Hi-Tech

Что может телемедицина в России в 2018 году

С 1 января 2018 года в силу вступил закон о телемедицине. Несмотря на то, что телемедицина в России развивается с 1960-х годов прошлого столетия, о её регулировании на государственном уровне задумались только в прошлом году.

Основные игроки на рынке телемедицины

Клиники с офлайн-услугами

В таких клиниках есть штатные врачи, которые принимают пациентов в сертифицированных кабинетах и, как правило, в свободное от очных консультаций время могут консультировать дистанционно. Это медицинские центры в самом классическом их понимании, к которым мы все привыкли. К таким относятся «Доктор рядом», «АВС-медицина», Qapsula и другие.

Тем не менее даже такие клиники по закону имеют право ставить диагнозы только при личной встрече с пациентом. У офлайн-клиник есть медицинская лицензия, и стоимость онлайн-консультации обычно равна стоимости очной.

Маркетплейсы или агрегаторы с функцией записи к врачу

Маркетплейсы или агрегаторы — это сервисы, которые предоставляют офлайн-больницам возможность с помощью своей системы вести телеконсультации и находить дистанционных пациентов.

К подобным относятся DocDoc, Doctor Smart, «Здоровье Mail.ru», «Медкомпас», и другие. Задача таких проектов ­— сделать работу врачей и клиник более прозрачной для клиентов, дать пациентам возможность найти нужных врачей, а также упростить процесс записи на приём к выбранному доктору.

Сервисы выступают как технологические решения и не нуждаются в медицинской лицензии. На маркетплейсах запись к врачу и консультация — лишь одна из услуг, они также могут предоставлять возможность онлайн-покупки лекарств или любые другие в рамках закона.

Провайдеры и разработчики

Технологические решения этих компаний используют в своей работе маркетплейсы. Такие организации являются площадкой для дистанционных врачебных консультаций от нескольких медицинских учреждений, в том числе институтов и государственных федеральных центров.

К таким сервисам можно отнести «Педиатр 24/7» и «Онлайн Доктор», разработчиком которых является компания «Мобильные Медицинские Технологии». Провайдерам не нужно иметь медицинскую лицензию, так как консультации проводят доктора из лицензированных клиник.

Отличаются от маркетплейсов тем, что изначально приравнивают телемедицинскую консультацию к медицинской услуге и организовывают услуги самостоятельно. Монетизируются сервисы за счёт продажи абонементов и подписок, единоразовых консультаций пользователей и комиссии от продаж страховых продуктов, включающих телемедицину.

Сервисы с предоставлением информационных услуг

Как и маркетплейсам, подобным компаниям не обязательно иметь медицинскую лицензию. Официально такие организации предоставляют не телемедицинские услуги, а информационные. Монетизируются за счёт сервисного сбора — процента, который платит клиент за консультацию. Как правило, эти сервисы сотрудничают напрямую с людьми с профильным медицинским образованием.

Представители информационных услуг на российском рынке — «Доктор на работе» и «Мобильный доктор».

Онлайн-клиники

К таким организациям напрямую относится закон о телемедицине, и они должны полностью его соблюдать — например, проводить телемедицинские консультации только в сертифицированном медицинском кабинете. Онлайн-клиники — это учреждения, которые предоставляют телемедицинские услуги и имеют медицинскую лицензию.

Ещё в прошлом году «Яндекс.Здоровье» оказывала исключительно информационные консультации, а с января 2018 года компания получила медицинскую лицензию и может легально предоставлять телемедицинские услуги. На сегодня в России только две подобных онлайн-клиники — это «Яндекс.Здоровье» и Doc+.

Сейчас, по словам представителей «Яндекс.Здоровья», компания находится на этапе трансформации в полноценную медицинскую компанию с собственной телемедицинской клиникой.

Телемедицинские платформы для офлайн-клиник

У подобных компаний нет собственных врачей или медицинской лицензии, они работают на b2b-рынке непосредственно с клиниками. ИТ-платформы для телемедицинских консультаций, которые компании-разработчики продают клиникам. В России подобные услуги предоставляют три организации — OnDoc, «Мобильные Медицинские Технологии» и «Айболит».

В соцсети врачи могут проводить профессиональные консультации между собой, что в итоге помогает лечащему врачу услышать разные точки зрения на проблему и принять правильное решение. Отдельно стоит выделить профессиональные социальные сети для врачей, например, «Доктор на работе» — закрытый сервис, доступ в который получают только лицензированные врачи.

Такая соцсеть — один из немногих проектов, где телемедицина развивается в сегменте врач–врач.

«Ты не пройдёшь!» — что мешает телемедицине развиваться в России

Самое большое препятствие для роста телемедицинского бизнеса в России — жёсткое законодательное регулирование, которое ещё до конца не разработано.

Вместо того чтобы эти начинания поддержать, Минздрав выбрал тактику ограничения. По словам руководителя направления «Телемедицина» проекта «Доктор на работе» Ивана Картовицкого, рынок телемедицины в России сейчас в стадии поиска эффективной и прибыльной бизнес-модели.

Было бы классно, если бы регулирование стало более мягким и гибким и давало бы возможность найти на рынке то, что работает. Это как после изобретения первой машины поставить везде ограничивающие дорожные знаки и запретить ездить в местах без дорог, когда эти дороги ещё даже не построены!

Иван Картовицкий

руководитель направления «телемедицина» проекта «Доктор на работе»

Чтобы полноценно работать на рынке телемедицинских услуг, сервисам нужно интегрироваться с Единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), а также идентифицировать пациентов через ЕСИА (портал госуслуг — vc.ru). В апреле 2018 года правительство утвердило правила взаимодействия между частными и государственными информационными системами. Это влечёт за собой сразу несколько сложностей для развития бизнеса:

  • По данным Картовицкого, только половина граждан России имеют аккаунты на сайте, из них лишь 25% подтверждены. Первое — закон позволяет пользоваться телеконсультациями только тем гражданам, у которых есть подтверждённый аккаунт на портале госуслуг. То есть около 75% всех россиян не могут законно пользоваться телеконсультациями.

  • По желанию пациента врач может не увидеть его персональные данные, но пациент должен войти в систему через госуслуги, то есть предоставить свои данные стороннему сервису. Второе — после интеграции сервиса с ЕГИСЗ полностью анонимная консультация фактически невозможна. Это не добавляет телеконсультациям популярности среди потребителей.

И когда люди это понимают, то пугаются, ведь сейчас никто не хочет светить свою личную информацию, тем более связанную со здоровьем. Это псевдоанонимность. Здесь также стоит вопрос для сервисов о хранении этих медицинских данных.

Иван Картовицкий

руководитель направления «телемедицина» проекта «Доктор на работе»

Сейчас к системе имеют доступ только страховые и банковские организации. Подключение к ЕСИА — сложная и долгая процедура. По словам Картовицкого, чтобы подключиться к системе, компания должна составить заявку по специальной форме, а затем отправить её в Минздрав.

Минздрав отправляет эту заявку в профильный подкомитет, который и принимает решение, действительно ли этой конкретной организации нужно подключаться к системе, имеет ли она на это необходимые основания.

Затем компания отправляет в Роскомнадзор запрос на подключение к ЕСИА и получает доступ. Комитет выносит решение, после чего заносит компанию в список для Роскомнадзора. Это обязательное требование ко всем компаниям, которые хотят оказывать телемедицинские услуги.

Таким образом, телемедицинские компании находятся в затруднительном положении. Сейчас нет информации о том, что хотя бы одна компания, оказывающая телемедицинские услуги, успешно интегрировалась с ЕСИА.

Время покажет, все ли компании смогут выдержать такие расходы. Помимо того, что процесс интеграции очень долгий и, по оценкам участников, займёт около полугода, процедура ещё и обойдётся компаниям в копеечку — затраты на создание необходимых систем безопасности и сертификацию участники рынка оценивают в 1,5–7 млн рублей.

Основатель сервиса DocDoc Дмитрий Петрухин наоборот считает верным такое решение властей, ведь рынок приоткрыт и работать в нём можно. Представители «Яндекса» считают, что рынку телемедицины мешает развиваться запрет ставить диагноз и назначать лечение на онлайн-консультации.

То есть все законодательные требования, в том числе и интеграция с ЕГИЗС, по закону должны быть соблюдены ещё вчера. Ещё одна трудность в телемедицинском бизнесе — отсутствие законодательно предусмотренных переходных периодов для компаний. Но на практике это слишком долгий процесс и мало какие компании уже успели подключиться к системе.

Кроме сложностей с законодательством, бизнес дистанционной медицины сталкивается ещё и с другой проблемой — плохой информированностью россиян.

Большинство людей даже не знают о том, что есть такая услуга, а у многих формируются неправильные ожидания.

Иван Картовицкий

руководитель направления «телемедицина» проекта «Доктор на работе»

Возможно, именно совокупность всех этих нюансов не позволяет бизнесу быстро развиваться, что подтверждают довольно низкие цифры: по словам анонимного источника, на апрель 2018 года через «Яндекс.Здоровье» проводилось около 10 тысяч телеконсультаций в месяц.

По словам Дмитрия Петрухина, в среднем рынок растёт не более чем на 50% в год, а по прогнозам генерального директора «Мобильных медицинских технологий» Дениса Юдчица, по итогам 2018 года рынок телемедицины принесёт около 3 млрд рублей в год (против 1 млрд рублей в 2017 году).

Телемедицина в регионах

Но, по мнению опрошенных экспертов, популярнее всего удалённые консультации именно в столицах. Сейчас компании не отслеживают, сколько телеконсультаций проходит в Москве и Санкт-Петербурге, а сколько — в регионах.

Иван Картовицкий предполагает, что это связано с разницей в стоимости онлайн- и офлайн-консультаций, уровнем доходов и готовностью пользоваться платными медицинскими услугами.

Если в Москве до своей клиники можно ехать часами, и пациенты часто предпочитают просто созвониться с врачом, то в региональном городе до больницы можно добраться гораздо быстрее.

Тогда жители региона становятся перед выбором — либо пройтись недалеко до больницы и получить полную услугу, либо обратиться за телеконсультацией и получить неопределённый результат.

Жителям регионов посещение частного врача обойдётся в среднем в 500 рублей, и пользоваться дистанционной консультацией становится просто невыгодно. Кроме этого, стоит также вопрос и в цене — в Москве очная консультация у специалиста стоит в среднем две-три тысячи рублей и если воспользоваться дистанционной консультацией, стоимость которой от 800 до 1200 рублей, можно сэкономить.

Тем не менее Дмитрий Петрухин уверен, что у регионов есть большой потенциал.

Какая мама не захочет для своего ребёнка лучшего медицинского обслуживания, тем более никуда не летая, а просто пообщавшись через интернет? В регионах есть мнение, что в Москве врачи лучше, поэтому сейчас люди часто хотят общаться с московскими врачами. Поэтому я считаю, что регионам телемедицина существенно важнее, в том числе и потому что у нашей страны большие масштабы.

Дмитрий Петрухин

основатель сервиса DocDoc

Представители «Яндекс.Здоровья» рассказывают, что сервисом больше всего пользуются в Краснодаре, Самаре, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. Мнение Петрухина подтверждает и статистика сервиса «Педиатр 24/7» — по словам представителей компании, более 80% обращений поступает именно из регионов.

Что ждет телемедицину в будущем

Например, телемедицина в США развернулась за счёт возможности пациента дистанционно получить диагноз и электронный рецепт. В первую очередь следует смотреть на американский рынок, который начал развиваться гораздо раньше. Возможно, Россия тоже пойдёт по этому пути.

Ситуация станет намного лучше, если у клиник появится возможность выписывать электронные рецепты. В нашей стране диабетик или другой человек с хроническим заболеванием должен каждый раз стоять в очереди, чтобы получить свой рецепт на лекарство. Это будет серьёзное движение, я говорю про совсем-совсем ближайшее будущее, я знаю, что государство уже обсуждает этот вопрос.

Дмитрий Петрухин

основатель сервиса DocDoc

Дмитрий Петрухин считает, что в будущем рынок разделится на множество сегментов: какие-то сервисы будут предоставлять только первичные консультации, а другие — только профильные (к примеру, в сфере гинекологии или кардиологии). Кроме этого, несмотря на уже довольно серьёзную конкуренцию на телемедицинском рынке, в России всё ещё есть место для новых игроков.

Оказалось, что сервис психологической помощи развивается довольно быстро. Я недавно познакомился с ребятами, которые проводят психологические консультации для жителей России и наших соотечественников, которые сейчас заграницей. Мы просто не видели эту нишу, а она есть.

Дмитрий Петрухин

основатель сервиса DocDoc

Для офлайн-клиник основатель DocDoc также видит возможность развиваться, позаимствовав бизнес-решение у западных коллег.

Возможно, в скором времени так будут делать и у нас». «В США, когда ты приходишь в клинику, а у неё нет нужного специалиста, есть возможность «арендовать» у другой клиники врача, который будет вас дистанционно консультировать и помогать ставить диагноз.

Тем не менее сооснователь сервиса Doctor Smart Павел Ройтберг рекомендует заходить на телемедицинский рынок только тем, у кого есть хорошие знания и экспертиза в области медицины, ИТ и интернет-бизнеса.

Ещё одна, по мнению предпринимателя, свободная ниша на рынке — ОМС. Иван Картовицкий считает, что перспективы телемедицины лежат в b2b-секторе, в частности в продажах продуктов корпорациям и крупным компаниям через их включение в страховые пакеты. Когда в компенсацию расходов по ОМС включат телемедицину, то это станет интересным для крупных игроков.

Если в 2017 году было ощущение, что телемедицина будет строиться вокруг ИТ-решений, то в 2018 году фокус смещается на медицинские учреждения.

Иван Картовицкий

руководитель направления «телемедицина» проекта «Доктор на работе»

Об этом говорят положительные цифры: по данным «Мобильных медицинских технологий», за последние полгода более 70% обращений пациентов были повторными. Несмотря на все сложности, и предприниматели и потребители позитивно смотрят на рынок онлайн-медицины.

Вдобавок, у российских предпринимателей есть все шансы качественно развить этот рынок и заработать, ведь они могут ориентироваться на опыт западных стран. С этого года государство вывело телемедицину из серой зоны в область нормальных правовых отношений — это плюс.

#телемедицина #будущее

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть