Hi-Tech

Что делать стартапу, чтобы добиться успеха: отличать реальные и надуманные тренды, ставить амбициозные цели

И другие советы в лекции президента Y Combinator Сэма Альтмана.

В закладки

Поделиться

Цель: передать опыт создания ИТ-компаний, а также вдохновить заняться предпринимательством. Материалы конспектируются в рамках волонтёрской инициативы «Y Combinator по-русски», где переводят лекции школы стартапов фонда. Инициатива нуждается в вас, чтобы переводить, делать вычитку, синхронизировать титры и так далее. Материалы доступны без ограничений при условии некоммерческого использования. Присоединиться и помочь.

О продукте

Стартаперы нас спрашивают: «В чём секрет успеха?». Успех — это способность создать настолько хороший продукт, что люди сразу захотят порекомендовать его друзьям. Но это и есть секрет. Им хочется верить, что секрет в чём-то другом.

Если вы можете создать настолько хороший продукт, что люди сразу начнут рекомендовать его друзьям, то вы на правильном пути.

Это и есть нужный уровень. Об успешных компаниях вроде Google, Facebook вы узнали благодаря тому, что друг посоветовал «попробовать эту крутую штуку». Когда людям что-то нравится, они рассказывают об этом друзьям.

Если вы не можете в двух словах объяснить, что вы делаете, а продукт не вызывает интереса у аудитории, то это неправильный путь. Важный индикатор хорошего продукта — он понятный. Значит, в вашем продукте нет большой потребности.

Этот фактор связан с одной из главных ошибок, которые допускают инвесторы, оценивая стартап. Ещё стартаперам нужно обратить внимание состояние рынка: как скоро он начнёт расти. Нам интересна динамика развития». Инвесторы всегда спрашивают: «Какие у вас темпы роста? Инвесторы простят вам, если сегодня у вас маленькая выручка, при условии, что она быстро растёт.

Если вы будете рассматривать только сегодняшний объём рынка, то допустите ошибку. Если вспомнить успешные стартапы, то они работали на небольших рынках, которые быстро росли. Нужно определить, какой рынок будет расти дальше, и оседлать эту лошадку.

О реальных и надуманных трендах

До того, как инвестировать в новую платформу, убедитесь в реальности тренда. Реальный тренд всегда актуализируется, а надуманный нет, по крайней мере, не сейчас.

При надуманном тренде продукт, может, и покупают, но не пользуются им, по крайней мере, не в полной мере. Есть простой способ понять, реальный тренд или надуманный: при реальном тренде, когда появляется новая технологическая платформа, люди активно пользуются ею и рассказывают друзьям о том, как она им нравится.

Когда он только появился, многие были настроены скептически, потому что было продано всего 2 млн устройств за год. Пример реального тренда — iPhone. Устройства стали играть ключевую роль в жизни пользователей. Но покупатели пользовались телефонами каждый день по много часов. Они рассказали своим друзьям, что iPhone — стоящая вещь. Они их полюбили.

Была новая платформа ПО, на которой потом появится новый сектор бизнеса. Думаю, тем, кто следил за ситуацией, в тот момент стало ясно, что произошли фундаментальные изменения. И тогда было самое время инвестировать в мобильные приложения.

Я верю, что когда-нибудь технология VR получит большое распространение, но сегодня большая часть владельцев очков виртуальной реальности, которых я знаю, пользуются ими редко. Надуманный тренд, по крайней мере, по состоянию на август 2018 года — это виртуальная реальность. Многие говорят о них или даже покупают, однако пользуются продуктом не так часто.

О стратегии

В стартапе кто-то должен отвечать за привлечение сотрудников, продажу продукта, общение со СМИ и инвесторами. Необходимо, чтобы хотя бы один из основателей (обычно генеральный директор) горел проектом. Эти задачи требуют от человека способности заражать своим энтузиазмом и верой в компанию.

Амбициозные стратегии впечатляют, с ними интересно работать. В этом помогает наличие амбициозной стратегии. Амбициозные проекты интересны. Я думаю, что в 2018 году в Кремниевой долине легче запустить «сложный» стартап, чем «простой». В нынешних условиях относительно несложно привлечь инвестиции, но сложно сделать всё остальное.

О поиске сотрудников

Они выглядят настолько многообещающе, что собрать достаточно талантливых специалистов в одной компании сложно. Сейчас много стартапов. Вы можете дать им доли в уставном капитале. Если вы работаете над задачей, решение которой принесёт краткосрочный успех, то будет просто привлечь первых специалистов.

Почему двадцатилетнему соискателю стоит выбрать вашу компанию? Но затем становится сложнее. И для этого нужно понимать, какой смысл будет у стартапа, если он успешно реализуется. Почему кто-либо должен работать в вашем стартапе, а не заниматься чем-то другим?

В нынешних условиях сложно обеспечить привлечение талантливых специалистов и наладить обмен идеями. Создавая стартап, необходимо подумать, как сформулировать идею в стратегию, которую многие захотят реализовать. Людям интересны стартапы со смыслом.

Об уверенности и успехе

Они могут ошибаться. Мы заметили, что у успешных создателей наших продуктов есть уверенное и определённое видение перспективы. Но идея в том, чтобы у вас была уверенность и определённость: «Это то, что произойдет в будущем» и относительная убеждённость в этом. Поэтому хорошо быть уверенным и гибким.

А уверенность идёт от амбициозной стратегии. Они показывают уверенность на фоне общей неуверенности — такая убежденность коррелирует с успехом. Думаю, идеи с большим потенциалом в случае успеха привлекут лучших. Но вся экосистема стартапов наибольшим образом благоволит компаниям с низкими шансами, которые, однако, имеют огромный успех, если идея всё же срабатывает.

Пол Бахайт из компании VC Partners, провёл много времени, смотря на черты наших лучших основателей. Основателей лучших стартапов объединяет ещё кое-что. И результат этого — бережливость, фокус, одержимость и любовь. И пытался вычленить суть того, кем они были.

О людях, которые нужны в команде

Оптимисты

Я могу по пальцам пересчитать основателей, которые уделяют достаточно времени подбору персонала. Команда, которую вы собираете, в будущем станет вашей компанией. Один из самых известных — Марк Цукерберг.

Все вокруг будут говорить, почему ваш стартап обречён на провал. Вам нужны оптимисты. Мы разберёмся. И если у вас не будет веры, если у вас не будет людей, которые скажут: «Знаешь, мы всё равно это сделаем, что бы завистники ни говорили. Если у вас нет духа оптимизма в команде, то будет непросто добиться успеха. А проблема, которая у нас есть, решаемая».

Генераторы идей

В любой компании, добившейся успеха, много людей, способных фонтанировать идеями. Вам нужен кто-то, кто может генерировать идеи. Однако вам не нужно слишком большое количество таких людей, потому что идей будет больше, чем может реализовать компания.

Готовые действовать

Знаете, как это бывает в больших компаниях, многие говорят: «Это не моя зона ответственности. От стартаперов мне нравится слышать: «Я сделаю это». Кто-то другой займётся этим».

Вам нужны люди, готовые действовать. Вам нужны люди, готовые встать и сказать: «Я это сделаю, не волнуйся». У вас никогда не будет столько данных, сколько нужно. Стартапы, особенно в самом начале, выигрывают потому, что двигаются быстро. И вам нужны люди, которые могут действовать, имея гораздо меньше данных, чем хотелось бы. У вас никогда не будет столько времени, сколько хочется.

О неопытности

Или никто не говорил им, что у них не получится это сделать. Мы видели, как наши стартапы делают невероятные вещи, потому что никто не говорил им, что трудно сделать. Стив Возняк сказал, что лучшие продукты, которые он создал, получились тогда, когда у него не было ни опыта, ни денег.

Доверьтесь им больше, чем обычно. Не нужно, чтобы каждый был неопытным, но сделайте ставку на них, если у них есть потенциал.

Об отдыхе

Это слегка обескураживает, потому что означает, что в первые несколько лет вы не сможете отпустить педаль газа. Вы как основатель не должны терять концентрации. У вас не будет возможности отдохнуть.

Стартапы выживают за счёт собственного импульса. Если вы хотите работать и вести нормальную жизнь, то стартап не лучшый выбор. Если вы потеряете импульс, то очень непросто вернуть его обратно. Если у вас есть импульс, то люди продолжат хорошо работать.

Вопросы стартапу

Сейчас это звучит так очевидно, что я сомневаюсь, стоит ли об этом упоминать. Стартапам нужно конкурентное преимущество. Мы спрашиваем: «Какое у вас долгосрочное конкурентное преимущество? Но мы видим, что стартапы приходят в YC и попадаются на этом. Они смотрят на нас, как будто в первый раз услышали эти вопросы. Где сетевой эффект?». У всех действительно хороших компаний, которые я знаю, знают ответы на эти вопросы.

Не нужно продумывать её в мельчайших деталях в самом начале. Также необходима гибкая бизнес-модель. Но такое случается постоянно, это плохой знак. Но когда мы спрашиваем основателей: «Как вы собираетесь зарабатывать деньги?», они не должны смотреть так, будто их впервые спросили об этом.

Другие вопросы: «Как стартап собирается расти?», «Как будете привлекать пользователей?».

Почему стартапы выигрывают у больших компаний

Стартапу не нужно согласие всех

Чтобы её донести, вам нужно, чтобы каждый, начиная от вашего начальника до генерального директора сказали: «да». Допустим, вы продуктовый менеджер в большой компании, вы хотите сделать нечто, что звучит как не слишком хорошая идея, но это всё-таки хорошая идея. Один отказ — и ваша идея не принята.

Кто угодно из тысяч инвесторов может сказать «да», даже если у вас идея, которая звучит как не слишком хорошая. Если вы стартап, то можете пойти на Demo Day YC. На самом деле стартапы обычно выигрывают у больших компаний в принятии, реализации идей. Это совершенно другой подход.

Стартап быстро реагирует на развитие рынка

Преимущества стартапов — гибкость и скорость. Ещё одна область, где стартапы выигрывают у больших компаний — это быстро меняющиеся рынки. И тем больше требуется изменений в продукте и в стратегии. Чем больше меняется рынок, тем больше решений нужно принять.

Скорость изменения рынка даёт гораздо больше шансов объединить преимущества стартапа. Большая компания будет принимать решения медленнее, чем стартап.

Стартап легко разворачивается на 180°

Пример на iPhone. Стартапы обычно выигрывают в случае больших технологических прорывов. Это произошло потому, что большинство крупных компаний не способны быстро поменять стратегию развития. После того, как мобильные приложения стали частью рынка, появились компании, которые заняли нишу.

#лекции #ycombinator #russol

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»