Хабрахабр

Частые проблемы тех, кто выиграл гостендер

Итак, вы решили заработать на госконтракте. Регистрируетесь на сайте Госуслуг, потом — в Единой информационной системе в сфере закупок, аккредитовываетесь на электронных площадках, открываете спецсчёт в банке и уже предчувствуете победу в торгах на электронной площадке, большие контракты и огромную прибыль.

Мир закупок жесток к тем, кто плохо читает ТЗ, а малый бизнес и начинающие предприниматели как раз часто этим грешат. Это всё так, но есть пара подводных камней.

Может оказаться, что ваши ближайшие конкуренты всё ещё подсчитывают убытки после тех граблей с госзакупками, на которые они наступили по неопытности раньше вас. В общем, на месте, где вы готовы подать заявку на участие в тендере, стоит немного притормозить и внимательно осмотреться по сторонам.

Попробую описать наиболее частые проблемы и то, как с ними работать.

Госконтракт — это большая ответственность

Госконтракт — это часто не только большие бюджеты, но и большие обязанности. Перед тем как бодро нырять с головой в этот очень специфический вид бизнеса, изучите нормы, которые регулируют торги. Так как законы и различные нормативы меняются достаточно часто, и зачастую не очень понятно, как какую норму толковать, стоит в первую очередь обратиться за помощью к торговой площадке. Как минимум вы будете уверены, что информация свежая.

В торгах это критично.

Чаще всего, если конкретная закупка кажется вам очень «вкусной» и совершенно свободной от конкуренции, то перечитайте условия особенно внимательно. Не пытайтесь сразу выиграть тендер на много миллионов рублей. Всегда проверяйте, кто был поставщиком до вас. Почти наверняка там будут какие-то очень специфические пункты, которые могут потом больно ударить по вашему бюджету. Будет очень неприятно, если после победы в торгах вы увидите, что до вас более крупный подрядчик провалил эту задачу и попал в «чёрный список».

Принцип № 1: используйте поиск на zakupki.gov.ru и обязательно изучите отменённые и завершённые тендеры вашего заказчика. Это поможет принять решение, стоит ли вообще брать эту задачу.

Считайте деньги правильно

Для начала определитесь, сколько вам вообще может понадобиться денег для того, чтобы начать работать над проектом. В отличие от коммерческих тендеров, где вы чаще всего сразу начинаете работу над проектом после подписания контракта, в сфере госзакупок в обязанности исполнителя может входить внесение денежных средств для обеспечения исполнения контракта и обеспечение заявок. Причём суммы могут быть весьма негуманными. Размер обеспечения не может превышать 30% от цены контракта и обычно равен примерно 10%. То есть вы вполне можете увидеть тендер с максимальной ценой в 90 миллионов рублей и обеспечением размером в 20 миллионов. Придётся просто взять и перевести большую сумму денег на счёт заказчика до завершения контракта. Для многих компаний будет практически невозможно изъять из оборота такие средства. Для решения этой проблемы созданы специальные финансовые инструменты, такие как банковские гарантии, например.

С этой проблемой поставщики сталкиваются постоянно. Не забывайте про нередко встречающуюся постоплату по всем этапам исполнения контракта. Всем остальным придётся ждать до 30 дней. Малому бизнесу будет чуть проще — по закону ему должны заплатить в течение 15 дней после исполнения контракта.

Не забудьте заложить в трудозатраты на подготовку документов по тендеру проведение аналитики и другие этапы подготовки.

Принцип № 2: сравните, что ещё можно было бы сделать на сумму обеспечения, и насколько для вас «больно» получить деньги через 30 дней после выполнения контракта. Возможно, это будет означать, что сильно «падать» по цене не получится.

Почта — это важно

Есть ещё один очень важный нюанс. Вы должны оперативно доставить акт выполненных работ заказчику, который может иметь офисы в самых удалённых уголках России. Сразу советую осуществлять все эти операции через электронный документооборот.

Экстренно отправить документы из Ростова куда-нибудь в Улан-Удэ стоит весьма недёшево. Если по каким-то причинам вы выбрали бумажный вариант, то сразу закладывайте нужную сумму на курьерскую доставку. Из-за задержек с подписанием бумаг вы можете получить неожиданные дополнительные расходы, например, с банковскими гарантиями, которые даются на определённый срок.

Иначе возможны такие неприятные ситуации:
Особенно будьте внимательны в процедуре оформления актов сдачи-приёмки работ.

Не было и отметки о том, что он отказывается этот акт подписать. В акте сдачи-приёмки выполненных работ не стояла подпись заказчика. Кроме того, акт не был направлен заказчику. В документе была сделана только запись о неявке представителя заказчика на приёмку. Получилось ли у подрядчика взыскать оплату работ?

Подрядчик нарушил порядок сдачи-приёмки работ. Кассация согласилась с апелляцией: заказчик оплачивать работы не должен. Запись о неявке представителя заказчика на приёмку тоже не меняет сути дела: в договоре не было условия о том, что такая неявка освобождает подрядчика от обязанности направить акт. Представленный акт не даёт оснований взыскать деньги, ведь у заказчика даже не было возможности направить мотивированный отказ от его подписания.

Принцип № 3: у нас большая страна, но документы всё ещё часто нужны «на бумаге».

Как изменить условия контракта

Практически никак. Забудьте.

У них всегда очень жёсткие бюджет и требования. Это ключевая особенность госконтрактов. Существенных условий контракта, за отдельным небольшим исключением, вы изменить уже не сможете, поэтому очень важно изучить все детали ТЗ и проекта контракта ещё до момента участия в торгах.

Принцип № 4: будьте внимательны, особенно с ТЗ и поставленной задачей!

Истории «успеха»

ИП несёт личную ответственность

Они умудрились подать заявку с одного IP. Два тюменских предприятия — ООО «Первый интегратор» и ИП Орлов — уличены в картельном сговоре. Сумма санкций для юрлиц составляет от 10 до 50% от максимальной начальной цены контракта, для должностных лиц — от 20 до 50 тысяч рублей. Интересно, что в данной ситуации крайним оказался соучастник — ИП Орлов, а ООО «Первый интегратор» наказания не понесло, так как их представители в процессе сознались в сговоре.

Проверяйте «опечатки»

Например, вы поставляете картриджи для принтеров. Не самые грамотные, а иногда и просто недобросовестные заказчики допускают массу опечаток в формулировке ТЗ. Не забывайте, что нередко вы можете встретить «катриджи». Или ремонтируете их. «Картреджи» тоже иногда встречаются. Тут ещё можно грустно вспомнить о качестве преподавания русского языка в некоторых школах. Как вам вариант написания «Каptpидж»? А вот замена части букв латиницей как своеобразная обфускация от поисковиков уже не пройдёт. Встроенный поисковик уже без проблем научился игнорировать подобные замены букв.

Платить ли НДС

Некоторые участники торгов используют УСН или другие режимы, не подразумевающие выплату НДС. С НДС тоже не всё однозначно. по делу № А33-1406/2018 АС Восточно-Сибирского округа обязал выплатить НДС подрядчика на УСН. Однако в постановлении от 15 октября 2018 г. Мотивация была следующей:

В проекте контракта документации о закупке было указано, что в цену контракта включён НДС в размере 18%, который подлежит уплате независимо от применяемой продавцом системы налогообложения. Контракт по итогам торгов должен заключаться на объявленных условиях.

Проблемное ЖКХ

А если они ещё и сидят с одного IP, то обычно ждать расплаты долго не приходится. Сговор поставщиков — это однозначно плохо.

Супруги выиграли 16 аукционов. Нарушителям грозят штрафы до половины сумм контрактов.

В материалах закупок фигурируют поставка коммунальной техники и аренда легковых машин, но их львиная доля посвящена уборке, транспортировке и вывозу снега в СЗАО, а также содержанию снегоплавильных установок SND 900 Minipro. Заказчиками выступили окружные филиалы ГКУ «Дирекция заказчика ЖКХ и благоустройства», ГБУ «Автомобильные дороги» (занимается уборкой дорог) и ГБУ «Жилищник» (проводит уборку дворов и тротуаров).

Кроме того, по запросу у электронных торговых площадок выяснилось, что все шесть участников закупок поочерёдно использовали одни и те же IP-адреса и учётные записи на компьютерах при подаче заявок и подписании контрактов. Так, в решении ведомства говорится, что учредителем «Авеню», «Комтива» и «Атласа» выступал Виталий Переслегин, он же был создателем ИП, а другим предпринимателем и участником торгов стала его жена Татьяна Переслегина.

Резюме

Ключевые моменты, которые вас ждут, если вы решите работать в этой области:

  1. Бизнес-процессы, возможно, придётся перестраивать. Бизнес-процессы госзакупок и закупочной деятельности в сфере обычной коммерции сильно отличаются.
  2. Потренируйтесь на закупках на небольшие суммы. Вы привыкнете к процессу и заработаете некоторую репутацию, которая потом позволит пойти дальше.
  3. Не забывайте про банковские гарантии. Без них из оборота придётся изымать большие средства, и понадобится резерв. Требуется обеспечение, и всегда будет постоплата.
  4. Позаботьтесь об оперативной коммуникации и документообороте.
  5. Очень внимательно читайте документацию к закупке и каждый пункт контракта. Там могут быть сюрпризы.
Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»