Делать бизнес с друзьями и не поссориться
Дарья Устюжанина, сооснователь сервиса для организации событий TimePad
«У нас не было главного, и нам все говорили, что так нельзя»
Вначале это был небольшой проект «для себя», так как они организовывали мероприятия в бизнес-инкубаторе «Вышки». В 2008 году сервис запустили четыре студента Высшей школы экономики.
Слева направо: Людмила, Дарья, Артём
В 2018 году основатель Qiwi Сергей Солонин выкупил сервис. Почти сразу после запуска команду покинул один из партнёров. Сервис продает билетов приблизительно на 2 млрд рублей в год. Создатели TimePad продолжают работу над ним.
Как сочетать роли друга и бизнесмена
Я думаю, что плюс ведения бизнеса с друзьями — ты знаешь, чего ожидать от человека, ты понимаешь сильные и слабые стороны партнёра и можешь правильно распределять задачи и ответственность.
Там мы научились разделять отношения на рабочие и дружеские. Когда основали TimePad, мы с Артёмом были однокурсниками, а с Людой работали в бизнес-инкубаторе. Так удаётся разделять деловое и личное пространство и относиться к коллегам более беспристрастно.
Когда встречались вне работы, всё равно продолжали её обсуждать, потому что это было срочно и важно. Мы очень много времени проводили вместе на работе, график был ненормированным, даже по ночам и выходным мы обсуждали рабочие моменты.
Обратная сторона — дружеское общение часто заменяется решением рабочих вопросов, а обсуждение личных тем кажется неуместным. Плюс такого ведения бизнеса — это становится твоим хобби, от которого ты не устаёшь.
Наши рабочие отношения выступили на передний план. Когда бизнес подрос, у нас появилась возможность не работать круглосуточно, в нерабочее время мы стали отдыхать друг от друга. Ведь будет возможность соскучиться по человеку за рабочую неделю. Когда мы выйдем из этого бизнеса, думаю, захочется снова больше времени посвящать дружескому общению.
Зависит от конкретных людей и того, насколько умело люди переключаются с одной роли на другую. В целом стоит понимать, что риск охлаждения дружеских отношений в процессе ведения бизнеса вместе велик.
Поняли, что не по пути, — разбегайтесь сразу
Он хороший человек, но работалось вместе плохо: было больше споров, чем нацеленности на результат. Вскоре после запуска проекта нам пришлось расстаться с четвёртым партнёром. Мы поняли, что нам не по пути, и предложили расстаться.
Если на старте вместе тяжело работать, каждое решение буксует, значит, и дальше принятие денежных решений будет тяжелым и рискованным для бизнеса. Это решение было абсолютно верным. После его увольнения никакой неприязни друг к другу не было.
Прописывали документально только самое важное
Нам всегда удавалось договориться об основополагающих вещах. У нас долго не было каких-то чётких правил, что будет в случае серьёзных разногласий. А бытовые проблемы всегда есть, здесь никакие правила не помогут.
Все рекомендуют прописать, что партнёры будут делать во всех неприятных ситуациях, которые могут произойти. Наши первые зафиксированные правила по разделению бизнеса появились, когда мы переделывали акционерные документы.
Совсем впадать в паранойю и прописывать все мелочи тоже не стоит.
Мы решили ограничиться только самыми крайними случаями: если не получается договориться, то один партнёр выкупает долю у другого.Дарья Устюжанина
сооснователь TimePad
В решении конфликтов помог посредник
Но есть и удачный опыт работы с фасилитатором. В основном мы всегда договаривались самостоятельно. Хотя до разговора казалось совсем не так, и мы не могли прийти к общему мнению, начинали злиться друг на друга. С помощью фасилитационной сессии мы поняли, что наши позиции не так уж и отличаются, что в главном мы сходимся.
Этого мы и добились с помощью фасилитатора. Очень важно отделить эмоции от фактов, донести факты до собеседника, используя его язык.
Внешнему человеку увидеть и разложить ситуацию по полочкам проще. Всё выглядит очень просто, но внутри спора сложно это сделать самостоятельно, потому что каждого из участников спора захватывают эмоции.
Роль генерального директора «перекидывали» друг другу
Поскольку мы начинали втроём, то сразу разделили сферы ответственности. У нас всегда была неклассическая структура руководящего состава. Должность генерального директора мы «перекидывали» друг другу несколько раз. У нас никогда не было одного главного. Нам всегда говорили, что это не работает, но TimePad десять лет, и мы пример того, что так можно.
В такой структуре есть плюсы: в трудные времена спасало, что среди нас не было одного главного. Для нас троих это сработало. Кто-то из нас троих обязательно относился к проблемам позитивнее, чем остальные. Это как табуретка на трех ножках.
Через пару лет мы убедились, что он понимает суть бизнеса, все процессы — и решили впервые назначить генерального директора не из основателей. Сейчас у нас наёмный генеральный директор, которого изначально мы пригласили на роль коммерческого директора.
Назначение наёмного генерального директора важно при переходе бизнеса к новому акционеру: это облегчает выход партнёров и даёт гарантию, что бизнес продолжит стабильно работать.
Мы достаточно формально относились к должности генерального директора: «Ну и что, что у меня на визитке это написано, всё равно каждый будет делать то, что сейчас необходимо для развития бизнеса. На наши отношения это не повлияло.
Хотя бизнес продан, у нас есть возможность оставаться в компании, пока это обоюдно интересно нам и новому акционеру. Сейчас мы по-прежнему работаем в компании.
Евгений Либерманн, сооснователь приложения для поиска свободного места на парковке ParkApp
«Моего партнёра ранило ощущение, что он работал не со мной, а на меня»
История создания приложения для парковок началась в 2013 году, когда друзья собрались пойти в Starbucks на Новокузнецкой и искали место, где припарковаться. В 2011 году Евгений Либерманн переехал из Екатеринбурга в Москву, а через два года к нему приехал его друг.
В тот момент Евгений узнал, что его друг выходит из бизнеса. Позже у проекта начались сложности, деньги первого инвестора кончились. Через ParkApp можно оплачивать все уличные парковки Москвы. Сейчас приложением пользуются более 700 тысяч человек.
Про плюс дружбы с бизнес-партнёром
Ведь мы часто нуждаемся не в самой поддержке, а в уверенности, что можем её получить. Главное преимущество партнёрства с другом для меня — гарантия поддержки. Мы 12 лет были друзьями, во время создания бизнеса возникало много нервозных ситуаций, которые легче пережить вместе.
Нам пришлось делить вдвоем все горести и радости, и если со вторым проблем не было, то с первым оказалось сложнее.
Евгений Либерманн
сооснователь ParkApp
Сложности разделения ролей
Когда дело дошло до регистрации юридического лица — а оно дошло не сразу, а только когда мы нашли инвестора, — встал вопрос, кто из нас, двух друзей, будет генеральным директором. Моему компаньону было непросто осознавать, что у него нет гарантированного места работы.
Друг тяжело воспринимал мои просьбы, воспринимая их как указания, из-за этого я часто встречал сопротивление с его стороны. Когда мы распределили роли, у него всегда было ощущение, что он работает не со мной, а на меня. Именно потому, что он не приятель, а инвестор и деловой партнер. Потом я понял, что, если задачу ему ставлю не я, а третий человек, инвестор, это воспринимается нормально.
Когда партнёр стал «пассажиром»
Сухость и жёсткость не были моей целью, мне казалось, что мы вместе одинаково жертвуем собой ради общего дела. Мне было необходимо, чтобы определённые задачи выполнялись в конкретные сроки, и я часто забывал про вежливость.
Но дело было не только в жёсткости. Так как я никогда не работал по найму, у меня стёрта грань между пятницей и понедельником, от своего партнёра я ждал того же. Первая мысль, которая появляется в его голове: «Почему мой друг мне приказывает?». Все поручения, сказанные даже самым нежным голосом, ранят человека.
В таких ситуациях основатели всегда должны оставаться «локомотивом» компании, а не превращаться в «пассажира», ищущего личный заработок на стороне. Мы разошлись между инвестиционными раундами, когда деньги ангела-инвестора уже закончились и разработчикам нечем было платить.
«Пассажир» с большой долей в акционерном капитале становится красным флагом для любого потенциального инвестора при проведении Due Diligence (процедура составления объективного представления об объекте инвестирования, которая проводится, чтобы оценить целесообразность вложений).
Я понимал, что всё идёт именно к распаду нашего союза, но не думал, что это произойдет так быстро.
«Прописывать каждый шаг и чих»
Меня посещали худшие мысли, хотелось всё бросить. После ухода партнёра без поддержки было тяжело: команда разбежалась, денег не было. Я набрал новую команду. Финансирование нашлось спустя четыре месяца. С бывшим партнёром мы больше никогда не общались.
Ни я, ни мой друг на тот момент не были готовы к этому, хоть и дружили 12 лет. Сейчас я понимаю: чтобы делать бизнес с друзьями, нужно быть очень ответственным.
Как в брачном контракте: когда вы женитесь, вы никогда не думаете о разводе. Все бизнесмены, с которыми я говорил на тему ведения бизнеса с другом, говорили, что обязательное условие — прописывать каждый шаг и каждый чих «на берегу» документально. Но если приходится это делать, то гораздо легче, когда контракт есть.
Только нарастает. В личных отношениях можно помириться, хочется думать, что всё «рассосётся», но в бизнесе вообще ничего не «рассасывается».
Евгений Либерманн
сооснователь ParkApp
Но, тем не менее, я не зарекаюсь, что не буду больше вести бизнес с близким мне человеком.
Дмитрий Сарайкин, сооснователь сервиса для онлайн-бронирования трансфера в аэропорт i’way
«Вчера вы просто друзья, а сегодня твой друг — твой начальник»
В том же году, когда сервис был ещё никому неизвестен, Салихов подарил Сарайкину 40% компании на день рождения. Дмитрий Сарайкин согласился прийти в стартап своего друга детства Дмитрия Салихова в 2009 году, уволившись из агентства, в котором работал медиааналитиком. В 2017 году i’way получила 880 млн рублей выручки.
Плюс — доверие, минус — подчинение
Сначала я помогал ему с написанием текстов, с сайтом, потом мы сняли офис, я очень быстро уволился, и i’way стал моим основным местом работы. Какого-то поворотного момента, в который я решил стать бизнес-партнёром Дмитрия, не было.
Договорённость была только на словах, а примерно через год мы закрепили наши отношения. Мы в определённый момент сели и договорились: доход партнёров будет такой-то, доли — такими-то. Это базовое правило любого бизнеса. Зачем? Но никакого конфликта с документальной фиксацией долей и ролей связано не было. Я не помню, честно говоря, детали, почему конкретно это тогда произошло.
Сложность — в выстраивании субординации, это не очень приятный момент. Преимущество ведения бизнеса с другом — это доверие, ведь человека ты знаешь много лет. Вчера вы просто друзья, а сегодня твой друг — твой начальник.
Сейчас всё спокойно, роли распределены. Генеральному директору нужно добиваться результата и «навязывать» свою волю, и первые пару лет мне было некомфортно, а потом мы приработались.
Друзей в команду больше не зовём
С кем-то мы рвали навсегда, с кем-то после расставания как с коллегами возвращались на исходный уровень. Сначала мы приглашали на работу своих друзей, и отношения с ними после этого портились. С 2010 года в команде остался только один человек из тех, кто пришёл как друг.
И вообще не принимаем участия в поиске кадров. Сейчас мы с Дмитрием осознанно не зовём в команду знакомых и друзей.
Если я заново начну этот бизнес, то знакомых в команду не возьму.
Дмитрий Сарайкин
сооснователь i'way
Если бизнес зрелый, в расставании нет ничего страшного
Если это начало, то такая ситуация может быть очень опасной и драматичной, надо быстро расставаться и разделять доли. Мне кажется, критичность расставания с бизнес-партнёром сильно зависит от того, на каком этапе находится ваше дело. Если это зрелый этап, когда все процессы построены и отлажены, это вполне нормально.
Если, например, Дмитрий скажет: «Не хочу быть гендиректором, хочу на Ямайку», — и решит продать свою долю, ничего экстраординарного не произойдет. Сейчас мы с Дмитрием параллельно ведём свои собственные проекты, но пять лет назад такого нельзя было бы представить. Просто сядем за стол переговоров, обсудим новые условия.
Оксана Пикулёва, доктор психологических наук, директор Учебного центра подготовки руководителей НИУ ВШЭ
«Не молчать и не бояться обидеть»
Несмотря на распространённые стереотипы о невозможности дружбы в бизнесе, таких позитивных кейсов в современном российском бизнесе уже много.
Заранее, «на берегу», вашему тандему важно не только разработать бизнес-план и нарисовать экономическую модель компании, но и выполнить следующие условия.
- Рассмотреть худшие сценарии для готовности к провалу: «Что, если наше дело прогорит?». Половина стартапов закрывается в первые два года, и важно быть готовыми к таким событиям.
- Договориться о целях. Иначе ссора может возникнуть при дилемме: одному нужен журавль в небе, другому — только синица.
- Распределить деловые роли и ответственность. В совместном с друзьями бизнесе сразу устанавливайте границы личного и профессионального. Заключайте бизнес-соглашение, в котором необходимо прописать все права и обязанности двух сторон, варианты финансовых обязательств и получения доходов от прибыли. Вплоть до того, что и когда с этой прибылью планируется сделать: делить, инвестировать в производство, расширяя или масштабируя этот бизнес или вкладывать в другой.
- Определиться, кто в вашем тандеме лидер и принять тот факт, что лидер не вы (если это так). А если почувствуете, что у вас свербит внутри, подумайте несколько раз, ваше ли это дело.
- В бизнес-соглашении нужно прописать, что делать, если один из партнёров теряет интерес к делу. Если партнёры — зрелые личности, они не будут копить обиду и, честно договорившись, разорвут бизнес-отношения на взаимовыгодных условиях, оставаясь при этом друзьями.
- Преодолеть серьезный и невидимый риф — «не тянет». Вам или вашему другу может не хватить нужных компетенций, иногда трудно высказать эту правду другу из-за риска обиды. Нужно договориться даже не столько о «взрослом» отношении к этому, сколько о регулярном самомониторинге и внутреннем аудите требуемых компетенций. Чтобы затем решать, что делать: нанимать специалистов или учиться самому.
- Договориться о правилах эмоционального менеджмента. И пообещать друг другу указывать на ошибки или неправильные решения. Бизнес — это всегда стресс, и в пылу можно наговорить лишнего. На это накладываются ещё и личные отношения, что усложняет ситуацию. Здесь надо вооружиться твёрдым правилом «правда не в словах, а в поступках» и не принимать близко к сердцу то, что было сказано друг другу в запале.
- Иногда надо просто брать паузу имени Скарлет О’Хара: «Я подумаю об этом завтра», чтобы костёр негативных эмоций затух. Если пауза не случилась, примените технику избавления от эмоции: вербализуйте её, проговорите (к примеру, «я сейчас очень раздражен твоими словами, потому что мне кажется…»). Результат этой техники прост и эффективен: как только вы озвучили чувство, оно исчезает, и разговор становится конструктивным.
- Научиться говорить партнёру-другу: «Послушай, мне дороги наша дружба и бизнес. Чтобы сохранить и то, и другое, я хотел бы регулярно обсуждать нестыковки желаемого и реальности…». Очень трудно, но важно быть честным по отношению к себе, к другу, к общему делу. Не молчать и не бояться обидеть, а уметь подобрать нужный спокойный тон, напоминая о важности дружбы для
- Желательно не проводить вместе все выходные и отпуск, чтобы отдыхать друг от друга.
Георгий Кузнецов, юрист, управляющий партнер Центра корпоративного права
«Если конфликт с партнёром возник, не старайтесь отстоять только свой интерес»
2 Гражданского кодекса. Лучший способ зафиксировать отношения с партнёром по бизнесу — подписать корпоративный договор, предусмотренный статьёй 67. Даже если у вас нет финансовых результатов, ведение предпринимательской деятельности партнёрами по закону допустимо лишь при регистрации юридического лица.
Оптимальная форма для начинающих бизнесменов — ООО, где доли между участниками будут разделены, а их права и обязанности — закреплены в учредительных документах.
Что делать, если разделения долей не было, но произошёл конфликт
Неправомерные требования бывших партнёров можно квалифицировать как вымогательство. Требования партнёра законны и обоснованны, только если основание для их возникновения закреплено документально. Это влечёт ответственность по статье 163 Уголовного кодекса.
В этом случае законодательство рассматривает бизнес как собственность и защищает права обладателя. Если вам угрожают бывшие партнёры по бизнесу, а ваши отношения не были формально закреплены, обращайтесь в правоохранительные органы — закон будет на вашей стороне.
Чтобы решить конфликт между собственниками бизнеса, наиболее эффективно обращаться к юристам, специализирующимся на корпоративном и предпринимательском праве, профессиональным медиаторам.
Не стоит рассматривать конфликт однобоко и стараться во что бы то ни стало защитить свои интересы.
Георгий Кузнецов
юрист, управляющий партнер Центра корпоративного права
Ведь любой корпоративный конфликт деструктивен и не способен принести пользу самому бизнесу . Эксперты по разрешению корпоративных споров часто способны глубже самих собственников оценить ситуацию и примирить противоборствующие стороны, обозначив им все плюсы и минусы предстоящего «раздела» бизнеса.