Hi-Tech

Что делать, если Google Analytics и Google Tag Manager заблокированы Роскомнадзором

Что делать, если Google Analytics и Google Tag Manager заблокированы Роскомнадзором

На что это влияет

А это сотни тысяч веб-сайтов в России. У пользователей сайты, на которых установлен Google Analytics или Google Tag Manager могут грузиться с существенной задержкой.

У аналитиков и маркетологов проблем больше:

  • Панели управления GA и GTM не открываются или работают со сбоями.
  • На сайте не срабатывают теги всех рекламных сервисов, добавленные через Google Tag Manager.
  • В Google Analytics теряется часть данных о действиях пользователей на сайте.

Например, увеличивается расхождение между кликами в рекламных сервисах и сессиями, теряются транзакции, уменьшается собираемая для ретаргетинга аудитория. Последний пункт приводит к искажению метрик в интерфейсе Google Analytics, в отчетах Google Sheets, Google Data Studio и всех приложениях, которые получают данные из Google Analytics.

Использование VPN

Если в компании нет корпоративного VPN, подобные расширения для Google Chrome помогут также аналитикам и маркетологам получить доступ к панелям управления Google Analytics и Google Tag Manager. Опыт предыдущих блокировок показывает, что часть пользователей установит VPN.

Кроме того, нет уверенности в том, что данные не перестанут собираться полностью. Но без восстановления полноценного сбора данных ценность Google Analytics будет существенно ограничена.

Альтернативы Google Tag Manager и Google Analytics

Но все они платные, и для переноса тегов придется не только настраивать их заново, но и менять формат данных в dataLayer. Для Google Tag Manager есть много альтернатив, включая отечественный DigitalDataManager.

Но переход на другую систему аналитики создает очевидные проблемы: потеря исторических данных, готовых интеграций, необходимость повторного внедрения кодов отслеживания на сайте и переобучения сотрудников. Для Google Analytics альтернатив не меньше, включая Яндекс.Метрику, которая по доле рынка занимает уже второе место в мире. Кроме того, часть функционала Google Analytics является уникальной и недоступна в других бесплатных сервисах аналитики.

Все это — решаемые задачи, но вряд ли кто-то хотел бы заниматься ими в срочном порядке, теряя данные и деньги.

Проксирование запросов к Google Analytics и Google Tag Manager

В этом случае запросы с сайта будут отправляться сначала на ваш сервер, а с него по Measurement Protocol в Google Analytics. По нашему опыту хорошим и быстрым решением для средних и крупных сайтов является проксирования трафика через выделенный сервер.

В нашем случае это выглядит так: Для этого на сайте достаточно будет заменить домен, с которого загружаются скрипты gtm.js или analytics.js.

<!-- Google Tag Manager -->
<script>(function(w,d,s,l,i));var f=d.getElementsByTagName(s)[0],
j=d.createElement(s),dl=l!='dataLayer'?'&l='+l:'';j.async=true;j.src=
'https://
google-analytics-suite.bi.owox.com/gtm.js?id='+i+dl;f.parentNode.insertBefore(j,f);
})(window,document,'script','dataLayer','GTM-XXXX');</script>
<!-- End Google Tag Manager -->

Мы используем этот способ для наших клиентов и хотим поделиться рекомендациями по настройке такого сервера:

  1. При выборе хостинга убедитесь, что запросы с сервера будут успешно доходить до сети Google, а сами IP, выдаваемые самим хостером, не являются заблокированными.

  2. Это необходимо чтобы запросы к вспомогательным скриптам, например ec.js, также направлялись к вашему серверу. При получении запроса к gtm.js или analytics.js ваш сервер должен запросить аналогичный файл с сервера Google, а затем заменить в ответе домены Google на адрес вашего сервера.

  3. При получении хита необходимо явным образом указать IP и user-agent клиента, чтобы Google Analytics отображал в локациях посетителей не только ваш офис.

  4. Не забудьте подключить SSL сертификат и настроить 307 редиректы для http-запросов.

  5. Если ваш сервер использует ipv4, убедитесь что при проксировании запросов к сервисам Google ваш веб-сервер использует ipv4, а не ipv6.

  6. Включите keepalive, чтобы сэкономить на сетевых подключениях.

  7. Учтите, что POST-запросы через Measurement Protocol могут отправляться с пустым телом и все данные будут в URL.

  8. Настройте мониторинг, чтобы вовремя среагировать, если серверу станет «плохо», иначе данные потеряются.

Крупным проектам разработка собственной системы аналитики действительно может помочь застраховаться от части рисков. События последней недели заставили многие компании задуматься о качестве и сохранности их данных. Но не стоит забывать, что Google Analytics это наиболее универсальная система аналитики, которая помогает бизнесу, в том числе, контролировать отношения с партнерами.

Для этого подойдут облачные сервисы Google BigQuery, AWS RedShift или внутренние ClickHouse, HP Vertika. Поэтому мы рекомендуем всем, кто использует системы аналитики, дублировать данные Google Analytics в хранилище, которое принадлежит вам.

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть