Хабрахабр

Для чего нужен штабной вагон поезда


В купе с мастерской электромеханика.

В нём едут начальник поезда, поездной электромеханик, есть радиокупе (это серверная современного поезда), могут быть купе для сотрудников МВД и купе для инвалида и сопровождающего с возможностью заехать на коляске. Штабной вагон — это своего рода офис внутри состава. В штабном вагоне есть душ (изначально для персонала, но пассажиры тоже могут его посетить бесплатно или за небольшие деньги в зависимости от состава).

Потому что опытные путешественники знают, что где-где, а именно в штабном всё точно будет в порядке с сервисом, чаем и спокойствием в дороге. Ещё в штабном вагоне есть обычные купе для пассажиров, и за ними часто идёт настоящая охота. Пожалуй, кроме одного дня в году — кануна Дня железнодорожника.

Поскольку это частный поезд, штабной вагон был несколько модифицирован в сравнении с привычным. Давайте пройдёмся по штабному вагону «Мегаполиса» (поезда Москва — Санкт-Петербург, одного из лучших поездов в стране по отзывам пассажиров).

Какой это тип вагона?

Штабной вагон — отдельный тип вагона. Делается такой вагон из обычного купированного, но вносится некоторое количество изменений.

Вот задний тамбур обычного вагона (точнее, здесь это вагон-ресторан рядом со штабным, но тамбур тут типовой), обратите внимание на ширину:

А вот задний тамбур штабного вагона:

Это нужно для того, чтобы можно было заехать в поезд на инвалидном кресле или занести кого-то на носилках. Сама дверь и проход шире. Сразу дальше будет блок, предназначенный для инвалида и сопровождающего:

Там огромный туалет:

И увеличенное купе с широким входом:

Прямо в купе вынесено дополнительное табло, чтобы пассажир не вставал лишний раз, когда хочет посмотреть статус туалета или время:

С другой стороны полки есть такой же набор — это чтобы человек не тянулся в случае необходимости: Одним фото выше вы видите управление светом, вызов проводника и розетку около окна на нижней полке.

Критичные индикаторы продублированы шрифтом Брайля:

Не обязательно с креслом-коляской, но обязательно с документом, подтверждающим его статус. В этом купе может ехать только инвалид. С другой стороны, подходит любой документ об инвалидности, включая нарушения слуха, зрения или другие. То есть просто пассажиру билет в такое купе не продадут: нужно покупать билет заранее. Оказалось, что проще сделать так, чем поддерживать и обновлять регламент того, кому можно, а кому нельзя в такое купе.

Например, там могут лежать перевозимые запчасти или другие грузы, которые нужно доставить самому перевозчику из одного пункта формирования или депо в другой. На практике это купе используется далеко не в каждом рейсе, а грузить в него тяжёлые вещи очень удобно, поэтому там часто своего рода склад.

В тамбуре есть подъёмное устройство (выдвижной пандус) для того, чтобы можно было спокойно заехать в поезд с платформы.

Идём дальше!

Вот радиокупе:


Принтер — для дорожных ведомостей.


Этот ноутбук служит медиасервером, именно на нём хранится контент бортовой сети вещания (фильмы для телевизоров в купе).

В «Мегаполисе» оно собственное, то есть не запись эфира, а набор собственных передач.
Отсюда вещает радио. Среди всего прочего есть спокойная музыка и обучение английскому языку.


А вот поэтому место называется «радиокупе».

Оно обычное, как на всех вагонах ТВЗ этих лет (на современных оборудование выглядит иначе): Вот купе проводника.

Конечно же, мастерская:

То есть чинит всё, что можно починить в дороге. Вообще это купе электромеханика, но на «Мегаполисе» электромеханик больше похож на судового бортмеханика по списку обязанностей.

Например, если где-то перегорела лампа — кто её будет менять? В основном, конечно, следит за электрооборудованием поезда. Не ехать же пассажиру в темноте. Конечно, он.

Например, засорение туалета, которое можно попытаться решить без слесаря из депо. Но бывают и более трагические ситуации.

Или сломавшийся замок в купе: личинка меняется за считаные минуты.

Вот тут, судя по ЗИП, видно, что крючки для одежды в купе отрывают довольно часто:

Тогда именно электромеханик снял дверь (с повреждениями) и выпустил их. Кстати, мы уже рассказывали про тот случай, когда китайцы заперлись в купе на верхнюю задвижку и не смогли выйти, а потом начали ломать купе изнутри. Места в поезде ещё были, поэтому пассажиры продолжили путь в других купе. Купе «Тверской экспресс» восстановил за собственный счёт, судиться с братским народом не стали.

Ну и вообще следит за щитами. Ещё электромеханик обслуживает подвагонные генераторы электроэнергии (это которые работают от вращения колёс): нужно переключать на них или отключать их при необходимости.

Если не считать пайки: всё же паять лучше на остановках. Понятное дело, что в депо возможен более долгий и глубокий ремонт, но, во-первых, депо только на одной стороне маршрута, а во-вторых, оборудовать мастерскую в поезде и ремонтировать вещи прямо в дороге гораздо удобнее, чем «на земле».

Дальше есть небольшое купе с душем (душ в том или ином виде есть почти в каждом штабном вагоне). Купе начальника поезда не отличается от обычного купе. Потому что визитов пассажиров в это купе за пару последних лет было меньше десятка. Пассажирам он объективно нужен на поездах Транссиба (там вход платный, 150 рублей, и можно ещё отдельно купить банные принадлежности), а на «Мегаполисе» душ бесплатный. Смена у персонала 14 дней, вот проводникам душ очень важен, хотя можно принять его и на вокзале.

Пятое и шестое купе в «Мегаполисе» — обычные пассажирские купе.

Важное отличие в следующем: в «Мегаполисе» эти места берегут до последнего для членов клуба. В других поездах примерно похожая схема, но может быть больше или меньше мест. Места поступают в обычную продажу за девять и шесть часов до отправления поезда, и их в последние часы можно взять как обычно. Если у вас есть их карта с любой суммой на счету — можно бронировать место «для своих», которое не видно в АСУ «Экспресс-3». Про это есть отдельный лайфхак. В других поездах собственного клуба чаще всего нет, поэтому можно купить билет в купе в штабном вагоне заранее. Один из вагонов может быть задублирован. Чтобы выяснить, какой вагон — штабной, нужно на официальном сайте РЖД посмотреть наличие мест. Вот тут, например, два девятых в поезде ФПК:

Купе для инвалидов сейчас есть только в штабных вагонах поезда. Это потому, что в текущем интерфейсе отдельно показывается билет для инвалида и сопровождающего, и отдельно — обычные пассажирские билеты в том же вагоне. Поэтому, если вы хотите ехать именно в нём, можно купить билет во «втором девятом» вагоне.

На состав — три человека, и, учитывая длину рейса, отдельное купе им не нужно. В этом конкретном штабном вагоне нет отдельного купе для сотрудников МВД: служба безопасности у частного перевозчика собственная. Тем не менее один из них может отдыхать в свободном купе в штабном вагоне или где-то в поезде, если требуется (двое других в это время должны быть на дежурстве).

На деле всегда находятся лишние конфеты и прочие милые мелочи. Проводник в штабном вагоне точно такой же по функциям, как в других вагонах.

Вагон-ресторан обычно находится рядом. Здесь же, в штабном вагоне, отдыхают сотрудники вагона-ресторана.

Это используется для срочных объявлений. В радиокупе есть возможность вещать на весь поезд из микрофона по аудиомагистрали. Связь бывает нужна в нештатных ситуациях. Ещё в радиокупе есть связь с машинистом поезда: локомотивная бригада и персонал самого поезда (без тяги) — это две разные команды с разным подчинением. Обычно пассажир приходит к проводнику и сообщает, что ему очень плохо. Самая распространённая нештатная ситуация — это медицинская помощь для пассажира. Начальник поезда решает, нужно ли сообщать машинисту про внеплановую остановку и требовать вызова скорой помощи. Проводник сообщает данные начальнику поезда и охране (сотрудники безопасности умеют оказывать доврачебную помощь). А если отравился и ему прямо очень плохо — нужно. Например, если пассажир порезал палец и бинта из аптечки хватило, то, наверное, не нужно. Того же нитроглицерина и валидола уже нет: считается, что для их применения нужно иметь хоть какое-то врачебное образование. Вообще аптечка последней ревизии очень маленькая: по сути, бинт и жгут.

Поезд останавливается там, куда приехала бригада (даже если этой остановки нет в расписании), пациент передаётся им на руки. Итак, если произошёл такой случай, то машинист связывается с диспетчером, диспетчер выясняет оптимальный вариант по скорой помощи и отправляет бригаду на следующую остановку или через одну-две, сообщают машинисту, он сообщает начальнику поезда.

Например, у ФПК есть двухгруппные поезда, пример — «Южный Урал» № 14 по маршруту Челябинск — Москва. Не всегда в поезде один штабной вагон. Вторая группа с точки зрения структуры подчинённости — изолированный объект, и там едет свой начальник поезда. В Уфе к нему прицепляют группу из пяти-шести вагонов (или больше в зависимости от схемы). Каждый отвечает за свою группу вагонов. Получается, что в одном поезде могут быть два начальника — челябинский и уфимский, например. С точки зрения архитектуры, это два разных поезда, которые едут один за другим и объединены общей тягой.

Прочитать про их поезд и его особенности можно в прошлом посте про железную дорогу. С нами были Алла Петровна Щепетова и Олег Анатольевич Дрыгин из «Тверского экспресса». Большой FAQ про поезда дальнего следования и неочевидные правила. А вот наши другие посты про железную дорогу: ретропоезд с паровозом, FAQ про работу помощника машиниста, про поезд Мегаполис, что интересного в кабине машиниста поезда, особенности транспорта Универсиады, в депо Аэроэкспресса, про транссиб, Гранд Экспресс, какие бывают поезда, энергосистемы вагонов, как устроен пассажирский вагон, как собирают вагоны, как они эволюционировали, про Ленинградский вокзал, про паровозы, про старые вагоны.

На днях ТВЗ сообщил, что в серию пойдут новые штабные вагоны 61-4529 разработки 2019 года.

Вот изображения из пресс-релиза:

Там будет управление подсистемами всех вагонов (в последние годы очень много данных от узлов отдаётся в бортовую сеть), будет два места для пассажиров с ограниченными возможностями и два — для сопровождающих, будет ещё аварийный выход с надувным спуском. Будет совместимость с поездами с двухвагонными сцепами, поддерживается скорость до 160 км/ч. Все современные фичи — тоже на борту: видеонаблюдение, USB и розетки 220 В, сейфы с электронными замками для купе.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть