Главная » Hi-Tech » Что оставил после себя закрывшийся российский фонд Fastlane Ventures, клонирующий успешные зарубежные проекты

Что оставил после себя закрывшийся российский фонд Fastlane Ventures, клонирующий успешные зарубежные проекты

4 декабря 2018 года компания продала последний успешный бизнес и скоро закроется.

В закладки

Основная идея Fastlane Ventures — создание клонов успешных бизнес-моделей западного рынка в России. Copycat-компанию Fastlane Ventures основали три партнера: создатель интернет-магазина KupiVIP.ru Оскар Хартманн, учредитель Direct Group Паскаль Клеман и Марина Трещова. Fastlane Ventures работала по технологии FAST 50 — на запуск нового бизнеса отводилось не более 50 дней.

Copycat: что такое «фабрики клонов» и как с ними бороться — Офтоп на vc.ru

Хорошую идею для нового продукта или услуги может скопировать кто угодно — этого нельзя избежать…

vc.ru

Какие проекты запускала Fastlane Ventures

Но успешных проектов у Fastlane Ventures было всего пять: интернет-магазин Sapato, теле-интернет-магазин ShoppingLive, сервис знакомств Teamo, онлайн-аукцион подержанных автомобилей CarPrice и «контент-фабрика» Relevant Media. В период с 2010 по 2012 год компания запускала около одной компании в месяц.

archive.li

Sapato

Первым проектом Fastlane Ventures при поддержке венчурного фонда eVenture Capital Partners, компании Direct Group и холдинга AB Kinnevik стал интернет-магазин обуви и аксессуаров Sapato.ru — аналог зарубежного Zappos.

Retail & Loyalty

В 2015 году Ozon реструктуризировал активы и продал Sapato компании KupiVIP, так как площадка «дублировала проекты в рамках одной группы компаний». В июне 2011 года Sapato привлек $12 млн от фонда Intel Capital, а в феврале 2012 года интернет-магазин купил Ozon.ru за $50 млн. Стоимость продажи не разглашалась, но по оценке гендиректора Wikimart Максима Фалдина, Ozon смог заработать на продаже « лишь несколько сотен тысяч долларов».

Shopping Live

Товары, которые демонстрировались в прямом эфире, сразу отражались на главной странице интернет-магазина. В 2011 году Fastlane Ventures запустила проект Shopping Live — интернет- и телемагазин, который не только продавал товары, но и тестировал с экспертами и снимал дополнительные телепередачи. Стоимость сделки не разглашалась. В 2012 году Shopping Live был продан немецкому концерну Home Shopping Europe.

Teamo

Совладельцами проекта выступили Андрей Бунин и Владимир Шмидт. В 2010 году Fastlane Ventures запустила «сервис знакомств для серьезных отношений» Teamo, копию американского eHarmony.com. Принцип работы Teamo был основан на психологических тестах — по итогам тестирования пользователь получал доступ к списку «совместимых» партнеров. Teamo позиционировала себя как «премиум-сервис» с платной подпиской.

После объединения Teamo (1,4 млн пользователей) и Monamour.ru (4,5 млн) общая база пользователей составила 5,5 млн человек. В январе 2013 года Teamo выкупила у компании Mamba сайт премиум-знакомств Monamour.ru. Бывший вице-президент Mail.ru Group Алексей Басов оценил сделку в $10 млн.

По оценке опрошенных «Известиями» экспертов, приобретение Teamo обошлось Mamba в $25-40 млн. 2 ноября 2015 года Mamba купила Teamo.

CarPrice

Компания была запущена при финансовом участии Fastlane Ventures и международного инвестора и предпринимателя Дмитрия Разоренова. В июне 2014 года Оскар Хартманн основал сервис продажи подержанных автомобилей CarPrice, клон сервиса SellAnyCar. Фонд Fastlane Ventures — миноритарный акционер CarPrice.

Carprice

Основными инвесторами стали Almaz Capital, Fastlane Ventures, e.ventures, AltaIR Capital, а также другие российские и зарубежные фонды. В октябре 2014 года CarPrice привлек $2 млн посевных инвестиций. В 2015 году сервис привлек инвестиции на сумму $40 млн, средства вложили фонды Baring Vostok и Almaz Capital.

В феврале 2016 года CarPrice открыла представительство в Японии, в которое в июне 2017 года «несколько миллионов долларов» инвестировала японская финансово-промышленная группа Mitsui&co. За 2014 год компания открыла более 20 офисов и в 2015 году вошла в 100 самых обсуждаемых стартапов Европы по версии издания Wired.

Carprice в Японии «Автокадабра»

В 2018 году CarPrice вошел в группу самых перспективных европейских компаний с потенциалом превысить стоимость в $1 млрд и впервые вышел на прибыль по итогам месяца.

Выручка за январь-июнь 2018 года составила 7,04 млрд рублей. По собственным данным, в 2017 году через CarPrice было продано более 32 тысяч автомобилей, в первом полугодии 2018 года — 15 455 машин, что на 32% больше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

Relevant Media

Идея проекта — нанимать копирайтеров через интернет и распространять тематический контент на собственные площадки. В 2010 году Fastlane Ventures инвестировала $2 млн в «фабрику контента» — Relevant Media (клон Demand Media), которая управляет сайтами Kakprosto, JustLady и Pin.me (аналогом зарубежного Pinterest). Проект запустился в начале 2011 года.

В 2014 году Kakprosto.ru привлёк $1,4 млн от частных инвесторов. Kakprosto.ru — флагманский проект компании, он представляет собой собрание советов по 30 рубрикам — например, как варить компот или чем подкармливать птиц зимой. Justlady.ru — сайт с женскими советами, его посещаемость — 1,5 млн пользователей в месяц. По собственным данным, его посещаемость составляет 17 млн пользователей в месяц. Обе площадки зарабатывают на рекламе.

Новым владельцем компании Relevant Media, которая управляет Kakprosto.ru и Justlady.ru, стала компания ООО «Тиалф Плюс». 4 декабря 2018 года Fastlane Ventures продала сайты советов Kakprosto.ru и Justlady.

Член управляющего совета Rambler Group Рафаэль Абрамян оценил стоимость Kakprosto.ru и Justlady.ru в 250-300 млн рублей. 99% этой компании владеет бывший вице-президент АФК «Система» и экс-глава Societe Generale в России Рафаэль Нагапетьянц. Relevant Media также управляла сайтом Pinme.ru, аналогом Pinterest, но он в сделку не вошёл.

Другие проекты

Такие проекты компания убирала из портфолио — на сайте остались только успешные сделки. Всего Fastlane Ventures запустила более 20 проектов, большая часть которых закрылась.

  • KupiBonus — сайт коллективных покупок в сфере красоты и здоровья, аналог Livingsocial.com).
  • Upladder.ru — премиальный рекрутинг, аналог The Ladders.
  • Domgeo — база недвижимости для аренды и покупки, аналог RightMove.co.uk.
  • Juvalia&You — онлайн-магазин аксессуаров, аналог StellaDot.
  • OdinOtvet — сервис вопросов и ответов, аналог Quora.
  • Giftery.ru — сервис по продаже подарочных сертификатов.
  • TravelRent — сервис по краткосрочному бронированию жилья, аналог ArtBnb.
  • Kommerstate — портал коммерческой недвижимости, аналог LoopNet.
  • Lokata — поисковик товаров и услуг с геолокацией, аналог Kaufda.de.
  • Eventmag — сервис по продаже электронных билетов на мероприятия, аналог EventBrite.
  • HomeFair — онлайн-магазин товаров для дома, аналог WayFair.
  • IQCard — сервис по дистрибуции банковских карт без открытия счета, аналог GreenDot.
  • VitaPortal — информационный медицинский ресурс, аналог WebMD.
  • Heverest — онлайн-магазин товаров для спорта и отдыха.
  • Jizo — метапоисковик для бронирования отелей и билетов.
  • RentHome — каталог частного жилья для краткосрочной аренды, аналог HomeAway.

Инвестиции в Fastlane Ventures

Компания отметила, что Fastlane Ventures — «не простой инкубатор, а совершенно новая сложная модель, которая доказала свою работоспособность в российских условиях». После успешной продажи Sapato компания получила $18 млн от «ВТБ Капитал».

В декабре 2012 года ещё $13 млн компания получила от казахского миллиардера инвестора Кенеса Ракишева, который вошел в совет директоров Fastlane Ventures.

График количества традиционных сделок и соинвестирования

Среди инвесторов холдинг Direct Group, международные инвестиционные фонды eVenture Capital Partners, Prostor Capital, Runa Capital, Kinnevik и Russia Partners. Всего в период с 2010 по 2013 год общий объем инвестиций в Fastlane Ventures и её портфельные компании составил около $100 млн.

Проблемы Fastlane Ventures и её закрытие

По информации журналистов издания, компания обрела репутацию ненадежной и сомнительной — она умела запускать бизнес, но не знала, как им управлять, и теряла деньги инвесторов. В 2013 году издание «Коммерсант» опубликовало материал о возможных проблемах в Fastlane Ventures. К примеру, глава Aviasales Макс Крайнов отказался брать на работу сотрудников Fastlane Ventures, считая, что они «не понимают ценностей инноваций в бизнесе».

Глубокого знания конкретных отраслей у менеджеров нет». Сотрудники Fastlane Ventures в материале «Коммерсанта» рассказали, что клонировать зарубежные компании не всегда была удавалось — они либо не приживались на российском рынке, либо построить за 50 дней продукт сопоставимого уровня было невозможно: «Компания хорошо улавливает глобальные тренды, а вот локальные рынки понимает плохо.

Например, команда PinMe ушла в конце 2012 года, а проект потерял самостоятельность и его управлением начала заниматься RelevantMedia. Отдельно отмечалось очень строгое отношение к руководству и бюрократия — если возникали проблемы, во многих проектах менялись лидеры или вся команда целиком.

Фото из ивановского филиала Fastlane Ventures Chastnik

Открытый в 2012 году филиал Fastlane Ventures в Иваново, который называли «инкубатором» для портфельных проектов и «академией» молодых кадров, был закрыт в 2013 году — он попал под сокращение вместе с головным офисом компании в Москве.

Президент венчурного фонда Sistema_VC Дмитрий Филатов считает, что в мире нет похожих на Rocket Internet copycat-компаний, которые могли бы вкладывать огромные ресурсы в стартапы, обладать хваткой для агрессивного развития и не колебаться в принятии решений относительно того, что не будет успешным. 4 декабря 2018 года Fastlane Ventures продала Relevant Media и объявила о закрытии инвестиционного фонда.

#стартапы #copycat


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Microsoft победила Intel, Tencent и садоводов в конкурсе на лучший ИИ для выращивания огурцов

Microsoft победила Intel, Tencent и садоводов в конкурсе на лучший ИИ для выращивания огурцов — Будущее на vc.ru Свежее Вакансии Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти Технологии искусственного интеллекта помогали «умным» теплицам ...

«Хуже проекта, сделанного одними технарями, бывает только проект, сделанный одними маркетологами»

Венчурный инвестор Константин Синюшин о том, что мешает русскому стартаперу быть успешным за рубежом. В закладки Интервью взяла Светлана Романова для издания «Идеономика». Сам он называет себя «переученным интровертом» и говорит, что коммуникация — это базовый навык для построения международного ...