Hi-Tech

Десять правил хорошего продукта от дизайнера Braun Дитера Рамса

На дизайнерские решения Рамса ориентировалась компания Apple.

В закладки

Поделиться

Дитер Рамс, Фото: baust-kommunikation.de

Тогда на смену громоздкости и сложности в дизайн бытовых приборов пришли минимализм, компактность, функциональность. В 1960-х годах техника Braun, спроектированная Рамсом, стала новшеством.

Продвигать своё видение Рамс начал в 1980-м году. Став всемирно известным дизайнером, Рамс вместе с супругой основал Dister and Ingerborg Rams Foundation, чтобы популяризировать собственную дизайн-философию. Его концепция заключалась в десяти простых правилах хорошего продукта, которым он следует в течение всей жизни.

1. Эргономика

В 15 лет поступил в художественную школу, изучал архитектуру и дизайн. Дитер Рамс родился в немецком городе Висбаден в 1932 году. Прошёл учебную практику в столярной мастерской в Келькхайме, после чего продолжил учиться и получил диплом.

Но архитектура не сильно увлекла юного Рамса. После обучения поступил на службу к местному архитектору, помогал разрабатывать проекты американских консульств.

Дитер Рамс. Фото: dasprogramm.org

Впоследствии он возглавил отдел дизайна и проработал в компании 40 лет. В 1955 году Рамс сменил специализацию: прошёл по конкурсу в штатные дизайнеры компании Braun.

Ханс Гугелот — промышленный дизайнер, один из создателей Ульмской школы дизайна. В 1956 году он работал вместе с преподавателем Хансом Гугелотом над проигрывателем SK4 для Braun. Рамс и Гугелот первые решили отказаться от громоздкого деревянного корпуса, формата «сундука», ретро-дизайна.

Так выглядели проигрыватели 1950-х годов. Фото: YouTube

Я хотел более технического взгляда на эти вещи», — говорил Рамс в интервью. «В это время было нормально, что электротовары выглядят как мебель.

Панель управления располагалась сверху, возле диска, а не сбоку. Созданный Рамсом проигрыватель был металлическим с двумя деревянными стенками в светлых тонах. Потому кнопки и тумблеры стали заметнее и доступнее.

Ему не нужно было наклоняться и рассматривать кнопки, расположенные с торца. Владелец проигрывателя первым делом видел пункт управления.

Проигрыватель с прозрачной крышкой SK4. Фото: Archikultura

В отличие от металлической, она не вибрировала и открывала пользователям механическую часть проигрывателя. Металлическую крышку, которая предполагалась изначально, Рамс заменил на прозрачную пластиковую. За пластиковую крышку прибор в народе прозвали «гробом белоснежки». Решение понравилось покупателям, вскоре оно стало стандартом отрасли.

Проигрыватель с прозрачной крышкой SK4. Фото: Pinterest

2. Удобство использования

Он так погружался в работу, что тратил 18 недель на поиск удобного расположения рукояток на транзисторе. Рамс привнёс в дизайн простые формы и функциональность. Как и разместить под углом рукоятку фена, чтобы удобнее было сушить волосы сзади. Сделать кнопки на калькуляторе разноцветными тоже его идея.

Бритва Braun Combi DL5 (1957 год). Фото: dasprogramm.org

Кроме того, продукты должны быть разработаны так, чтобы были понятны. Я считал, что приборы должны были быть лёгкими, не перегруженными функциями, которые могут понять только технические специалисты.

Маленькие цветные штрихи делают вещь ярче. Мы знали, что большинство людей не читают руководств по эксплуатации, а у нас была идея присвоить разные функции разным цветам.

Дитер Рамс

Карманное радио Braun T3 (1958 год). Фото: MoMA Калькулятор 4777 Braun. Фото: eBay

3. Внедрение инноваций

Замена больших ламп в аудиопроигрывателе на транзисторы позволила Рамсу сделать аудиосистемы в несколько раз компактнее. Рамс уделял внимание не только мелким деталям, но использовал новые технологии для усовершенствования приборов.

Это Hi-Fi система Atelier 1 и динамики L1. Первая аудиосистема из модульных элементов — тоже совместная разработка Рамса и Гугелота. Рамс разделил устройство на несколько самостоятельных модулей, устройство стало компактнее. До этого проекта все аудиосистемы состояли из одного модуля, в который интегрировались и динамики, и проигрыватель. Вскоре такое строение стало стандартом.

Поэтому их комбинировали и использовали вместе. Atelier 1 и L1 по пропорциям совпадали с SK4.

Динамик Braun L1. Фото: losko.ru

Следующей разработкой стал динамик L2 на металлической подставке.

Динамик Braun L2. Фото: losko.ru Динамик Braun LE1, фото: losko.ru

4. Функциональность

По его мнению, функциональность не должна была отражаться на красоте предмета. Рамс хотел, чтобы техника была не просто удобной, но и эстетичной. В 1960 году Рамс, будучи штатным дизайнером Braun, выпустил электростатический динамик LE1 с легчайшими мембранами.

Динамик стал символом инновационных решений, пришедших в Европу в 1960-х годах. Мембраны визуализировали высокое качество и чёткость звука.

Сначала в отделе были только молодые специалисты, и они всё меньше пользовались рекомендациями преподавателей старой школы. В 1962 году Рамс возглавил дизайнерский отдел компании Braun на последующие 33 года. Рамс тогда сконцентрировался на радио-проигрывателях, проекторах и фонариках.

}},{"title":"\u0424\u043e\u0442\u043e: Pinterest","image":{"type":"image","data":{"uuid":"bece9ced-a754-da1b-a00c-8cd479b7e909","width":807,"height":538,"size":90574,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}},{"title":"\u0424\u043e\u0442\u043e: Pinterest","image":{"type":"image","data":{"uuid":"2c84dae8-454e-abcc-0845-4d615af432e9","width":807,"height":538,"size":42861,"type":"jpg","color":"","external_service":[]}}}] }

Продукция Braun стала так популярна из-за своего дизайна, что появилась в работах британского поп-художника Ричарда Гамильтона.

Картина Ричарда Гамильтона "Cheap Levitra Tablet, Order Levitra". Изображение: rogercatlin.com

5. Внимание к деталям

Компания занималась созданием классической мебели. Параллельно с работой в Braun Рамс начал работать в компании Vistoe (ранее Otto Zapf). Это совместная компания Рамса и Нильса Вица. Всю продукцию разрабатывал лично Рамс. Магазины компании находятся в Лондоне, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Мюнхене.

Универсальная система полок 606, Vitsoe, 1960 год. Фото: пресс-служба дизайнера

Дизайн серии аудиосистем Рамса для Braun Audio 1 разработан так, чтобы его можно было разместить на системе полок 606.

Сейчас на рынке есть много вещей, которые вы можете установить на стене, но эта стала первой. В то время было невероятно иметь Hi-Fi с компонентами, которые можно повесить на стену. Все элементы были спроектированы так, чтобы они могли вписаться в систему стеллажей 606.

Дитер Рамс

Каждый элемент изготовлен из алюминия и профиля E-track. Система полок 606 разработана так, чтобы легко собрать её из нескольких сменных блоков в виде полок, ящиков и шкафчиков. Оригинальная версия изготавливалась из бука, а дверцы и ящики из белого лакированного дерева.

6. Экологичность

Все изделия окрашивались вручную. Столы проекта 621 — попытка Рамса поднять статус пластика до благородного материала.

Стол проекта 621. Фото: museum-design.ru

7. Минимализм

Он покрыл им систему Studio 1000 со всех сторон, кроме лаковой панели. В 1965 году Рамс отказался от белого цвета в технике в пользу бледно-чёрного. Рамсу удалось избавиться от лишних винтов и креплений. Техника Braun стала выглядеть компактнее из-за тёмных тонов. Регуляторы Рамс сделал больше, как и переключатели блоков. Вместо них он стал использовать алюминиевую ленту.

Studio 1000. Фото: Pinterest

Рамс стал использовать его не только для аудиопродукции, но и для дизайна часов, калькуляторов и других продуктов. В течение следующих 30 лет чёрный цвет стал доминировать в дизайне бытовой электроники. Эта тенденция к превалирующим чёрным тонам длилась до 1970-х годов.

8. Эстетика

Как курильщику, Рамсу нравилось экспериментировать с моделями зажигалок, он рассматривал их в качестве «мини-скульптур». Одна из любимых разработок Рамса — цилиндрическая чёрная зажигалка модели T2 с технологией магнитного зажигания.

Зажигалка Braun T2. Фото: Pinterest

9. Честность с потребителем

— Они должны подвергать сомнению всё, что кажется очевидным. «Я думаю, хорошие дизайнеры всегда должны быть авангардистами, и всегда быть на шаг впереди своего времени, — рассказал Дитер Рамс, выступая перед советом компании Braun в 1980 году. Они должны уметь реально оценивать свои возможности и границы технологии». Они должны обладать интуицией к изменениям человеческих предпочтений, к их желаниям, заботам, потребностям и их привычкам.

10. Актуальность

Рамс поддерживал технические решения Apple. Для компании Apple Рамс стал идейным вдохновителем: дизайн транзисторного приемника T3 компания взяла в качестве примера при создании первого поколения iPod. По его словам, фирмы, которые серьезно относятся к дизайну, можно пересчитать по пальцам, Apple одна из них.

В документальном фильме Objectified Рамс заявил, что Apple — единственная компания, которая следует разработанным Рамсом принципам в полной мере.

Фото: dasprogramm.org

Он вдохновил многих современных дизайнеров: Сэма Хекта, Константина Грчича, Джони Айва и других. «Основной дизайн не изменился с тех пор, как мы начали работать в 1980-х годах», — говорит Рамс.

Стелаж 606 для Vitsoe

Был президентом Немецкого совета формообразования. В течение 16 лет Дитер Рамс преподавал в Гамбургской высшей школе изобразительных искусств и получил титул почётного преподавателя в Королевском колледже искусств Лондона.

Когда Рамса спросили, чем бы он занялся, если бы снова стал молодым. Сейчас Рамсу 86 лет, он по-прежнему придумывает новые решения. По его словам, ветряки приносят пользу, но очень портят вид. Он ответил, что искал бы новые способы добычи альтернативной энергии.

#braun

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть