Хабрахабр

Что там такого интересного в Транссибирской магистрали?

Но при этом почти каждый из нас сочтёт её пыткой. Есть у нас в России одна достопримечательность, которая дичайше привлекает иностранцев. Первый день вы будете спать, на второй ещё как-то выдержите, а вот дальше сойдёте с ума. Это Транссибирская магистраль: шесть дней на поезде от Москвы до Владивостока. Или же воспользуетесь дешёвым и практичным методом телепортации с помощью водки.

А мы не можем толком ответить. Каждый раз, когда мы выезжаем за границу, нас спрашивают, что надо знать про Транссиб. И памятка для иностранцев сразу на английском. В общем, это пост-ликбез про то, как не ударить в грязь лицом перед иностранцами, и про то, что нужно знать про эту поездку.

И чему радуются. Ну, с попыткой понять, зачем, вот зачем они ездят. Наш респондент — проводник с многолетним стажем.

Что привлекает иностранцев?

Я работаю в обычных плацкартных вагонах, довольно редко вижу купированные и мягкие (спальный вагон — СВ) вагоны. Поэтому основной контингент — молодёжь. Примерно 5–7 % пассажиров — англоговорящие, чаще всего — европейцы, иногда корейцы, индонезийцы. Но больше Европы: немцы, французы. Часто встречаются американцы. Студенты и люди в студенческом возрасте. Европейцы путешествуют поодиночке, либо парами, либо студенческой группой небольшой. Южные корейцы — студенты, они почти всегда группой от 3 до 12 человек.

В СВ ещё постарше, там уже состоявшиеся люди, которые в поезд заходят, как в гостиницу. В купе едут чуть постарше. В обычном советском поезде. Но большинство покупает такие же билеты, как и мы, и едет, как и мы. То есть на романтику поезда никто не покупается. Потому что, когда появляются новые вагоны, они сначала появляются в западной части России и чаще всего после первого обслуживания (ремонта) уже едут к нам, то есть лет через 10.

Наш поезд идёт с короткими остановками в городах, времени хватает только выйти, посмотреть перрон, купить еды и зайти обратно. Иностранцы едут обычно в одну сторону — либо во Владивосток, либо оттуда. Это легче переносится: когда ты проводник, то дел много, но один раз я пассажиром ехал и чуть с ума не сошёл за шесть дней. Поэтому очень часто путешественники разбивают дорогу на несколько отрезков и ездят от города к городу.

Это даже не обсуждается. В общем, больше всего иностранцев привлекает, конечно, Байкал. Подходят ко мне, спрашивают, скоро ли Байкал. Они едут ради него, сидят и ждут, когда он начнётся. Ещё не очень понимают, что он большой — около четырёх часов поезд едет непосредственно по берегу этого озера. Беспокоятся: боятся пропустить.

А потом он начинается, и они сидят у окна, как приклеенные.

Это не совсем то, что вы хотите показать гостям страны, но они всё равно смотрят. Дальше там, за Байкалом, начинаются довольно печальные пейзажи: унылые полуразвалившиеся бурятские домики и прочая разруха антропогенного характера. Говорят, поражает, что столько земли в принципе без людей. Их очень радует растительность за окном, многие могут часами смотреть на поля. Удивляются. Ну и вообще в Европе же из города в город можно за час доехать, а тут они могут 300 километров двигаться без остановок по «пустому» месту.

Это розовые моря по бокам от поезда. Примерно в мае цветёт багульник. Там можно долго смотреть, это очень красиво. Вот тогда, конечно, эстетика. Так что, если вы отправляете иностранца Транссибом, то советуйте начало мая.

В чём бытовые отличия от обычной поездки?

Во-первых, гигиена. В самом плацкарте душа нет, есть душ в штабном вагоне и в люкс-вагонах (где купе с душем). В штабном душ стоит 150 рублей. Мы объявляем про это на русском, поэтому иностранцы не всегда понимают. Но им и несильно надо, они же короткими отрезками путешествуют. Не все знают, что если полотенца нет, то можно ещё за 150 рублей купить душевой набор: дадут дополнительно к белью большое полотенце, полотенце для лица и ещё одноразовую зубную щётку, пасту, маленькие шампунь и гель в пакетах, одноразовую расчёску. Бельё мы даём один раз на всю поездку, но если хочется — можно купить ещё один чистый набор в любой день, а старый отдать проводнику.

Тут гости страны очень страдают. Во-вторых, еда. А вот они думают, что это услуга вокзала. Наши-то все знают, что беляши, купленные ночью на перроне у бабушки, подошедшей к поезду, может оказаться есть опасно для жизни. Ну и едят их. И что это цивилизованная торговля с разрешениями и всё такое. Правильная процедура — связаться со штабным вагоном, там начальник поезда связывается с машинистом, машинист передаёт данные на ближайшую станцию; когда мы к ней подходим, там должна стоять «скорая», которая забирает иностранца. Дальше зеленеют и начинают очень беспокоиться, занимают туалеты надолго, идут ко мне. Это не по инструкции, но я беру с собой штук 10 упаковок активированного угля и даю им. Оставлять европейцев на полустанках не хочется (да и путешествуют они одни редко), поэтому так мы делаем только в серьёзных случаях. Если не полегчает быстро — уже «скорая», но всё же бабки не специально же травят людей, поэтому обычно всё хорошо кончается.

Ну или брать еду с собой. Правильно либо покупать еду в магазинах, либо есть в вагоне-ресторане, либо же заказывать из вагона-ресторана горячее. Комплексный обед и ужин в ресторане хороши и стоят довольно нормально для европейцев.

Или куда входит один набор питания (ужин), который можно взять в любой из дней. Ещё для многих сюрпризом становится трёхразовое питание или «питание включено»: у нас есть немного странные тарифы, где за шесть дней тебя кормят три раза. Студенты-иностранцы часто не очень понимают, где еда. Исторически так сложилось от тарифов коротких путешествий, где «питание включено» — это один приём пищи.

Есть микроволновка в купе проводника, греем там. Мы, проводники, едим взятое из дома или купленное в магазинах. Через несколько поездок по маршруту уже знаешь, где и что покупать дешевле, где покупать вообще нельзя, где ещё что-то. Можно есть по специальному меню для персонала в вагоне-ресторане, цены около 150 рублей за приём пищи. У нас небольшие, но всё равно из дома на весь рейс, конечно, не возьмёшь. У пассажиров холодильников нет. Но потом узнают, что начальство ты видишь на земле два раза в месяц, а не каждый день, и крепко задумываются. Когда я рассказываю про это другим проводникам с короткими рейсами, они радуются, что не ездят с нами.

Или пытаются заплатить сразу. Да, иностранцы ещё не понимают или не сразу понимают, что можно взять подстаканник, стакан, ложку, тарелку: считают, что надо платить и счёт будет в конце поездки. А это входит в билет.

По Транссибу вся дорога электрифицирована с 2002 года. В-третьих, отопление. Почти — у нас есть ответвления на нечётной схеме (маршрут не всегда одинаковый), на Сковородино состав разделяется, и часть идёт на Нерюнгри с тепловозом. Магистраль — 3 000 Вольт почти везде. Потому что снаружи холодно. Пассажирам это жизнь не меняет, но мне — куча лишней работы с угольной печью.

Иностранцы не мёрзнут: многие живут в странах без центрального отопления, им в поезде очень хорошо и приятно. Температура в вагоне поддерживается от 20 до 24 градусов, обычно держим по верхней границе, потому что за переход за нижнюю дают по ушам. Кстати, про эти пижамы в отзывах из поездок не верьте. Но удивляются, как наши выходят на перроны «в пижамах». Просто они не понимают, что это такое. Это не пижамы, это майки-алкоголички и штаны-треники с вытянутыми коленками.

Не отель, но все почти сразу привыкают. Спать в вагонах очень приятно. Да, у нас же «Бархатный путь»: очень много где по Транссибу уложены рельсы со стыками не как обычно, «та-да-та-да», а раз в 800 метров. Иностранцы боятся, что на полке не уснут, но укачивает хорошо. Всё остальное время поезд тихо так наполовину шуршит, наполовину скрипит. Обычные стыки — на стрелках, станционных горловинах, переездах и на самих станциях. Но в зоне вечной мерзлоты колёса снова становятся круглыми и вот этим пиар-квадратом стучат. Мягко и спокойно.

На станциях почти всегда есть 3G, между станциями — 2G или вообще нет связи. В-четвёртых, связь. Wi-Fi мы временно не предоставляем, потому что был инцидент со сгоревшим вагоном, и интернет-модули под подозрением как причина возгорания. Я бы сказал, разговоры возможны примерно на 40 % пути, а вот с Интернетом хуже. Но в любом случае входящий канал — с сотовых операторов (не со спутника), поэтому всё равно он далеко не всегда даёт подключение. До конца расследования пока отключили во избежание. Влияет это на то, что у иностранцев в телефонах перестают работать программы-переводчики.

У нас, бывает, воруют. В-пятых, безопасность. Они очень расслабленные товарищи: могут поставить телефон на зарядку в коридоре и уйти гулять в вагон-ресторан или на перрон. Нечасто, но, поскольку именно иностранцы часто оказываются обладателями дорогих телефонов и прочих вещей, воруют у них. Сейфов в плацкарте нет, рундук внизу открытый по противотеррористическим требованиям (без стенки), поэтому надёжно вещи спрятать, по сути, некуда. Потом удивляются, что же такое случилось. Потому что, когда что-то пропадает, начинается ужасная процедура. У нас такой услуги официально нет, но я предупреждаю, что можно сдавать вещи мне на хранение на ночь. Четверо суток одних и тех же вопросов, потом на земле ещё раз долго, заставили кучу бумаг заполнить. На выезде из Владивостока вот украли телефон у иностранца, так меня потом на каждой станции допрашивали полицейские. В общем, очень выводит из себя.

Почему они выходят из поезда такими радостными?

Часто потому, что они тут общаются. Контингент вагона — это вот эти 5–7 % англоговорящих, много трудовых мигрантов (страны бывшего СССР, Северная Корея, Монголия) и наши граждане, которым довольно быстро становится скучно. А когда нашим гражданам становится скучно, они начинают знакомиться. И языковой барьер тут не мешает. Весь вагон рвётся поговорить с ними. Показывают фотографии с телефонов, что-то рассказывают, рисуют и, конечно, предлагают выпить. Иностранец почти не имеет шансов дойти до вагона-ресторана, чтобы какой-нибудь дедушка не налил ему стопку коньяка.

Я никогда не видел, чтобы хоть один напивался в слюни. Но! Но не буянят в вагоне, не дерутся на перронах, не ходят оставить своё боа на белье других пассажиров. Если уж пьют много, то делают это в вагоне-ресторане и там же иногда засыпают. Употребляют в вагоне редко. Знают меру. Часто такая «вечеринка» заканчивается конкурсом среди наших сограждан «Смотри, как я могу», после чего мы вызываем транспортную полицию, и она забирает под белы рученьки пьяное тело, чтобы передать его в «обезьянник» на ближайшей станции. Катастрофы случаются, когда какой-нибудь наш душевный Вася говорит: «Ща всё будет!» — и уговаривает их присоединиться.

У нас много моделей поездов, шариковых ручек, всяких брелков, кружек с символикой РЖД и так далее. Ещё они очень любят сувениры. Они прямо сами подходят их купить, всё перебирают и много берут.

Говорят, такая поездка меняет взгляд на жизнь, но я думаю, это потому, что они пару дней без телефона просто. В общем, так и проходит поездка: они смотрят на что-то очень им нравящееся за окном, живут в тёплом уютном поезде, пробуют новое, разговаривают с очень дружелюбными и общительными русскими (что ломает им все стереотипы о нас), смотрят за бытом незнакомой страны, сидят в вагоне-ресторане, выходят в городах и возвращаются обратно в поезд.

Итак, самое важное:

  1. Цветение багульника в мае.
  2. Не надо есть подозрительные беляши.
  3. Лучше скачать разговорник.
  4. Посуду (в особенности стакан и подстаканник) дают бесплатно.
  5. Лучше взять с собой еды.
  6. Лучше взять с собой нормальный душевой набор.

Ещё посты про железную дорогу: какие бывают поезда, энергосистемы вагонов, как устроен пассажирский вагон, как собирают вагоны, как они эволюционировали, про Ленинградский вокзал, про паровозы, про старые вагоны, про поезд Гранд Экспресс. Большой FAQ про поезда дальнего следования и неочевидные правила.

Она доступна по лицензии CC BY-SA, то есть вы можете использовать её как хотите и делать новые на её основе, но надо сохранять указание авторства. Ссылка на памятку.

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»