Hi-Tech

Что происходит c «убийцей Tesla»: хронология падения китайского стартапа Faraday Future

У автомобильной компании вновь закончились деньги и сбежали ключевые сотрудники.

В закладки

Китайская компания LeEco стала основным источником финансирования. В 2014 году генеральный директор корпорации LeEco Цзя Юэтин и бывший руководитель команды инженеров Tesla Ник Сэмпсон основали стартап по производству электроавтомобилей — Faraday Future (FF).

Слева направо: губернатор Невады, сооснователь FF Динь Лей, дизайнер FF Ричард Ким и сооснователь FF Ник Сэмпсон на презентации концепта FFZero1. Фото: Business Insider

К примеру, Питера Сааджиняна, бывшего исполнительного директора General Motors, создателя экспериментального электромобиля EV1. Компания набирала топовых сотрудников из других автоконцернов. Вместе с ним FF пригласила ещё трех сотрудников, связанных с EV1.

Также Faraday Future наняла бывшего генерального директора Ferrari North America Марко Маттаччи, который ушёл из FF в декабре 2016 года, бывшего главу производства Tesla Model S Дага Рекхорна и специалистов из BMW, Volkswagen, Tesla, SpaceX, Apple, Lamborghini и других компаний.

В 2016 году на выставке CES Faraday Future продемонстрировала концепт одноместного автомобиля FFZERO1 мощностью 1000 лошадиных сил.

Однако прототип, показанный на выставке, не мог самостоятельно передвигаться, а некоторые части корпуса напоминали муляжи.

Таким образом FF могла выпускать как малолитражные автомобили, так и седаны и кроссоверы по одной схеме, при необходимости изменяя вместимость, привод и мощность электродвигателя. Также Faraday Future разработывала модульную платформу, в которой количество рядов аккумуляторов под дном авто ограничивалось только размером колёсной базы.

Для строительства завода по производству автомобилей Faraday Future потребовалось $1,3 млрд. Для производства ёмких аккумуляторов компания заключила контракт с LG Chem на $2,4 млрд. Его хотели построить в Неваде, предоставив местным жителям 4500 рабочих мест.

Концепт завода. Источник: electrek

Первые проблемы

Faraday Future не хватало инвестиций для оплаты комплектующих поставщикам и строительства завода. В конце 2016 года издание Buzzfeed опубликовало расследование о финансовых проблемах компании и потере топовых сотрудников. Уже в июле 2016 года компания оказалась должна производителям $400 млн, из-за чего те прекратили работу над заказами и обратились в суд.

У компании регулярно забирали оборудование из-за долгов, возвращая через несколько месяцев. К примеру, производитель автомобильных кресел Futuris подала иск на $10 млн, а агентство недвижимости Beim Maple Properties требовало оплатить аренду склада в $105 тысяч.

Деньги за работу в FF из Китая не поступали. Также бывшие сотрудники FF рассказали, что часть их команды переводили на собственный автомобильный проект LeEco под названием LeSee, стоимостью в $1,08 млрд. Строительство амбициозного завода приостановилось в октябре 2016 года: подрядчик сообщил о долге, оценив его в $58 млн.

В ноябре 2016 года глава LeEco Цзя Юэтин объявил, что компания потратила свой капитал на создание электрокаров и смартфонов, теперь ищет инвестиции.

2017 год

Её планировалось выпустить до конца 2018 года. В январе 2017 года на CES в Лас-Вегасе компания показала прототип своего первого настоящего серийного автомобиля — FF91.

Faraday Future FF91. Источник: electrek

Внутри — четыре электромотора мощностью 1050 лошадиных сил. Машину оснастили автопилотом и системой распознавания лиц. Создатели называли FF91 одним из самых быстрых электрокаров в мире — её разгон от 0 до 96 км/ч составлял 2,39 секунды. Батарея должна была заряжаться на 50% за 4,5 часа.

Как отмечает Business Insider, у Faraday Future не было официального главы. В январе 2017 года издание Business Insider опубликовало второе расследование с подробностями проблем автопроизводителя. Компания не раскрывала имена инвесторов и генерального директора.

Он же занимался её управлением и принятием решений — остальные управленцы покинули Faraday Future в 2016 году или перешли в LeSee. Сотрудники стартапа рассказали, что компания дезорганизована — очень зависела от LeEco и старалась удовлетворить амбиции главного инвестора Цзя Юэтина.

Цзя Юэтин. Фото: Financial Times

Чтобы исправить финансовое положение, Faraday Future наняла бывшего финансового директора BMW и Deutsche Bank Стефана Краузе. Источники Business Insider полагали, что компания объявит о банкротстве в ближайшие несколько месяцев, если не найдет источник инвестиций.

Согласно документам, которые предоставил The Mill Group суду, Faraday Future должна была выплатить подрядчику более $1,8 млн за создание промоматериалов, но выплатила лишь $20 тысяч. Также издание TechCrunch рассказало об иске со стороны студии визуальных спецэффектов The Mill Group. Этот иск указывал не только на финансовые проблемы стартапа, но и на то, что рекламные ролики электрокаров могли оказаться частично или полностью фальшивыми.

В августе 2017 года компания отказалась от строительства завода в Неваде и переместила производство в закрытый шинный завод Pirelli в Калифорнии.

Источник: electrek

За время работы в FF Краузе разработал несколько вариантов финансового спасения компании: например, он хотел продать часть технологий инвесторам и OEM-производителям, сотрудничать с индийским автопроизводителем Mahindra & Mahindra и заложить штаб-квартиру компании в качестве залога за кредит на новый завод. В ноябре 2017 года Faraday Future покинул финансовый директор Стефан Краузе вместе с несколькими топ-менеджерами.

Faraday Future

Our growing fleet of beta cars is ready to be deployed to testing grounds for system refinement and…

www.facebook.com

Он привлекал заемные средства для финансирования и не смог их вернуть вовремя. У Цзя Юэтина на протяжении 2017 года возникало все больше проблем с LeEco. Цзя переместился с 31-го на 1878-е место самых богатых китайцев. В LeEco возник финансовый кризис — правительство КНР зачислило Цзя в государственный список должников и заморозило активы. Ему пришлось оставить свой пост и сбежать в США.

12 декабря издание The Verge опубликовало свою версию событий в Faraday Future и рассказало о проблемах внутри компании:

  • Faraday Future потратила $7 млн на особняк, купленный через стороннюю компанию Ocean View Drive;
  • управление было неадекватным, структура управления — непонятной;
  • постоянно проявлялись случаи коррупции;
  • часть ресурсов ушла в руки LeSee;
  • стратегия строилась на амбициозных задачах без внятных планов на производство;
  • рост никто не контролировал — новым сотрудникам было нечего делать, они не приходили на работу.

Так, по информации источников The Verge, завод за $1 млрд планировали построить стеклянным, чтобы он стал туристической достопримечательностью.

13 декабря 2017 года Цзя объявил о том, что нашел новый источник финансирования для Faraday Future в размере $1 млрд и теперь будет возглавлять компанию.

2018 год

30 января 2018 года Faraday Future подала в суд на автомобильный стартап Evelozcity, который основали Стефан Краузе и бывший технический директор FF Ульрих Кранц.

Evelozcity опровергла обвинения, а 8 августа подала встречный иск, в котором утверждает, что сотрудников FF запугивают и запрещают переходить в другие компании. По словам представителей FF, сбежавшие сотрудники украли интеллектуальную собственность компании и переманили 20 лучших инженеров в свой стартап.

Источник: electek

Холдинг выкупит 45% акций FF, 33% останется у Цзя и 22% у остальной команды FF. 26 июня Faraday Future объявила о том, что гонконгский инвестиционный холдинг Evergrande Health вложит $2 млрд в производство FF91 на рынке США и Китая.

Первый транш составил $800 млн, ещё по $600 млн Faraday Future должна была получить в 2019 и 2020 годах.

По условиям заключенного с Evergrande контракта, права на интеллектуальную собственность, патенты, товарные знаки и остальные активы Faraday Future могут принадлежать компании Season Smart Limited, если FF не сможет вернуть деньги инвесторов. Журналисты The Verge выяснили, что Faraday Future получала деньги от Evergrande через сеть офшорных компаний Season Smart Limited в Китае и Гонконге.

Издание The Verge выяснило, что компания не платила поставщикам, действуя по той же тактике, что в 2017 году: объясняя неуплату «задержками в обработке платежей». 7 октября 2018 года Evergrande обвинила Цзя в попытке разорвать контракт после попыток убедить совет директоров выплатить ещё $700 млн раньше положенного срока.

Фото: Motor1

Кроме этого, первый серийный FF91 загорелся в конце сентября спустя несколько часов после демонстрации, что поставило под угрозу выпуск электрокара в конце 2018 года.

22 октября Faraday Future сократила зарплаты сотрудникам на 20%, уволила часть руководителей, а Цзя Юэтин уменьшил свою зарплату до одного доллара.

Один из бывших сотрудников Faraday Future считает, что Саваджиан был ядром компании, на котором держалось всё производство. 29 октября в отставку ушёл Питер Саваджиан — старший вице-президент компании.

Питер Саваджиан. Фото: Faradey Future

В своём письме Сампсон говорит, что компания фактически неплатежеспособна и потеряла множество ключевых сотрудников. 30 октября один из трех сооснователей Faraday Future Ник Сампсон подал в отставку.

Те, кто проработал больше шести месяцев, могут остаться на рабочем месте с минимальной зарплатой. Также генеральный директор Цзя Юэтин принял решение отправить часть сотрудников в неоплачиваемый отпуск до конца декабря, пока компания не получит новый источник денег.

Разбирательство с Evergrande продолжается: арбитражный суд Гонконга не разрешил разорвать контракт, но позволил компании привлечь до $500 млн с других инвесторов для продолжения работы.

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть