Hi-Tech

Цены на мобильную связь: от 90-х до наших дней

В том числе и на телеком-рынке. Цена товара или услуги определяется их себестоимостью, спросом, объёмом предложения и конкуренцией. И мало кто вспомнит, когда мобильных телефонов совсем не было. Смартфон в кармане настолько привычная вещь, что многие с трудом вспоминают времена, когда он был роскошью.

Мы можем вспомнить и умилиться тому, как громоздко и нелепо выглядели раньше сотовые телефоны. Современные 20-летние жители России не застали начало распространения мобильной связи в стране. А ведь когда-то мобильная связь считалась в нашей стране уделом лишь очень обеспеченных людей. Но вряд ли кто-то помнит, сколько стоили услуги связи почти тридцать лет назад.

Начало 90-х: астрономические суммы

В те времена единственным средством связи были стационарные телефоны и многочисленные уличные таксофоны. Первые «мобилы» начали появляться в России после распада СССР. Покрытие сети было очень маленьким и ограничивалось поначалу лишь небольшими зонами в крупнейших городах страны. Мобильные стоили астрономически дорого, особенно на фоне резкого падения уровня жизни в первой половине 1990-х.

Nokia Mobira MD59-NB2 весила 3 кг. По такому телефону 9 сентября 1991 года мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак совершил первый в России символический мобильный вызов.

При этом в те времена не было мобильного интернета. Стоимость мобильной связи была просто запредельной — ежемесячные расходы абонентов могли составить не одну среднюю российскую зарплату, которая в первой половине 1990-х не превышала $20-30. Разнообразие услуг было ограничено голосовой связью и SMS. Да и сам интернет, по сути, ещё только развивался. Количество абонентов было столь невелико, что каждый новый клиент заметно влиял на финансовые показатели оператора. Так шикарно жить себе позволяли лишь некоторые бизнесмены и «братки».

Конечно, это был компромисс, ведь связь получалась односторонней. Нишу более доступной мобильной связи заполнили пейджеры. Чтобы ответить на сообщение, нужно было найти стационарный телефон, позвонить в пейджинговую компанию и надиктовать ответ.

Стоимость минуты разговора снижалась по мере роста конкуренции и абонентских баз операторов. Естественно, полноценная мобильная связь тоже менялась — появлялись новые модели телефонов, более компактные и дешёвые. С середины 1990-х экономическая ситуация в стране начала улучшаться, поэтому всё больше людей могли себе позволить всё ещё очень недешёвое удовольствие — мобильный телефон.

Конец 90-х: расширение рынка

Более того, основные сегодняшние операторы в основном конкурировали за московских абонентов, а в большинстве крупнейших городов страны правили бал различные региональные компании. В те годы рынок мобильной связи был ещё далёк от насыщения. Современной молодёжи вряд ли знакомо название МСС — «Московская сотовая связь», хотя до конца 1990-х эта компания была лидером на столичном рынке мобильной связи.

Сегодня это само собой разумеется, но когда-то людям приходилось платить за то, что им звонили абоненты того же оператора. В 1998 году она была единственной, кто предлагал тариф с бесплатными звонками внутри сети. Для сравнения тарифы на мобильную связь в 1996 году:

Размеренное течение жизни было нарушено в конце 1990-х, когда целый ряд факторов привёл к кумулятивному эффекту в виде очень быстрого снижения цен на мобильную связь.

В 1997 году доллар стоил около 6 тысяч рублей, средний доход на душу населения составлял 940 тысяч рублей, прожиточный минимум — 460 тысяч рублей (это было ещё до деноминации, когда с рублёвых купюр убрали по три нуля). Появились более доступные телефоны стоимостью до $200. В январе 1998 года провели деноминацию, а в августе разразился кризис. Иными словами, доступный телефон стоил примерно среднюю месячную зарплату. К концу года доллар стоил около 20 рублей, а средний доход на душу населения в стране составлял 1000 рублей в месяц.

Внедрение GSM-технологии стало более активным. Мобильные операторы начали объединяться и укрупняться. Это позволило проще и дешевле наращивать абонентскую базу.

В 1998 году минута разговора стоила около $0,83 (в течение года цена на доллар колебалась от 5,9 до 17,4 рублей), в начале 1999 — $0,55 (доллар был уже 20-25 рублей). В результате цены начали падать не по дням, а по часам. А к концу года можно было поговорить уже за $0,18 в минуту.

То есть при цене доллара 26,4 рубля стоимость разговора составляла в среднем 4,7 рубля в минуту.

В него входил очень дешёвый мобильный телефон с симкой и картой предоплаты. Такое резкое падение связано с тем, что «Билайн» вывел на рынок первый «коробочный» продукт — «Би плюс», стоивший всего $49 (300/1000 рублей до и после кризиса). Это было гораздо дешевле пейджера с подключением. Абонент получал на счёт $10 (600 рублей до кризиса, 2000 — после). Конкурентная борьба между операторами усилилась.

2000-е: усиление конкуренции

Одним из инструментов снижения цен стало активное распространение федеральных телефонных номеров, которые были дешевле прямых в обслуживании, а следовательно — и в использовании. Именно с конца 1999 года началась широкая экспансия операторов большой тройки в регионы, что привело к сегодняшнему разделению рынка. Другим важным фактором стало появление тарифов с посекундной тарификацией с самого начала разговора.

Ранее операторы сразу снимали деньги за первые две-три минуты.

Количество абонентов росло, сотовые сети всё шире охватывали страну. Удешевление тарифов и телефонов делало мобильную связь более доступной. В 2006 году количество SIM-карт в России превысило количество жителей. Борьба за абонентов заставляла операторов продолжать снижать цены, но уже медленнее. В том же году операторам законодательно запретили брать с абонентов плату за входящие вызовы.

Стремление к нулю в 2010-х

Это был самый низкий показатель в Европе. К 2010 году минута разговора стоила в районе $0,05 (полтора рубля). Тем не менее, рынок диктовал свои условия. Казалось, дешевле уже быть не может. Многие люди имели по два-три аппарата с симками от разных операторов. У населения стало слишком много мобильных телефонов, и прирост абонентов естественным образом замедлился. А с 1 декабря 2013 года и это стало не столь важно, благодаря принятию закона о переносимости телефонных номеров.

Наши дни

Для 80% абонентов стоимость минуты использования всех видов сотовых услуг составляла 1,05 рубля. К 2013 году рынок уравновесился — средние цены мобильных операторов практически не менялись. Гигабайт трафика в среднем обходился в 118,6 рублей.

Из них 42% выходили в интернет с помощью мобильных устройств хотя бы один раз день. По данным Web Index, в июне 2015 года интернетом в России пользовались 65 млн человек. Объем трафика составлял 1,4 Гб в месяц.

До февраля 2017 года 1 Гб стоил 117 рублей, в феврале стоимость опустилась до 100 рублей, а к концу года — до 65,2 рублей.

Стоимость минуты услуг связи в 2018 году упала до самых низких значений за 6 лет — до 90 копеек.

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»