Главная » Хабрахабр » Что нужно знать перед тем, как начать карьеру в аудиоиндустрии

Что нужно знать перед тем, как начать карьеру в аудиоиндустрии

Профессий, связанных со звуком, много — это и сами музыканты, и аудиоинженеры в студиях, и создатели аппаратуры, и диджеи на радио, и другие. В этой статье мы расскажем, что предстоит испытать тем, кто решится начать карьеру в этой области — к чему следует быть готовым.


Фото Pedro Semitiel / CC BY

Диджеи, музыканты и вокалисты

Первая профессия, которую обычно ассоциируют музыкой — это профессия исполнителей. Диджеинг тоже к этому относится: умение подобрать сэмплы и треки, создать плавные переходы, собрать несколько мелодий в одну цельную работу — непростая задача.

Целевая аудитория определяет репертуар музыканта, особенно на первых порах. Всем тем, кто планирует зарабатывать на жизнь исполнением музыки, необходимо знать, для кого именно они выступают. А поначалу, возможно, придется играть и такие вещи, которые противоречат собственному чувству прекрасного, но требуются публике. Уже потом достигший успеха и нашедший свой собственный звук исполнитель может гнуть свою линию.

И в идеале следует найти единомышленников, группу в близком душе жанре.
У музыкантов и вокалистов, однако, есть возможность стать частью музыкального коллектива с конкретным репертуаром, где переступать через себя не придется.

Сценический образ, движения, разговоры между треками — все это создает настроение. Нельзя забывать и об имидже: артист взаимодействует со слушателями не только с помощью звука, но и визуально. При этом важно чувствовать момент и понимать аудиторию.

Если для музыкантов и вокалистов наличие специального образования подразумевается (хоть и существуют очень талантливые самоучки), то с диджеингом все немного проще. Цифровые инструменты вроде Traktor или Virtual DJ позволят понять азы сведения треков в домашних условиях. Учиться можно бесплатно, по роликам в сети (которые, правда, объясняют в большей степени базовые моменты). Музыкальное образование, конечно, поможет лучше чувствовать музыку, но качественные сеты можно собирать и без него.

Придется упорно работать, уделять профессии много внимания, постоянно узнавать что-то новое (новинки музыкальной сцены, тренды, интересные приемы и фишки) и вкладывать в это дело душу. И самое главное: стоит понимать, что за одну ночь успех не придет. Артиста кормит известность. Важно знать, что поначалу такая профессия вряд ли сможет приносить ощутимый доход — время уйдет на раскрутку собственного бренда, поиск аудитории и ниши, поиск площадок и собственного звука, создание своего имени.

Звукоинженеры

Звукоинженеры занимаются сведением и мастерингом записей: собирают из записанного в студии материала цельные композиции и шлифуют их до сосотояния готового продукта, приемлемо звучащего на разных аудиосетапах. Им, как и диджеям, следует начать с освоения азов на домашней системе — с того же Pro Tools | First, который студентам обойдется в $10.


Фото 3V Photo / CC BY-SA

Уже после этого есть смысл собрать собственную маленькую студию и начать более серьезные эксперименты. Бесплатные и недорогие программы позволят понять, как работают эквалайзер, компрессор и другие настройки, зачем они нужны.

Также необходимо постоянно изучать тренды, новые инструменты и технологии — держать руку на пульсе индустрии. Опыт для звукоинженера немаловажен, и измеряется он не десятками записанных песен, а сотнями, в идеале — треками в разных стилях и жанрах, чтобы понять, куда хочется двигаться, что получается, над чем нужно работать дополнительно.

Не стоит недооценивать нетворкинг и навыки общения: связи в музыке решают многое.

Таким образом можно получить работу, попасть на интересные проекты. «Нужно не просто уметь жать на кнопки и двигать фейдеры, а быть грамотным дипломатом», — сказал Скотт Вебер (Scott Weber), обладатель премии «Эмми» за звуковое сопровождение сериалов «Остаться в живых», «Мир Дикого Запада», «В поле зрения».

Скотт также сообщил, что важно иметь цель и понимать, к чему хочется стремиться, но при этом не брезговать работой в других областях и не отказываться от предложенных проектов. Каждый проект уникален и позволяет узнать что-то новое.

Вы увидите, как перед вами начнут открываться двери, которые приведут вас туда, куда вам нужно». Один из наиболее универсальных советов дал Ной ‘40’ Шебиб (Noah ‘40’ Shebib), продюсер Дрейка: «Самый лучший совет, который я могу дать – это работайте с тем, что у вас есть, и старайтесь получить наилучший результат.

Радиоведущие

Радиоведущие — те люди, которые заполняют в эфире музыкальной радиостанции промежутки между песнями, джинглами, новостями, интервью и другими блоками интересными разговорами. Основной рабочий инструмент диджея на радио или радиоведущего — голос, поэтому большое внимание следует уделять его развитию и состоянию, учиться владеть им: разогреваться, тренировать дикцию, избегать дефектов.

Формат демозаписи (или демки) — 30-секундный выход в эфир, который позволит возможному начальству оценить речь и способности. Примеры работ необходимы не только музыкантам и звукоинженерам, но и диджеям на радио. В ней следует поздороваться, представиться и объявить следующий трек с небольшой предысторией. Фактически демка — это короткий спектакль одного актера. Записать демку стоит на студии.

Отличаются форматы подачи новостей, регламенты, репертуар, даже моменты, на которых ведущие акцентируют внимание в своих разговорах. Важно понимать формат радиостанций и их особенности. Полезно также знать ключевых лиц и звезд конкретных радиостанций: обычно на радио работают тщеславные люди, которым внимание очень приятно.

Учить новичка будут все — редакторы, рекламщики, старшие коллеги, даже офис-менеджеры. Но нельзя разузнать все нюансы радиостанции, не начав на ней работать, поэтому многому придется учиться уже после сдачи трудовой книжки в отдел кадров. Среди нюансов есть и корпоративные тонкости, и особенности выхода в эфир, и даже залипающая кнопка на пульте.


Фото Marvin Jansen / CC BY

Индустрия не стоит на месте и продолжает развиваться — значит, развиваться придется и тем, кто в ней работает. Тренироваться придется всегда — изучать музыкальную и новостную повестку, разогревать связки, улучшать дикцию, слушать коллег по цеху и запоминать их советы, ходить на мастер-классы и конференции, знакомиться с новым оборудованием.

Впрочем, это относится практически к любому коллективу: нельзя заранее знать, когда, например, срочно потребуется взять отгул и начать искать себе замену, и в дружном коллективе этот квест пройти немного легче. Люди — основной ресурс радиостанции, и с ними необходимо поддерживать хорошие отношения.

Индустрия видеоигр

Есть два типа людей, работающих с музыкой в игровой индустрии: аудиопрограммисты и аудиодизайнеры. Первые выполняют аудиокодирование, работают с цифровой обработкой сигналов (DSP), создают утилиты для аудиодизайнеров, внедряют музыку в игру.

Но в первую очередь все-таки пишут музыку и звуки для игр. Вторые же создают звуки, записывают их, микшируют, занимаются мастерингом, редактируют диалоги, тестируют звуки.

Как правило, фриланс отличается более конкретным и узким кругом задач, чем офисная работа. В индустрии видеоигр очень распространен фриланс, и именно написание музыки часто отдается на откуп сидящим в уютной домашней студии композиторам. На фрилансе же один человек занимается созданием того, что было указано в отдельно взятом контракте. В последнем случае можно в один день сводить диалоги, а в другой бренчать на гитаре.


Фото Sergey Galyonkin / CC BY-SA

Оформлению демок стоит уделить немало внимания — назвать так, чтобы было понятно, кто ее отправил, прописать метаданные, обеспечить к записям удобный доступ (а не просто кинуть ссылку на безымянную папку в облаке). Диплом вряд ли поможет при устройстве на работу: важны портфолио, демо-записи и связи.

«Будьте краткими и предложите работодателю то, что он не сможет проигнорировать, например ремикс саундтрека из последней игры компании, — говорит Ян. Ян Стокер (Ian Stocker), инди-разработчик, который восемь лет работал по контракту, считает, что главное — это привлечь к себе внимание работодателя, потому что на одно место претендуют десятки композиторов, и среди этих десятков необходимо выделиться. — Затем уже можете пытаться продать себя, рассказывая о своих навыках».

Киноиндустрия

Группу людей, трудящихся над звуком в период производства и пост-продакшена кино и сериалов, в России называют звукоцехом. В этот звукоцех в зависимости от масштаба проекта входит от двух до нескольких десятков людей. Например, на съемочной площадке работают звукооператор и микрофонщик (один следит за качеством аудиозаписи, другой — за расположением всех микрофонов), а записанным материалом занимается уже другая команда (звукоинженеры). Отдельно работают шумовики, композиторы и другие создатели звуков.

Проще всего их заводить на этапе обучения. Киноиндустрия, пожалуй, еще более закрыта, чем музыкальная, и поэтому связи в ней решают многое. И обучение звукорежиссуре в кино серьезно отличается от музыкальной версии. В России две сильнейшие киношколы — это ВГИК в Москве и СПбГИКиТ в Петербурге.

Звукоинженеру в кино нужно собрать микс из сотен дорожек, но из-за того, что дорожек очень много и звуки часто отличаются по своей природе, сложно отследить все конфликтующие частоты, подогнать все под одну тональность и тембр. Более того, необходимо сопоставлять звуковую картину с визуализацией, правильно их синхронизировать. Из-за наличия картинки стоит учитывать и объем звука, его направление.

Обеспечить невидимость микрофонов и качественную запись — задача работающих на площадке звукоинженера и микрофонщика. Процесс записи тоже особенный, поскольку все микрофоны — и петлички, и «пушки» — должны быть незаметны в кадре, но максимально эффективны. Также нужно понимать, что, например, диалог одновременно с шумящим вертолетом чисто записать не выйдет, и здесь придется накладывать шумы потом.

Этим занимаются шумовики. Иногда требуется создавать звуки, которых не существует в природе — например, озвучить, как растет огромный бобовый стебель. Именно они придумывают озвучку для полета шмеля, удивленно распахивающихся глаз, сочных ударов или раскрывающихся дверей мостика «Энтерпрайза».


Фото Vancouver Film School / CC BY

Креативность и способность подмечать интересные звуки вокруг — одно из основных требований к профессии шумовика. Чаще всего для создания шума используются нетривиальные звуки из реальной жизни: шумовики агрессивно рубят капусту, скрипят пластиком по стеклу, записывают свист пневматики в троллейбусах и строят уникальные конструкции.

Создание акустики

Звукоинженеры и конструкторы акустических систем разрабатывают колонки, соответствующие требованиям заказчика. Современное создание и проектирование акустики в некоторой мере напоминает конструктор: инженерам необходимо собрать из доступной элементной базы устройство с правильным звуковым почерком и адекватной себестоимостью, вписавшись в ТЗ.

Юрий Фомин, главный конструктор Arslab, считает, что для создания акустики необходимо именно советское инженерное образование: в нем давали широкую базу (материаловедение, физику, электротехнику, сопромат, теорию машин и механизмов), на основе которой, понимая различные физические процессы, уже можно углубляться в акустику.


Фото «Аудиомания»

Также в создании колонок преуспевают и инженеры-любители, добившиеся признания экспертов индустрии. В аудиоиндустрии немало историй звукоинженеров и звукорежиссеров, которые не могли найти устраивающие их колонки и потому начали создавать их самостоятельно.

Для того, чтобы с ними работать, необходимо знать специализированный софт — например, Leap и Clio для оптимизации и расчета параметров аудиосистем. Сейчас в создании акустики регулярно используются специальные математические алгоритмы.

Процесс подгонки параметров очень муторный, поскольку колонки — это закрытая система, и изменение одного параметра может повлечь цепную реакцию, из-за которой придется переделывать все. Проектирование акустики — процесс многоэтапный, и первый прототип в начале карьеры вряд ли сразу же окажется удачным, поскольку учесть все нюансы, имея мало опыта, сложно.

«Если ты за 20 лет научился рассчитывать проект за два дня, а раньше тебе бы потребовалось пара месяцев, то лишь потому, что ты этим 20 лет занимался», — утверждает Фомин. Однако с опытом возрастает и скорость разработки.

В первом случае немалую часть удовольствия доставляет сам процесс, во втором же главным мерилом успеха является готовый продукт. Стоит понимать, что проектирование акустики в качестве хобби и в качестве работы — разные вещи.

Что в итоге

Как и любое дело, работа со звуком требует скрупулезности. Взять и попасть в индустрию с наскока, на одном желании «хочу делать музыку» или «хочу работать с музыкой» не выйдет. Для любой профессии, связанной с аудио, важны:

  • Наличие базовых навыков и релевантного опыта, а в некоторых случаях и образования;
  • Готовность к обучению и желание постоянно совершенствоваться, изучать новое;
  • Умение общаться и заводить связи;
  • Упорство и целеустремленность;
  • Стрессоустойчивость;
  • Креативность;
  • Конечно же, любовь к музыке.

Музыкальная индустрия в этом не одинока. Но ощущение прикосновения к чему-то прекрасному — к искусству — многих примиряет с ненормированной и непредсказуемой работой.
Дополнительное чтение — наш Мир Hi-Fi и тг-микроформат о звуке:

систем
Восемь аудиотехнологий, которые попадут в зал славы TECnology в 2019 году ​Необычные музыкальные инструменты
TestHiFi — измеряем вашу систему за 299 руб.
Есть ли специальные наушники для сериалов?
Как превратить компьютер в радио, и другие способы извлечь музыку из выч.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

[Из песочницы] Haiku β1 — сделаем /b/ OS великой снова

Совсем недавно (почти 4 месяца назад) вышла новая Haiku (далее — просто BeOS, ибо проект гораздо удачнее ReactOS — настолько, что разница между Haiku и BeOS уже пренебрежимо мала). Да и недавно прочитанный киберпанк-роман Александра Чубарьяна давал понять, что BeOS ...

Минкомсвязи одобрило законопроект об изоляции рунета

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ поддержало законопроект №608767-7 об автономной работе рунета, внесённый в Госдуму 14 декабря 2018 года. Об этом сегодня сообщил замглавы Минкомсвязи Олег Иванов в ходе расширенного заседания комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям ...