Hi-Tech

Доставка экзотических фруктов: сколько стоит открыть бизнес в России и как наладить поставки из Азии

Опыт четырёх российских предпринимателей.

В закладки

Начало бизнеса и инвестиции на старте

По опыту предпринимателей, запустивших бизнес по доставке экзотических фруктов, для входа на рынок достаточно зарегистрировать ИП или юридическое лицо любой организационно-правовой формы, сделать закупку пробной партии на продажу.

Собственными силами можно обойтись как при разработке сайта, так и при осуществлении доставки покупателям. Затрат на аренду склада и покупку холодильного оборудования можно избежать или на первых порах использовать обычный бытовой холодильник для тестовых партий.

Из инвестиций нам потребовалось около 15 тысяч рублей на все необходимые расходы», — вспоминает Эдуард Тер-Оганезов, один из основателей компании «Фрукты Жи Есть!», которая работает на московском рынке. «За месяц наша команда из трёх человек полностью разработала весь проект.

Закупка фруктов, оплата транспортных услуг перевозчика, затраты на складскую логистику за границей и на территории России, расходы на организацию продаж и доставку до конечных клиентов — неполный перечень того, на что будет расходоваться бюджет. Если необходимо наладить прямые поставки из-за границы, нужно быть готовым к инвестициям.

По мнению представителя компании Expo Fruits, которая доставляет фрукты по всей России, для запуска бизнеса с прямыми поставками из Таиланда может понадобиться до 10 млн рублей.

Нужно учитывать фактор высокой конкуренции, регулярно оценивать своё положение на рынке и учитывать репутацию компаний, которые представлены на рынке уже не первый год. Боюсь, это не гарантирует, что товар сразу начнут раскупать.

Покупатели обоснованно будут доверять тем, у кого уже делали заказы, и тем, кто давно работает в этой сфере. Бизнес специфичен, так как фрукты — скоропортящийся и нежный товар. Нужно быть готовым к тому, что свою клиентскую базу придётся нарабатывать и удерживать.

Виктор Ковалёв

представитель компании Expo Fruits

По мнению экспертов, ориентировочная сумма затрат на запуск составит около 1 млн рублей.

Траты в месяц могут достигать 200 тысяч рублей.

При аналогичном среднем чеке заказа в 5000 рублей срок окупаемости бизнеса составит полтора года. В первые десять месяцев работы сервис «Фрукты Жи Есть!» получал 50 заказов в месяц.

В регионах спрос меньше. Со временем количество заказов будет расти: компания «Мангоед» на рынке с 2015 года, и количество розничных заказов с сайта достигло отметки в 250 заказов.

«Большую часть, около 60%, мы реализуем в Екатеринбурге, оставшиеся 40% расходятся в других городах: Тюмени, Кургане, Перми». Владелец компании Fruzza.ru Владимир Епанешников рассказывает, что они продают около 300 фруктовых коробок в неделю.

Поиск поставщиков

По словам эксперта в вопросах закупки фруктов Виктора Ковалёва, организовать процесс можно двумя способами.

Первый — стать импортёром

Самостоятельно придётся заниматься и оформлением документов для растаможивания товара и оплатой пошлин. На старте помимо финансовых затрат понадобится вложить и личное время: искать в Таиланде фермерские хозяйства с качественными фруктами и подходящими условиями сделки; подбирать складские помещения и организовывать логистику; нанимать персонал; выбирать перевозчика.

— Партнёров искали на выставках, через интернет. «Налаживать поставки пришлось методом проб и ошибок, — рассказывает Глеб Матюхов, основатель компании “Мангоед”, которая с 2015 года импортирует фрукты из девяти стран. Порой мы просто приезжали в какую-то страну, по наводке шли на ферму, знакомились. Второй вариант опаснее, так как велик риск обмана. И конечно, пробовали очень много фруктов».

В нём занято около 50% населения страны. Сельское хозяйство — один из ключевых секторов экономики Таиланда. Одновременно это усложняет задачу по поиску подходящих продавцов. Большое количество фермерских хозяйств в Таиланде позволяет импортёрам предъявлять высокие требования к качеству фруктов.

Что-то закупаем у одного фермера, что-то у другого. «Expo-Fruits работает с несколькими фермерами, при этом мы диверсифицируем закупки. Если нас не устраивает качество, то мы меняем партнёра на более ответственного и предоставляющего качественный продукт», — говорит сооснователь Expo Fruits Елена Ратникова. Это логично, ведь одни лучше выращивают манго, другие — мангустины.

При этом закупка рентабельна и имеет смысл, если компания работает не только с частными клиентами, а, например, выступает оптовым продавцом на территории России или имеет развитую торговую сеть в нескольких городах. Участники рынка, которые импортируют фрукты самостоятельно, рекомендуют закупать от 500 килограммов за раз.

«В среднем, в зависимости от качества плодов и стоимости транспортных услуг, одна закупка может обойтись в 270-350 тысяч рублей», — говорит сооснователь «Фрукты Жи Есть!» Эдуард Тер-Оганезов.

По словам основателя Fruzza.ru Владимира Епанешникова, если открывать интернет-магазин в других крупных городах России с минимальными затратами, то разумнее начать с сотрудничества с российскими поставщиками.

В этом случае объём минимальной партии фруктов будет ниже, чем при покупке из-за границы, что позволит дешевле и быстрее протестировать нишу.

Однако Fruzza.ru, которая работает сразу в нескольких городах: Екатеринбурге, Тюмени, Кургане, Перми, Челябинске и Сочи, сразу стала импортировать фрукты. Так, у оптовых поставщиков можно заказать десять килограмм фруктов в ассортименте, а при импорте придётся закупить не менее 100 килограмм.

Для этого потребовалось обучиться таможенному делу и получить компетенции в ВЭДе. Мы спроектировали бизнес-модель так, чтобы самостоятельно ввозить фрукты. Мы пробовали работать с российскими оптовыми компаниями, но нас не устроило качество фруктов.

Однако это происходит очень редко и небольшими объёмами до 100 кг. Бывает, появляется необходимость докупить какие-то позиции, тогда мы обращаемся к московским коллегам. У локальных поставщиков мы ничего не покупаем.

Владимир Епанешников

основатель Fruzza.ru

Второй способ — работать с оптовыми компаниями на территории России

Закупка у оптовых поставщиков в Москве, по данным представителей «Фуд Сити», в среднем обойдётся в 600 рублей за килограмм. По данным глобальной компании по оптовой продаже Tridge, стоимость манго при закупке в Таиланде будет составлять 100-170 рублей за килограмм.

Однако в отдельных случаях разница может достигать 60%, отмечают владельцы сервисов по продаже и доставке фруктов. Компании, закупающие товар через оптовых поставщиков, в своих интернет-магазинах могут предлагать цены, практически не отличающиеся от цен импортёров.

Самостоятельный ввоз фруктов на территорию России для них было трудной задачей. Эдуард Тер-Оганезов рассказывает, что «Фрукты Жи Есть!» работают с поставщиком, так как изначально команда не знала, насколько хорошо пойдёт дело. Это, конечно, отражается на ценообразовании, но таким образом получается избегать проблем с непроданным товаром, порчей плодов, арендой склада и другими возможными издержками.

Как и в случае с импортом, опытные владельцы интернет-магазинов рекомендуют иметь в запасе пул партнёров. Предприниматели ищут оптовые компании на специализированных выставках, в оптово-розничном продовольственном центре «Фуд Сити» или в интернете. Это позволит быть гибкими в плане цен, наличия товара, также это минимизирует риски, если качество фруктов у какого-то поставщика перестанет устраивать.

Логистика и хранение

Это обеспечивает должное качество фруктов. Фрукты относятся к категории скоропортящихся грузов, поэтому поставки происходят два-три раза в неделю.

Так, разные сорта манго требуют своей температуры и влажности. Правила и условия перевозки и хранения фруктов лучше изучить заранее, чтобы не понести убытков. Также некоторые фрукты нельзя перевозить и хранить рядом друг с другом из-за возможного ускоренного перезревания.

Фасовка в герметичные контейнеры, которые создают необходимую для сохранения свежести фруктов влажность, происходит на нашем складе в Таиланде. Хранение фруктов — то, чему надо уделять особое внимание.

После этого отправляются на склад, где также соблюдается температурный режим. В аэропортах они также хранятся при необходимой температуре до погрузки на борт, а затем и при растаможивании в России.

Виктор Ковалёв

основатель Expo Fruits

У интернет-магазинов, работающих через оптовые компании, есть варианты помимо собственных складов.

Многие предоставляют услугу доставки до склада покупателя. Самостоятельно забирать товар со склада поставщика необязательно. Именно так поступили основатели «Фрукты Жи Есть!». Также с некоторыми поставщиками можно договориться о фасовке товара на продажу непосредственно на их складе.

Сотрудник, отвечающий за покупку фруктов и формирование заказов, имеет возможность работать на складе поставщика. Мы не располагаем собственным складом. Бывают исключения, тогда мы оставляем приобретённый товар на складе поставщика. Мы стараемся каждый заказ «подогнать» под поставку, чтобы клиенты получили самые свежие фрукты.

представитель компании «Фрукты Жи Есть!»

При тщательном отборе поставщиков процент неликвидного товара стремится к нулю. По словам продавцов, на продажу идут фрукты в идеальном состоянии. Процесс приготовления можно снять и использовать в качестве контента для социальных сетей. Если случается, что фрукт потерял товарный вид, то его пускают на переработку: делают варенье, смузи.

Опытные предприниматели рекомендуют сегментировать целевую аудиторию и разделять тех, кто хочет купить коробку на пробу или в подарок, и постоянных покупателей. Интернет-магазины предлагают готовые коробочные решения с заранее определённым набором фруктов.

Некоторые продавцы предлагают поштучную покупку, что даёт клиентам возможность собрать свою коробку с индивидуальным объёмом и набором фруктов, хоть это и усложняет прогнозирование закупок и фасовку.

Стратегия продаж и продвижения

Поэтому лидирующие позиции среди каналов привлечения потенциальных покупателей занимают социальные сети. По словам владельцев сервисов доставки фруктов, бизнес в первую очередь ориентирован на частных клиентов.

Он работает как собственное СМИ, там мы сообщаем о новых поставках, акциях и распродажах, описываем особенности разных сортов. «Мангоед» активно использует соцсети, в первую очередь Instagram, в котором у нас более 18 тысяч подписчиков.

Ещё один канал продаж — наша база клиентов, которая формировалась в ходе работы. Нередко о нас рассказывают известные люди, которые попробовали наши фрукты и остались довольны. Сарафанное радио хорошо работает, люди с удовольствием рассказывают о нас своим друзьям.

Глеб Матюхов

основатель «Мангоед»

По словам основателя «Фрукты Жи Есть!», за счёт корпоративных заказов спрос увеличивается в три-четыре раза. Меньшую долю составляют корпоративные заказы, всплеск спроса приходится на праздники.

Оптовые компании, помимо частных и корпоративных заказов, поставляют товар на продуктовые рынки, используют канал розничной торговли. Так, за последние три дня декабря можно сделать половину выручки сезонного месяца. Потенциальный интерес представляет сегмент HoReCa и магазины с ориентацией на здоровое питание.

Это позволяет им не нести убытки, хоть и влияет на вкус и качество фрукта. У нас был опыт сотрудничества с сетевыми магазинами, но они в большей степени заинтересованы в том, чтобы товар хранился дольше. Поэтому спелые манго, которые могут храниться максимум неделю, не подходят для реализации через сетевые магазины

Елена Ратникова

сооснователь Expo Fruits

«Fruzza.ru работает с некоторыми локальными торговыми сетями и ресторанами, но их доля невелика, примерно 15% от общего оборота», — рассказывает Владимир Епанешников. В регионах сотрудничество с местными торговыми сетями может стать дополнительным каналом продаж.

Потенциал рынка и дальнейшее развитие

Конкуренция высокая, не все её выдерживают. Мнения участников столичного рынка относительно его насыщенности аналогичными сервисами расходятся. Доля онлайн-покупателей продуктов питания составляет 24%. Однако потенциальных клиентов в Москве всё ещё больше, чем тех, кто уже активно пользуется сервисом.

Для розничных магазинов, по мнению экспертов, смелым шагом будет переход на модель с собственными поставками из Азии. В качестве векторов роста компании рассматривают для себя расширение ассортимента, создание торговой сети в других городах, развитие корпоративного направления и сегмента HoReCa.

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть