Главная » Hi-Tech » Бюро путешествий: заработать на коньковых походах и нырянии с китами

Бюро путешествий: заработать на коньковых походах и нырянии с китами

Монолог предпринимателя Михаила Коростелева.

В закладки

Сначала отправился в Африку, а потом занимался дайвингом в разных странах. Я работал программистом в Москве и мечтал путешествовать по миру без туркомпаний.

В 2015 году мы с женой собрали в путешествия несколько групп. Друзья в соцсетях видели фотографии из поездок и спрашивали, можно ли присоединиться.

Прибыль от поездок очень отличается: иногда уходим в минус на 150 тысяч рублей, а иногда зарабатываем на крупных поездках миллион. Сейчас организуем по 25 путешествий в год.

Дёшево на Мальдивы

Потом мы увлеклись дайвингом и выбирали страны, в которых можно нырять и плавать вместе с акулами и китами. В 2010 году я отправился с женой и друзьями в Африку на три недели. Нам нравилось возвращаться в уже знакомые места и помогать друзьям открывать их вместе с нами.

Знакомые часто спрашивали в комментариях, можно ли поехать с нами. О поездках я рассказывал на странице в Facebook. Это натолкнуло на мысль, что можно сделать из хобби бизнес: зарабатывать и путешествовать.

Отдых там считают дорогим, красивым и скучным, но я знаю Мальдивы с другой стороны. В 2015 году мы организовали первую групповую поездку — на Мальдивы. Там есть недорогие гестхаусы — только не на островах-отелях, а в местных деревнях.

Интереснее взять маску, ласты и акваланг и исследовать подводный мир. На Мальдивах легко встретить китовых акул, скатов, черепах, поэтому там необязательно две недели лежать на пляже под пальмой.

Мы разместили информацию о прошедших путешествиях и первых турах, которые собрались проводить, — на Мальдивы и в Африку. Пока я занимался организацией, моя жена Настя сделала сайт на конструкторе. Для этого оформили ООО.

Десятидневная поездка на одного человека стоила 900 долларов, плюс путешественник покупал авиабилет. Чтобы прорекламировать поездку, я опубликовал пост в «Живом журнале». За неделю мы набрали 15 человек на весенний и 17 человек — на осенний заезды. Сумма все равно выходила меньше, чем традиционный отдых в отеле на тот же срок.


Мы просто привезли участников на остров, на котором уже были и все знали. Организация была простой: на всё время мы сняли один гостевой домик, и повара в нём готовили нам еду. Каждый день плавали на риф и наблюдали за подводным миром, а желающих заняться дайвингом отправили в местный дайв-центр на прохождение курса.

Мне понравилось, и я захотел организовать такое для второй группы. После первой поездки я прошел курс фридайвинга — плавал под водой с задержкой дыхания, не используя экипировку вроде баллонов.

Это был полноценный курс с практикой на мелководье и глубине с буем — студенты ныряли по тросу вниз по очереди. Через знакомую нашёл инструктора и добавил ежедневные занятия в программу выезда. Вводное занятие проводили бесплатно, остальная программа оплачивалась отдельно.

Траты в поездке на Мальдивы

на 10 ночей для 16 туристов:

  • Проживание и питание в гостевом доме — 450 000 рублей;
  • Лодка-трансфер — 104 230 рублей;
  • Билеты турлидеров — 61 320 рублей;
  • Комиссия отеля и местный налог — 18 380 рублей;
  • Итого — 633 930 рублей.

Выручка за путешествие составила 882 864 рублей, а прибыль — 285 700 рублей.

Разрешение от африканского вождя

Ехали в первый раз: у нас не было своих фотографий и историй об этих местах. Следующую поездку мы организовали в Эфиопию на вулкан с лавовым озером в кратере. Иллюстрации для сайта и соцсетей взяли на фотостоках, а маршрут продумывали по рекомендациям людей, которые там уже были.

Тур стоил 1150 долларов. Кроме поста в «Живом журнале» я рекламировал поездку и на Facebook, но набралось всего четыре клиента. Мы не планировали заработать на первых поездках, потому что воспринимали их как пробные, поэтому путешествие не отменили.

Местное население настроено воинственно, а нормальных дорог почти нет. В Эфиопии опасно арендовать машину и путешествовать одному. Перед поездкой мы нашли на туристическом форуме местную компанию-партнёра, которая помогла бы с организацией, и внесли предоплату 20% — 80 тысяч рублей.

За две недели до поездки знакомого они написали ему, что директор компании попал в аварию и погиб — без него работа встала. Потом узнали, что знакомый едет в Эфиопию с той же компанией. Мы поняли, что это развод, но деньги вернуть не смогли, потому что договор не оформляли. С нами же компания продолжала переписываться и ни о чем не предупреждала. Единственное, что получили, — это консультации по маршруту.

С ними договорились, что ребята помогут с организацией на месте. Времени оставалось мало, поэтому мы нашли другую местную компанию, которая сдавала в аренду машины.

Они контролируют любые перемещения машин. Мы планировали посмотреть вулкан на территории местного кочевого народа афар. Сейчас на вулкане бывает одновременно по 150 туристов — местные зарабатывают на них, выдавая разрешения на посещение.

Компания помогла нам получить разрешение на проезд к вулкану у вождя. Без эфиопского подрядчика мы бы не разобрались, куда нужно пойти и кому заплатить — договариваться на английском там сложно.

Они оплачивали свои расходы сами и помогали в организации: закупали продукты и готовили с нами для группы на газовой горелке. Кроме клиентов с нами поехали четверо друзей.

На следующую поездку договорились с ним об организации всей программы: транспорта, разрешений, гида, повара и еды. По пути познакомились с молодым гидом, который тоже вел туристическую группу. Он не брал предоплаты, а для нас это было важно после неудачного опыта.

С нами поехало семь человек — мы заработали $3 тысячи. Вторая поездка в Эфиопию, но уже вместе с гидом, обошлась дешевле. Сейчас этот гид продолжает работать с нами.

Новые направления и запуск бюро

Потом появилась Камчатка. В конце 2015 года к Мальдивам и Эфиопии мы добавили тур в ЮАР и Намибию с заездом на водопад Виктория. Фотографии из поездки опубликовали в соцсетях и журналах о путешествиях. Сначала мы поехали на полуостров волонтёрами на лето: участвовали в проектах по изучению косаток и медведей. Люди о нас узнали, поэтому в камчатское путешествие сразу удалось собрать 45 человек.

В 2016 году я ушёл из программирования, чтобы заниматься только бюро путешествий Team Trip.

Ошибки и конфликты с клиентами

Например, мы с женой организовывали программу, а туристы сами оплачивали свой перелёт. Когда мы только начинали, случались разные косяки. Понадеявшись на порядочность людей, с которыми мы проведём ближайшие несколько дней в тесном контакте за границей, мы разрешали им вносить деньги уже после тура, еще и платить частями. Мы были уверены, что если человек купил авиабилет, то и за тур он тоже заплатит.

У туристов, которые не заплатили сразу, возникает соблазн найти недостатки в нашей работе и в итоге вообще не заплатить за поездку. Так делать не стоило. Хорошие отношения и тесный персональный контакт не помогли.

Мы набрали команду из четырёх человек, которые до этого никогда не ночевали в палатках. Так произошло при путешествии в Намибию. Мы забыли предупредить о возможных холодных ночёвках, участники не взяли с собой теплых спальников и в одну из ночей замёрзли и не выспались.

Одна из них платить отказалась, а потом к ней присоединилась и вторая. Двое туристов собирались отдать остаток денег за тур по возвращении в Москву. Так мы потеряли $1000.

Теперь всю стоимость тура участники оплачивают до вылета.

Она хочет снова поехать с нами в путешествие. В декабре 2018 года туристка, которая не оплатила поездку в 2015 году, извинилась и отдала оставшуюся сумму.

Направления и цены

В среднем это две поездки в месяц, но в майские праздники и летние каникулы стараемся путешествовать больше. Сейчас организуем 25 путешествий в год.

Тонга — это архипелаг из 177 островов в Тихом океане, где можно нырять с горбатыми китами, плавать с акулами и смотреть на действующий вулкан. Самые популярные путешествия — к китам на Азорские острова и Тонга. Тур стоит €3250.

Но не всегда дело в цене. Мальдивы часто выбирают благодаря низкой цене в сравнении с другими турами — поездка стоит $1000. Людям, которые собираются туда в первый раз, сложно представить, как прожить неделю без душа в минусовой температуре. Байкал, например, стоит меньше, но не все готовы проходить по 20 км в день по льду в минус 20—25 градусов и ночевать в палатке.

Например, на Мальдивах расходы — это наши билеты, аренда оборудования, зарплата турлидера, проживание и питание в гостевом домике. Количество человек, которое окупает поездку, зависит от затрат. Чтобы выйти в ноль, достаточно взять с собой пятерых туристов.

Иногда мы ограничены ресурсами — например, количеством мест на яхте в путешествии на Землю Франца-Иосифа, Антарктиду и морские круизы на Камчатке. Обычно в одну поездку набирается 10 человек. Изначально договариваемся с одним гостевым домом, но если набирается больше людей, расселяем их по соседним. На Мальдивах мы ничем не ограничены и можем взять до 20 человек.

Риски бывают, если мы снимаем дорогое оборудование — машину или яхту. У нас редко случаются дополнительные расходы, которые сильно влияют на бюджет. Чем меньше туристов, тем выше себестоимость на одного человека. За яхту платим фиксированную цену — независимо от количества людей.

Например, на Азорских островах узкие улицы, поэтому машину легко поцарапать. С автомобилями бывают свои проблемы. Большая птица перебегала дорогу, водитель дернул руль, и машину занесло. Однажды в Намибии попали в аварию. К счастью, за все годы похожих случаев больше не было. Лидеру группы и туристке пришлось наложить в больнице гипс.

Хотя мы разрабатываем собственные маршруты, у других организаторов встречаются похожие поездки. В ценах приходится ориентироваться на рынок. Они видят: там Байкал и тут Байкал. Они могут быть в другом формате, но для нового клиента это не всегда очевидно. Поэтому мы проверяем цены на аналогичные поездки у других туроператоров и стараемся им соответствовать. Мы понимаем, что если человек о нас ещё не знает, то пойдет туда, где дешевле.

Например, в 2019 году планируем первую поездку в Антарктиду. Есть и рискованные путешествия. Там хотим организовать дайвинг для опытных — для этого закупили оборудование на $12 тысяч и наняли польского гида.

Если наберем две группы по семь человек, то будем в небольшом плюсе. Надеемся встретить морских леопардов, пингвинов, китов и косаток. Если не доберём хотя бы двух человек, то окажемся в огромном минусе, потому что двухместная каюта стоит €13 тысяч за человека, а оплачивать нужно всю яхту целиком независимо от количества туристов.

Клиенты и продвижение

Они не всегда могут организовать подобные поездки сами, потому что в одиночку выходит дороже, чем группой. Основной костяк клиентов сегодня — самостоятельные путешественники. С теми же, кто привык к пакетным турам, иногда случаются сложности.

Выкладываем их в соцсети. Когда мы с женой едем самостоятельно в какую-нибудь интересную страну, то бронируем простой отель, общаемся с местными на пальцах, худо-бедно решаем бытовые вопросы и в итоге получаем классные впечатления и эффектные фотографии. Они приходят к нам и записываются в следующее путешествие. Люди на них смотрят и впечатляются: «Тоже так хочу».

А ещё в их глазах мы как волшебники: всё знаем о стране, умеем решать любые вопросы на границе, свободно говорим на всех языках и знаем в лицо всех местных змей и какие от них нужны противоядия. Некоторые клиенты думают, что помимо красивой природы и эффектных видов они получат привычный для себя пятизвездочный сервис: хорошие гостиницы, русскоговорящих гидов, брендированный джип и фирменную папочку с документами. А мы просто двое ребят, которые любят путешествовать.

На Галапагоссах нет русскоязычного гида: я привлекал местного, а потом переводил его слова группе. В путешествии по Галапагосским островам часть клиентов была недовольна буквально всем. Туристы же привыкли, что в пакетных турах вся программа русскоязычная.

В итоге никакие черепахи, ящерицы и скалы уже не были так интересны, если ты ожидал высококлассный сервис. Отели им тоже не нравились — они были удобными, но не такими красивыми, как по программам «всё включено».

В первых поездках мы не учитывали, что турист может оказаться в палатке впервые и не выспаться. В путешествиях мы часто ночуем в кемпингах — это оборудованная территория, где ставят палатки. Это портило отдых, даже если потом он видел горную гориллу и закат на вулкане.

Например, указываем в договоре отели, чтобы клиенты посмотрели, где будут останавливаться, и заранее сказали, если что-то не нравится. Сейчас все условия оговариваем заранее.

С рекламой в соцсетях получается непредсказуемо: бывает, потратишь $200 и получишь пять клиентов, а иногда кампания не приносит ни одного. Клиенты узнают о нас по сарафанному радио и через Facebook.

Например, мы помогали снимать фильм «Медведи Камчатки. Ещё о нас узнают по проектам, посвящённым животным и их защите. Сотрудничаем с проектом «Друзья океана» на Сахалине — ребята борются с отловом косаток в Охотском море. Начало жизни». Если развивать туризм, то, возможно, отлов когда-нибудь прекратится. Чтобы освещать эту проблему, мы организовали путешествие на Шантарские острова.

С этим снимком я участвовал в фестивале дикой природы «Золотая черепаха» — через такие проекты люди тоже узнают о нас

Команда

Я организовывал путешествия и общался с клиентами, а Настя занималась дизайном и сайтом. В начале мы с женой все делали сами.

Она занялась рекламой, добавляла на сайт туры, общалась с клиентами и помогала планировать программы. В 2017 году количество поездок выросло до 24 — мы перестали успевать и наняли менеджера.

Сейчас я уже не готов так много ездить, поэтому стараюсь организовывать поездки, в которых лидером буду не я.

Например, Стас Захаров приехал к нам туристом на Азорские острова. Часто турлидерами работают биологи — с большинством знакомимся в поездках. Это ответвление от Team Trip для иностранных клиентов. Вместе мы придумали проект по наблюдению за китами Whale Watching Russia.

Последнюю поездку в Эфиопию проводил фотограф и путешественник Сергей Доля

Сложно взять человека с классным резюме, если мы не видели кандидата в деле. Каждую неделю мы получаем по два письма от людей, которые хотят вести наши группы. Даже с проверенными людьми не всегда получается, потому что им бывает сложно найти баланс: в путешествии нужно работать, а хочется фотографировать и отдыхать.

Местные гиды не всегда говорят на русском и английском и часто не готовы договариваться с туристом, если он чем-то недоволен. В поездках всегда появляются организационные вопросы — лучше, чтобы их решали люди из нашей команды.

Мы рискнули: подготовили маршрут и отправили их с местными гидами без турлидера. Однажды туристы попросили организовать им индивидуальное путешествие не в те даты, которые мы планировали.

Туристы оказались недовольны походной едой и отелями, в которых останавливались в первый и последний день путешествия. Это довольно дикий тур — на пути нет отелей и цивилизации, ночёвки проходят под открытым небом.

Я доплатил за него 300 долларов из своих денег. Удалённо мы договорились о том, что переселим их на последнюю ночевку в отель люкс. Больше мы не отправляем туристов в поездки без турлидера. Если бы на месте был наш турлидер, он бы смог провести переговоры и уладить ситуацию быстрее.

Оплата каждого проекта высчитывается из бюджета поездки и всегда разная. У лидеров нет постоянной зарплаты. Сейчас у нас один постоянный менеджер, а два работают на четверть ставки. Постоянную зарплату получают только менеджеры и бухгалтер. Два других выполняют рутинную работу: вносят клиентов в базу данных, подписывают договора и оформляют страховки. Первый общается с клиентами и партнёрами и ведет соцсети.

Плаваем с китом на Тонга. Сюда нас возят на яхте местные партнёры

Они помогают руководителю путешествия сопровождать группу: водят машину, готовят еду, содержат дом в чистоте и решают организационные вопросы. С 2017 года мы начали брать волонтёров в поездки со сложной организационной работой: на Азорские острова, Байкал, Соловецкие острова и в Африку. Ребята оплачивают билет и питание, а всё остальное для них бесплатно.

Количество волонтёров зависит от размера группы. В волонтёры попадают те, кто уже ездил с нами в качестве туриста, или их друзья. На каждых трёх-четырёх туристов нужна машина и один водитель.

Например, в Эфиопии мы не водим группу самостоятельно. Случаются поездки, которые полностью сопровождают местные гиды. В каждый тур обязательно едет наш лидер, чтобы отвечать на вопросы туристов, инструктировать и решать сложные вопросы.

Если завтра по плану выход в море, а по прогнозу шторм, переиграть на наземную программу, а морской день перебронировать на другую дату. Например, задача лидера — утвердить план на следующий день, донести его до всех участников. Если кто-то заболел, съездить в больницу и помочь.

Результаты и планы

В 2018 году оборот проекта составил 9 миллионов рублей — из них мы заработали 2 миллиона.

Будем выходить на иностранный рынок с проектом Whale Watching Russia. В следующем году планируем добавить к текущим новые поездки — в Исландию, Южную Америку и на Мадагаскар. Мы исследуем китов в России и открываем новые места, где их можно увидеть.

Операционные расходы в месяц за 2018 год

  • Реклама — 600 000 рублей;
  • Зарплата сотрудникам — 100 000 рублей;
  • Фирменная атрибутика — 10 000 рублей;
  • Итого — 710 000 рублей.

👉 В Т—Ж каждый день пишут о бизнесе, налогах и российских законах 👈

Почитайте другие статьи по теме:

  • Как жить в кепмингах и сэкономить €1000 на отелях.
  • Как самостоятельно оформить Шенгенскую визу: пошаговая инструкция.
  • Как выбрать страховку и не переплатить.
  • Что такое каучсёрфинг и как он помогает сэкономить в путешествиях.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

«Коммерсантъ»: Крупнейший акционер «Модульбанка» выставил его на продажу

«Коммерсантъ»: Крупнейший акционер «Модульбанка» выставил его на продажу — Финансы на vc.ru Свежее Вакансии Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти Артём Аветисян слухи о продаже отрицает. В закладки Об этом со ссылкой ...

Продал более 200 млн гейзерных кофеварок, но не выдержал конкуренции: история бренда Bialetti

Как основатель придумал устройство для варки кофе дома, как его сын продвигал компанию и почему Bialetti пришлось продать. В закладки Аудио Проработав десять лет во французской алюминиевой промышленности, он основал в Италии мастерскую по изготовлению металлических изделий для дома. В ...