Hi-Tech

Держать аудиторию: семь советов о том, как выступать на международных конференциях

Мы питчили продукт на Украине, в Германии, США, Южной Корее. За последние несколько лет работы нам с коллегами по команде Preply не раз приходилось представлять сервис перед международной аудиторией.

Собрав воедино весь этот опыт, мы выделили семь универсальных советов, которые помогут грамотно провести публичное выступление в любой стране мира перед представителями самых разных национальностей.

1. Определитесь со стилем

Презентуя продукт потенциальным инвесторам, не стоит много шутить и фамильярничать. Стиль подачи материала зависит от формата встречи, целей и аудитории. А вот знакомясь с коллегами по инкубационной программе, вполне можно позволить себе расслабленный стиль.

Там до сих пор сохраняется жёсткая иерархия, корпорации диктуют правила всему бизнесу. В целом в американской культуре принят более демократичный формат общения, Европа чуть более консервативна, в Азии же лучше быть сдержанным. Если аудитория смешанная, или вы не знаете точный состав, можно ориентироваться на формат выступлений TED.

2. Подготовьтесь и отрепетируйте

И даже у них не всегда получается хорошо сориентироваться на месте. Удачная импровизация в публичных выступлениях доступна только тем, кто выходит на сцену далеко не в первый раз. Можете тренироваться на друзьях, коллегах, семье, использовать диктофон или камеру на телефоне. На первых порах обязательно нужно репетировать. Обязательно используйте таймер, потому как на большинстве мероприятий время для спикера ограничено.

Если есть возможность демонстрировать слайды, подготовьте презентацию. Для объёмного выступления сделайте тезисный план и подготовьте карточки-подсказки. По возможности просмотрите её не только на мониторе ноутбука, но и на проекторе — издалека.

3. Узнайте аудиторию

Но это не так. Мы склонны предполагать, что наши культурные нормы одинаковы для всего мира. Например, в восточных странах принято относиться к старшим (по возрасту или по деловой иерархии) с подчёркнутым уважением, и шутка в адрес пожилого участника ивента может испортить всё выступление.

Например, когда моя коллега впервые выступала в Сеуле, она из вежливости начала свою речь приветствием на корейском — и моментально завоевала расположение. Кроме вещей, которые не стоит делать, можно определить и те, которые добавят вам очков в глазах публики. Это была пара простых фраз, но она задала тон всему выступлению.

Гайды по международному деловому этикету можно найти, например, на Business.com или у Social Talent.

4. Используйте короткие фразы

Это нужно учитывать и не затягивать собственную мысль. С распространением клипового мышления людям становится всё сложнее долго концентрировать внимание на чём-то одном.

Если предпочитаете импровизировать, опираясь только на план, порепетируйте, записывая себя на диктофон, а затем прослушайте (или дайте запись коллеге) и определите, что нужно удалить или сказать проще. Если пишете текст заранее, сделайте черновик, а затем перепишите, сокращая предложения и удаляя лишнее. И да, не забывайте объяснять термины неподготовленной аудитории.

Конечно, речь не о профильных ивентах для узкого круга специалистов. Для аудитории, в которой есть люди, выросшие не в англоязычных странах, стоит использовать Simple English, по аналогии с «Википедией на упрощенном английском.

5. Забыли текст — повторяйтесь

Это случается нередко, когда человек волнуется. Многие больше всего боятся забыть текст во время спича. Если же карточек нет, используйте такой приём как повторение. Имея под рукой карточки с подсказками или визуальную презентацию, направить мысль в нужное русло не так сложно.

После этого будет проще вспомнить, о чём вы собирались сказать. Перефразируйте последнюю озвученную мысль, дополните её новым примером. И это лучше, чем изо всех сил пытаться вспомнить фразу и накручивать себя, что выступление идёт не по плану.

6. Экспериментируйте с психологическими приемами

Психологи объясняют это реакцией «бей или беги», которая запускается в ответ на некомфортную ситуацию и большое скопление людей. Внутреннее напряжение во время выступления мешает многим.

Единого рецепта нет, стоит попробовать разные методики, чтобы определить, какие работают в вашем случае. Одни специалисты рекомендуют визуализировать своё выступление накануне, другие — внутренне представлять аудиторию в забавной одежде или даже без неё, чтобы рассмешить и расслабить себя. Начать можно с рекомендаций Брайана Трейси или Harvard Business Review.

7. Оценивайте результаты

Можно запросить обратную связь у знакомых, которые были в зале. Результаты любого публичного выступления важно оценить. При этом важно обращать внимание и на реакцию аудитории. Можно пересматривать видео с ивента, изучая свой питч со стороны. Где люди оживились? На каких моментах слушатели заскучали и начали переговариваться? О чем задавали дополнительные вопросы? Где смеялись? Проанализировав эту информацию, можно понять, что улучшить в следующий раз.

Мы делали это, например, после технического директора Meetup Kyiv. Если вы организатор мероприятия, стоит провести post survey среди участников. Для опроса можно использовать инструменты вроде Survey Monkey или обычные Google Forms.

Заранее готовьте примеры, сравнения и аналогии, подберите интересные численные показатели, иллюстрирующие тему. Удачное выступление складывается из мелочей. И не бойтесь. Следите за мимикой и жестами, управляйте интонацией и паузами. Это уже половина успеха. В зале сидят такие же люди, которые сознательно пришли вас послушать.

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть