Hi-Tech

Директор «Яндекс.Шефа» Михаил Перегудов — о слиянии с «Яндексом», культуре внутри компании и эффективности ребрендинга

Для своего YouTube-канала с Михаилом побеседовал Максим Спиридонов — генеральный директор образовательного холдинга «Нетология-групп».

В закладки

Справка: в октябре 2018 года «Яндекс.Такси» выкупила 83,3% «Партии еды», а сама компания была переименована в «Яндекс.Шеф».

Первые впечатления от работы с «Яндексом»

Это не значит, что всё происходит идеально и легко. В целом мои ожидания оправдываются. Я заранее предполагал некоторые трудности, они и происходят.

Естественная сложность — когда одна компания интегрируется в другую, будь то слияние или, как в нашем случае, покупка гораздо большей компанией гораздо меньшей компании.

У нас достаточно много свободы в плане бизнеса, реализации идей, стратегий. Любая интеграция — продолжительный процесс, который ещё идёт, разумеется. Интеграция же в основном происходит в части бэк-офиса, то есть юристов, финансов, отчётности.

О культуре «Яндекса»

В крупных фирмах важно сохранять гибкость, чтобы рождались внутренние стартапы. Мне кажется, это очень гибкая компания. Потрясающе, как «Яндекс» запускает новые сервисы, с какой скоростью рождаются «Такси», «Драйв», «Еда», «Доставка», «Маркет», «Музыка», что угодно можно перечислять.

В компании есть такая ценность: если к тебе кто-то пришёл за помощью, но это не твоя зона ответственности, ты не можешь сказать, что это не твоя зона ответственности. Много свободы, доверия и мало политики.

Это культура. Меня поражает, что даже когда мы ничего не просим, к нам стучатся сотрудники отдела маркетинга или юристы и спрашивают, чем нам помочь, или уже приходят с предложениями.

Основатель «Партии еды» и генеральный директор «Яндекс.Шефа»: есть ли отличия

Просто компания растёт и с точки зрения выручки, и с точки зрения людей, поэтому в целом на разных стадиях развития компании задачи меняются, в том числе и у руководителей. Не сильно отличается. Но не могу сказать, что что-то кардинально отличается.

Есть тот же Дима Степанов (директор новых продуктов «Яндекса» — vc.ru), который много времени нам посвящает, помогает, советует. Естественно, я очень много общаюсь с «Яндексом» как с основным акционером. С другой стороны, я раньше так же общался с другими акционерами, поэтому просто в каком-то смысле одно поменялось на другое.

О реакции сотрудников на новых акционеров

За эти полгода, конечно, кто-то ушёл, но по другим причинам. У нас никто не уволился, могу так сказать. В основном восприняли как «вау».

Через шесть месяцев подписали основные условия, и уже ничего тогда от сотрудников не скрывали: всех собрали и сказали, что теперь в сделке с «Яндексом». Знаешь, сделка шла год. Уже нельзя было скрывать, аудит начался.

Как проходили переговоры о слиянии

У нас головной офис в Петербурге, и это имеет значение. «Яндекс», я думаю, изначально хотел купить другого игрока. Мы как бы немножко на отшибе, и все думали, что мы какие-то маленькие.

На момент начала общения с «Яндексом» мы были третьими, а на момент сделки — первыми. Мы всегда были маленькими, но в последние полтора года всех обогнали. Динамика роста была совершенно другая. То есть они, думаю, из-за этого и выбрали нас. При этом мы меньше всего инвестиций привлекли.

Потом всё завертелось: подключились другие люди, аналитики, отделы. С Димой Степановым совершенно случайно познакомились. Нас замучили с запросами по аналитике, полгода вот так страдали.

Мы там торговались, о чём-то договаривались. В итоге «Яндекс» выбрал нас, подписали основные условия, и ещё полгода ушло на юридическую историю. И плюс юристы ещё работали, у нас там 1000 страниц в договоре.

О влиянии ребрендинга на показатели компании

Но мы это обсудили с коллегами, у них были опыт и уверенность, что такое название нам сильно поможет в бизнесе. По условиям сделки мы даже не обязаны были менять название на «Яндекс.Шеф», нигде такого прописано не было.

У нас выросли трафик, установки приложений, все метрики, в несколько раз уменьшилась стоимость привлечения клиентов. Я не очень в это верил, но когда мы сделали ребрендинг, эффект был просто ошеломляющий. Последнее для нас очень важно.

Три совета тем, кто хочет заполучить на борт стратегического инвестора

Если вы не гений вроде Дурова и Цукерберга, который в 18 лет знает, что он будет делать, имеет смысл сначала поработать в стартапе рядом с основателем, у которого можно поучиться.

Когда я пошёл делать свою компанию, первые полтора года просто копировал и культуру, и процессы, просто уже делал это сам. Я работал в Webinar директором по маркетингу и рос с этой компанией с 5 человек до 100.

У меня есть такая история, в которую сложно поверить: в 2014 году, когда я запускал «Партию еды», за два месяца до открытия я к этому относился как к делу жизни. Второе: если хочется пройти путь «свои деньги → венчурный капитал → продажа инвестору» целиком, надо поставить это целью.

Подумал, что надо как-нибудь попроще относиться. И я понял, что на меня это очень сильно давит. Если дойду хотя бы до первого, будет хорошо. Записал себе в Evernote пять этапов бизнеса. Скорее всего, ничего не получится, но если до какого-нибудь этапа дойду, будет хорошо. До второго — ещё лучше.

И я там записал пять строчек:

  1. Сделать первую продажу.
  2. Выйти в плюс.
  3. Привлечь инвестора-ангела.
  4. Привлечь венчурный фонд.
  5. Продать компанию «Яндексу».

Третье: если ты делаешь ставку на то, что ты обязательно должен кому-то всё продать, ты ставишь себя в очень слабое положение.

Мы всегда и нашим инвесторами говорили: «Если кто-то придёт и захочет нас купить, мы это обсудим, но вообще-то, мы строим компанию со здоровой юнит-экономикой, которая способна вырасти, жить и приносить прибыль компании».

Подробнее о Михаиле, преодолении депрессии, трансерфинге реальности и будущем «Яндекс.Шефа» — в полной версии интервью.

#максимспиридонов

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть