Hi-Tech

Цели в жизни — почему это важно: опыт продакта

Цели в жизни — почему это важно: опыт продакта — Карьера на vc.ru

Новая запись

Уведомлений пока нет

Пишите хорошие статьи, комментируйте,
и здесь станет не так пусто

Войти

Прямой эфир

["\u041d\u0435\u0439\u0440\u043e\u043d\u043d\u0430\u044f \u0441\u0435\u0442\u044c \u043d\u0430\u0443\u0447\u0438\u043b\u0430\u0441\u044c \u0447\u0438\u0442\u0430\u0442\u044c \u0441\u0442\u0438\u0445\u0438
\u0433\u043e\u043b\u043e\u0441\u043e\u043c \u041f\u0430\u0441\u0442\u0435\u0440\u043d\u0430\u043a\u0430 \u0438 \u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u0435\u0442\u044c \u0432 \u043e\u043a\u043d\u043e \u043d\u0430 \u043e\u0441\u0435\u043d\u044c","\u0425\u0430\u043a\u0435\u0440\u044b \u0441\u043c\u043e\u0433\u043b\u0438 \u043e\u0431\u043e\u0439\u0442\u0438 \u0434\u0432\u0443\u0445\u0444\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440\u043d\u0443\u044e
\u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u044e \u0441 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0449\u044c\u044e \u0443\u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u043e\u0432","\u0413\u043e\u043b\u043e\u0441\u043e\u0432\u043e\u0439 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0449\u043d\u0438\u043a \u0432\u044b\u043a\u0443\u043f\u0438\u043b
\u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u044e-\u0441\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u0435\u043b\u044f","\u041f\u0440\u0438\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435-\u043f\u043b\u0430\u0446\u0435\u0431\u043e \u0441\u043a\u0430\u0447\u0430\u043b\u0438
\u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0435 \u043c\u0438\u043b\u043b\u0438\u043e\u043d\u0430 \u0440\u0430\u0437","\u041a\u043e\u043c\u0430\u043d\u0434\u0430 \u043a\u0430\u043b\u0438\u0444\u043e\u0440\u043d\u0438\u0439\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430
\u043e\u043a\u0430\u0437\u0430\u043b\u0430\u0441\u044c \u043d\u0435\u0439\u0440\u043e\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0441\u0435\u0442\u044c\u044e","\u041a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u044f \u043e\u0442\u043a\u0430\u0437\u0430\u043b\u0430\u0441\u044c \u043e\u0442 email
\u0432 \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u0443 \u043e\u0431\u0449\u0435\u043d\u0438\u044f \u043f\u0440\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0449\u0438 \u043c\u0435\u043c\u043e\u0432"]

Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень

Подписаться на push-уведомления

Продакт платформы для создания чатботов Chatfuel Саша Мемус написал для vc.ru вторую колонку о том, как он экспериментировал с определением жизненных целей и почему это важно.

В закладки

​Я на конференции F8 в Сан Хосе

В ней было описано пять шагов. Три года назад я написал колонку про то, как задать цели в жизни. Я сам продолжаю ежегодно проводить аудит желаний, обновлять табличку с целями и ставить под ней свой автограф. Два из них (аудит желаний и табличка с целями) — развернуто и по делу отвечали на заявленный в заголовке статьи вопрос «как задать цели». И это даже как-то работает.

Остальные три шага в колонке (планирование, утренняя рутина и рефлексия) я добавил абсолютно зря, потому что они отвечали на другой вопрос — «как этих целей достигнуть», и, чего уж там, полноценной методичкой по проджект-менеджменту не являлись.

Как задать цели в жизни за 5 шагов — опыт…

Руководитель продуктов Truckloads в приложении для дальнобойщиков Trucker Path Александр Мемус…

vc.ru

Но мне искренне непонятно, почему. За три года колонка набрала 125 тысяч просмотров и стала самым моим популярным текстом эва.

Но в ней нет ответа на главный и куда более интересный вопрос: «почему это важно». Да, в колонке есть неплохой ответ на вопрос «что делать» и так себе ответ на вопрос «как это делать».

Давайте разбираться. Я вижу в предложенном мной подходе три большие проблемы.

Проблема 1: способны ли мы сформулировать свои желания?

На выходе получится список поинтереснее, чем если просто по-быстрому накидать десять целей из головы. Аудит желаний (aka 100 стикеров) — нормальный способ поглубже забраться в свое подсознание и понять, что там лежит. Но после упражнения появится искушение назвать все желания на стикерах своими.

Как же так получилось? Важно понимать, что большинство из них все еще чужие.

Рене утверждал, что если люди что и умеют хорошо, так это мимикрировать. Во-первых, обратимся к мыслям философа Рене Жирара. И точно так же, через копирование, мы учимся хотеть и желать. Это делает нас Homo Sapiens: мы намного лучше других видов умеем учиться, наблюдая и копируя других людей.

Нет такой последовательности ДНК, которая заставляет нас хотеть новые шумоподавляющие наушники Sony. По мере того как мы растем и наблюдаем за другими людьми, мы понимаем, чего мы должны хотеть. Или через метафору копирования: быть как кто-то. При этом наше сознание вполне себе запрограммировано на желание быть кем-то.

Это касается не только вещей, но и всех действий вообще. Нам нравится другой человек → мы хотим быть как он → а у него есть наушники Sony → и вот мы уже тоже их хотим. И Ким Кардашьян нагло этим пользуется.

И дальше отлично объясняет, как в современном мире этот механизм работает нам же во вред. Жирар называет такую модель поведения «миметическое желание» — то есть желание посредством подражания.

Так что в современном мире её становится все больше и больше. В мире, где жизнь любого человека доступна в сторис Instagram по одному клику, миметическое желание легко превращается в зависть.

Получается, что большинство стикеров будут про желания, которые я у кого-то подсмотрел. Но моя проблема с такими желаниями в другом: копирование — нормальная тактика для обучения, но так себе тактика для формирования своих личных желаний. Придется выкинуть половину стикеров. А это уже не так интересно.

Просто сказать людям, что ты хороший, не работает — сказать может и Дарт Вейдер. Казаться хорошим крайне выгодно и для поиска романтического партнёра, и для поиска работы, и вообще. Поэтому люди инвестируют много времени и ресурсов на создание сигналов этой самой хорошести.

Что-то не верится. Ну вот если я вам просто скажу, что я хороший человек? Кажется, уже получше. А если я скажу, что я буддист? Как будто моя хорошесть еще немного подросла. А если я расскажу, что раз год я езжу на десятидневный ретрит по медитации? Зачем бы ещё я терпел десять дней боль в спине, отсиженную задницу и невыносимую скуку наблюдения за дыханием?

Так-то Миллер говорит не только про хорошесть, а про любые сигналы вида «я свой» (возможно, я не такой уж хороший человек, если так нагло подгоняю цитаты). Вообще, я тут немного упростил для примера.

Выбирают не то, что им действительно важно, а то, что громче всего заявит миру «я классный». В итоге получается так, что люди тратят кучу времени на создание сигналов «я свой» вместо того, чтобы проживать свою жизнь. И начинается своеобразная гонка вооружений в создании таких сигналов и инструментов их точной оценки (чтобы отделить сильные сигналы от просто шума).

Как и эту колонку. Если через эту призму посмотреть на 100 стикеров, то придётся выкинуть и оставшуюся половину. Ведь я не уверен, что пишу её, потому что мне от этого прикольно, а не потому что это социальный сигнал.

Проблема 2: получится ли из желаний непротиворечивый набор целей?

Или вы ок с тем, что они не супероригинальны, вам хочется — ну и ладно. Допустим, вы собрались и смогли придумать новые идеи и мечты только для себя. Отобрать те немногие, что войдут в документ с целями (иначе где ставить свой автограф?). И вот вы пытаетесь выбрать из них шорт-лист.

Почему так? Тут возникает следующая проблема: скорее всего список целей получился противоречивый. Первым на этот вопрос попробовал ответить великий грек Платон.

Это был значимый конфликт для Платона, потому что он любил и Афины, и Сократа. У него была своя проблема: он не мог смириться с тем, что Афины казнили его учителя Сократа. Но его возлюбленные договориться не смогли.

Он предположил, что внутри каждого человека в постоянном конфликте живут три субличности: Человек, Лев и Монстр. И тогда Платон предложил новую модель сознания.

Он думает, владеет логикой, способен рационально мыслить. Человек символически находится в голове. Лев расположен в груди и ориентирован на общество. Он индивидуалистичен. И наконец Монстр (в оригинале — многоголовое чудище наподобие гидры) расположен в животе. Он делает что-то во благо других людей. И он хочет это получить здесь и сейчас. Этот Монстр все время чего-то хочет, у него постоянно разыгрывается аппетит.

Например, Монстр видит на фудкорте большой кусок торта и начинает вопить: «Съешь его! Так вот, по логике Платона, Человек, Лев и Монстр видят мир по-разному и постоянно конфликтуют. Прямо сейчас! Немедленно! На что Лев возражает: «Не, так я наберу лишний вес, что подумают люди в моем офисе?». Хочу!». И вообще, колонка на vc.ru не готова». И тоненьким голоском Человек пытается: «Я уже потратил все деньги на видеоигры и только что пообедал.

И с тех пор концепция внутреннего конфликта субличностей крепко засела в современной психологии/терапии. Похожее деление психики на три субличности позже описывал и Фрейд. Внятного решения этой головоломки я пока не видел.

Вот только, как по мне, это больше похоже на выбор победителя в сражении, чем на настоящее решение проблемы. Платон предлагал выстроить свою жизнь так, чтобы Человек дрессировал Льва, а Лев усмирял Чудовище. И цели конфликтуют между собой. Мои цели отобраны вполне себе в духе Платона (с Человеком во главе), но это вовсе не оптимальное решение.

Проблема 3: почему достигать цели — это вообще хорошо?

Дальше остается уже только тактика и вот этот скучный проджект-менеджмент (оцените, что изначально глагол project означать «бросать», и это вообще древняя метафора от первых охотников с копьями). Ну ладно, допустим, вы каким-то магическим образом избавились от всех внутренних конфликтов и смогли загнать свои цели в рамки (pun intended). Достигай. Получается, бери и делай.

Ну например, я поставлю себе SMART-цель «накопить к концу года 600 тысяч и купить машину». Стандартный подход довольно простой: чтобы осуществить проект, разбейте его на понятные и достижимые шаги.

Но есть проблема: от этого может стать только хуже. Красота же: дедлайн есть, копить нужно по 50 тыяч в месяц (пора переходить на макароны и сосиски) — и будет через 12 месяцев машина.

Но цели по определению можно задать только для каких-то материальных вещей и задач, они не помогают ответить на экзистенциальные вопросы. Во всей индустрии личного успеха есть неозвученное предположение, что после достижения целей вам станет лучше, чем было до. А ведь материалистичные цели не могут принести счастья, зачем тогда вообще их ставить?

Его отцу предсказали, что Гаутама станет или великим правителем или великим пророком. Первым это противоречие заметил Будда. И посадил Будду во дворце, где окружил его роскошью и спрятал все источники страданий: старость, болезни, смерть. Отец хотел правителя.

А потом Будда как-то сбежал из Дворца и увидел на улице болеющих, стареющих и даже мертвых людей. Ну в общем, технически Гаутама достиг всех целей в этом Дворце (давайте сразу примем, что Дворец — это просто метафора). А потом понял, что это ждет и его, и никакой Дворец не спасет. И долго удивлялся и не мог понять, что эти люди сделали не так.

И тогда Будда создал Великое Отречение. После этого жить во Дворце он уже больше не смог — наступило разочарование (английское слово disillusionment лучше передает смысловой оттенок: для Гаутамы разрушилась иллюзия).

И они никак не пересекаются, хотя маркетинг пытается нас убедить в обратном. Этот миф про Будду показывает важное различие между двумя режимами жизни: having mode & being mode (режим обладания и режим бытия).

В ней показывают счастливых улыбающихся людей (режим бытия), пытаясь убедить купить бутылку с алкоголем (режим обладания). Вспомните любую рекламу пива. Вот только обладание этой бутылкой (и даже её выпивание) никак не смогут привести к состоянию, показанному в рекламе.

Но они не взаимозаменяемы. По сути, вся реклама пытается нас запутать относительно двух режимов жизни и выдать один из них за другой.

И вместо текущей реальности продаем себе образ лучшего будущего (того, где цели будут достигнуты). В случае с целями мы сами занимаем роль маркетингового агентства. Но поскольку цели приведут только к тому, что мы станем больше иметь, то по сути ничего не изменится.

Процитируем самого Фромма: «При существовании по принципу обладания отношение к миру выражается в стремлении сделать его объектом владения, в стремлении превратить все и всех, в том числе и самого себя, в свою собственность». Из современников лучше всего про это писал Фромм, который так и назвал одну из своих книг «Иметь или быть?».

Ну то есть как самый настоящий продакт менеджмент. Звучит страшно.

Короче

Тем более, что все равно свои мечты мы заимствуем извне. Ставить и достигать цели — само по себе довольно бессмысленное занятие. А внутренние противоречия и конфликты легко разрешаются только на бумаге.

Для этого я собрал короткий и бесплатный вебинар «Практики осознанности». Кажется, единственный путь — это научить себя переключаться из режима обладания в режим бытия. Записывайтесь скорее! Там есть (уже слишком длинный) лист ожидания.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

Реклама на vc.ru

Блоги компаний

Показать еще

Еженедельная рассылка

Одно письмо с лучшим за неделю

Проверьте почту

Отправили письмо для подтверждения

{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»