Hi-Tech

Что хорошего в том, что от вас ушел сотрудник

Предприниматель Полина Радченко рассказала изданию Profit банка «Ак Барс» о плюсах потери кадров, своем опыте по выстраиванию системы подбора, удержании сотрудников.

В закладки

Поделиться

Искать и организовывать зарубежные образовательные программы для детей и взрослых пришлось полностью самой. Несколько лет назад у меня была сотрудница, которая ушла.

Сейчас я уверена, что из-за своевременного ухода сотрудника выросли и компания, и я как управленец. Тогда казалось, что это катастрофа: мы вложили в человека время, деньги и силы, обучали, платили зарплату — и все зря. Вот что мне удалось сделать после ухода сотрудника.

Улучшить систему управления персоналом

Моей сотруднице было плохо: я проанализировала почему, и изменила свое представление о системе управления персоналом. Иногда люди уходят потому, что хотят попробовать себя в чем-то другом, а иногда — из-за того, что им плохо на работе.

Пересмотрела вопрос мотивации

Обычно говорят о двух видах мотивации:

  • материальной, то есть зарплате и бонусах;
  • нематериальной — атмосфере на работе, признании, ощущении стабильности.

Из-за неопытности я игнорировала важность нематериальной мотивации и думала, что денег достаточно, чтобы сотруднику было комфортно.

Например, хвалить и благодарить, но не перехваливать; давать ей возможность сообщить радостную новость клиенту, сделать что-то новое самой и поделиться результатами. С новой сотрудницей я учусь держать баланс и мотивировать не только денежными бонусами.

Нематериальная мотивация — занятие гораздо более творческое, во многом зависит от культуры менеджмента в компании. Увеличение заработной платы — эффективный способ поднять боевой дух сотрудника, однако он работает лишь какое-то время, пока новый уровень дохода не станет для человека привычной нормой. Если сотрудника хвалят, учат, привлекают к значимым проектам, повышают в должности, слушают, то компания может обойтись небольшими вложениями в материальную мотивацию.

Алина

рекрутер в международной компании

Делегирование

Или попросить что-то сделать и забыть проконтролировать. С этим у меня все еще бывают проблемы: взвалить все на себя, потом вспомнить, что есть сотрудник, взвалить все на него.

Мне нравится, что все хранится в одном месте, я ничего не забываю. С новым сотрудником мы пробовали разные способы распределения дел и контроля за их выполнением, остановились на Trello. Так выглядит наш рабочий процесс: Программа предупреждает, когда что-то «горит».

В Trello работа организована через карточки для каждой задачи: внутри можно писать комментарии, прикреплять документы, ставить сроки, добавлять других участников

Конечно, у нас бывают перекосы и перегрузы, но это связано с сезонностью бизнеса.

Разговаривайте с сотрудниками: интересуйтесь, как они себя чувствуют, все ли их устраивает. Система работы с персоналом разная в каждой компании — только вы знаете, что работает в вашем случае. Но если человек не на своем месте, то никакая мотивация не поможет — отпускайте. Как и везде, нужен баланс.

Найти квалифицированного сотрудника

В результате компания теряла в прибыли и в имидже. Из-за того что моей помощнице было некомфортно, она выполняла свою работу плохо, а это отпугивало клиентов. Сотрудник — это ресурс, который помогает развивать бизнес, а не тянет его вниз. Вскоре после ухода сотрудницы клиентов стало больше, и работа улучшилась.

Написала объявление, получила 20 откликов, отобрала пять человек, после интервью осталось два кандидата. Когда я нанимала нового человека, то уже знала, чего от него хочу. Работу получила более зрелая как личность девушка с опытом участия в международной программе.

Ему казалось, что его коллеги общаются с нормальными клиентами, а он с «идиотами». У нас работал юноша в техподдержке. Стоило ему отправиться исполнять свое предназначение, как «идиоты» превратились в нормальных людей. Оказалось, что парню не в техподдержку надо было, а в футбол. Увольняйте и увольняйтесь, но делайте с любовью и по велению сердца. Каждому нужно быть на своем месте.

Владимир

директор по развитию в Fort Telecom

Воспользуйтесь чьим-то уходом как возможностью встретить нужного человека. Если бы не ушла предыдущая работница, не знаю, когда бы я встретила хорошую сотрудницу, которую через полгода спокойно оставляла одну в офисе.

Прокачать себя

Или не знаешь о новинках с технической стороны. Когда много делегируешь, то забываешь о том, как работает конкретный процесс. Прокачка мозга никому не повредит. Если сотрудник ушел, а выполнять его работу некому, можно попробовать самому. Главное — следить за балансом и не делать чужую работу, чтобы не перегореть.

Я научила ее, а сама ни разу за полгода этого не делала. Например, в обязанности моей сотрудницы входило оформление студенческих виз J-1 в США. Когда я открыла визовую анкету, то поняла, что половина изменилась, а половину я забыла. После ухода работника мне пришлось вернуться к этой задаче. На десятой анкете стало легко. Постепенно я вспомнила и изучила все детали оформления визы.

Например, сейчас я знаю точно, сколько времени занимает подготовка документов на визу J-1 в США, могу более-менее объективно планировать рабочий процесс с новой сотрудницей. Эта ситуация помогла мне понять, что возвращение к забытым задачам облегчает понимание процесса изнутри.

Я налаживал сотрудничество с университетами, а моя подчиненная общалась со студентами: вела их от начала и до конца. Три года назад моя компания начала развивать сингапурское направление. При моей нагрузке это казалось нереально. После ее ухода мне пришлось заниматься еще и студентами. И хотя сейчас этим занимаются новые сотрудники, я всегда на подхвате, могу чем-то помочь. Но я узнал много нюансов о подборе программ в Сингапуре, о том, как оформлять все документы для зачисления и визы. Знание нюансов работы помогает решать проблемы.

Виталий

руководитель отдела в образовательном агентстве

Даже если вы не будете делать это всегда, знание процесса изнутри облегчит работу. Если у вас есть свободная минутка, попробуйте поработать с задачей ушедшего сотрудника. Если кто-то заболеет или уйдет в отпуск, вы всегда можете сесть на место сотрудника и выполнить его задачу, чтобы компания ничего не потеряла.

Сэкономить деньги

Если нагрузка позволяет, то работу ушедшего сотрудника можно распределить между оставшимися людьми и сэкономить на зарплате, взносах в фонды и других расходах.

Сначала я переживала, но потом поняла, что могу финансово облегчить дела компании. Моя сотрудница ушла в кризис. Помимо этого, несколько раз в год мы проводим промопрезентации и международный экзамен по английскому языку. В целом ежемесячные издержки бизнеса у нас небольшие: зарплаты, связь, аренда. Несмотря на поддержку головной компании, свои вложения тоже нужны.

Например, в прошлом году на презентацию о Канаде мы заказали у кондитера имбирное печенье с канадским флагом. Я «копила» зарплату ушедшего сотрудника для таких мероприятий — в основном на рекламу и небольшие инициативы. В другой раз сделали новый красивый баннер с логотипом компании для мероприятий.

В нашем случае свободные деньги пошли на имиджевую рекламу и формирование лояльного отношения к компании, потому что для нас очень важно показать присутствие человека в бизнесе — человека, который помогает другому человеку, а не просто продает услугу организации.

Доставкой занимался курьер, но он ушел. Мы производим и продаем полезные сладости, привозим их на дом. Неожиданно новая упаковка привлекла стабильный поток покупателей. Вместо того чтобы найти нового, мы стали развозить сладости сами, а сэкономленные деньги вложили в упаковку продукции. Небольшие вложения «лишних» денег окупили себя в три раза.

Елена

помощник руководителя кондитерской

Даже если вы уволили человека по его вине, в таких ситуациях тоже много пользы. Уход сотрудника — это повод задуматься о том, что можно улучшить в бизнесе, в себе как управленце. Любой бизнес — это регулярный выбор, потому что мир меняется: люди уходят, арендатор продает площадь, государство меняет правила налоговой дисциплины.

Как стать хорошим начальником

Меня вдохновляют лидеры, которые не только добиваются измеримого результата, но и остаются авторитетом у подчиненных, — человеком, к которому приходят за советом, не боясь гнева, отказа или увольнения.

Хорошо, когда есть наставник или опытный друг-предприниматель, который может научить. Чтобы стать таким руководителем, нужно учиться. Если советоваться не с кем, можно приходить общаться в клубы, на мероприятия для предпринимателей, они есть и в соцсетях, и в офлайне.

Если я читаю такие пособия, то стараюсь подкреплять их тезисы практикой: опробовать теорию в своем деле, спросить у других предпринимателей, было ли у них так, найти реальный случай в мировой практике. Был период, когда я зачитывалась книгами по управлению, но после прочтения нескольких кажется, что все они одинаковые. Что-то оказывается бесполезным, а что-то отлично приживается.

Книги, которые сформировали меня как менеджера:

  • «Дело не в кофе: Корпоративная культура Starbucks», Говард Бехар.
  • «45 татуировок менеджера», Максим Батырев.
  • «От хорошего к великому», Джим Коллинз.
  • «Сначала скажите "нет"», Джим Кэмп.
  • «Наказание наградой», Альфи Кон.

Как выиграть, если ушел сотрудник

  1. Изменить систему мотивации персонала. Найти свою.
  2. Нанять квалифицированного сотрудника. Еще лучше предыдущего.
  3. Вспомнить старые или узнать новые задачи, чтобы лучше разбираться в сложных вопросах.
  4. Сэкономить деньги и вложить их в развитие бизнеса.
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть