Главная » Хабрахабр » Древности: ZX Spectrum, программы на кассетах и высокая чёткость

Древности: ZX Spectrum, программы на кассетах и высокая чёткость

Я приезжаю на родину, вытаскиваю из закромов пыльные коробки с добром, разбираю и думаю вот о чём. Моя история разделена прогрессом на две части: цифровую и аналоговую. С аналоговой все просто: что не потеряно за дюжину переездов, вот оно, на месте: фотографии, дневники, письма. С цифровой сложнее. Самые ранние цифровые документы у меня датируются примерно 2001 годом. И то, практически все оттуда утеряно, лишь пара случайных фоток сохранились на болванках CD-R. Более-менее надежно переписка, логи чатов, фотографии и музыка начинают храниться с 2003 года. Именно с этого момента при покупке нового жесткого диска мне больше не надо было продавать старый.

А примерно до 1996 года моим домашним компьютером был клон ZX Spectrum по имени АТМ Турбо. Между тем первый персональный компьютер появился у меня в 1990 году. Из этого первого компьютерного десятилетия не сохранилось вообще ничего. Потом долгое время был 386-й IBM PC. И стало мне интересно — а что там вообще? Или так мне казалось, пока я, разбирая старые кассеты, не наткнулся на остатки коллекции спектрумовских программ. И главное, удастся ли что-нибудь вспомнить интересного про ту эпоху, которая все же была ну очень давно. Прочитается ли? В отличие от подборки софта 2002 года, сегодня — особый заплыв по волне моей памяти. Как будто и не со мной. Как если бы я отправлялся в город, где раньше бывал, но не потому, что он особо хорош или интересен.

Там же на этой неделе стартовала новая рубрика «по следам публикаций СМИ», с вырезками из компьютерных журналов прошлого. Просто хочется убедиться, что мне не показалось, и я действительно там был.
Эта история в формате живой трансляции рассказывается у меня в телеграм-канале. Обсуждение публикаций и обновлений в канале производится в специально заточенном чатике.

Каждая пронумерована ручкой: есть номера 3, 12 и 14. Итак, мы имеем три кассеты с распечатанными на принтере Robotron вкладышами. Это внушительная коллекция. Можно сделать вывод, что у меня было минимум 14 кассет, и на каждой 10-12 или больше программ и игр. Две кассеты лишены каких-либо подписей. На самом деле кассет было около двадцати. Интересно, есть ли здесь какая-то связь? У постсоветских кассет от света пожелтел пластиковый корпус, причем выглядит это похоже на аналогичный эффект у иллюминаторов сверхзвукового лайнера Ту-144.

Игры одалживал у кого-то мой отец, после чего мы их аккуратно переписывали. Старожилы припоминают, что в даже нашей провинции действовала точка по продаже спектрумовского софта, но мы там ничего не покупали. 01». Вообще я был объективно слишком мал для полного вовлечения в процесс: скорее наблюдал за тем, как пакетик с микросхемами и плата превращаются сначала в чудом работающую мешанину проводов на столе, а потом убираются в корпус от советского восьмибитного компьютера «Партнёр 01. Через год после постройки, к компьютеру прикручиваются два пятидюймовых дисковода. АТМ Турбо серьезно превосходит оригинальный ZX Spectrum 1982 года: памяти в нем 512 килобайт, процессор может работать в турборежиме с частотой 7 Мгц, есть возможность загрузиться в «офисную» операционную систему CP/M. Зачем, если есть возможность загрузить игру за секунды, а не за минуты? С этого момента кассеты почти не используются.

Для записи музыки самые дешевые постсоветские кассеты не очень годятся, но я все равно пытаюсь. С появлением дисковода коллекция софта на кассетах стремительно деградирует. А кассеты, хоть и не все, сохранились. Ирония судьбы в том, что от тех дискет в ходе обычной жизненной турбулентности не осталось ничего. В ситуации, когда нет ни интернета, ни профильных журналов, ни денег, стратегия выбора программ была такая — сохранить у себя всё, до чего дотянулась рука, вдруг потом пригодится. А вот записано на них… Ну будем говорить честно: что попало.

Это памятник эпохе. Так что набор программ и игр — он не совсем характеризует меня или мои школьные увлечения. Например, известные всем Dizzy и Exolon. Из всех «спектрумовских» игр мне реально запомнились буквально две-три. Я ее прохожу, как выяснилось при записи видео, примерно за 10 минут, но отчасти благодаря тому, что будучи школьником тратил на нее часы и дни. И еще Bruce Lee. Я тогда даже не сразу понял, что после первых трёх экранов есть продолжение, а когда увидел проход на новый уровень — это были такие эмоции, которые сейчас можно получить только при помощи премии в размере годового оклада.

Я не стал для этого эксперимента покупать оригинальный ZX Spectrum. Ладно, давайте что ли загружать программы с кассет. Во-вторых, мне очень нравится картинка, которую дают современные эмуляторы ZX Spectrum на современном железе. Во-первых, это игрушка для богатых западных детей, и если уж восстанавливать железо, то надо искать тот самый АТМ Турбо (или совсем уж прокачанный АТМ Турбо 2+). Поэтому для путешествия во времени используется эмулятор Spectaculator, выбранный в том числе и за способность загрузки игр прямо с магнитофона. Есть что-то такое в этих огромных идеально квадратных пикселях.

Компьютер с четырьмя процессорными ядрами, каждое с частотой 2. Не могу не отметить, какой феерический используется набор железа, чтобы играть в восьмибитные игры. 32 гигабайта оперативной памяти. 7 гигагерца. 27-дюймовый экран с количеством пикселей в 42 раза больше, чем способен выводить сам ZX Spectrum. Звуковая карта, способная захватывать сигнал с частотой до 48 килогерц. Но нет: я подключаю магнитофон, выставляю уровни, включаю старую запись с программой, и ничего не работает. Кажется, что этот космический корабль сейчас начнет создавать восьмибитные игры из окружающего воздуха.

Для начала хочу проверить схему на надежном источнике. Ладно, я был к этому готов. Вместо магнитофона подключаю смартфон (8 ядер, 6 гигабайт оперативной памяти), на Ютюбе нахожу полное видео загрузки спектрумовской игры, запускаю — работает! Для этого я добавляю еще больше абсурда. Дело в скорости. В чем дело? Теперь же программа воспроизводится чуть медленнее, и эмулятор ее «не слышит». В 90-е программы записывались на магнитолу Рига 110, которая крутила ленту чуть быстрее, чем надо. Частота пилот-тона, по которому определяется начало программы, составляет 764 герца, а надо 817.

Но это как-то не спортивно. Небольшая коррекция в программе Audacity, и я смог загрузить игру, перекинув поправленный звуковой файл на смартфон и подключив его к звуковой карте. А вот лезть в настройки своего рабочего магнитофона совсем не хочется. Хочется, несмотря на эмуляторы, загрузки с кассеты напрямую. Его не жалко: подстраиваю на нем скорость и положение аудиоголовки, чтобы максимально соответствовать параметрам записи 27-летней давности. К счастью, я уже давно в магнитофонном бизнесе, и помимо основного магнитофона и резервного магнитофона, у меня еще есть ненужный магнитофон. Работает! И оно работает! 1 Ахахаха!!!

Но все равно круто: из 2018 года это воспринимается примерно как цифровая фотосъемка на кулич. Конечно я не выбирал, что загрузить в первую очередь, и мне попался какой-то оооочень странный трехмерный пинг-понг. Но работает. Впечатляет надежность системы: запись очевидно шумная, скорость плавает, магнитофон фонит и стрекочет. Три минуты загружаешь игру, и никогда точно не знаешь, получится ли, или же вылетит ошибка. Экспириенс был медитативный. Но все же кое-что получается. И не все игры получается загрузить: тут фатально зажевано, здесь уходит в перезагрузку эмулятор, по неизвестной причине.

Там брали за душу не столько графикой и музыкой, сколько геймплеем. По этому клону арканоида (или breakout) можно составить впечатление о спектрумовских играх. Этот экспириенс сильно отличается от казуальных игр современности: миллионных блокбастеров, больше похожих на кинофильмы, в которых ты иногда нажимаешь на кнопки. Отсюда невероятная сложность на самом первом уровне: скорость высокая, бита микроскопическая, попробуй попади.

Импортная (или поддельная) кассета Yokohama оказалась самой проблемной. Дальше стало еще сложнее. Пришлось переставить ленту в новый корпус, отрезать совсем пострадавшую часть. Неравномерно намотанная лента десятилетиями была спрессована. Не помогло: при прослушивании было ощущение, что куски программ хаотически записаны одна поверх другой, или… Подождите, при втором подходе к снаряду я уловил какую-то логику в этих звуках, как будто запись прокручивают задом наперед.

Но очень глухой, из-за того, что запись читается с нерабочей стороны ленты! И точно: оцифровываю запись, переворачиваю в редакторе Audacity, и получаю абсолютно спектрумовский звук. Нахожу помятый кусок, расправляю, наматываю ленту как надо. Видимо когда-то кассета была сурово зажевана, лента небрежно заправлена назад, перекручена, и большая часть кассеты играет не тем местом. Пробую загрузить программу, работает!

Набор игр «какие попало» предполагает очень много странной фигни. Ну, не считая того, что я так и не понял, как играть в эту игру. Я в большинство игр с этих кассет кажется и не играл вовсе: в каждый момент времени был пяток фаворитов. Писали как можно больше, на всякий случай, не оценивая качество «контента». К остальным я обращался, только когда лучшие хиты надоедали.

В конце девяностых я от нечего делать экспериментировал с записью музыки на двойной скорости, это позволяло немного улучшить качество. А тут и вовсе провал: запись стёрта. Звучит устрашающе. Жертвой стали спектрумовские программы, вместо них записаны песни группы Offspring, теперь играющие в два раза медленнее, чем надо. Или узнаю. Увы, я так и не узнаю, что же представляет собой программа под названием «Большое Дерьмо Восемь». Big Shit 8 — это довольно унылая хакерская демка 1987 года. Интернет спешит на помощь.

Осталось оцифровать последнюю кассету, и тут меня ждал сюрприз.

Загадка

А для какого компьютера? На этой кассете без подписей тоже записаны программы, но это программы НЕ для спектрума. 01 на базе процессора КР580ВМ80А, он же клон Intel 8080. Вариантов у меня немного, до спектрума у меня был советский персональный компьютер Партнёр 01. Проблема в том, что два известных мне эмулятора (Emu80 и просто Emu) эти записи не распознают.

Также у меня возникло впечатление, что у «Партнёра» было два разных формата записи на ленту — для бинарных файлов, и для текстовых данных и программ на языке Бейсик. Возможно имеет место ошибка в скорости записи. Может кто-то что-то подскажет? Одну из записей я выложил в телеграм-канале (и продублировал тут). Было бы интересно раскопать до конца и эту тему, и конечно история Партнёра и других вариаций Радио86РК достойна отдельного поста. Есть утилиты конвертации звука в код, без использования эмулятора?

Ни где он находится, ни про звезды и планеты, но осталось устойчивое приятное впечатление. Ладно, мой Спектрум — это как если в детстве тебя сводили в планетарий, но это было давно, и ты ничего не помнишь. Кажется последней игрой, в которую я играл на спектруме, стала НЛО-2: Дъяволы бездны, российская вариация на тему X-Com: Terror from The Deep. У меня — так. Совершить повторный визит в историю 27-летней давности все же было приятно. Потом появился IBM PC-совместимый компьютер, и спектрум был мгновенно заброшен на полку.

Эти кассеты с программами уже пережили массу более современных носителей информации и сервисов, и переживут еще немало. Порадовала надежность чтения с ленты: несмотря на пожеванность кассет и их изначально унылое качество, запись на дубовый советский магнитофон, данные остаются доступными три десятка лет спустя. ZX Spectrum разрабатывался в соответствии с ограничениями носителя: об этом говорит проект OTLA, который позволяет в оригинальные компьютеры загружать данные в десять раз быстрее, достаточно избавиться от посредника в виде магнитной ленты.

Но пусть ими займется кто-нибудь другой. Наследие ZX Spectrum огромно, оно достойно множества исторических исследований. Для 1990 года это было что-то невероятно, космически крутое. Когда я был во втором классе, нам после уроков устроили игровой вечер на 286-х IBM PS/2. 01», и я был рад иметь дома даже такой компьютер. В тот же вечер отец привез домой «Партнер 01. «Партнёр», а позже «Спектрум» так и остались для меня ступенькой на пути к исполнению большой мечты. Но в памяти была графика досовских игр. По крайней мере, в ожидании своего 386-го десктопа я весьма неплохо провел время за восьмибитными игрушками. Что ж.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Юбилейный Android 10 (Q). Что известно уже сейчас?

Совсем недавно ребята из XDA-developers заглянули под капот утекшей сборки новой, ещё не анонсированной, версии Android. Давайте посмотрим, что они там нашли. 1. Тёмная тема Давно ждёте тёмную тему? Пожалуйста. Будет добавлена возможность выбрать её прямо в настройках экрана (Display). ...

[Перевод] Учебный курс по React, часть 10: практикум по работе со свойствами компонентов и стилизации

Сегодня, в десятой части перевода учебного курса по React, мы предлагаем вам выполнить практическое задание по работе со свойствами компонентов и по их стилизации. → Часть 1: обзор курса, причины популярности React, ReactDOM и JSX→ Часть 2: функциональные компоненты→ Часть ...