Главная » Hi-Tech » Частные вертолёты в России: кто продаёт, сколько стоит содержать и где купить

Частные вертолёты в России: кто продаёт, сколько стоит содержать и где купить

Популярные модели, цены, учебные центры и брокеры.

В закладки

Кратко

  • Вертолёты классифицируют по весу: лёгкие, средние, тяжёлые. И по назначению: военные и гражданские. Последние делятся на пассажирские, транспортные, поисково-спасательные, многоцелевые и другие. Для частных перелётов, как правило, используют лёгкие пассажирские или многоцелевые.
  • В России зарегистрировано более 700 иностранных лёгких вертолётов (данные АОПА-Россия).

  • Самые популярные — Robinson Helicopter, на их долю рынка приходится 55,2%.

  • Новый вертолёт стоит от $421 тысячи, ресурсный — от 5,5 млн рублей.
  • Содержание вертолёта в среднем обходится в 1,4 млн рублей в год без каско и налогов.
  • Курсы пилотирования стоят от 1,4 млн рублей.

Кто покупает вертолёты

Это владельцы бизнеса, топ-менеджеры, политики, звёзды спорта и шоу-бизнеса. 90% клиентов — мужчины от 40 до 65 лет. Их дети учатся в Европе. Они живут в крупных городах России и СНГ, владеют недвижимостью за рубежом.

Дмитрий Толстенёв

управляющий директор Diamond Aero Group

Чаще всего это компании, связанные с сельским хозяйством, добычей золота и полезных ископаемых. Среди корпоративных клиентов — компании, чьи заводы, подразделения или участки расположены далеко друг от друга.

Елена Занина

глава «Хелико Групп»

Мой самолёт Як-18Т базируется на аэродроме «Северка» под Коломной. Я начал летать на вертолёте, потому что сегодня в радиусе ста километров от Москвы не осталось ни одного аэродрома. К счастью, вертолётные площадки есть гораздо ближе.
Из-за занятости потратить более трёх часов на дорогу до аэродрома я не могу.

Если летаю в России, то арендую вертолёт в Heliport Istra.
Летаю на вертолёте Robinson 44.

Фотографии, сделанные во время полётов со снятой дверью (чтобы избежать бликов и искажений), легли в основу фотовыставки «ГеоГрафика», которая прошла весной 2018 года.
Помимо пилотирования вертолёт даёт потрясающие возможности для меня как для фотографа.

Михаил Лифшиц

совладелец и председатель Совета директоров АО «Ротек»

Фото, сделанное с вертолёта
Михаил Лифшиц

Кто продаёт вертолёты

В России три официальных дилера Robinson Helicopters: «Хелико Групп» (Краснодар), уральская вертолётная компания Uralhelicom (Екатеринбург) и Heliport (Москва).

Вертолёт Bell можно купить в Jet Transfer (официальный представитель) и «Хелико Групп» (прямой поставщик).

Вертолёт Airbus — также в «Хелико Групп» (прямой поставщик), Uralhelicom и Heliatica.

Эксперты компаний сходятся во мнении, что в последние годы уровень продаж снизился. Рынок невелик, но сейчас этого достаточно, чтобы удовлетворить спрос. Основной причиной спада Елена считает сложную экономическую ситуацию в стране. Глава «Хелико Групп» Елена Занина отмечает, что сейчас прибыль компании на 35–40% ниже, чем пять лет назад.

Клиент может приглядываться и сравнивать модели долгие месяцы и даже годы, прежде чем решится на сделку. С ней согласен генеральный директор Jet Transfer Александр Евдокимов: «Экономическая обстановка заставляет потенциальных покупателей дополнительно проявлять осторожность».

«У покупателя всё чаще возникает желание приобрести ресурсную технику, поскольку это позволяет существенно сэкономить», — говорит Александр Евдокимов. Менеджер по продажам уральской вертолётной компании Uralhelicom Дмитрий Пономарёв утверждает, что новые вертолёты стали покупать меньше, потому что рынок насыщен ресурсными.

В интервью изданию «Деловая Газета. Компании делают ставку на техническое обслуживание. Если наступает кризис, то картина меняется в точности до наоборот. Юг» Елена Занина рассказывает: «Если продажи вертолётов хорошие, то наша прибыль строится примерно таким образом: 75–80% — это доход от продаж, а 20–25% — от технического обслуживания. Мы начинаем жить за счёт сбыта запчастей, дополнительного оборудования, техобслуживания, ремонта, услуг, связанных с поддержанием лётной годности».

Чтобы экспонировать вертолёт на ежегодной выставке HeliRussia понадобится 11,4 млн рублей. Главные рекламные каналы рынка — сарафанное радио и профессиональные выставки, участие в которых обходится дорого. Самый простой стенд без вертолёта обойдётся в 208 тысяч рублей. Столько стоит минимальная площадь в 54 м². За статус спонсора выставки нужно заплатить от 600 тысяч до 15 млн рублей.

Холдинг «Вертолёты России» — титульный спонсор выставки HeliRussia в 2018 и 2019 годах

А также активно вкладывает в digital-маркетинг и производство видеоконтента. Директор по маркетингу Heliatica Сергей Игонтов говорит, что компания каждый год участвует во всех выставках в России, Европе и США. «Маркетинг — это, пожалуй, одна из наибольших статей расходов компании», — отмечает Сергей.

Видео Heliatica

Что производят в России

Он был основан в 2007 году вместе с госкорпорацией «Ростех». Холдинг «Вертолёты России» — единственный производитель в стране. Самому старому из предприятий — Арсеньевской Авиационной Компании «Прогресс» — исполнится 82 года. В его состав вошли пять заводов, два конструкторских бюро, предприятия по производству комплектующих.

Последние предназначены для грузоперевозок, сельскохозяйственных, спасательных, противопожарных, строительных и других работ. За всю свою историю заводы «Вертолётов России» выпустили 22% мирового парка военных вертолётов, 49% тяжёлых и 65% средних гражданских вертолётов.

Холдинг производит Ми-8/17 — самый популярный в мире вертолёт за всю историю отрасли; и Ми-26 (Т) — самый грузоподъёмный в мире вертолёт.

Покупатели — государственные и коммерческие организации. В конце 2018 года «Вертолёты России» получили заявки на поставку 70 вертолётов Ми-171А2 и «Ансат» в страны Восточной Азии на сумму более полумиллиарда долларов, сообщает Минпромторг. По словам генерального директора холдинга Андрея Богинского, в ближайшие десять лет спрос в странах Юго-Восточной Азии может составить до 420 вертолётов.

А сделка с Филиппинами сорвалась из-за антироссийских санкций США, сообщает РБК. Холдинг также поставит 200 вертолётов Ка-226Т в Индию.

Согласно отчёту холдинга, 36% выручки (4,4 млрд рублей) за девять месяцев 2018 года пришлось на экспорт.

На сайте холдинга заявлено, что его ожидаемая крейсерская скорость — 225 километров в час, а дальность полёта — 860 километров. Первый лёгкий российский вертолёт VRT500 пока не поступил в продажу. По словам генерального директора холдинга Андрея Богинского, к 2035 году VRT500 займёт 15% мирового рынка гражданских вертолётов. Вертолёт будет рассчитан на пять человек.

Вертолёт VRT500, «Вертолёты России» russianhelicopters.aero.ru

Насколько нам известно, опытный образец VRT500 планируется изготовить к концу 2019 года, а выход на российский и международный рынки намечен на 2021 год.

А как будет на самом деле — покажет время. По заявленным техническим характеристикам это может быть вполне конкурентная машина в своём сегменте в зависимости от стоимости, конечно же.

Александр Евдокимов

генеральный директор Jet Transfer

Какие вертолёты популярны в России

Их преимущества — высокое качество, доступные цены и низкие эксплуатационные расходы. Самые продаваемые модели Robinson — R44 (от $540 тысяч) и R66 (от $1,3 млн).

За эти деньги можно купить три премиальных авто: новый Bentley Mulsanne (21,4 млн рублей), Lamborghini Urus (15,2 млн рублей) и Mercedes-AMG GLS 63 4MATIC (10,9 млн рублей).
Цена Robinson R44 Raven II — $743,5 тысячи (48 млн рублей).

Елена Занина

директор «Хелико Групп»

Robinson R44 Raven II

Фото: robinsonheli.com

Но я уверен, что в ближайшие годы первенство возьмёт 505 модель (от $2 млн). Bell 407 и 429 являются наиболее востребованными на сегодня ($4,5 млн и $9,5 млн соответственно).

Александр Евдокимов

генеральный директор Jet Transfer

В корпоративном сегменте была и остаётся популярна модель Airbus Helicopters H125 (€3,3 млн) — этот вертолёт превосходит все остальные однодвигательные вертолёты в своём классе по техническим характеристикам, многофункциональности, уровню безопасности и ценовой доступности, а также с точки зрения эксплуатации в экстремальных условиях.

Сергей Игонтов

директор по маркетингу Heliatica

Где учиться и сколько это стоит

Выбирать программу лучше после покупки вертолёта, потому что для каждой модели она разная: для Robinson R44, Robinson R66, Airbus AS350, «Ансат» и других. Есть два учебных направления — подготовка с нуля и переподготовка с одной модели на другую. На своём вертолёте учиться выгоднее — из стоимости курса исключают эксплуатационные расходы, говорит Елена Занина.

Список сертифицированных центров можно проверить на сайте Росавиации. По словам Владимира Тюрина, президента и председателя правления АОПА-Россия (Межрегиональная общественная организация пилотов и граждан — владельцев воздушных судов), в стране существует всего три центра, которые имеют сертификат Росавиации на первоначальную подготовку (с нуля) частных пилотов вертолётов: «Русские вертолётные системы», Heliport и «S7 Airlines», но последний временно не набирает курсантов.

Перед тем как начать обучение, необходимо проверить сертификат учебного центра и приложение к нему. При этом практически каждый центр продаж предлагает покупателям курсы пилотирования. В приложении должна быть указана программа подготовки пилотов на вертолёте нужной марки.

Приложение к сертификату учебного центра на сайте Росавиации favt.ru

В среднем базовый курс стоит от 1,2 млн рублей, переподготовка — от 480 тысяч рублей.

Также понадобится пройти врачебную лётно-экспертную комиссию (ВЛЭК) и оплатить госпошлину — 1300 рублей. В конце курса учебный центр выдаёт комплект документов, который нужно передать в Росавиацию, чтобы получить лицензию частного пилота (или PPL — private pilot license).

Чтобы снять эти ограничения, нужно пройти дополнительные курсы. Лицензия частного пилота позволяет управлять вертолётом только днём и запрещает брать оплату за перевозку пассажиров или грузов.

Как содержать вертолёт

Ангар

В Heliport Moscow, например, оно стоит 792 тысячи рублей в год. Можно построить его на своём загородном участке или арендовать место у дилера.

Топливо

Robinson R44 Raven II, о котором мы писали выше, расходует 60 литров в час. Литр авиационного бензина стоит от 65 рублей. Итого — 390 тысяч рублей в год. По данным Heliport Moscow, в среднем владелец воздушного судна летает около 100 часов в год.

Техническое обслуживание

Стоимость зависит от типа вертолёта (лёгкий, средний), количества двигателей, технического состояния, интенсивности эксплуатации. ТО нужно проходить по календарю (например, каждые четыре месяца) или по количеству часов в эксплуатации (каждые 50 часов).

Heliport Moscow оценивает годовое обслуживание в 150 тысяч рублей.

Страховка

Согласно 131 статье Российского воздушного кодекса, страховая сумма равна двум МРОТ (минимальный размер оплаты труда) за каждый килограмм максимальной взлётной массы вертолёта. Без страхового полиса гражданской ответственности подниматься в воздух запрещено.

Максимальный взлётный вес у каждой модели вертолёта свой, минимум — 1000 килограмм. Ставка МРОТ для платежей по гражданско-правовым обязательствам — 100 рублей. Получается, что полис гражданской ответственности будет стоить минимум 200 тысяч рублей в год.

Тарифы зависят от марки вертолёта и количества рисков (гибель; гибель и повреждения; гибель и повреждения, и пропажа). Полис каско получать необязательно. Для вертолётов Robinson минимальная ставка — 1,3% от стоимости судна, для Airbus — 0,8%.

Налоги

В Москве, например, 250 рублей за лошадиную силу, а в Екатеринбурге — 82,4 рубля. Ставка транспортного налога на воздушное судно зависит от региона, где вы базируете вертолёт. Для вертолёта Robinson R44 Raven II с двигателем мощностью 205 лошадиных сил, который стоит на аэродроме в Москве, транспортный налог составит 51 250 рублей в год. Точную сумму можно рассчитать на сайте ФНС.

Вертолёт считается недвижимым имуществом (ГК РФ Статья 130), а значит, для юридических лиц также облагается налогом на имущество — до 2,2% от среднегодовой стоимости.

Итого: от 1,5 млн рублей без каско и налогов.

Зачем арендовать вертолёт

Если тратиться на покупку и содержание не хочется, вертолёт можно арендовать в авиакомпании или у брокера.

У брокеров есть доступ к авиакомпаниям по всему миру, и все хлопоты по организации перелёта — вплоть до питания на борту — брокер берёт на себя. Управляющий директор Diamond Aero Group Дмитрий Толстенёв утверждает, что второй вариант надёжнее и удобнее. По запросу клиента он подбирает несколько вариантов воздушных судов разных компаний и предлагает выбрать подходящий по цене, классу комфорта и другим параметрам.

Он передаёт судно брокеру, чтобы у него оно «поработало» и окупило часть затрат на своё содержание. Бывает и так — владелец вертолёта летает нечасто.

Когда надо посчитать конкретный рейс, штурман смотрит маршрут и говорит, сколько времени он займёт. Лётный час на вертолёте стоит от 60 до 100 тысяч рублей. Мы умножаем на цену лётного часа и получаем стоимость такой перевозки.

Дмитрий Толстенёв

управляющий директор Diamond Aero Group

Лётный час небольшого самолёта Boeing Business Jet — от 225 тысяч рублей (€3000). Летать на самолёте гораздо дороже. Рейс из Москвы в Париж и обратно обойдётся примерно в 1,5 млн рублей, а если самолёт «ночует» в Париже — ещё дороже.

В основном транспорт арендуют для бизнес-перелётов, отмечает Дмитрий Толстенёв. В месяц Diamond Aero Group организует 10–20 рейсов на самолёте и один — на вертолёте.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

В какие проекты инвестировал ФРИИ за 6 лет и что думают о смене модели на рынке

«То, как ФРИИ делал акселератор, — это бенчмарк» — мнения представителей РВК, Altair Capital, TMT Investments. В закладки Демо-день двенадцатого акселератора ФРИИ ФРИИ 19 февраля 2019 года Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) объявил, что меняет свою инвестиционную модель и завершает фазу ...

NASA нашло новый айсберг размером с Лондон

Ледяная глыба поражает прежде всего своими размерами: по данным исследователей, его площадь составляет 1,7 тысячи квадратных километров. Ученые из NASA Earth Observatory показали будущий айсберг, который сформировался из-за многокилометровой трещины в шельфовом леднике Бранта. Подробности сообщаются на сайте организации. Это ...