Hi-Tech

Что нужно знать предпринимателю о второй волне перехода на онлайн-кассы

Кому нужна онлайн-касса сейчас, а у кого ещё есть время

С 1 июля на онлайн-кассы должны перейти малый бизнес и некоторые индивидуальные предприниматели: Летом 2018 года началась активная фаза второй волны кассовой реформы, как этого требует 54-ФЗ.

  • Организации и ИП на ЕНВД в сфере розничной торговли и общественного питания, у которых есть наёмные сотрудники. Раньше они вообще были освобождены от применения касс и могли выдавать потребителям вместо кассовых чеков бланки строгой отчётности (БСО).
  • ИП на патенте (ПСН) в сфере торговли и общепита с наёмными сотрудниками.
  • Организации и ИП с наёмными сотрудниками, которые занимаются продажей через торговые (вендинговые) автоматы.

Но если они заключат договор хотя бы с одним работником, то должны будут приобрести и поставить на учёт в налоговой кассу в течение 30 дней. Если организация или предприниматель в сфере торговли или общепита не имеют работников с трудовым договором, они могут отложить переход на онлайн-кассы до 1 июля 2019 года.

В частности, среди тех, кто получил отсрочку, — мастера бытовых услуг и ремонта жилья, ветеринары, владельцы автомастерских и автостоянок (кроме штрафных), предприниматели, которые занимаются перевозкой пассажиров и грузов. Организации и предприниматели, которые предоставляют услуги населению, должны будут перейти на онлайн-кассы с 1 июля 2019 года.

Узнать, нужна ли компании или предпринимателю онлайн-касса, можно пройдя тест на странице сайта Федеральной налоговой службы (ФНС), посвящённой кассовой реформе.

Как идёт переход

С 1 июля онлайн-кассы станут обязательными примерно для 1 млн ИП и организаций, говорит исполнительный директор бизнес-объединения «Опора России» Андрей Шубин. В реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сейчас 3,28 млн индивидуальных предпринимателей.

В интервью «Коммерсанту», опубликованном 27 июня, руководитель ФНС Михаил Мишустин заявил, что сейчас в системе зарегистрировано около 2 млн касс нового образца. Обязательный переход на онлайн-кассы начался с 1 июля 2017 года с крупных предприятий в сфере торговли, которые работают по общей и упрощённой системам налогообложения. Только за последнюю неделю, по его словам, было зарегистрировано около 100 тысяч новых кассовых аппаратов.

В ближайшее время ожидается подключение ещё примерно 200 тысяч аппаратов — подтянутся те, кто отложил переход на онлайн-кассы на последний момент, говорит коммерческий директор компании «Атол» Оксана Колчина. По подсчётам производителя кассовой техники «Штрих-М», на онлайн-кассы уже перешли больше 760 тысяч организаций и предпринимателей второй волны кассовой реформы.

Производители касс и фискальных накопителей, которые используются для хранения данных по операциям до их передачи в налоговую, утверждают: по сравнению с первым этапом, сейчас дефицита оборудования нет, и даже если все в один день решат купить технику, проблем возникнуть не должно.

В апреле 2018 года аналитический центр НАФИ и производитель онлайн-касс «Эвотор» провели опрос среди 700 руководящих сотрудников предприятий микро, малого и среднего бизнеса. Однако предприниматели не спешат закупаться кассами.

  • 40% организаций и предпринимателей, обязанных перейти на онлайн-кассы до 1 июля, не используют кассовую технику.
  • 32% не собираются покупать онлайн-кассы. 15% из них о необходимости перейти на онлайн-кассы слышат впервые.

В феврале 2018 года глава ФНС Мишустин назвал участников второго этапа реформы «очень чувствительной» категорией налогоплательщиков и призвал обеспечить их планомерный и безболезненный переход на новую технологию. В отличие от компаний, перешедших на онлайн-кассы в 2017 году, малый бизнес раньше зачастую вообще не использовал кассы.

Такие предприниматели полагают, что просто не попадут в поле зрения ФНС из-за небольших масштабов своей деятельности. По нашим наблюдениям, одна из главных причин этого — нежелание раскрывать государству реальные доходы.

Оксана Колчина

коммерческий директор компании «Атол»

По данным исследовательского холдинга «Ромир», которые приводит «Атол», почти 60% индивидуальных предпринимателей по-прежнему ведут бухгалтерский учёт в таблицах Excel или в «тетрадке».

Что грозит за торговлю без касс

Из-за этого центры технического обслуживания работают без выходных, чтобы успеть зарегистрировать всех купивших кассы, однако из-за высоких нагрузок сайт налоговой может быть недоступен, говорит Максим Опилкин, директор по развитию компании-разработчика мобильных касс для курьеров Grotem. Большинство предпринимателей в курсе проводимой реформы, но многие откладывают приобретение касс на последние дни.

Если ФНС в ходе проверки обнаружит, что бизнес работает без кассы, ему грозит штраф:

  • Для ИП штраф составляет от 25% до 50% выручки, полученной без кассы, но не меньше 10 тысяч рублей.
  • Для организации — от 75% до 100% неучтённой выручки, но не меньше 30 тысяч рублей.

Если нарушитель продолжает работать без кассы и его выручка уже составила как минимум 1 млн рублей, руководителю запретят занимать эту должность на срок от одного до двух лет, а деятельность организации или ИП приостановят на срок до 90 дней.

Поэтому, по её словам, некоторые ИП могут решить для себя не покупать кассу до первого штрафа. Среди предпринимателей бытует мнение, что ФНС не обращает внимание на бизнес с оборотом менее 10 млн рублей в месяц, говорит предпринимательца, которая находится в процессе перехода на онлайн-кассы и пожелала сохранить анонимность.

Но если налоговая по чьей-либо жалобе обнаружит, что предприниматель не установил кассу, хотя был должен, то его оштрафуют. ФНС обещала, что специальных рейдов с целью найти «уклонистов» проводить не будет, говорит исполнительный директор «Опоры России» Андрей Шубин.

У ФНС есть специальное приложение для проверки чеков, через которое можно пожаловаться в налоговую на невыданный или некорректный чек. Пожаловаться на предпринимателя может любой покупатель.

По словам Шубина, сейчас на переходный период тоже действует такое исключение, но этот период будет составлять несколько дней. В 2017 году бизнес от штрафов спас Минфин, разрешив использовать кассы старого образца тем, кто не успел вовремя перейти на новые из-за задержек с поставками. В Минфине не ответили на запрос vc.ru о случаях, в которых предприниматели могут быть освобождены от штрафов.

Трудности выбора

Если летом 2017 года компании сталкивались с нехваткой касс, дефицитом фискальных накопителей к ним и высокими ценами, то сейчас ситуация изменилась: уже произведено и ждёт покупателей около двух миллионов моделей онлайн-касс и миллион фискальных накопителей, утверждает директор по маркетингу «Штрих-М» Татьяна Булавина.

В реестре фискальных накопителей 14 вариантов наименований от разных производителей. Сейчас бизнесу доступна 131 модель касс, следует из официального реестра контрольно-кассовой техники (ККТ) на сайте ФНС. На рынке работают 18 операторов фискальных данных, которые отвечают за передачу электронных чеков в налоговую.

Но теперь главной проблемой стал выбор подходящей кассы, и отсутствие опыта работы с кассовой техникой тормозит реформу, рассуждают собеседники vc.ru среди производителей оборудования.

Например, заказывают устройство с пропускной способностью 70 чеков в день, хотя их торговая точка «пробивает» в среднем 200. Покупая онлайн-кассу, предприниматели часто не учитывают реальные потребности собственного бизнеса. В итоге — быстрый выход из строя печатающего устройства и траты на ремонт.

Иногда покупают кассу, имея лишь примерное представление о функциях и условиях их использования. Часто не принимают во внимание все требования 54-ФЗ — приобретают ККТ, не умеющую, например, отражать в чеке наименование товара или услуги. А потом обнаруживают, что некоторые нужные опции не предусмотрены или предоставляются платно.

Оксана Колчина

коммерческий директор компании «Атол»

Однако паниковать, по их словам, не стоит — все модели касс для малого бизнеса максимально просты в эксплуатации, к ним есть подробные инструкции и обучающие видео. Производители касс понимают, что у бизнеса, который раньше не имел дела с кассовой техникой, при переходе может возникнуть паника.

Основная задача для предпринимателя — понять, подходит ли выбранная касса для его бизнеса. Перед покупкой и регистрацией кассы в ФНС производители рекомендуют малому бизнесу консультироваться со специалистами — консультации предлагает каждый производитель ККТ и операторы фискальных данных.

Есть простые аппараты, которые могут только собирать данные и передавать их в налоговую согласно закону. Онлайн-кассы бывают разными. Есть «умные» кассы, которые за счёт приложений настраиваются под бизнес, предлагая ему именно те программы автоматизации, которые ему нужны.

Антон Никеров

директор по работе с ключевыми клиентами «Эвотора»

Но для этого нужно успеть зарегистрировать кассу в ФНС до 1 июля. Индивидуальные предприниматели на ЕНВД и ПСН могут компенсировать 18 тысяч рублей на покупку кассы за счёт налогового вычета. На рынке доступно оборудование за 17 тысяч рублей — с минимальным необходимым для торговли набором функций, фискальным накопителем со сроком использования 15 месяцев и услугами ОФД.

Для 36% опрошенных цена является решающей при выборе, 55% считают, что налоговый вычет не покроет расходы на кассы. Однако, по данным апрельского опроса НАФИ и «Эвотора», 51% индивидуальных предпринимателей не знают, что могут рассчитывать на налоговый вычет.

Что о кассовой реформе говорят предприниматели и производители касс

Два месяца была занята ремонтом помещения и о второй волне кассовой реформы узнала из рассылки от банка, которая пришла 15 июня», — рассказывает предпринимательница, которая находится в процессе перехода на онлайн-кассы. «Статус ИП я получила в апреле.

Какой-либо помощи или информирования от государства я не ощутила.

Когда я предприняла попытку оплатить взносы за ИП, а банк не смог принять счёт, сформированный на сайте налоговой, по причине того, что БИК и расчётный счет не совпадали, в налоговой мне сказали: «Нам некогда, вы нас отвлекаете, на сайте всё верно, а если у вас что-то не работает, то приезжайте сюда и платите в кассе». ФНС крайне не коммуникабельная структура.

предпринимательница, которая должна перейти на онлайн-кассы до 1 июля

Для малого бизнеса покупка кассовой техники и услуг оператора фискальных данных — это дополнительная финансовая нагрузка, говорит она.

Суть кассовой реформы в том, чтобы государство имело доступ ко всем оборотным средствам — наличным и безналичным — и получало с них налоги.

Однако контроль над бизнесом можно осуществлять и без кассы — с помощью другого ПО. В рекламных брошюрах и на сайтах производителей ККТ среди бонусов для предпринимателей перечисляются контроль за выручкой, возможность следить за запасами товаров, анализировать продажи и принимать оперативные решения.

предпринимательница, которая должна перейти на онлайн-кассы до 1 июля

Прежде всего, это помощь ФНС», — соглашается основатель интернет-магазина программируемых модулей и робототехники «Амперка» Виктор Накоряков. «Едва ли кассы помогут предпринимателям. Вместе с тем он считает этот шаг правильным: система стала более технологичной и честной для всех участников.

Онлайн-кассы позволят вывести такие компании из тени. По мнению соосновательницы интернет-магазина Way2Walk Анны Одринской, кассовая реформа сильнее всего ударит по интернет-магазинам, которые скрывают доходы от налоговой.

Им придётся либо повышать цены, либо уменьшать свою маржу. «Наши конкуренты, которые работали "в серую", будут обязаны работать честно. Поскольку условия игры становятся одинаковыми для всех, я вижу в этом плюс», — рассуждает Одринская.

«В основном это крупные и средние игроки, для которых риски первых проверок высоки. По оценке Grotem, сейчас в России больше 130 тысяч интернет-магазинов, из них онлайн-кассу подключили не больше 40%. Остальные ждут первых проверок налоговой "у соседа"», — говорит директор по развитию Grotem Максим Опилкин.

По состоянию на январь 2018 года решение по аренде кассы выбрали только 65% из них. К платёжной системе «Яндекс.Касса» подключено 90 тысяч магазинов и сервисов, говорит её представитель. По его словам, сейчас сервис предлагает клиентам четыре решения для работы по 54-ФЗ, которые в общей сложности объединяют более 80 моделей ККТ для разных категорий магазинов — от небольших до онлайн-гипермаркетов. «Большая часть микробизнеса по-прежнему ожидает появления недорогого сервиса», — поясняет представитель «Яндекс.Кассы».

Во-первых, это обеление многих видов малого бизнеса. Основатель интернет-магазина ковров с принтами «Мой коврик» Артём Морозов поддерживает реформу. Во-вторых, принудительная систематизация предпринимателей и их отношений с покупателями.

В год система стоит дороговато — это существенный минус. Минусы тоже есть. Я не хочу, чтобы из-за этого семейные бизнесы закрывались и уходили с рынка. Есть огромный процент онлайн-магазинов, торгующих всякой мелочёвкой, и магазинов региональных — им нагрузка в 25-50 тысяч в год может быть непосильной.

А таких, мне думается, процентов 80. Было бы классно субсидировать кассы, если, скажем, оборот у ИП от 300 тысяч до 2 млн рублей в год.

Артём Морозов

основатель компании по продаже ковров с принтами «Мой коврик»

Завод, у которого также есть розничные торговые точки, перешёл на онлайн-кассы ещё в январе 2017 года, когда истёк срок работы электронной контрольной ленты (ЭКЛЗ) — такие использовались в кассах старого образца. Инициатива разумная, но исполнение традиционно не очень хорошее, говорит главный бухгалтер Сернурского сырзавода Андрей Ожиганов.

Фискальные накопители были в дефиците, был найден единственный в городе кассовый аппарат с ФН, другие поставщики обещали поставки в течение одного-двух месяцев. Пришлось самостоятельно искать информацию. Напрямую с производителями кассового оборудования не выходили на связь.

Малый бизнес получил достоверный источник информации о продажах, собранный в кассовых онлайн-сервисах. Сама возможность вести сквозной учёт продаж в разрезе номенклатуры для бизнеса очень полезна. Для нас приятным моментом было послабление по ведению кассовой документации для ФНС.

Андрей Ожиганов

главбух Сернурского сырзавода

Его компания перешла на онлайн-кассы ещё на первом этапе в 2017 году: в то время было много непонятных моментов, о которых даже в ФНС не было информации, вспоминает Кибкало. С онлайн-кассами стало удобнее, говорит сооснователь сети магазинов «Мосигра» Дмитрий Кибкало.

Меньше бюрократии и бумажной волокиты при открытии-закрытии смен и хранении отчётов. С помощью онлайн-касс можно в одном месте в режиме реального времени следить за продажами. Гораздо проще стал процесс регистрации кассы, а также процесс снятия с учёта.

Дмитрий Кибкало

сооснователь сети «Мосигра»

Производители кассового оборудования единогласны в мнении, что главным «плюсом» реформы стало сокращение количества выездных налоговых проверок: «Если вся информация о деятельности торговой точки и так есть у ФНС, то зачем осложнять жизнь предпринимателей визитами инспекторов?»

Если раньше сервисы автоматизации были дорогими, то с появлением онлайн-касс они стали доступнее для малого бизнеса. К тому же онлайн-кассы помогают повысить эффективность ведения бизнеса благодаря автоматизации работы и инструментам аналитики. Предприниматели могут управлять товарными запасами, анализировать продажи, оценивать добросовестность персонала.

Небольшие магазины «у дома» могут конкурировать с крупными сетями. Инструменты автоматизации, ранее доступные только крупному ритейлу — например, программы управления остатками, заказами, лояльностью покупателей, аналитика закупок и продаж — теперь доступны и для малого бизнеса.

Антон Никеров

директор по работе с ключевыми клиентами «Эвотора»

Кто зарабатывает на данных

На этапе начала кассовой реформы лицензии ОФД были у пяти компаний, сейчас в России 18 операторов фискальных данных. За передачу сведений с онлайн-кассы в ФНС отвечают операторы фискальных данных.

Они обладают информацией о продаваемых товарах, видят, какие пользуются спросом, а какие практически не продаются и так далее. Крупные операторы обрабатывают десятки миллионов чеков в день. Участники этого рынка сразу поняли, что на основе накопленных объёмов данных можно предложить ритейлерам и предпринимателям торговую аналитику, которой в таких объёмах ни у кого, кроме ОФД, нет.

Отчётность в ФНС — это важная часть, но если налогоплательщик работает по закону, зачем волноваться? «Когда на рынке с тобой десяток компаний, выполняющих задачу одинаково, приходится придумывать новый набор функций или создавать некую ценность. Основной интерес и поле для развития находятся в бизнес-процессах», — объясняет руководитель «Дримкас ОФД» Игорь Визгин.

Конкуренция между операторами заставляет их изучать потребности предпринимателей и постоянно запускать новые сервисы в борьбе за клиента. Чтобы выгодно отличаться от конкурентов и увеличивать прибыль, операторы разрабатывают дополнительные сервисы.

Малому бизнесу более актуальны готовые решения «под ключ», максимально простой и удобный продукт, с которым может работать любой сотрудник. Крупному бизнесу интересны разработки с учётом их особенностей бизнеса, аналитика больших данных, фермы касс, возможности интеграций с различными системами учёта и прочее.

Антон Румянцев

директор OFD.ru

По разным оценкам самих операторов, средний объём рынка ОФД составляет от 4,5 млрд до 6 млрд рублей в год только на оказании услуг по передаче данных в ФНС согласно закону.

Объём этого рынка не меньше, чем аналогичный по основной услуге ОФД», — говорит гендиректор компании «Платформа ОФД» Алексей Баров. «Важно понимать, что развиваются дополнительные услуги и сервисы, в том числе отправка сообщений покупателям, приложения и решения по аналитике.

Постепенно дополнительные доходы будут увеличиваться. У директора OFD.ru Антона Румянцева другая оценка — пока дополнительные сервисы занимают не более 10% в структуре выручки ОФД. Следующим шагом для операторов фискальных данных станет синергия с интернет-компаниями, телеком-операторами и компаниями в других сферах, рассуждает Румянцев.

Часть ОФД — корпоративные, например, разрешение на обработку данных онлайн-касс есть у «Магнита» (АО «Тандер»). Несмотря на большое количество операторов, по данным CNews Analytics, почти 60% делят между собой три компании — «Платформа ОФД», «Первый ОФД» и «Такском». Они это сделали, чтобы не отдавать свои данные о продаже бесплатно, рассуждает Максим Опилкин из Grotem.

Диаграмма CNews Analytics

Однако составить конкуренцию лидерам рынка и занять существенную долю будет достаточно сложно. Операторы фискальных данных ожидают, что число ОФД в ближайшее время будет расти, поскольку предстоит ещё финальный этап реформы в 2019 году, когда на онлайн-кассы предстоит перейти бизнесу в сфере услуг. В OFD.ru прогнозируют, что возможная доля новых игроков не превысит 1% от общего количества подключенных касс.

Материал подготовлен при участии Никиты Евдокимова.

#офлайн

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть