Hi-Tech

Что такое Гиробус (не автобус) и почему они опасны для жизни

Гиробус

Для этого они постепенно отказываются от двигателей внутреннего сгорания и переходят на электрические аналоги, но мало кто знает, что экологический транспорт был придуман еще в 1950-е годы. Сегодня практически каждый производитель автомобилей пытается достичь нулевого выброса вредных веществ в атмосферу. Именно тогда на улицах швейцарских городов появились гиробусы — экологичный, тихий и плавный общественный транспорт, работающий на кинетической энергии от вращающегося маховика.

Именно он осознал, что электродвигатель может работать от энергии генератора и сохранять ее внутри вращающегося на огромной скорости маховика. Концепция транспорта, который не полагается на линии электропередач и тем самым превосходит по возможностям троллейбусы, была предложена инженером компании Oerlikon Бьярне Сторсандом в 1946 году.

Гиробус

Гиробусы подсоединялись к ним при помощи трех штанг и они раскручивали маховик до 3000 оборотов в минуту. Для раскрутки этого маховика использовались зарядные станции, которые встречались на протяжении всего маршрута. Если пассажиров было мало, транспорт мог проехать даже 10 километров. Этой энергии хватало на езду со скоростью 50-60 километров в час на расстояние до 6 километров.

Гиробус

На раскрутку остановленного маховика требовалось около 40 минут, но если он был активен, для полной зарядки хватало и 5 минут. Размер маховика достигал 160 сантиметров, а вес равнялся 1,5 тоннам — для снижения сопротивления, он помещался внутрь камеры с пониженным давлением и с большим количеством газообразного водорода. Благодаря обилию зарядных станций на протяжении всего маршрута проблем с энергией практически не было — например, на 4,5 километровом пути от швейцарского города Грандсон до Ивердон-ле-Бен, было установлено 4 зарядные станции.

Минусы гиробусов

К сожалению, у них было несколько слабых и даже опасных сторон, которые вынудили людей отказаться от них. Казалось бы, при всех этих преимуществах гиробусы были обречены на массовый успех, и сегодня они должны разъезжать по улицам городов вместо троллейбусов. Во-вторых, инженеры осознали об опасности вращения тяжелого стального колеса — в случае поломки какой-либо детали, он мог навредить людям. Во-первых, водители гиробусов часто сокращали путь по грунтовым дорогам, что приводило к поломке гироскопических подшипников. Как-никак, линейная скорость обода маховика достигает 900 километров в час, и если он отцепится, последствия могут быть крайне плачевными.

Коробка с маховиком

На сегодняшний день существует только один вариант этого экологичного транспорта прошлого века — он хранится в Фламандском музее трамваев и автобусов в Антверпене. Из-за обнаруженных проблем, производство гиробусов было остановлено. Некоторые группы инженеров намеревались создать новую версию транспорта, но у них ничего не получилось — в 2005 году Университет Техаса в Остине и центр транспорта и окружающей среды начали искать спонсора, но так и не нашли.

Мало того, что большинство из них почти полностью перешло на электроэнергию, так еще и показывают отличную способность самостоятельной езды и потребляют гораздо меньше энергии, чем обычные автобусы. К счастью, сегодняшние попытки компаний создать безопасный для окружающей среды транспорт проходят вполне успешно.

Что вы о них думаете? Знали ли вы про существование гиробусов? Своими ответами делитесь в комментариях, или обсудите экологичный транспорт в нашем Telegram-чате.

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»