Главная » Hi-Tech » Достучаться до СМИ молодому стартапу

Достучаться до СМИ молодому стартапу

Когда стоит обращаться за публикацией в прессу, где искать журналистов и как с ними общаться — рассказывают партнёры Y Combinator Кэт Маньялак и Крейг Кэннон.

В закладки

При поддержке школы стартапов Russol. Переведено волонтёрами Y Combinator по-русски. Волонтёры также проводят бесплатные просмотры переведённых лекций в инкубаторах, коворкингах, и университетах Пензы, Саратова, Кишинева, Астаны и других городов. Цель инициативы — передать русскоязычному пространству опыт создания и развития компаний вроде Airbnb, MixPanel или Twitch. Участвовать в просвещении, получить знания и перенять опыт.

Например, блог, канал на YouTube, подкасты. Говоря о контенте, мы имеем в виду всё, что вы создаёте и распространяете по своим каналам для привлечения аудитории.

Основатель должен рассказывать о своём стартапе. Если речь PR или прессе, мы имеем в виду рекламу на ранних этапах и публикации, то есть новости, блоги — всё, что не является вашим каналом. Инвесторам, прессе, пользователям, возможным сотрудникам — и рассказывать эту историю на протяжении всей жизни компании.

Именно так новости и становятся вирусными. Донести историю нужно так, чтобы другие хотели пересказывать её и помогли распространить информацию о вас. Когда вы создаёте качественный контент, он помогает сформировать историю, рассказать миру о себе, а затем пресса помогает представить эту историю перед большей аудиторией.

Это сочетание может быть очень эффективным, однако создание качественного контента и организация пресс-конференций — серьёзная работа.

Когда начинать

Для этого стоит опросить своих пользователей. Перед описанием своего продукта убедитесь в его полезности. Также это поможет в создании контента и работе со СМИ.

Но не стоит рассчитывать на СМИ в долгосрочной перспективе. Пресса — это немасштабируемая стратегия по привлечению пользователей, она поможет получить первых пользователей на ранних этапах.

Можно уже думать о контент-маркетинге. Предположим, что вы нашли эту нишу. Многие с этого начинают, так как не могут позволить платные услуги.

У вас есть чёткий рынок, на который вы собираетесь выйти, и вы хотите создать то, что там будет нужно. Я вижу контент как продукт.

Есть третий показатель — то, как пользователи воспринимают бренд в медиа. На раннем этапе для компаний важны только две вещи: вовлечённость и конверсия. Но в дальнейшем стоит следить за репутацией. Поначалу об этом нет смысла беспокоиться.

Я бы порекомендовал использовать Mixpanel, а не Google Analytics, но и их аналоги справятся с задачей. Настраиваете аналитику так, как удобно. Отслеживайте, куда переходят люди, что делают, на что кликают, как долго находятся на сайте.

Поначалу он может не принести ощутимой пользы, многие компании Y Combinator запускаются без него. Затем нужно установить пиксель Facebook. Ещё если запуститесь на Hacker News и на сайт зайдёт 10 тысяч человек, а у вас не установлен пиксель, вы не узнаете, кто эти люди. Пиксель позволяет отслеживать посетителей сайта, которые авторизованы в Facebook, это помогает провести ремаркетинг.

На какой платформе продвигаться

Поговорите с ними и спросите, какие сайты они посещают. Нужно найти своих пользователей. Выберите наиболее популярный сайт и публикуйте соответствующий платформе контент. Заходят ли на Reddit, в Instagram, куда-то ещё?

Мозговой штурм

Это может звучать смешно, но из-за этого большая часть контента является неоригинальной. Люди недостаточно внимания уделяют мозговым штурмам. Контент не выделяется и похож на всё остальное, потому что вы позаимствовали идеи у других людей, чьи блоги читаете, или у конкурентов, или ещё где-то.

Вам может потребоваться день, два или три, чтобы написать материал в блог. Посвящайте мозговому штурму час в неделю или в две недели. Нужно, чтобы этот объём времени определял, как часто вы можете делать публикации, а не наоборот.

Вы должны подключать к созданию контента профессионалов. Когда пишете бессмысленный текст в блог за 10 минут, вы просто тратите своё время. Это обычно сооснователь, ведущий разработчик или кто-то подобный. Людей с опытом в сфере, способных рассказать что-то интересное остальному миру.

Тщательно подбирайте слова, избавляйтесь от лишнего, пользователи не будут тратить много времени на контент. Ещё две вещи из мира СМИ — будьте готовы постоянно редактировать.

Примеры контента

  • Airbnb делает полезные гиды по городам.
  • Можно привлекать лидеров мнений.
  • Публикуйте материалы, которые рассказывают просто о сложном.
  • Читателей интересуют мнения экспертов. Здесь вы реально должны хорошо знать, о чём пишете.
  • Рассказывайте об инструментах.
  • Работайте с сообществом.

Работа со СМИ

Для большинства стартапов имеет смысл подождать до момента, когда продукт будет готов, перед тем как обращаться в прессу.

Иногда компании освещаются в СМИ ещё до выпуска продукта — если в этой компании есть что-то радикально новое и особенное. Бывают исключения. Это часто бывает, если работа идёт над сложным биотехнологическим продуктом.

Не стоит тратить время. Большинство СМИ не освещают стартапы на ранней стадии. Задумайтесь, почему СМИ стоит писать о проекте и почему сейчас. Надо объективно смотреть на то, что вы продвигаете. Одна из наиболее популярных причин — привлечение инвестиций.

Это лишние траты. Не стоит на начальном этапе нанимать PR-фирмы. Единственное, что могут дать PR-специалисты, это контакты журналистов. Никто не знает компанию лучше основателей, и только они смогут полноценно рассказать о бизнесе. Но это можно найти и самостоятельно.

Уделяйте минимум 30 минут в неделю на чтение отраслевых новостей. Чтобы выстроить долгосрочные отношения со СМИ, нужно читать прессу.

Если вы не знаете, что читать, — спросите у своих пользователей. Составьте список публикаций по вашей теме, список СМИ, которые читают ваши пользователи, и список журналистов, которые работают в этой области.

Уделите полчаса каждый месяц тому, чтобы оценить, какие важные события предстоят, какие объявления вы хотели бы сделать — и занесите это в календарь.

Это поможет определить всё остальное: как продвигать и определять успешность кампании. Как только вы решили продвинуть историю своего стартапа, определите свои цели и аудиторию. То есть вопросы, которые журналисты часто задают стартапам на ранней стадии развития. После нужно написать краткое сообщение кампании из одного предложения, потом — из трёх, а также ответы на часто задаваемые вопросы. Вникнем в каждый из них.

Краткое описание проекта

При этом не стоит использовать жаргонизмы, текст должен содержать термины, которые все могут понять и повторить. Презентация в виде одного предложения должна относиться к тому, что вы создаёте, и к тому, для кого вы это создаёте.

The Box Company: «Мы делаем “умные” и экологичные коробки для доставки еды». Примеры. Производитель дронов Orby так описывает свой продукт: «Летающие роботы, которые помогают компаниям контролировать запасы и вести наблюдения».

Но вам и не требуется. Для обоих примеров презентация в одном предложении не охватывает всё, чем они занимаются. Важно сделать это сообщение чётким и привлекательным, чтобы люди заинтересовались.

Расширенное описание

Следует рассказать не только о том, чем занимается компания и кто ваши клиенты, но и почему стартап лучше конкурентов на рыке. С помощью трёх-пяти предложений можно дополнить первое сообщение.

Немного расскажите об успехах, о проблеме клиента. Если есть какая-то действительно интересная информация об основателях или история, или специфический рынок, постарайтесь включить эти данные в послание.

Роботы сконструированы с учётом требований безопасности и оборудованы видеодатчиками, позволяющими им передвигаться самостоятельно рядом с сотрудниками розничной или оптовой торговли. Orby создаёт летающих роботов, которые помогают компаниям проверять запасы и вести наблюдения.

Сейчас компания ведёт предварительные переговоры с крупными розничными компаниями США. Orby может сэкономить человеко-часы ручного труда за смену, поэтому стартап уделяет время на обслуживание и помощь клиентам.

презентация Orby

Рынок доставки продуктов питания испытывает подъём. Мы делаем «умные» и экологичные коробки для доставки еды. По прогнозами, его рост к 2020 году составит 20%.

Кроме того, упаковка часто не поддаётся вторичной переработке или биохимическому распаду, что создает огромные проблемы с отходами. Но всё ещё трудно заказать еду, заказать доставку и получить то же качество, что в ресторане.

Компоненты удобно складируются, легко собираются. The Box Company решает эти проблемы с помощью запатентованной коробки, которая улучшает качество всего процесса доставки.

презентация The Box Company

Часто задаваемые вопросы

Журналистка The Wall Street Journal показала список вопросов, которые она часто задаёт молодым стартапам.

  • Какой продукт вы создаёте?
  • Кто ваши клиенты? Какими они будут через три года?
  • Перечислите свои преимущества. Чем вы отличаетесь от конкурентов?
  • Почему клиенты возвращаются к продукту?
  • Какие проблемы бизнеса не дают вам спать ночами?
  • Сколько человек работает в команде постоянно и удалённо?
  • Что вы планируете сделать в следующем году? Что не удалось сделать ранее и почему?
  • Как вам пришла идея создать эту компанию?
  • Решаете ли бы проблемы для своей отрасли, общества, мира? Какие проблемы и почему никто не решил их до вас? А если кто-то пытался, почему у них не сработало?

Составьте список из трёх-пяти пунктов, о которых вы точно хотите поговорить в интервью. Подготовьте краткие ответы, но не стоит их чрезмерно репетировать — вы всё же не маркетинговый робот, а живой человек. Затем позвольте остальным ответам органично возникать в ходе беседы.

Как общаться с прессой

Авторы могут просто потерять ваше письмо на почте и не ответить из-за большой загруженности. После того как вы определились с датой и целью кампании в СМИ, учтите, что не стоит писать журналистам, если на неделе ожидается крупное событие, например, презентация Apple или конференция WWDC. Дождитесь, когда количество громких инфоповодов уменьшится.

Так журналист с большей вероятностью заберёт вашу историю. Медиа больше предпочитают эксклюзивный материал, поэтому на начальном этапе с авторами лучше договариваться о таком типе статей. Когда компания станет крупнее — можно собирать на брифинге несколько журналистов сразу.

Холодная рассылка тоже может дать результат, но на десять писем в лучшем случае ответят один раз. Лучший способ связаться с журналистом — чтобы ваш проект кто-то представил лично. Найдите их в Facebook, попросите коллег или знакомых порекомендовать вашу компанию этим журналистам. Выберите авторов, которые часто пишут на темы, схожие с вашим бизнесом.

Они должны быть содержательными и краткими, как в примере ниже. Также составьте электронные письма для авторов. Всё, что длиннее двух коротких абзацев, журналист просто пробежит глазами.

Выделите на подготовку материала хотя бы две недели — за это время вы сможете наладить связи с журналистом, подготовить необходимые данные. Будьте терпеливыми.

Чего делать не стоит

Не подделывайте показатели. Во-первых, не врите. Такие истории всегда будут возвращаться и преследовать вас. Не преувеличивайте свои возможности. Я видела это много раз.

Если журналист пропал, не стесняйтесь позвонить ему и напомнить о себе — раз или два, но не более. Во-вторых, не действуйте так, как будто вам обязаны написать историю компании. Я видела некоторых основателей, которые напоминали о себе каждый день в течение нескольких недель, и это просто безумие. Не стоит навязываться. Не делайте этого, потому что тогда у вас не будет с автором отношений в долгосрочной перспективе.

Это работа журналистов. Не предлагайте заголовки или контент.

Не просите показать черновой вариант материала — так авторы думают, что вы сомневаетесь в их компетенции.

После — оцените, какую пользу принесла публикация и стоило ли всё это того. Когда публикация будет готова — не ленитесь и найдите время, чтобы прорекламировать её в медиаканалах: в соцсетях, в рассылке электронной почты, рассказывайте друзьям.

Школа ищет экспертов, спикеров и партнёров на 2019-2020 годы, чтобы делиться своим опытом со слушателями. Общественная онлайн-школа стартапов Russol дважды в год проводит публичные бесплатные лекции, где на примере основателей компаний YouDo, Kabanchik.ua, «Флакон», Leta, Cinemood узнаете, как находить идеи, первых клиентов, создавать продукт, привлекать инвестиции. Передать свой опыт другим. Участие на добровольных началах.

#russol


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

«Яндекс.Маркет» занялся разработкой сервиса для сравнения цен в офлайн-магазинах

«Яндекс.Маркет» занялся разработкой сервиса для сравнения цен в офлайн-магазинах — Торговля на vc.ru Свежее Вакансии Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти Детали нового проекта в компании пока не раскрывают. В закладки Об ...

Путешествия по деревням и мастерская для женщин в декрете: примеры социального бизнеса в России

Путешествия по деревням и мастерская для женщин в декрете: примеры социального бизнеса в России — Офлайн на vc.ru Свежее Вакансии Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти Опыт шести основателей из Москвы, Санкт-Петербурга ...