Hi-Tech

Доставка будущего

Из деревни в город и обратно

В семье он был младшим из семи детей. Ся Цаньцзюнь родился в 1979 году в небольшой горной деревне Цэньман на западе провинции Хунань. Они зарабатывали на жизнь, выращивая кукурузу, но иногда голодали из-за плохой ирригации. Его мать не владела грамотой, а отец закончил только первый класс.

Однако до десяти лет мальчик не покидал родной деревни. Пару раз в год семье удавалось выбраться в главный город провинции Синьхуань.

«Когда ты лягушка на дне колодца, мир кажется одновременно большим и маленьким, — вспоминает Ся, обращаясь к древнекитайской притче, где черепаха рассказывает о море лягушке, которая всю жизнь прожила в колодце. При этом он не чувствовал себя несчастным. — В детстве я был счастливой лягушкой и в своё удовольствие играл на размытых дорогах промеж домов из глины».

На ней не было ни его деревни, ни того городка поблизости, который казался мальчику таким большим. В 11 лет Ся впервые увидел карту мира. Через несколько лет в доме появилась стиральная машина. В том же году у семейства появился первый чёрно-белый телевизор. Рыночные реформы, проводившиеся тогда в Китае, сотрясали страну, но до деревни Цэньман изменения добирались медленно.

Вскоре молодой человек женился, у него родился сын. В отличие братьев и сестёр, Ся не пошёл по стопам родителей, а поступил в училище и устроился на завод по производству сухого молока. В то время немногие из его друзей слышали об интернете. В 2009 году Ся купил свой первый смартфон.

Там он устроился на работу курьером, став одним из 250 млн внутренних трудовых мигрантов. Попав под сокращение, Ся решил вместе с семьёй перебраться в прибрежный город Шэньчжэнь.

В людях недоставало теплоты, к которой он привык в Цэньмане. Жизнь в большом в городе потрясла его, но вместе с тем оказалась совершенно безликой.

Ся работал доставщиком на JD.com, второй по величине китайской компании, занимающейся электронной коммерцией. Спустя полтора года у него появилась возможность вернуться в родные края. Мужчина узнал, что фирма собирается расширяться, в Синьхуане требуется управляющий распределительным пунктом.

«Я заранее знал, кого возьму»

В отличие от американского маркетплейса, который распространён по всей стране, у JD.com за счёт мест вроде Цэньмана и Синьхуана остаётся пространство для роста. JD.com, или Jingdong, — третья по выручке технологическая компания в после Alphabet и Amazon.

По мнению аналитиков, в ближайшие два года местный рынок розничной интернет-торговли увеличится вдвое.

Притом стратегия роста JD.com подразумевает не только управление участком — Ся стал настоящим глашатаем компании. Сегодня Ся руководит доставкой в две сотни деревень, включая родную. Нанимая местных, JD.com быстро включается в локальный контекст. Подобный подход — политика интернет-гиганта.

Вскоре к ним присоединились трое молодых людей, одетых в курьерскую униформу. Журналистка Джиянь Фань встретилась с Ся в воскресенье утром.

На 18 июня приходится основание JD.com — в этот день компания устраивает крупную распродажу. В ноябре в Китае празднуется День одиноких людей, придуманный Alibaba на замену «Чёрной пятнице».

Когда Фань спросила, почему они выбрали JD.com, каждый на ответил: «Интернет-торговля — это будущее».

Многомиллиардная компания не рухнет в одночасье, поделился с журналисткой один из сотрудников Ся. По словам одного из сотрдуников, работа в JD.com дала уверенность в завтрашнем дне, которую никогда бы не дал свой небольшой бизнес.

JD.com расширяется, продолжил работник, и намёк был ясен — вскоре молодые люди, вероятно, превратятся из подчинённых в руководителей. На вопрос, почему бы не попытать удачу в большом городе, журналистка услышала ответ: «Зачем?».

Курьеров JD.com легко узнать по красно-серой униформе

Ся ответил: «Я заранее знал, кого возьму». «А как вы ищете сотрудников?» — поинтересовалась Фань. Резюме и рекомендации требуются для чужаков, а их в Синьхуане нет. Нужные люди были друзьями или друзьями друзей, никакой бумажной работы. Люди здесь, подчеркнул Ся, верят тебе, потому что знакомы с тобой. Как нет и эффекта от рекламы.

На пути встречались большие плакаты с яркими обращениями: «победим бедность» или «стал богатым — помоги тому, у кого всё впереди». Через час журналистка и Ся отправились с заказами по окрестным посёлкам.

По правилам JD.com курьер должен заранее связаться с клиентом и уточнить, дома ли он. Время от времени Ся звонил получателям или принимал от них звонки. Звонившие могли попросить его оставить посылку на рынке, почте или в больнице. «В этих местах расписание доставки теряет смысл, ведь ритма жизни как в городе тут нет», — пояснил Ся.

Когда они нашли нужный дом, женщина лет двадцати с ребёнком наперевес, для которой предназначалась посылка, удивилась: «Вы и впрямь сюда приехали». В какой-то момент они забрались так далеко, что Ся пришлось спрашивать дорогу. Она осторожно открыла полученный сверток — в нём лежало розовое детское полотенце за $5.

«Пелёнки для своего сына я тоже заказал на JD.com, — сказал Ся журналистке. За годы работы Ся заметил, что на товары для детей: пелёнки, сухие смеси, подгузники приходится большая доля всех доставок. Долгое время выбирать было не из чего, а теперь — пожалуйста». — Каждый хочет для своего ребёнка лучшего.

История успеха

На парковке тестируют беспилотные автомобили, а неподалёку от главного здания есть магазин без касс вроде того, что недавно открыла Amazon. Штаб-квартира JD.com расположена в бизнес-парке в южном пригороде Пекина.

В противовес броскости остальных помещений его кабинет полностью белый, за исключением одной стены, где выведена огромная надпись: «Спокойствие приносит превосходство». Офис основателя и генерального директора JD.com Лю Цяндуна расположен на 18 этаже.

Лю Цяндун приехал с заказом к одному из покупателей во время празднования годовщины компании

Родился он в городке Суцянь в провинции Цзянсу, а вырос в деревне, похожей на ту, где жил Ся Цаньцзюнь. В интервью Лю упоминает о своём скромном происхождении. Воспитанием мальчика занималась бабушка, которую Лю называет «квинтэссенцией сельской женщины». Родители будущего миллиардера работали торговцами и подолгу не бывали дома.

Но средств на поездку у семьи не было. Ещё бизнесмен любит рассказывать, как он, сдав экзамены, получил место в Китайском народном университете и собрался уезжать в Пекин. А те, кто не мог помочь деньгами, помогли едой. В итоге деньги на билет до столицы собирала вся деревня. Всю первую неделю в Пекине, вспоминает миллиардер, он ел одни только яйца.

Однако через восемь месяцев заведение обанкротилось. Своё первое дело, ресторан, Лю открыл ещё студентом на деньги от подработок. Второе предприятие Лю открыл в 1998 году, которое назвал Jingdong Century Trading. По словам предпринимателя, во всём виноваты сотрудники, которые подделывали чеки.

Он сразу объявил, что в его лавке нет места подделкам. Бизнесмен подчёркивает: он выбрал отличный от других торговцев путь, которые, чтобы заработать, продавали некачественные товары. Кроме того, цена на товары не обсуждалась — в тогдашнем Китае, где торг и сегодня считается нормой, это было в новинку.

Тем не менее онлайн-брендом JD.com стал случайно. Дело пошло в гору, и через пять лет Лю владел сетью магазинов по всему Пекину и заработал первый миллион. Лю на время закрыл свои магазины и, думая, как бы возобновить продажи, разместил свои продукты на доске объявлений в сети. В 2003 году на город обрушилась эпидемия пневмонии и горожане сидели дома.

Анонимность интернета только обостряла подозрения, и на предложение Лю никто не откликнулся. Люди в Китае не слишком доверяют незнакомцам, отмечает Лю.

Тогда мало-помалу заказы начали поступать. Вскоре, однако, один из постоянных покупателей, которого предприниматель никогда не встречал, сделал на платформе запись, где поручился за качество товаров. Спустя пару лет объём онлайн-продаж побудил Лю закрыть магазины в офлайне и сосредоточиться на интернет-рынке.

Компания не сбивает цены, а работает прежде всего на надёжность, борясь с подделками и некачественными товарами, которыми переполнен рынок.

И хотя на JD.com появляется больше сторонних ритейлеров, основой бизнеса остаётся управление всей цепочкой поставок. Такой подход потребовал от JD.com другой стратегии, нежели у конкурента Alibaba, объединившей на одной платформе широкую сеть продавцов.

Сейчас только в этом подразделении занято 85 тысяч человек. Доставка выделилась в отдельную структуру JD Logistics, которой за отдельную плату пользуются и другие игроки рынка.

Один из логистических центров JD.com

«Платформа сплотила народ», — заявляет Лю. Если взглянуть на компанию под определённым углом, JD.com окажется национальным инфраструктурным проектом с частным финансированием. И хотя инвестиции в развитие инфраструктуры оправданы с точки зрения бизнеса, видение компании, думается, неслучайно совпадает с курсом правительства.

Технологическая отрасль стала центральным элементом глобальных амбиций страны. За последние годы в Китае построили множество дорог и скоростных магистралей, призванных соединить самые отдалённые районы страны с крупными городами — двигателями экономического роста.

В разговоре с журналисткой Лю то и дело упоминал о деятельности JD.com в контексте блага для целой страны. Для финансовых магнатов Китая поддержание хороших отношений с властями — давняя привычка. Оно, ко всему прочему, должно было направить общество в правильную сторону и привнести «положительную энергию». Тридцатилетнего экономического чуда самого по себе оказалось недостаточно.

В противоположность своим предшественникам он требует более прямого и открытого подчинения корпоративных гигантов. «Положительная энергия» — фраза, которую часто употребляет Председатель КНР Си Цзиньпин. Недавно Цзиньпин объявил, что каждая публичная компания должна организовать в своём офисе партийную ячейку.

В противном случае они повторят судьбу Сяохуэя, миллиардера, руководителя одной из крупнейших страховых компаний страны Anbang. Усиление цензуры, жёсткие антикоррупционные кампании — власти Китая словно говорят: пока руководители крупных компаний следуют линии партии, им ничего не грозит, их будут ставить в пример как «мягкую силу Китая». В мае этого года он был осуждён за мошенничество на 18 лет.

За пару недель до встречи с журналисткой Лю назначили главой бедной деревни к югу от Пекина, и он выдал пятилетний план развития. В результате последние заявления видных бизнесменов полны внезапной верности партии. В прошлом году предприниматель заявил, что уже его поколение воплотит в жизнь мечту коммунизма, а в будущем все компании перейдут под государственный контроль.

Центр управления беспилотниками

Фань сопровождал руководитель отдела беспилотников JD.сom Ли Дапэн. За несколько дней до визита в штаб-квартиру JD.com журналистка посетила деревню Чжанвэй в провинции Цзянсу, где в 2017 году компания организовала доставку с помощью дронов.

Тот, которого ждала журналистка, способен нести до 13 кг на скорости до 70 км/ч. Cегодня онлайн-магазин использует семь типов дронов. Когда он наконец прилетел, никто на него не обратил внимания, только дети с радостью закричали: «Игрушечный самолёт!».

Тут всё так быстро меняется, что на удивление времени просто не остаётся». Местная жительница поделилась с Фань: «Сначала поглядеть на дроны собиралась целая толпа, но мы уже привыкли.

Он оказался местным курьером и промоутером JD.com. С прилётом дрона к журналистке и Дапэну присоединился молодой человек по имени Чжан Сяоянь. Сяоянь во многом повторил судьбу Ся Цаньцзюня: родился в глубинке, закончил училище, переехал в большой город и ухватился за возможность вернуться обратно, заполучив работу в региональном отделении JD.com.

Чжан вскрыл коробку, рассортировал заказы и отправился развозить их по нужным адресам. Дрон опустил коробку на землю, а затем улетел. Почти у всех был телевизор, но у половины не было холодильников, поскольку питались они овощами с грядки и скотом. Ему не показалось странным, что местные жители копают колодцы, имея дома Wi-Fi. У немногих жителей деревни были компьютеры, однако у всех был мобильный телефон.

В Китае переход к мобильным устройствам произошёл резко, поскольку страна стала богатой не так давно и её не захлестнула волна ПК, как это было в США.

В основном люди заказывают электронику, товары для дома и закуски. Большая часть заказов на JD.com сделана со смартфонов. Не так давно, например, в деревню пришла огромная посылка с камчатскими крабами, свежесть которых компания гарантирует.

Неподалёку от него развернулся главный колл-центр JD.com, в котором заняты более 9000 человек. Также Ли устроил Фань экскурсию в центр управления дронами. Лю Цяндун работает там не случайно — он родом из тех мест.

Тут же расположен обучающий центр для будущих операторов беспилотников. В центре управления Фань показали аппаратную, где размещён огромный экран — на нём точкой отмечен каждый дрон. По мнению инструктора, это небольшая цена, учитывая то, сколько операторы будут зарабатывать. Трёхмесячный курс стоит порядка $2 тысяч.

Но у тех, кто не пройдёт отбор, возможностей не убавится, так как дроны в Китае используются повсеместно: от орошения полей и контроля загрязнения воздуха до запуска фейерверков и наблюдения за детьми во время экзаменов. Работа при этом достанется только лучшим.

Мир роскоши

Поэтому местные жители не боятся покупать очень дорогие вещи в онлайне. В китайском ритейле отсутствие привычных форм потребления сильнее всего ощущается на рынке товаров роскоши. Продавцы быстро заполнили этот сектор, однако позиции JD.com, судя по всему, особенно крепки благодаря репутации надёжного поставщика, гарантирующего подлинность товаров.

Чен родилась в Пекине, училась в Беркли, но отказалась от работы в Amazon, чтобы вернуться домой. В главном офисе компании Фань также встретилась с заведующей продажами модной одежды Белиндой Чен. Она уверена: технологическая отрасль Китая предлагает больше, чем Кремниевая долина.

Внимание JD.com к продаже модных вещей обусловлено не только появлением обеспеченного среднего класса, но и тем, что его представители относительно молоды.

Белинда Чен

Мы должны быть уверены, что наши покупатели получают лучшее обслуживание». Но по словам генерального директора, торговля предметами роскоши в онлайне влечёт за собой целый ряд трудностей: «Продавая что-то за несколько тысяч долларов, вы продаёте не только продукт, но и опыт, сервис.

Услуга стала популярной — отчасти потому, что для китайцев статус чрезвычайно важен, и они любят похвастаться перед друзьями. Поэтому JD.com придумала неожиданное решение, получившее название «белые перчатки», — в определённых городах покупки доставляют курьеры в деловых костюмах и белоснежных перчатках.

Шану Каю, с которым журналистка провела целый день, развозя заказы, повезло. Чтобы стать доставщиком премиальных товаров, претенденту необходимо соответствовать множеству требований: мужчина, младше 35 лет, умеющий водить, высокий, хорошо сложенный, «с правильными чертами лица». До перехода на новую должность он пять лет работал обычным курьером JD.com.

Узнав о конкурсе, Шан и его жена решили, что перед ними та самая возможность, ради которой они переехали в столицу из провинциального Хунаня.

Он гордится тем, что он работает в премиальном отделе. Шан развозит покупки на небольшом электрокаре. Не так давно молодой человек, заказавший iPhone X, был настолько поражён внешним видом Шана, что бегом пустился домой за камерой и сделал снимок курьера у машины с коробкой в руках.

Теперь им восхищались, говорили «спасибо» и «пожалуйста». Прежде такого с Шаном не случалось. С ним флиртовали женщины, а официанты, прежде относившиеся к нему настороженно из-за обычной красно-серой формы, вежливо кланялись и провожали до столика.

«Я держал в руках слитки золота. Однажды он доставил золотые слитки в инвестиционный банк, где их раздавали сотрудникам в качестве премий. — Я до этого и не знал, что такое инвестиционный банк. — рассказывает Шан. И сейчас я, правда, не очень понимаю, но теперь могу сказать: Шан там был».

И хотя телефон стоил как его месячная зарплата, мужчина был рад. Недавно Шан подарил жене iPhone 7. Когда супруга и сын поедут навещать родственников в Хунань, iPhone 7 будет только у неё.

Но лет через 40, почему нет. Они с женой хотят завести ещё одного ребёнка и планируют растить его в городе: «Возвращаться в деревню сейчас, — говорит Шан, — всё равно что загонять океан в реку. Думаю, вернусь именно в то место, откуда родом, которое я называл домом». Буду дедом или прадедом.

#будущее

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть