«Для сотрудника увольнение — личное оскорбление, но это не так»
А может быть, даже более ответственно, ведь с этим человеком вам и вашим коллегам предстоит прожить вместе не один год. К выбору сотрудника нужно относиться так же, как к выбору будущего мужа или жены.
Конечно, нужно оценить личностные качества и мотиваторы потенциального сотрудника. Часто будущий руководитель смотрит на уровень знаний, задач, которые решал будущий коллега, не обращая внимания на личные качества человека. Далее сравнить с тем, какими качествами должны и обладают коллеги.
Нужно оценить, как впишется человек. В любой компании, как в семье, есть действующая корпоративная культура, есть гласные и негласные правила поведения и взаимодействия в коллективе.
Если вы ищите фрилансера, и ему предстоит взаимодействовать только с вами, то подбирайте под себя. Если человек разделяет ваши принципы работы и близок по чертам характера, то он гораздо проще войдёт в коллектив и станет результативным сотрудником.
Далее понять, как его мотиваторы пересекаются с задачами, которые будут перед ним стоять, что готова и может дать компания.
Итак, нужно разобраться с мотиваторами человека: деньги, интересные задачи, карьера, должность, развитие, стабильность, результат, оценка, обратная связь, признание, полезность и так далее.
При этом нужно покопаться и задать все интересующие вопросы, чтобы развеять или укрепить сомнения, которые появились во время интервью. Обязательно нужно получить обратную связь с предыдущего места работы от руководителя.
Часто во время встречи мнение меняется. Вообще во время интервью нужно соблюсти простое правило: если вам человек нравится, то поищите проблемы, а если изначально не нравится, то потратьте время и поищите в нём что-то хорошее.
Хороший сотрудник, помимо профессионализма, должен любить дело, которым занимается, хотеть добиваться результатов, быть мотивируемым и управляемым.
Мы все разные и подбор делаем под себя. Сотрудник подбирается под задачи, функции, коллектив и начальника. Вроде ерунда какая-то, чувства и взгляды на мир не совпали, но это очень важно. Иногда непосредственный руководитель произносит такую фразу: «Не случилось химии». Может быть, просто вы не готовы взять на себя ответственность. Хотя не нужно забывать, что если химия не появляется ни с одним из десятков кандидатов, то нужно поискать проблемы уже в себе.
При этом если говорить про обычную компанию с понятными прозрачными задачами развития, роста доли рынка, создания новых продуктов, роста выручки и прибыли, то достаточно легко выявить проблемные черты потенциально вредных сотрудников.
Чаще всего вредны бизнесу следующие сотрудники.
Но после попадания в коллектив они начнут демотивировать весь коллектив. Пессимисты. Причём часто это достаточно активные люди, которые первично из-за активной жизненной позиции могут не производить впечатления пессимистов. Как правило, они обижены на своего предыдущего работодателя. Они очень часто начинают свои высказывания с отрицания.
Это люди, которые получают удовольствие от процесса работы, а не от результата. Процессники. Процессник, отвечая на вопрос о предыдущем опыте, описывает незавершённые действия: «мы разрабатывали и внедряли», а «не разработали или внедрили». Программист-процессник, например, будет вычищать код до идеального с его точки зрения результата, использовать лучшие новые методики, при этом не сдаст в срок ни одной задачи.
Человек с заниженной самооценкой может скатиться в пессимисты, а с завышенной — сделать ошибки, которые никогда не признает. Люди с неверной самооценкой.
Они говорят «я», а не «мы». Одиночки. Люди, которые не способны работать в команде, часто приписывают себе результаты коллективного труда. Например, на функции контролинга. Они не всегда вредны, их нужно просто правильно использовать, и на определённых позициях они будут очень полезны.
Можно задать простой вопрос: «Были ли на предыдущем месте работы сотрудники, которые незаслуженно получали награды?» или подобный, и потенциальный склочник легко втянется в разговор и начнет перемывать косточки бывшим коллегам. Склочники и сплетники легко выявляются, если начать обсуждать кого-то из коллег.
Воры или люди нечестные на руку. Для их выявления лучше всего собрать обратную связь с нескольких последних мест работы.
Всем будет спокойнее, если сотрудник уволится по соглашению сторон или по собственному желанию. Лучший способ при увольнении — договариваться.
Не нужно бояться этих путей, главное всё правильно оформить и задокументировать, чтобы быть уверенным в своей позиции при потенциальном разбирательстве в суде или диалоге с трудовой инспекцией. Если договориться не получается, то есть два пути: сокращение позиции или увольнение за нарушения.
Например, дайте под подпись задание со сроком исполнения, получите объяснительную о невыполнении срока работы, опоздании или прогуле, объявите замечание или выговор. Чем больше правильно оформленных документов, тем вам будет спокойнее.
Самая большая неприятность заключается в размере компенсации, которую вы выплатите при расставании.
Действуйте уверенно и в соответствии с законом, тогда никаких неприятных последствий не будет.
Если вы готовы за хорошие взаимоотношения платить свои деньги, то вопросов нет. Многие предприниматели сталкиваются с проблемой увольнения сотрудника, с которым у него хорошие взаимоотношения. Просто нужно оценить, что размер потерянных денег почти всегда выше размера заработной платы текущего сотрудника.
Ведь он не только сдерживает развитие из-за того, что не выполняет свою работу в срок, но и тем, что его коллеги начинают работать хуже, атмосфера в коллективе портится, да и вам спится уже хуже.
Если да, то пусть лучше сидит дома и получает заслуженную пенсию от вас лично, но не портит вам и вашей компании жизнь. Ответьте себе: вы готовы платить пенсию конкретному человеку?
Он не реализуется нормально, у него начинает страдать самооценка, он не может развиваться и привыкает получать оплату за несделанную работу. И нужно понимать, что сохраняя «хорошему» человеку рабочее место, вы вредите самому сотруднику.
Может быть, лучше отпустить его уже сейчас? Что с ним будет, когда вы или новый владелец компании с ним всё-таки расстанется? Вы готовы взять на себя ответственность за то, что в будущем он не сможет найти себя, что приведёт к самым печальным последствиям в его жизни?
Если конфликт вышел в публичное поле, то всегда есть два пути решения:
Так поступают крупные работодатели, которые уверены в своей позиции и воспринимают любое упоминание как рекламу. Не реагировать. Ведь в конфликте, как мы знаем, не бывает одного виноватого. Ведь часто в описании проблемы обиженным сотрудником нормальные кандидаты или другие компании видят проблему не компании, а самого уволенного.
В этом случае не имеет смысла доказывать что-то уволенному. Реагировать. Можно просто описать ваше видение ситуации. Доказать человеку, что он плохо работал, практически невозможно. Также использовать эту ситуацию с пользой для компании, рассказав о своем бизнесе, задачах, успехах, корпоративной культуре, оценке работ, мотивации внутри и о многом другом хорошем. Этим и ограничиться.