайте что ли загружать программы с кассет. Во-вторых, мне очень нравится картинка, которую дают современные эмуляторы ZX Spectrum на современном железе. Во-первых, это игрушка для богатых западных детей, и если уж восстанавливать железо, то надо искать тот самый АТМ Турбо (или совсем уж прокачанный АТМ Турбо 2+). Поэтому для путешествия во времени используется эмулятор Spectaculator, выбранный в том числе и за способность загрузки игр прямо с магнитофона. Есть что-то такое в этих огромных идеально квадратных пикселях.

Компьютер с четырьмя процессорными ядрами, каждое с частотой 2. Не могу не отметить, какой феерический используется набор железа, чтобы играть в восьмибитные игры. 32 гигабайта оперативной памяти. 7 гигагерца. 27-дюймовый экран с количеством пикселей в 42 раза больше, чем способен выводить сам ZX Spectrum. Звуковая карта, способная захватывать сигнал с частотой до 48 килогерц. Но нет: я подключаю магнитофон, выставляю уровни, включаю старую запись с программой, и ничего не работает. Кажется, что этот космический корабль сейчас начнет создавать восьмибитные игры из окружающего воздуха.

Для начала хочу проверить схему на надежном источнике. Ладно, я был к этому готов. Вместо магнитофона подключаю смартфон (8 ядер, 6 гигабайт оперативной памяти), на Ютюбе нахожу полное видео загрузки спектрумовской игры, запускаю — работает! Для этого я добавляю еще больше абсурда. Дело в скорости. В чем дело? Теперь же программа воспроизводится чуть медленнее, и эмулятор ее «не слышит». В 90-е программы записывались на магнитолу Рига 110, которая крутила ленту чуть быстрее, чем надо. Частота пилот-тона, по которому определяется начало программы, составляет 764 герца, а надо 817.

Но это как-то не спортивно. Небольшая коррекция в программе Audacity, и я смог загрузить игру, перекинув поправленный звуковой файл на смартфон и подключив его к звуковой карте. А вот лезть в настройки своего рабочего магнитофона совсем не хочется. Хочется, несмотря на эмуляторы, загрузки с кассеты напрямую. Его не жалко: подстраиваю на нем скорость и положение аудиоголовки, чтобы максимально соответствовать параметрам записи 27-летней давности. К счастью, я уже давно в магнитофонном бизнесе, и помимо основного магнитофона и резервного магнитофона, у меня еще есть ненужный магнитофон. Работает! И оно работает! 1 Ахахаха!!!

Но все равно круто: из 2018 года это воспринимается примерно как цифровая фотосъемка на кулич. Конечно я не выбирал, что загрузить в первую очередь, и мне попался какой-то оооочень странный трехмерный пинг-понг. Но работает. Впечатляет надежность системы: запись очевидно шумная, скорость плавает, магнитофон фонит и стрекочет. Три минуты загружаешь игру, и никогда точно не знаешь, получится ли, или же вылетит ошибка. Экспириенс был медитативный. Но все же кое-что получается. И не все игры получается загрузить: тут фатально зажевано, здесь уходит в перезагрузку эмулятор, по неизвестной причине.

Там брали за душу не столько графикой и музыкой, сколько геймплеем. По этому клону арканоида (или breakout) можно составить впечатление о спектрумовских играх. Этот экспириенс сильно отличается от казуальных игр современности: миллионных блокбастеров, больше похожих на кинофильмы, в которых ты иногда нажимаешь на кнопки. Отсюда невероятная сложность на самом первом уровне: скорость высокая, бита микроскопическая, попробуй попади.

Импортная (или поддельная) кассета Yokohama оказалась самой проблемной. Дальше стало еще сложнее. Пришлось переставить ленту в новый корпус, отрезать совсем пострадавшую часть. Неравномерно намотанная лента десятилетиями была спрессована. Не помогло: при прослушивании было ощущение, что куски программ хаотически записаны одна поверх другой, или… Подождите, при втором подходе к снаряду я уловил какую-то логику в этих звуках, как будто запись прокручивают задом наперед.

Но очень глухой, из-за того, что запись читается с нерабочей стороны ленты! И точно: оцифровываю запись, переворачиваю в редакторе Audacity, и получаю абсолютно спектрумовский звук. Нахожу помятый кусок, расправляю, наматываю ленту как надо. Видимо когда-то кассета была сурово зажевана, лента небрежно заправлена назад, перекручена, и большая часть кассеты играет не тем местом. Пробую загрузить программу, работает!

Набор игр «какие попало» предполагает очень много странной фигни. Ну, не считая того, что я так и не понял, как играть в эту игру. Я в большинство игр с этих кассет кажется и не играл вовсе: в каждый момент времени был пяток фаворитов. Писали как можно больше, на всякий случай, не оценивая качество «контента». К остальным я обращался, только когда лучшие хиты надоедали.

В конце девяностых я от нечего делать экспериментировал с записью музыки на двойной скорости, это позволяло немного улучшить качество. А тут и вовсе провал: запись стёрта. Звучит устрашающе. Жертвой стали спектрумовские программы, вместо них записаны песни группы Offspring, теперь играющие в два раза медленнее, чем надо. Или узнаю. Увы, я так и не узнаю, что же представляет собой программа под названием «Большое Дерьмо Восемь». Big Shit 8 — это довольно унылая хакерская демка 1987 года. Интернет спешит на помощь.

Осталось оцифровать последнюю кассету, и тут меня ждал сюрприз.

Загадка

А для какого компьютера? На этой кассете без подписей тоже записаны программы, но это программы НЕ для спектрума. 01 на базе процессора КР580ВМ80А, он же клон Intel 8080. Вариантов у меня немного, до спектрума у меня был советский персональный компьютер Партнёр 01. Проблема в том, что два известных мне эмулятора (Emu80 и просто Emu) эти записи не распознают.

Также у меня возникло впечатление, что у «Партнёра» было два разных формата записи на ленту — для бинарных файлов, и для текстовых данных и программ на языке Бейсик. Возможно имеет место ошибка в скорости записи. Может кто-то что-то подскажет? Одну из записей я выложил в телеграм-канале (и продублировал тут). Было бы интересно раскопать до конца и эту тему, и конечно история Партнёра и других вариаций Радио86РК достойна отдельного поста. Есть утилиты конвертации звука в код, без использования эмулятора?

Ни где он находится, ни про звезды и планеты, но осталось устойчивое приятное впечатление. Ладно, мой Спектрум — это как если в детстве тебя сводили в планетарий, но это было давно, и ты ничего не помнишь. Кажется последней игрой, в которую я играл на спектруме, стала НЛО-2: Дъяволы бездны, российская вариация на тему X-Com: Terror from The Deep. У меня — так. Совершить повторный визит в историю 27-летней давности все же было приятно. Потом появился IBM PC-совместимый компьютер, и спектрум был мгновенно заброшен на полку.

Эти кассеты с программами уже пережили массу более современных носителей информации и сервисов, и переживут еще немало. Порадовала надежность чтения с ленты: несмотря на пожеванность кассет и их изначально унылое качество, запись на дубовый советский магнитофон, данные остаются доступными три десятка лет спустя. ZX Spectrum разрабатывался в соответствии с ограничениями носителя: об этом говорит проект OTLA, который позволяет в оригинальные компьютеры загружать данные в десять раз быстрее, достаточно избавиться от посредника в виде магнитной ленты.

Но пусть ими займется кто-нибудь другой. Наследие ZX Spectrum огромно, оно достойно множества исторических исследований. Для 1990 года это было что-то невероятно, космически крутое. Когда я был во втором классе, нам после уроков устроили игровой вечер на 286-х IBM PS/2. 01», и я был рад иметь дома даже такой компьютер. В тот же вечер отец привез домой «Партнер 01. «Партнёр», а позже «Спектрум» так и остались для меня ступенькой на пути к исполнению большой мечты. Но в памяти была графика досовских игр. По крайней мере, в ожидании своего 386-го десктопа я весьма неплохо провел время за восьмибитными игрушками. Что ж.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Получаем музыку Вк через сторонний API

В этот раз дело начиналось после закрытия методов audio в методе execute. Я решил посмотреть, как получают музыку сайты, которые предоставляют возможность ее скачать. Меня заинтересовал сайт vrit.me. Я залез во вкладку network и увидел интересный запрос: То есть, можно ...

Все, что нужно знать о стрессе и сильных эмоциях

Под катом — цикл из 3-х видео и текстовых версий к ним. Причина внутри нас. Главное — стресс вызван не внешними событиями. Мы можем управлять этим процессом, потому что он основан на нашем опыте. Внутри каждого существует процесс, который отвечает ...