Hi-Tech

Что изменилось в поиске «Яндекса»: быстрые ответы, коллекции и новый алгоритм

Рассказ руководителя «Поиска» Андрея Стыскина.

В закладки

19 ноября «Яндекс» представил новую версию поиска «Андромеда» с улучшенными быстрыми ответами, отзывами, алгоритмом ранжирования, учитывающим качество сайта, и встроенными сервисами «Яндекс.Знатоки» и «Яндекс.Коллекции».

Обозреватель vc.ru поговорил с руководителем «Поиска» Андреем Стыскиным о том, что изменилось в поиске с момента выхода обновления «Королёв» и как изменения повлияют на пользователей.

Оно было посвящено нейросетям и людям, которые помогают нейросетям обучаться для улучшения качества поиска. Прошлое обновление поиска «Яндекса» — «Королёв» — вышло 22 августа 2017 года. По словам Стыскина, с момента выхода «Королёва» в «Поиске» появилось 1008 изменений.

Команда разработчиков сгруппировала основную часть улучшений в «Андромеде» в три направления.

Быстрые ответы

Первое направление — улучшение «быстрых ответов», которые пользователь получает в выдаче, без перехода на сайт.

Поисковик может подсказать, как выглядит определенный цвет, сколько минут варить яйцо и так далее. Если раньше «Яндекс» в основном отвечал на энциклопедические запросы, то в «Андромеде» появились быстрые ответы для поиска заведений, новостей, фильмов, рецептов, результатов спортивных событий.

По данным «Яндекса», сейчас факты показываются 13 млн раз в день, они отвечают на 7 млн вопросов.

Быстрые ответы бывают нескольких типов.

Односложный ответ, не требующий пояснений

Объектная база агрегирует все открытые источники, которые проверяются внутри «Поиска». Ответ формируется из объектной базы «Яндекса». Поисковой движок «забирает» информацию из карточки объекта и даёт ответ. К примеру, для объекта «планета Меркурий» в карточке есть несколько фактов: средняя температура планеты, её размер и так далее.

Быстрый ответ с карточкой

Похож на односложный ответ, только ниже него приводится ссылка на подробную статью. Ответ из объектной базы или открытого источника.

Ответ из «Яндекс.Знатоков»

В нём пользователи могут задать интересующий их вопрос, на который ответят другие пользователи и эксперты. «Яндекс.Знатоки» — новый сервис компании, который официально выходит из стадии бета-тестирования вместе с запуском «Андромеды».

Также «Яндекс» сотрудничает с научными сотрудниками и академиками, чтобы информация в выдаче была экспертной и точной. Информация в вопросах индексируется поисковиком и карточка ответа эксперта в «Знатоках» может отображаться как быстрый ответ на запрос. Их ответы также показываются прямо в поиске.

Быстрые ответы применяются для тех запросов, где пользователи точно знают, что хотят получить и ждут информацию прямо на «Яндексе», чтобы не тратить время на изучение источников.

Андрей Стыскин

руководитель «Яндекс.Поиска»

Улучшенная интеграция с другими сервисами «Яндекса»

Они ранжируются и отображаются в выдаче, когда наиболее полно отвечают на запрос пользователя. В быстрые ответы интегрированы «Колдунщики» — это представление сервисов компании внутри поисковой системы.

«Колдунщики» тоже получили обновление, например, в картинках появились теги, а если пользователь ищет фильм, то активируется «Колдунщик» «Яндекс.Видео», и в результатах выдачи появится карточка с плеером.

По словам Стыскина, «Яндекс» не акцентирует внимание на собственном онлайн-кинотеатре в «Кинопоиске» — правила ранжирования едины для всех. В сервисе представлены все плееры из открытых источников.

Он не даёт преимущества тем или иным сервисам. Нужно разделять интеграцию в поиск и ранжирование «Яндекс.Видео». У нас равные принципы для всех. Ранжирование учитывает наличие качественного плеера, глубину просмотра и другие метрики.

Если «Кинопоиск» будет работать над качеством проигрывания, то будет подниматься выше по соответствующим запросам.

Андрей Стыскин

руководитель «Яндекс.Поиска»

Значки сайтов и новый алгоритм поиска Proximal

Вторая часть «Андромеды» — обновление поисковой выдачи.

Для этого в «Поиске» появились пометки рядом с ссылкой на сайт, которые должны пояснять, является ли сайт посредником с качественным контентом или официальным, на котором можно получить документы, услуги и подтверждение информации. В «Яндексе» считают, что пользователям поисковых сервисов часто хотят знать, является ли сайт официальным, государственным, насколько хорошая у него поддержка пользователей.

В этом обновлении «Яндекс» добавил в выдачу три значка:

  • «Официальный сайт». Он помогает понять, что сайт является официальным источником информации, который можно использовать для подтверждения данных, но в нём может быть неудобная навигация.
  • «Популярный сайт». Сайт определённой тематики с высокой посещаемостью. Значок призван подсказать пользователям популярный сайт по тематике, в которой они не разбираются.
  • «Выбор пользователей». Кроме популярных, существуют нишевые сайты, в которых можно получить более подробный ответ на вопрос. К примеру, если на сайте есть старое сообщество — аудитория таких сайтов может быть небольшой, но лояльные пользователи возвращаются и обновляют информацию на сайте. Андрей считает, что таким сайтам нужно уделять внимание во время поиска информации.

Больше деталей можно получить по ссылке рядом со значком. К примеру, по запросу «скалолазание» «Википедия» будет популярным сайтом, а блог «Декатлон» получил «выбор пользователей».

Официальный сайт

Андрей объяснил, что поисковый алгоритм подстраивается под контекст запроса и отображает наиболее подходящий значок. Сайты могут получить несколько значков, например, у «Википедии» есть пометка «выбор пользователей» и «популярный ресурс».

Популярный сайт

К примеру, более 30% запросов задаются один раз, больше никто их не задает. Также Стыскин добавил, что большинство запросов — сложные и редкие. Он должен показывать пользователям «Яндекса» качественные сайты с «правильным балансом интересного контента и рекламных блоков». Чтобы улучшить качество выдачи по таким вопросам, в «Андромеду» входит новый алгоритм поиска с метрикой Proximal.

Выбор пользователей

Возвращаемость — это показатель того, что пользователи регулярно приходят на сайт самостоятельно: из закладок, коллекций, а также находят его в поисковиках по названию. По словам Стыскина, после обновления «Поиска» владельцам сайтов нужно уделить внимание не только рекомендациям «Яндекса» про качество материалов, удобство сайта и баланс контента и рекламы, но и возвращаемости на сайт.

Отзывы

Если у пользователя установлено мобильное приложение «Яндекса», то ему может прийти push-уведомление с просьбой оставить отзыв месту, которое он посетил. Теперь пользователям доступны отзывы на фильмы, игры, рестораны и другие заведения и услуги.

К примеру, по запросу «кафе рядом» поиск отобразит мини-карту и список популярных заведений. На основе отзывов формируются рейтинг объектов и список заведений в выдаче.

Владельцы заведений могут отвечать на отзывы посетителей и строить с ними дальнейшее взаимодействие, улучшая репутацию заведения. Содержимое отзыва анализируется, и на их основе формируются короткие популярные теги заведения — «89 из 200 посетивших хвалят кофе» и так далее.

Рейтинг заведения общий с «Яндекс.Картами» — все сервисы «Яндекса» используют общую базу из «Яндекс.Справочника».

Есть элементы геймификации: пользователь получает рейтинг и «достижения», а также в карточке профиля можно увидеть, что в ближайшем времени появятся задания, связанные с отзывами. Отзывы персонализированные: в каждый профиль пользователя можно зайти и посмотреть, на что он оставлял отзывы, чтобы определить, похожи ли вкусы, стоит ли доверять такому отзыву.

Какие push-уведомления и задания отправляет «Яндекс»

После этого его отзыв будет опубликован, он может начать помогать другим пользователям сделать выбор. Есть разнообразные push-уведомления, самый массовый — человек посетил заведение и его просят оставить оценку.

Не хотите оставить ещё отзыв на другие заведения?»
Если отзыв помогает, то это уже ценность, мы присылаем push-уведомления вида «Ваш отзыв очень полезен — его посмотрело 10 тысяч человек, вы помогли им сделать выбор.

Андрей Стыскин

руководитель «Яндекс.Поиска»

По словам представителей «Яндекса», пользователи оставляют более 150 тысяч отзывов и оценок в день.

Как «Яндекс» борется с накрутками и спамом в отзывах

Так они понимают, можно ли публиковать отзыв или учитывать оценку в рейтинге. У нас есть специальные алгоритмы, которые умеют определять такие случаи.

Есть примеры, когда появляется обзор фильма, люди его не ещё смотрели, но бегут ставить оценки. Такая же система работает на «Кинопоиске». Мы умеем определять такие флешмобы и учитывать их при выставлении рейтинга.

Андрей Стыскин

руководитель «Яндекс.Поиска»

Коллекции

Раньше в нём можно было делать подборки картинок, но, по словам Стыскина, людям интересно добавлять страницы сайтов, посещённые места, фильмы в разные подборки. Третье изменение в поиске — расширенный сервис «Яндекс.Коллекции».

Сохранённые коллекции доступны на любом устройстве, где пользователь залогинен в «Яндексе». Теперь добавить контент в «Яндекс.Коллекцию» можно из десктопной версии поиска и из мобильного приложения «Яндекса».

Если раньше люди добавляли в закладки ссылки, на которые хотят вернуться, то «Яндекс.Коллекции» призван помочь организовать материалы по определённым сценариям. «Яндекс» представляет «Коллекции» как универсальное хранилище избранного контента.

Мне нужно выбрать, куда я еду, прочитать и сохранить интересные статьи, чтобы понимать, что там делать, подобрать красивые места из других коллекций, кто уже ездил и делился результатами своей поездки, подобрать отели. Например, готовлюсь я к путешествию. И это всё сделать в одном месте в рамках коллекции, посвященной моему будущему отпуску.

Андрей Стыскин

руководитель «Яндекс.Поиска»

Например, опубликовать маршрут путешествия с фотографиями и видео каждого посещённого города, подборку любимых фильмов и так далее. Коллекции делятся на персональные и публичные: ими можно поделиться с друзьями или другими пользователями «Яндекса».

Также можно подписываться на авторов коллекций и тематики, оценивать их и получать больше рекомендованного контента. В «Коллекции» интегрирована рекомендательная система: «Яндекс» может предлагать похожие материалы по тематике коллекции.

Интернет-магазины могут создавать коллекции новых товаров, разделённых по сезонам или категориям, а дизайн-студии выкладывать портфолио готовых работ со ссылками на сайт. «Коллекциями» пользуются и владельцы бизнесов. Открытые коллекции индексируются поиском и отображаются в выдаче.

Руководитель «Яндекс.Поиска» Андрей Стыскин считает, что пользователям становится важно, кто им даёт ответ на заданный вопрос: источник данных или автор, насколько этому автору можно доверять, как относиться к сервисам и полученной информации.

Наши запуски направлены на то, чтобы люди, которые разбираются в чём-то, могли предоставить информацию, сервис или ответ той огромной аудитории, которая ежедневно приходит на «Яндекс» с целью найти информацию или решение своей проблемы.

Быстрые ответы, маркировка результатов выдачи, появление «Коллекций» и «Знатоков» дают возможность людям с помощью технологий помогать другим решать задачи.

Такие возможности мы предоставляем прямо в поиске «Яндекса». Появление отзывов — это понятный запрос пользователей при выборе организаций, фильмов или других объектов.

Андрей Стыскин

руководитель «Яндекс.Поиска»

Раньше из сигналов качества использовались только асессоры — удаленные специалисты «Яндекса», которые оценивают качество сайта, толокеры и пользователи, которые взаимодействуют с результатами поиска и ежедневно обучают алгоритм ранжирования.

Теперь, по словам Стыскина, «Яндекс» начинает активно использовать явные знания людей, которые могут с помощью сервисов и алгоритмов компании помогать другим людям совершать выбор или получать информацию в «Поиске».

#Яндекс #поиск

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»