Hi-Tech

Что происходит с LavkaLavka: уход сооснователя, долги поставщикам и сотрудникам и раздел бизнеса

Два года назад руководство фермерского кооператива увлеклось криптовалютным проектом: он оказался неудачным и привлечённые деньги закончились.

В закладки

Борис Акимов, сооснователь LavkaLavka

Об этом сообщил vc.ru другой сооснователь проекта Борис Акимов. Один из трёх сооснователей LavkaLavka Александр Михайлов покинул компанию в начале мая 2019 года.

Ещё один иск на 1,7 млн подан против дочернего юрлица LavkaLavka — ООО «Биокоин». У компании долги перед поставщиками: по данным «Контур.Фокус», с осени 2018 года против LavkaLavka подано семь исков на общую сумму 1,4 млн рублей.

Неизвестно, кто именно будет отвечать по этим обязательствам: у кооператива запутанная структура, и в 2018 году LavkaLavka разделилась на четыре юридических лица, которым отошли магазины и сайт.

Финансовые проблемы компании продолжаются уже несколько лет, а побочные проекты (например, строительство производственных цехов в Мурманской и Тульской областях и система лояльности не блокчейне) так и не запустились.

Несмотря на это, в 2019 году Борису Акимову удалось найти нового стратегического инвестора — бывшего миноритарного партнёра LavkaLavka (его имя он не раскрывает).

Мы изучили историю LavkaLavka и пообщались с Борисом Акимовым, инвесторами, бывшими сотрудниками компании, а также с поставщиками, которым остался должен кооператив.

Содержание

  • Глава 1, в которой два друга решили поддержать местных фермеров.
  • Глава 2, в которой LavkaLavka превратилась в культурный феномен и обрела популярность.
  • Глава 3, в которой компания начала отвлекаться на побочные проекты.
  • Глава 4, в которой потребители столкнулись с падением качества сервиса, а поставщики — с задержками платежей.
  • Глава 5, в которой LavkaLavka немотря на внутренние проблемы решила выпустить свою криптовалюту.
  • Глава 6, в которой рассказывается о последствиях этого решения.
  • Глава 7 — о том, что происходит с кооперативом сейчас.
  • Глава 8, в которой Борис Акимов затеял новый проект.

Гастрономическая революция

«С самого начала мы пытались строить бизнес, отталкиваясь от интересов фермеров», — рассказывает в интервью vc.ru сооснователь LavkaLavka Борис Акимов.

Он называл продовольственное изобилие иллюзией: вроде времена дефицита остались в прошлом, еды на прилавках много, а выбирать не из чего. Компания появилась в 2009 году, когда Акимов разочаровался в продуктах из супермаркетов.

Он начал в свободное время (тогда Акимов работал журналистом изданий «Афиша» и «Сноб») искать качественные продукты: объезжал московские рынки в поисках фермерского мяса, овощей, зелени и фруктов, а заодно знакомился с продавцами и владельцами хозяйств.

Одним из них был разработчик Александр Михайлов. Постепенно друзья и знакомые начали оставлять ему заказы. У них с Акимовым возникла гипотеза: наверняка в Москве есть много людей, которые хотят питаться деревенским мясом, но не хотят тратить время на поиск фермеров и поездки за покупками.

Однако они не были уверены в успехе идеи и для проверки создали ЖЖ-страницу под лозунгом «Поддержи местного фермера» — и с помощью неё стали собирать заявки. Тогда два приятеля решили открыть интернет-магазин фермерских продуктов с доставкой.

Со временем количество заказов выросло, и партнёры уже не справлялись — тогда они наняли продавца Василия Пальшина, который спустя несколько месяцев получил 30% компании, а у Михайлова и Акимова осталось по 35%.

Роли распределились так: Пальшин отвечал за операционную деятельность и развитие, Михайлов — за финансы, а Акимов — за идеологию, маркетинг и продвижение.

Основатели LavkaLavka: Василий Пальшин, Александр Михайлов и Борис Акимов, 2009 год Лиза Жицкая

Он понимал, что для этой аудитории важна эстетика, и поэтому старался создать антураж — будто они заказывают деликатесы в старинной купеческой лавке, пусть и через интернет. Акимов с самого начала ориентировался на сегмент верхнего среднего класса.

Предприниматель уделял большое внимание внешнему виду товаров — упаковывал дичь и другие продукты в крафтовую бумагу, скреплял фирменной наклейкой, оформленной в старорусском стиле с цитатами о еде, а также старался установить с клиентами личные отношения.

Кроме того, Акимов заручился поддержкой совладельца и главного редактора «Сноба» Владимира Яковлева, который разрешил журналисту писать о «Лавке» и своих гастрономических открытиях (вроде блюд из мяса цесарки) на сайте издания в рубрике «Еда».

И хотя товары «Лавки» в среднем стоили в несколько раз дороже рыночных, проект нашёл свою аудиторию, а годовая выручка компании к концу 2009 года приблизилась к 1 млн рублей.

Феномен популярности

В 2010 году Акимов и Михайлов привлекли инвестиции от друзей (точная сумма неизвестна) и запустили первую офлайн-точку — на территории модного бизнес-квартала «Арма», в котором в то время располагалась редакция «Сноба».

Пространство было одновременно штаб-квартирой LavkaLavka, точкой самовывоза заказов и центром притяжения для гурманов.

Например, реконструировали обед семейства Льва Толстого, взяв за основу рецепты из поваренной книги его супруг, или обед Собакевича и Чичикова из «Мёртвых душ». Там основатели LavkaLavka устраивали мероприятия.

А кроме того, проводили гастрономические вечера, на которых готовили известные люди (например, журналист и писатель Александр Генис), и приглашали именитых поваров.

Проект из «купил гуся у фермера и сделал наценку в 100%» превратился в культурный феномен, а пространство на «Арме» — в центр силы для творческой интеллигенции.

Реконструкция обеда Льва Толстого Фото Кирилла Лагутенко

В том же 2010 году компания потратила 120 тысяч рублей и запустила собственный интернет-магазин, а основатели уволились с основных работ и стали посвящать проекту всё время.

LavkaLavka стремилась создать у покупателей ощущение, что они берут товары непосредственно у фермеров.

Все продукты были «именными» — от фермеров: в интернет-магазине продавалась не просто ряженка, сёмга и цыплята, а ряженка от Нины Козловой, сёмга от Андрея Курбатова, цыплята от Андрея Овчинникова.

Тем не менее LavkaLavka торговала вкусными и качественными продуктами, которые хвалили покупатели. Компания по-прежнему выступала в роли перекупщика — покупала товары у фермеров (к 2010 году их было уже чуть больше десяти) и перепродавала с наценкой.

Раньше они ориентировались прежде всего на свой вкус, а заодно — на открытость поставщика. Со временем основатели LavkaLavka столкнулись с проблемой: как именно отбирать фермеров и продукты.

Но им требовалась более формальные требования, и тогда они в 2011 году с помощью специалиста по экологическому производству Давида Явруяна разработали «Систему экологической сертификации» для фермеров кооператива.

Она учитывала ландшафт местности, удалённость от промышленных предприятий, технологии обработки почвы, содержание и забой животных и так далее.

Инспекция была платной и составляла от 20 до 30 тысяч рублей за визит проверяющего. LavkaLavka организовала собственную лабораторию контроля качества, которая с помощью ежегодных выездных проверок оцениваила, соответствуют ли критериям «Системы» хозяйства фермеров.

Чтобы получить возможность торговать в LavkaLavka, хозяйство фермера должно было соответствовать минимальному уровню — С1 (максимальный — С5).

Уровень C1 запрещал использовать ГМО-растения и семена (даже в качестве корма для животных), содержать животных в негуманных условиях, применять гормоны роста, а также вредные для здоровья средства дезинфекции и защиты растений.

Однако на этом уровне фермер мог в исключительных случаях использовать гербициды и пестициды, химические удобрения и антибиотики.

Он стал одним из первых предпринимателей, который превратил свой бизнес в реалити-шоу, открыто рассказывая в блоге и соцсетях о планах, проблемах, удачах и неудачах. Покупатели доверяли LavkaLava — во многом благодаря харизме Бориса Акимова.

Акимов создавал себе образ «крепкого хозяйственника», который не просто продаёт фермерские продукты и сам разводит гусей и уток, но занимается возрождением русской деревни.

Предприниматель рассуждал так: за последние 40 лет деревни обнищали, но если горожане будут покупать фермерскую продукцию, у селян появятся деньги на развитие хозяйств, и тогда наступит расцвет, а российская глубинка станет такой же ухоженной, как французская.

И вы точно знаете, где и кто строит этот цех. «Сегодня вы едите ряженку с корочкой — а завтра в деревне семья строит новый молочный цех. Вам вкусно, вам приятно — вы соавторы новой жизни в деревне», — говорил он.

Например, в 2013 году с Дома на набережной пропал знаменитый логотип компании Mercedes. Кроме того, основатели LavkaLavka умели привлекать внимание без затрат на маркетинг.

Запись быстро стала вирусной. Они быстро сориентировались и опубликовали в соцсетях отредактированный снимок — будто его заменили на «человечка с вилами» — талисман LavkaLavka.

В ней уже работало 149 человек (годом ранее — 54 сотрудника), проект открыл свой производственный цех на территории Таганского мясокомбината, офис, а также четыре розничных магазина в Москве. К концу 2014 года LavkaLavka превратилась из ЖЖ-блога в компанию.

А затем наступил кризис. Количество позиций на сайте превысило 1500, а годовая выручка составила почти четверть миллиарда рублей.

Праздник во время чумы

В начале октября он составлял 39 рублей, в конце декабря — 50 рублей. Со второй половины 2014 года курс доллара начал стремительно расти. Средний курс за 2015 год превышал 61 рубль.

Покупательная способность людей упала: по словам директора Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Натальи Акиндиновой, в 2015 году оборот розничной торговли снизился на 10%, а в 2016 году — ещё на 5,2%.

Однако аудиторию компании захватил «ВкусВилл». Казалось бы, продукты LavkaLavka покупают люди с высоким достатком, и кооператив не столкнётся с паднием выручки.

В 2015 году основатель компании Андрей Кривенко изменил стратегию: если раньше он открывал точки по продажам молочной продукции под брендом «Избёнка», то в тот год стал особенно активно запускать магазины с широким ассортиментом продуктов для здорового питания под брендом «ВкусВилл».

Покупатели LavkaLavka возмущались: в обычных супермаркетах килограмм картошки стоит 25 рублей, во «ВкусВилле» — 75 рублей, а в кооперативе — 175 рублей. Цены ритейлера были выше, чем в «Перекрёстке», «Магните», «Пятёрочке», но гораздо ниже, чем в LavkaLavka.

За 2015 год компания открыла 60 магазинов «ВкусВилл», а их общее количество превысило 100, не считая ещё 300 магазинов под брендом «Избёнка».

Возможно, мы не совсем уловили момент, когда нужно меняться», — отмечает Борис Акимов в интвервью vc.ru. «На изменение рынка нужно адекватно и креативно реагировать.

Магазин «ВкусВилл»

Например, решила открыть цех в Териберке — маленьком селе в Мурманской области. Однако в то время LavkaLavka не замечала угрозы и вкладывала деньги в сторонние проекты.

В 2015 году режиссёр Андрей Звягинцев выпустил «Левиафан» — фильм о жизни полуразрушенной деревни на российском севере, большая часть съёмок которого проходила в Териберке.

Когда картина получила «Золотой глобус», туда отправились журналисты и фотографы из Москвы, а пользователи Facebook начали дискутировать — как можно жить в таких условиях.

Он хотел взять Териберку и «воспользоваться самым главным её потенциалом — нынешней известностью». Борис Акимов не мог не воспользоваться ажиотажем и запустил проект по возрождению села.

Найти там точки роста. Вдохнуть в неё жизнь. Новые аквафермы, туризм, кафе с местными морскими ежами, треской и мидиями, гостиницы, фестиваль современного искусства, бег вдоль арктического моря, ветряки. Провести краудфандинг-проект и перезапустить там всё. В общем, сделать из Териберки райское место.

Борис Акимов

из публикации «Афиша Город»

Новая жизнь»: в село приехали музыканты, артисты, художники, спортсмены и предприниматели. Предприниматель запустил краудфандинговую кампанию и собрал 356 тысяч рублей на организацию фестиваля «Териберка. Последние — чтобы обсудить развитие местных промыслов.

Во время фестиваля «Териберка.Новая жизнь», 2017 год Фото Константина Грибова

LavkaLavka планировала открыть в деревне цех по переработке тундровых ягод и грибов, а также предприятие по производству морской соли. В конце 2016 года эти идеи вылились в программу по организации в Териберке производственного экокластера.

Из них 229 млн рублей планировала привлечь с помощью частных инвесторов — LavkaLavka пообещала им доходность в размере 33% годовых. Стоимость работ компания оценила в 603 млн рублей.

Эти планы так и остались на бумаге: ни одно из предприятий построено не было, рассказывает журналист мурманского телеканала «ТВ-21» Дарья Монастырёва.

Лавкинцы позиционировали себя как «улучшатели» и борцы с «Левиафаном российской глубинки».

Обещали начать с уборки мусора в посёлке — большая проблема в Териберке, построить солеварню, организовать поставки фермерских продуктов Баренцева моря, ратовали за изменение закона о прибрежном рыболовстве, чтобы местные рыбаки могли торговать своей рыбой, построить нормальную дорогу до Териберки, сейчас последние 40 километров — плохая грунтовка.

Но в итоге запомнились только фестивалем.

Дарья Монастырёва

Спонсоров привлечь не удалось, а тратить свои средства кооператив не мог из-за «экономической ситуации в стране», — пояснял Борис Акимов. В 2018 году LavkaLavka отказалась от проведения фестиваля — не хватило денег, хотя правительство Мурманской области выделило на это 3 млн рублей.

В 2019 году фестиваль также пройдёт без участия LavkaLavka. В итоге правительство области поручило делать фестиваль телеканалу «ТВ-21».

Оказалось, москвичи многим наобещали «золотые горы», не выходили на связь с партнёрами и так далее. Четвёртый фестиваль многие поддержали, просто потому, что организаторы — «не Лавка».

В предыдущие годы приезжали несколько сотен. У нас получилась организовать душевное мероприятие, приехало почти 5000 человек.

Дарья Монастырёва

По его словам, он «успешен и развивается». Борис Акимов отрицает, что у проекта проблемы. Хотя от производства пришлось отказаться — компания не смогла собрать полную сумму, сообщил он в интервью vc.ru.

Какую сумму они вложили и когда завершится строительство, предприниматель не уточнил. Акимов говорит, что сейчас LavkaLavka работает над строительством гостиницы с теми инвесторами, которые всё же вложились в проект.

О фестивале и инициативах компании писали ТАСС, GQ, Deutsche Welle, «Ведомости», «Афиша» и другие издания. LavkaLavka отказалась от проведения фестиваля, масштабные инвестиционные проекты не запустились, но Борис Акимов успел получить главное — бесплатные упоминание в СМИ.

Вид на Териберку

Похожая история произошла с другим проектом LavkaLavka — фермерским хабом на границе Московской и Тульской областей, который компания развивала вместе с кооперативом «Марк и Лев».

Они планировали построить производственные цеха для переработки и упаковки фермерской продукции, кафе, ресторан, а также рынок, на котором члены кооперативов могли арендовать места и продавать овощи, фрукты и мясо.

Первоначально она принадлежала основателям кооператива «Марк и Лев»: Марк Резник и Александр Гончаров вложили в уставной капитал 68,8 млн рублей. Для этого была создана компания ООО «Фермерский рынок».

По данным «Контур.Фокус», они внесли личные средства: Александр Михайлов — 75,2 млн рублей, а Борис Акимов и Василий Пальшин — по 7,5 млн рублей, и деньги компании — 18 млн рублей. Осенью 2016 года к ним присоединились основатели LavkaLavka.

Общая сумма уставного капитала компании составила 182 млн рублей. Кроме того, к ООО «Фермерский рынок» присоединились миноритарные акционеры.

Также им помогли местные власти, которые ускорили получение необходимых разрешений, а Федеральное дорожное агентство «Росавтодор» построило съезд с федеральной трассы и парковку. На эти средства кооператоры построили первую очередь проекта: павильон фермерского рынка, кафе и административный корпус.

План готового проекта

По расчётам LavkaLavka, предприятие должно было приносить 18,4 млн рублей прибыли в год при ежегодном доходе в 46,8 млн рублей (срок окупаемости компания не уточняла). Летом 2017 года фермерский рынок открылся.

С его помощью фермеры могли бы перерабатывать продукцию и продавать её с большей выгодой. 15 июня 2017 года LavkaLavka объявила о поиске инвесторов для строительства второй очереди хаба — цеха по производству сушёных овощей и овощных заготовок.

На строительство LavkaLavka планировала привлечь 80 млн рублей и обещала инвесторам доходность в 23% годовых при окупаемости бизнеса за 4,3 года: планировалось, что годовая прибыль компании составит 43,2 млн рублей при доходе в 163 млн рублей в год.

Но поскольку у нас кооператив, мы хотим, чтобы зарабатывали не банкиры, а наши партнёры, в кооперации с которыми мы меняем мир к лучшему Возможно, правильнее было бы вообще не собирать деньги путём «народного инвестирования», а просто взять кредит в банке.

из корпоративного блога LavkaLavka

Однако, судя по спутниковым снимкам местности, ей это не удалось. Компания собиралась открыть сушильный цех для овощей за семь месяцев — к февралю 2018 года.

На месте цеха по-прежнему стройплощадка. Август 2018 года Вид на стройплощадку с дороги

Общая сумма исков с июля 2018 года — 28 млн рублей. По данным сервиса «Контур.Фокус», сейчас ООО «Фермерский рынок» судится с подрядчиками, которые требуют оплаты за строительные работы.

Александр Гончаров не ответил на вопросы vc.ru. По словам Бориса Акимова, LavkaLavka вышла из проекта «больше года назад» — уступила свою долю основателю кооператива «Марк и Лев» Александру Гончарову в счёт долгов.

Было правильнее сделать так, чтобы [проектом] занимались те люди, которые непосредственно этим управляют. Возможно, повлияла географическая отдалённость и распылённость на разные проекты, которая не позволяла нам сосредоточиться.

Борис Акимов

Почему именно LavkaLavka привлекала деньги на развитие проекта, сколько человек стали инвесторами и что будет с обязательствами перед этими людьми Борис Акимов не уточнил.

По состоянию на 21 мая 2019 года Акимов и другие сооснователи LavkaLavka по-прежнему находятся среди учредителей ООО «Фермерский рынок».

Качество падает

И хотя на словах руководство поддерживало фермеров и рассуждало про развитие малых территорий, компания не могла расплатиться с ними за отгруженный товар. К 2017 году у LavkaLavka начались финансовые проблемы.

Старые поставщики приостанавливали поставки, а у закупщиков была установка — оттягивать момент оплаты как можно дольше», — отмечает бывший сотрудник интернет-магазина LavkaLavka Вадим (имя изменено по его просьбе). «Уже тогда были долги. Борис Акимов не прокомментировал эту ситуацию.

Долги СПСК «ЛавкаЛавка» c 2017 года

Например, в марте 2017 года открыла флагманский магазин-кулинарию на Сивцевом Вражке (восьмой по счёту). При этом LavkaLavka не урезала расходы, а наоборот — вкладывала деньги в запуск новых офлайн-точек.

Руководству требовалось найти новых фермеров на смену уходящим — тогда отбор потенциальных поставщиков стал более лояльным, продолжает собеседник vc.ru.

А потом от этого стали отходить», — отмечает он. «[Раньше] к фермеру выезжала команда, которая проводила экспертизу по определённому регламенту и требованиям и выносила вердикт: запускать продукцию в "Лавку" или нет.

По словам бывшего сотрудника, эти овощи и фрукты стоили дешевле фермерских, но качество продукции оказывалось непостоянным. В конце концов в магазине появились продукты из Краснодара под брендом «Lavka.Кубань».

Они были неперсонализированными — если раньше у нас была, например, крольчатина от Сурового, то все знали, что это за фермер. Нам просто раз в неделю привозили машину с овощами-фруктами непонятного происхождения.

Многие покупатели ждали открытия, а потом у них возникли вопросы к качеству продукции. При мне открылся магазин на Сивцевом Вражке. Мы не могли объяснить, от кого у нас помидоры, которые везли с Краснодарского края.

Вадим

бывший сотрудник LavkaLavkа

Мы загоняли себя в определённые рамки, в том числе ценовые». В разговоре с vc.ru Борис Акимов отмечает, что компания продавала только товары от фермеров: «Мы не позволяли, в отличие от другого любого ритейла, продавать другие продукты, кроме фермерских и ремесленных.

Например, одним из поставщиков LavkaLavka была компания ООО «Сырный дом» из Краснодарского края. Однако другой бывший сотрудник подтвердил, что в ассортименте компании «попадались и какие-то массовые продукты».

В марте 2017 года «Сырный дом» обратился в суд с требованием взыскать с LavkaLavka 423 тысячи рублей — за отгруженный, но неоплаченный товар. Она принадлежит агрохолдингу «Рота Агро» и выпускает продукцию под брендом «Сыр Лефкадии». Суд встал на сторону производителя.

Помимо падения качества товаров, у компании испортился клиентский сервис, продолжает бывший сотрудник LavkaLavka — курьеры часто путали заказы или привозили их неполными.

Это вызывало недовольство у покупателей, которые платили немалые деньги и рассчитывали получить качественные продукты в срок.

По оценке бывшего сотрудника, до 4 млн рублей в месяц. К середине 2017 года выручка LavkaLavka «резко упала». Борис Акимов не ответил на вопрос vc.ru о среднемесячной выручке в 2017 году. По данным Inc Russia, выручка компании по итогам 2016 года составляла 300 млн рублей.

Борис Акимов также не прокомментировал эту информацию. По оценке бывшего сотрудника компании, задолженность LavkaLavka перед поставщиками к середине 2017 года достигла около 15 млн рублей.

И хотя компания теряла клиентов и копила долги перед поставщиками, Борис Акимов и Александр Михайлов затеяли очередной проект — решили выпустить собственную криптовалюту.

Biocoin

За год стоимость криптовалюты выросла более чем в два раза, и в России началась «криптолихорадка». 20 мая 2017 года курс биткоина впервые превысил $2000.

15 июля 2017 года LavkaLavka начала принимать биткоины в интернет-магазине и офлайн-точках.

Поскольку в России платёжным средством может быть только рубль, LavkaLavka пошла на хитрость: криптовалюта переводилась на электронный кошелёк, а в кассу магазина вносились фиатные деньги и печатался чек.

Этого стало достаточно, чтобы привлечь внимание СМИ: о компании написали Lenta.ru, Inc Russia, а также «отраслевые» издания — Forklog, Bitcoinist и другие.

Дальше события развивались стремительно: уже 24 июля Борис Акимов объявил, что LavkaLavka выпустила собственную криптовалюту — Biocoin, — а в августе будет проводить ICO и собирается привлечь $15 млн.

Средства компания планировала потратить на разработку универсальной программы лояльности на блокчейне, к которой мог бы подключаться другой бизнес.

Предполагалось, что с каждой покупки клиент будет получать бонус в Biocoin — до 30% от стоимости товара, а затем расплачиваться этими токенами в LavkaLavka или любых других магазинах-партнёрах программы лояльности.

Будущим партнёрам LavkaLavka обещала, что за счёт участия в программе они смогут получить новых клиентов и заработать на росте Biocoin.

А потенциальным инвесторам — что после ICO и запуска платформы лояльности стоимость Biocoin вырастет, ведь LavkaLavka и компании-партнёры будут выкупать его на бирже — у тех, кто успел приобрести токен во время ICO.

По словам Акимова, это принесло LavkaLavka эквивалент 2 млн рублей. К 15 августа кооператив провёл тестовую продажу собственной криптовалюты.

Первое время продажа токенов была неавтоматизирована, и руковдоство LavkaLavka привлекало сотрудников интернет-магазина к обработке платежей — в рабочее время.

Мы должны были успевать и работать, и помогать», — вспоминает бывший сотрудник компании Вадим. «На это были брошены все силы. Борис Акимов отказался комментировать эту информацию.

«Как я слышал, при нём долгов стало ещё больше», — отмечает бывший сотрудник кооператива. По словам Вадима, летом 2017 года Борис Акимов и Александр Михайлов сфокусировались на криптопроекте и передали управление LavkaLavka наёмному генеральному директору Павлу Ракитянскому.

На вопросы, связанные с деталями его работы, он не ответил. Борис Акимов подтвердил vc.ru, что Павел Ракитянский работал генеральным директором LavkaLavka. Связаться с Ракитянским vc.ru не удалось.

Техническим директором криптовалютного проекта стал Артём Калинин, который занимал аналогичную должность в LavkaLavka.

«В первое время мне приходилось много работать вручную и одновременно дотягивать инструменты до тех высот, которые требовались и обещались (порой о каких-то обещаниях я уже узнавал по факту), обходившись только силами программистов в наличии», — рассказывает он vc.ru.

Они также работали над подготовкой к ICO в свободное время. «В наличии» у него было два разработчика LavkaLavka. Из-за этого выход на ICO сдвинулся сперва на сентябрь, а затем — на ноябрь.

Борис Акимов объяснял задержу желанием провести ICO на российкой криптобирже «Восход», которая должна была «вот-вот» открыться, но так в итоге и не открылась.

По словам Калинина, возможность нанаять профильных специалистов появилась только после пре-ICO, которое состоялось в октябре 2017 года и принесло компании эквивалент $2 млн.

Борис Акимов отказался комментировать эту информацию. Вадим, бывший сотрудник компании, сообщает, что часть денег от продажи криптовалюты была потрачена не на разработку системы лояльности, а на погашение долгов перед поставщиками.

Каждый месяц стоимость Biocoin росла, что должно было стимулировать потенциальных инвесторов быстрее покупать криптовалюту: с начала декабря токен стал стоить 1,9 рублей, с февраля — 2,5 рублей. ICO началось в ноябре.

Ему было важно показать, что его задумку поддерживают на высоком уровне. Параллельно Борис Акимов работал над имиджем проекта. Он выступал на заседаниях советника президента Германа Клименко (и позже заручился его поддержкой), публиковал фотографии с выступления в Агентстве стратегических инициатив и смог привлечь в качестве юридического советника руководителя думской группы по оценкам рисков оборота криптовалют Элину Сидоренко.

Параллельно Telegram-канал Biocoin объявлял о новых бизнес-партнёрах, которые присоединились к проекту и принимают к оплате токен (например, «Республика», «Даблби», Robokassa, УАЗ).

Кроме того, Борис Акимов договорился с владельцем отеля на Бали Bondalem Beach Club Максимом Деменчуком, чтобы оплатить своё проживание токенами.

А кроме того, сам приобрёл Biocoin на сумму около 20 тысяч рублей. Максим Деменчук рассказал vc.ru, что это оказалось для него самой дорогой рекламной кампанией, которая не принесла должного результата — помимо Акимова и его семьи он бесплатно принял победителя конкурса, который устраивал предприниматель.

ICO завершилось 18 февраля 2018 года, и спустя сутки основатели LavkaLavka подвели итог — им удалось привлечь эквивалент $16 млн.

До ICO команда обещала первым вкладчикам, что курс биокоина будет расти — поскольку после токенсейла все нераспроданные монеты уничтожатся, и бизнес будет покупать криптовалюту на бирже: у тех, кто купил её во время ICO. После ICO инвесторы начали терять доверие к проекту.

Но в начале марта 2018 года команда проекта объявила, что текущее законодательство России не позволяет юрлицам легально покупать криптовалюту на биржах, и предложила им покупать её на своём сайте — Biocoin.bio по средневзвешенному курсу, который менялся раз в сутки.

Это привело к двум вещам:

  • Инвесторы не могли вернуть вложения — биржевой курс всегда был ниже «официального». Многие пытались спасти часть денег и распродавали остатки — из-за этого курс начал падать ещё сильнее (до 34 копеек к концу марта 2018 года, а они покупали токен по цене от 1,9 рублей до 2,5 рублей).
  • Некоторые предприниматели начали спекулировать — покупали криптовалюту на биржах как физические лица и перепродавали её по «официальному» курсу на сайте Biocoin.bio через свои компании.

Борис Акимов успокаивал инвесторов: курс вырастет, когда всё больше компаний подключатся к программе лояльности и начнут принимать к оплате Biocoin, — нужно только подождать.

Бизнес-партнёрам проекта падение курса было невыгодно — получалось, что начисляя криптовалюту за покупки, а затем принимая дешевеющие токены к оплате, они раздавали бы товар бесплатно и компенсировали курсовую разницу из своего кармана.

Закон «О цифровых и финансовых активах» не принят до сих пор. Во время переговоров с ними Борис Акимов говорил, что «совсем скоро» в России появится законодательная база, регулирующая оборот криптовалют в стране. Не видя изменений ситуации, заявленные партнёры проекта начали уходить.

График Biocoin на бирже Coinmarketcap

К середине августа 2018 года курс Biocoin на бирже упал до 4 копеек, а у проекта начались финансовые проблемы — закончились деньги на разработку.

Предстояло по человечески обойтись с людьми, за которых я был в ответе, при этом распустив всю команду», — рассказывает vc.ru Артём Калинин. «Я получил информацию, что программистам нечем платить, в том числе и мне.

Я настолько верил в реализацию и успех, что мои близкие родственники вложили в проект более 6 млн рублей, из-за чего у меня нынче не совсем приятные отношения с ними.

Артём Калинин

бывший технический тиректор LavkaLavka и Biocoin

Бывшему сотруднику Вадиму, который помогал с ICO, повезло чуть больше. Калинину компания осталась должна около 250 тысяч рублей (эти деньги он не может получить до сих пор).

Весной 2018 года эта сумма равнялась около 75 тысячам рублей. Акимов и Михайлов оплатили ему переработки, но в криптовалюте: он получил на кошелёк 200 тысяч Biocoin. Деньги выводить не стал — сейчас эта сумма не превышает 4000 рублей.

Компания осталась должна ему около 60 тысяч рублей. Вадим также ушёл в августе 2018 года, когда в LavkaLavka начались задержки зарплаты.

В октябре основатели прислали ему письмо — компания не в состоянии расплатиться по долгам.

Денег нет. Деятельность наших юридических лиц фактически остановлена. У нас появился новый инвестор, который готов поддержать текущую деятельность компании и перезапустить «Лавку» под новым юридическим лицом, но у него нет финансовых возможностей закрыть сейчас накопившиеся долги.

Как только появится возможность их выплатить, мы сразу это сделаем. Мы ищем стратегического инвестора, которому готовы продать часть своей доли для покрытия этих долгов.

из письма основателей

Из-за задержек выросла текучка среди продавцов и линейного персонала: «Все старые сотрудники, которые начинали работать и развиваться вместе с "Лавкой", поувольнялись. По словам Вадима, в компании платили зарплату «в серую» — половина оклада выплачивалась официально, половина — нет. Приходили новые, работали месяц-два и сразу уходили».

На самом деле компании не удалось привлечь эквивалент $16 млн. В ноябре 2018 года инвесторы проекта узнали, что Борис Акимов завысил итоги ICO.

То есть компании удалось привлечь эквивалент 80 млн рублей — в рублях и криптовалютах «Сибирский червонец», эфир и биткоин. Оказалось, что 90% от собранной суммы было зарезервировано в виде опционов, которыми так никто и не воспользовался.

По его оценке, по итогам ICO LavkaLavka удалось привлечь сумму «примерно равную» 50–60 млн рублей. Сейчас Акимов сообщает vc.ru, что доля криптовалют составляла 60%, и когда они подешевели, компания потеряла деньги.

Последствия

Поэтому ещё в декабре 2017 года проект нашёл подрядчика — поручил разработку компании «Техносерв Консалтинг». По словам технического директора проекта Biocoin Артёма Калинина, у команды не было опыта в разработке системы лояльности, и они отставали от плана.

В марте 2019 года «Техносерв Консалтинг» подала на ООО «Биокоин» в суд, требуя вернуть оставшуюся сумму — 1,78 млн рублей (представители компании подтвердили vc.ru эту информацию). Собранных на ICO средств хватило только на три ступени из пяти.

По состоянию на май 2019 года программа лояльности на основе Biocoin не работает, а заявленные партнёры давно не сотрудничают с проектом.

Первая компания связана с его бизнес-партнёром, сооснователем Robokassa и членом команды Biocoin Олегом Покровским, а вторая прекратила существование. Борис Акимов утверждает, что с проектом сотрудничают компании «Покровские поляны» и «Обед без забот».

Олег Покровский присоединился к Biocoin 13 февраля

При этом сейчас токены Biocoin — бесполезны, ими нельзя расплатиться даже в магазинах LavkaLavka (об этом нам сообщили продавцы). По словам Бориса Акимова, сейчас LavkaLavka нашла новых блокчейн-разработчиков, которые «в ежедневном режиме» пытаются восстановить работоспособность системы.

Акимов не отказывается вести диалог с инвесторами (хотя многих блокировали в официальном Telegram-канале проекта за неудобные вопросы), но они не думают, что программа лояльности заработает, и не рассчитывают вернуть вложенные деньги.

Он считает, что у команды проекта был рабочий план развития, однако руководство LavkaLavka «слило» Biocoin. Станислав (попросил не указывать его фамилию) инвестировал около 320 тысяч рублей.

Но вот как финансист и руководитель — он никакой. Акимов — хороший маркетолог и может продавать и создавать привлекательность (посмотрите на те же магазины LavkaLavka).

Станислав

По его мнению, инвесторы, которые потеряли деньги, заплатили за полученный опыт. Владелец отеля Bondalem Beach Club Максим Деменчук отмечает, что «не в обиде» на организаторов ICO: «[У меня] была возможность слить полученные Biocoin в рынок, не стал — но это же мой риск».

Другой инвестор по имени Антон (также попросил не называть фамилию) говорит, что покупал токены с помощью перевода через сервис Robokassa и платил в пользу одного из юрлиц LavkaLavka — всего он потратил 100 тысяч рублей.

Он утверждает, что подал на компанию в суд, но найти подтверждений в системе «Электронное правосудие» нам не удалось.

Сейчас идёт судебный процесс, но детали я не могу сообщить до его завершения. Когда стало понятно, что этот проект с высокой степенью вероятности — скам, такая форма сделки дала возможность потребовать от «Лавки» ответственности за нереализованные проектные обещания.

Антон

По мнению бывшего сотрудника LavkaLavka, руководство компании было больше заинтересовано в продвижении своих личных брендов и LavkaLavka, чем в работе над системой лояльности.

Бориса очень много приглашали на всякие конференции, выступления. Мне кажется, для руководства было важно пропиариться. Звонили из администраций различных регионов, приглашали рассказать про развитие сельского хозяйства.

Вадим

Нам всегда было близко это — сделал что-то, даже если не получилось, всё равно порекламировался». Это подтверждает и сам Акимов, в одном из интервью он говорил: «Мы понимали, что даже если ничего не получится, то хотя бы хайп поймаем.

Сейчас он отмечает, что в рамках проекта провёл большую работу.

С этой картой можно было покупать и продавать биокоины. Мы выпустили банковскую карту TalkBank. Можно было получать кэшбек в Biocoin через эту карту.

Система лояльности уже бы работала, потому что одно интегрировано в другое. Практически была закончена система с «Техносервом».

Я не знаю ни одного российского проекта, который бы сделал похожее по объёму, как мы с Biocoin. Сделано очень много.

Борис Акимов

Впрочем, у компании есть проблемы поважнее, поскольку финансовые трудности из-за неудчного криптовалютного проекта привели к разделу бизнеса. Борис Акимов обещает перезапустить систему лояльности, но точных сроков не называет.

Что происходит с LavkaLavka сейчас

Судя по его странице в Facebook, он устроился работать продакт-оунером в группу компаний ASE — это инжиниринговый дивизион госкорпорации «Росатом». В мае 2019 года совладелец LavkaLavka Александр Михайлов вышел из бизнеса. Михайлов не ответил на вопросы vc.ru.

За последний год против неё подано семь исков на общую сумму 1,4 млн рублей, следует из картотеки арбитражных дел. По данным «Контур.Фокус», Александр Михайлов продолжает оставаться председателем СПСК «ЛавкаЛавка» — компании которая заключала договора с поставщиками.

Часть из них удовлетворена: например, в феврале 2019 года суд обязал компанию выплатить 619 тысяч рублей производителю масел «Русский масляник» — за поставленный, но неоплаченный товар.

Например, заявление компании «Деликатес дичь» (ООО «Кристи») на сумму 553 тысячи рублей. Часть ожидает рассмотрения. Как сообщили vc.ru её представители, разбирательство идёт вокруг задолженности, которая возникла летом 2018 года.

Насколько мне известно, денег у них нет, не факт, что будут», — рассказывает vc.ru представитель «Деликатес дичь». «Мы им и звонили, и досудебные претензии направляли с просьбой выплатить долг — всё без ответа оказалось.

Фермер Сергей Балаев отмечает, что компания осталась должна ему около 90 тысяч рублей, при этом долг возник ещё два года назад. О долгах LavkaLavka рассказывают и фермеры, которые раньше сотрудничали с кооперативом.

По словам Балаева, последние полтора–два года LavkaLavka ищет «фермеров, которые их не знают»: «Формируют долг и ставят людей перед фактом — не будете поставлять, мы долг не погасим».

«Кому-то мы выплатили, кому-то нет — ведётся постоянная работа для того, чтобы ситуация стала лучше», — сообщает он. Сооснователь LavkaLavka Борис Акимов не отрицает факт задолженности. Какие именно меры предпринимает компания, Акимов не уточнил.

Также предприниматель не раскрывает размер долгов и количество поставщиков, которые ожидают выплат.

Точные цифры меняются в ежедневном режиме. Я никогда не занимался и не занимаюсь оперативным управлением. При этом на данный момент почти все фермеры, с которыми мы работали и два–три года назад продолжают работать с LavkaLavka.

Борис Акимов

К маю 2019 году их количество сократилось до пяти. В 2017 году у LavkaLavka было восемь офлайн-магазинов.

При этом часть партнёров компанию покинула. По словам Акимова, с 2018 года LavkaLavka разделилась на четыре юридических лица, за которыми стоят прежние инвесторы кооператива. Кто именно и на каких условиях, предприниматель не уточнил.

Фактически магазины объединяли бренд и поставщики. «Мы пережили полную децентрализацию, когда каждый магазин стал отдельным юрлицом и управлялся отдельно. Это позволило отказаться от дорогостоящей управляющей компании и других затрат», — комментирует он ситуацию vc.ru. Всё остальное ушло в самостоятельное плавание.

Поэтому мы зашли в каждый и совершили покупку, чтобы определить юридическое лицо по чекам. У LavkaLavka запутанная юридическая структура, из-за этого сложно установить, кому именно принадлежит тот или иной магазин.

Собственник компании — Олег Покровский, сооснователь Robokassa, один из членов команды проекта Biocoin, а также совладелец тульской фермы «Покровские поляны». Два магазина LavkaLavka (на Никитском и Чистопрудном бульварах) принадлежат ООО «ЛавкаЛавка-РТ».

Олег Покровский не ответил на вопросы vc.ru. По словам Акимова, в этих магазинах Покровскому принадлежала доля в размере 50%, а из-за финансовых сложностей LavkaLavka передала их ему полностью.

Компанией в равных долях владеют Павел Гриншпун и Алексей Диммер. Ещё два магазина (в Плотниковом и Померанцевом переулках) принадлежат ООО «ЛавкаЛавка на Остоженке».

Павел Гриншпун ранее работал журналистом в «Снобе», GQ, Billboard Russia и был акционером LavkaLavka с 2009 года. Информацию об Алексее Диммере найти не удалось.

После этого Гриншпун докупал доли партнёров. Он рассказал vc.ru, что в то время приобрёл 3% компании за 300 тысяч рублей (получается, что он оценил ЖЖ-блог с фермерскими продуктами в 10 млн рублей). Сейчас ему принадлежит 6,1% ООО «ЛавкаЛавка» — основного юрлица компании.

Гриншпун не уточнил, на каких именно условиях он стал совладельцем ООО «ЛавкаЛавка на Остоженке», отметив, что это касается «внутренних договорённостей» акционеров, а дополнительных средств он не вкладывал.

Магазин на Сытинском переулке принадлежит ООО «Источник» — тому же юрлицу, которое управляет интернет-магазином LavkaLavka (эта информация указана в публичной офёрте интернет-магазина).

Кроме интернет-магазина, ООО «Источник» принадлежит цех по производству консервации и полуфабрикатов, расположенный в городе Королёв.

По данным сервиса «Контур.Фокус», с августа 2018 года и до недавнего времени ООО «Источник» владели два учредителя — Василий Пальшин (20%) и Дмитрий Немировский (80%).

14 мая 2019 года к ним присоединился Борис Акимов — теперь ему и Немировскому принадлежит по 40% компании, а Пальшину — по-прежнему 20%.

Новая надежда

С его помощью он планирует снова объединить активы. По словам Акимова, несколько месяцев назад он смог найти нового инвестора — бывшего миноритарного акционера компании (его имя предприниматель не раскрывает).

Много было всякого сделано — и ошибок тоже было много. «Сейчас LavkaLavka находится на новом витке своего развития. Но зато есть опыт, который мы сейчас учитываем для того, чтобы двигаться дальше», — заключает он.

При этом неизвестно, кто именно будет отвечать по обязательствам LavkaLavka перед поставщиками и бывшими сотрудниками, ведь теперь формально офлайн-магазины и интернет-магазин — это разные юридические лица, а один из сооснователей вышел из бизнеса.

Борис Акимов утвержает, что хочет возродить LavkaLavka, закончить систему лояльности на блокчейне и продолжить развитие туризма в Териберке. Получается, что из общего у LavkaLavka остался только бренд. Но сейчас он снова занялся сторонним проектом.

Для этого они решили воспользоваться краудфандингом и запустили кампанию на платформе Planeta.ru. Акимов вместе с женой собирается открывать ресторан на своей ферме в деревне Княжево Ярославской области.

«Я, муж и четверо детей — мы многодетная семья из Москвы, решили переехать из города в деревню и хотим сделать так, чтобы наша деревня снова зажила полноценной жизнью», — пишет Ольга Стрижибикова в описании проекта.

Взамен они предлагают разные вознаграждния. Пара планирует собрать 500 тысяч рублей. Например, за 25 тысяч рублей Борис Акимов расскажет, что значит быть фермером и проведёт экскурсию по своим владениям.

#LavkaLavka

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть