Hi-Tech

Чтобы робот смог позаботиться о вас в старости, ему придется учиться с нуля — как ребенку

Но для этого им придется научиться выполнять всю маленькую работу, которую люди могли бы выполнять не задумываясь. Вполне вероятно, что очень скоро роботы будут жить в домах с людьми, помогая пожилым людям жить самостоятельно. Хотя эти методы помогают решать все более сложные задачи, они по-прежнему касаются лишь очень специфических задач и требуют кучу времени и вычислительной мощности для обучения. Многие современные системы искусственного интеллекта обучены выполнять определенные задачи, анализируя тысячи подписанных изображений конкретного действия.

Это сложные задачи, которые становятся сложнее в комбинации. Если робот будет заботиться о пожилых людях, проблемы такой работы будут сильно разниться, если сравнивать с типичными ситуациями в процессе обучения.  В течение дня роботы должны делать много всего, от приготовления чая до смены постельного белья в процессе разговора. И как это часто бывает, если живешь с кем-то еще, вещи имеют свойство мигрировать. Не бывает двух одинаковых домов, а значит роботам придется быстро учиться и адаптироваться к окружающей среде. Роботу придется научиться находить их самостоятельно.

После того, как вы научитесь делать чашку чая, эти навыки можно применить и к кофе. Один из подходов заключается в том, чтобы разработать робота, способного обучаться на протяжении всей жизни, который мог бы хранить знания, основанные на опыте, и выработать способы их адаптации и применения к новым задачам.

Моделирование того, как люди обучаются, могло бы помочь в разработке роботов, с которыми мы можем взаимодействовать естественным образом, будто с другим человеком. Мозг человека учится на протяжении всей своей жизни, постоянно адаптируясь к сложным и меняющимся условиям и ежедневно решая широкий круг проблем.

Моделирование развития ребенка для обучения робота

Алан Тьюринг, известный математик и пионер искусственного интеллекта, однажды сказал: Первый вопрос, который нужно задать, когда начинаешь моделировать людей: с чего начать?

Если бы было так, то после соответствующего курса образования можно было бы получить мозг взрослого». «Вместо того, чтобы пытаться создать программу для моделирования сознания взрослого, почему бы не попробовать произвести программу для моделирования ребенка?

Но каким должен быть возраст ребенка для моделирования? Он сравнил мозг ребенка с пустой записной книжкой, которую можно наполнить в процессе образования и разработать интеллектуальную взрослую «систему». Какие знания и навыки нужно закладывать сначала?

Мышечной силы в шее ребенка недостаточно, чтобы поддерживать головку, и он не научился контролировать свои ручки и ножки. Новорожденные дети очень ограничены в том, что могут делать и как воспринимают мир вокруг себя.

Но физические ограничения ребенка на самом деле помогают ему сосредоточиться на решении небольшого подкласса задач, к примеру, он учится соотносить свои глаза с тем, что слышит и видит. Начать с нулевого месяца — такой шаг может сильно ограничить робота. Эти шаги на первоначальных этапах построения модели ребенка выстраивают его тело еще до того, как он начнет понимать сложность мира вокруг.

Также они скорректировали изображения с камеры робота, чтобы он «видел» мир глазами новорожденного — с размытием и слабой периферией. Инженеры применили подобные ограничения к роботу, первоначально заблокировав движение различных суставов, чтобы имитировать отсутствие мышечного контроля. Плюсом здесь стало то, что по мере изменений калибровки, либо по мере повреждения конечностей, робот будет способен адаптироваться к этим изменениям и продолжать работу. Вместо того, чтобы говорить роботу, как ему двигаться, ему позволили выяснить это самостоятельно.

Учимся играя

Исследования показали, что благодаря применению ограничений в процессе обучения, увеличивается не только скорость, с которой приобретаются новые знания и навыки, но также увеличивается точность того, что изучается.

Ученые смоделировали «ребенка» и первые 10 месяцев его роста. Предоставляя роботу контроль над снятием ограничений — давая ему контроль над суставами и улучшая его зрение — можно добиться того, что робот сам будет контролировать свою скорость обучения. По мере того, как робот обучался соотносить движения и получаемую сенсорную информацию, он обретал стереотипное поведение, наблюдаемое у младенцев — вроде того, когда дети проводят длительные периоды времени, уставившись на свои руки во время движения.

Игра — это важная часть обучения ребенка. Когда робот учится координировать свое собственное тело, следующая важная веха, которую он проходит — он начинает понимать окружающий его мир. Она помогает ему исследовать окружающую среду, тестировать различные возможности и изучать результаты.

Но потом это перерастает в строительство башен из кубиков или помещение объектов в подходящие отверстия. Поначалу это может быть что-то простое, вроде постучать ложкой по столу или положить в рот какой-нибудь предмет. Все эти действия создают опыт, который в дальнейшем обеспечит основу для навыков, таких как поиск правильного ключа для открытия замка и тонкой моторики, чтобы вставить ключ в замочную скважину, а затем повернуть его.

Однажды роботы смогут помогать пожилым людям, но обучать их смогут даже дети в детском саду. В будущем использование этих методов даст роботам средства для обучения и адаптации к сложным условиям и задачам, которые люди принимают как должное в повседневной жизни.

Не забывайте, что обсудить роботов можно в нашем чате в Телеграме.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть