Хабрахабр

Буткемп в Яндексе: как разработчику выбрать себе команду

Большие IT-компании часто предлагают кандидатам на роль разработчика выбрать между несколькими командами. Сделать этот выбор непросто — разработчик ещё не работал ни с одной из команд, не знает их специфики. Чтобы упростить ему задачу, мы придумали Буткемп. Это особый способ прохождения испытательного срока. Буткемп длится восемь недель, в течение которых сотрудник успевает попробовать себя в разных подразделениях и на основе этого опыта сделать осознанный выбор дальнейшего места работы. Изначально такой формат был доступен только фронтенд-разработчикам, но несколько недель назад команды бэкенда тоже к нему подключились.

Расскажу читателям Хабра, что у проекта под капотом, какие возможности он даёт и как предыдущие участники мучительно выбирали себе команду. Я Жанна Круглова, экс-разработчик и руководитель группы Буткемпа.

Теперь мы начинаем нанимать бэкенд-разработчиков по этой же системе — пока только в Москве. Сначала мы запустили Буткемп в режиме эксперимента, затем, увидев пользу, раскатили его на весь фронтенд Поиска, рекламных технологий, персональных и некоторых других сервисов. Дальше мы будем расширять программу на другие специальности. Для специалистов по фронтенду он действует в семи офисах: в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Минске, Симферополе, Казани и Иннополисе.

Мы видим, что кандидатам такой формат испытательного срока даёт много плюсов. Через Буткемп прошло более 80 человек.

Как устроен Буткемп внутри

Это не стажировка, а полноценная работа, которая оплачивается. С каждым участником заключается трудовой договор и по факту он становится штатным сотрудником.
Программа доступна разработчикам всех уровней: от junior до senior.

Как распределяется это время? Сроки и число команд
Буткемп, в отличие от традиционного испытательного срока в Яндексе, длится не три месяца, а два. Ещё одну неделю участники проводят по-разному: иногда разработчик успевает поработать в четвёртой команде (это относится только к фронтендерам), иногда задерживается на пару дней в предыдущей команде, чтобы завершить задачу. В первой команде участник Буткемпа работает три недели (из них неделя уходит на акклиматизацию в компании), дальше — в двух командах по две недели. А иногда он может закончить Буткемп на неделю раньше.

Там менее формальные описания, чем на официальном сайте. Выбор команд
Первые две команды для участника выбираем мы, третью — он сам, опираясь на вакансии в нашем внутреннем сервисе. Затем проводится получасовая встреча с представителями каждой команды. Предположим, разработчик обратил внимание на 10 команд. Участник может спрашивать всё, что ему интересно. На встрече коллеги могут рассказать о процессах, продукте и технологиях, задачах и целях. К тому же на такие встречи можно ходить с другими участниками.

Но бывает и по-другому. Как правило, составляя список команд, с которыми хочется провести получасовые встречи, кандидаты смотрят именно открытые вакансии. В регионах меньше команд — если в них разработчик уже поработал, но хочет использовать оставшееся время эффективно, мы предлагаем ему «побуткемпиться» в команде Лего (библиотека общих компонентов для создания большинства интерфейсов Яндекса).

Но пока это только для фронтенд-разработчиков. Командировки
Если команда находится в нескольких офисах, то участник может поехать в командировку в другой офис — поработать в одном городе, потом поехать в другой.

Кроме того, на протяжении всего Буткемпа разработчика курирует руководитель Буткемпа, к которому можно обращаться с любыми вопросами. Поддержка ментора, техлида и руководителя Буткемпа
У любого участника есть ментор, а в каждой следующей команде его встречает техлид.

Техлид вводит в курс дела, ставит задачи, проводит код-ревью, знакомит с командой — в общем, делает всё, чтобы участник почувствовал себя частью команды и за пару недель максимально погрузился в её процессы.

Со мной, руководителем Буткемпа, в течение испытательного срока проходит минимум три встречи: на первой обсуждается весь процесс — что и как будет происходить в эти восемь недель, на второй происходит обмен фидбеками и оценка промежуточных результатов, в финале подводятся итоги, обсуждается выбор команды и план действий после окончания Буткемпа.

Команда может быть готова оставить у себя разработчика, может отложить это решение или отказать. Система фидбеков
После завершения работы в каждой команде проводится встреча, где команда и участник обмениваются фидбеками — проговаривают, стоит ли дальше идти вместе. Таким образом участник сразу узнаёт, над чем ему стоит поработать, и в следующих командах может исправить слабые места. Если ответ отрицательный, то техлид команды подробно объясняет, почему человек пока не подходит.

Концентрированная обратная связь очень полезна для обеих сторон. Со своей стороны разработчик говорит, что ему понравилось и не понравилось в работе. Это отмечают и разработчики, и команды.

Это означает лишь, что человек и команда не подошли друг другу. Возможный отказ продолжить работу — будь то отказ со стороны участника или со стороны команды — не означает, что это плохое подразделение или недостаточно квалифицированный разработчик. И очень хорошо, что это удаётся выявить на такой ранней стадии.

Дело в том, что в его предыдущей компании не приветствовалась (и даже наказывалась) инициативность. Пример из жизни
Одного участника первые две команды не стали приглашать остаться у них. Но после очень конструктивного и подробного фидбека из команд он сумел изменить принципы своей работы. Он не сразу понял, что в Яндексе всё наоборот. В итоге обе следующие команды конкурировали за него — каждая стремилась оставить его у себя.

Плюсы для кандидатов

Осознанный выбор команды
Раньше у разработчика было четыре финальных собеседования с разными командами. Каждая из них за час презентовала себя, и на основании этих коротких встреч кандидату нужно было сразу кого-то выбрать. Теперь есть возможность сначала поработать с командами, и уже потом делать выбор.

Разработчики к нам приходят тоже очень разные. Возможность попробовать разное
В Яндексе много разных продуктов и команд. Может покоммитить в их репозитории, увидеть, как устроен деплой, как происходит тестирование, есть ли у них continuous integration и какой он. Участник может прийти в любую команду — и в проект промышленного масштаба, и в маленький экспериментальный стартап, — познакомиться там с конкретными людьми, изучить изнутри все процессы, попробовать себя в разных технологиях, подходах и задачах. Дополнительно можно оценить неформальную сторону: как коллеги общаются, как часто встречаются, какие ценности у команды.

В участника вкладываются несколько команд, то, что он узнал в одной, можно затем применить в другой. Мощное развитие за короткий срок
Восемь недель проходят в довольно интенсивном режиме, нужно делать много нового в сжатые сроки. Все навыки и знания навсегда остаются с ним.

Речь как про базовые инструменты (системы управления версиями, системы сборки), так и про то, что может не потребоваться прямо сейчас, но что стоит знать каждому разработчику Яндекса. Буткемп включает в себя обучающий курс — можно изучить основные технологии, которые пригодятся в будущем. д. Сюда входят правила разработки, общие библиотеки, инструменты, системы и т.

В дальнейшем он уже знает, что и как устроено, кто чем занимается, к кому с каким вопросом можно обратиться. Нетворкинг
На старте участник знакомится с разными сервисами и людьми в Яндексе. Разработчик взаимодействует с большим количеством коллег из разных подразделений, и здорово, когда он с самого начала уже со многими знаком.

Плюсы для компании

Cохраняем скилл собеседующих
До появления Буткемпа вакансии на уровне команды появлялись не часто (1-2 раза в год). Для команды это был дополнительный стресс — приходилось откладывать все дела и собеседовать кандидатов. Была большая нагрузка в пике. После закрытия вакансии все сразу расслаблялись. За время простоя собеседующий может потерять свои навыки, и потом нужно заново их тренировать.

В Буткемпе есть пул дежурных, которые по очереди проводят технические секции собеседований. Теперь процесс найма не зависит от наличия вакансии в конкретной команде. Так легче прогнозировать нагрузку и равномерно распределять её среди собеседующих. Для дежурных проводится специальное обучение. Благодаря дежурствам удалось спонтанный и хаотичный процесс найма превратить в прозрачную и организованную систему.

Они уже многое умеют, поэтому им можно доверить какую-нибудь задачу целиком. Разработчик способен решить задачу целиком
В Буткемпе участвуют разработчики начиная с младшего уровня — но не стажёры. И когда приходит участник Буткемпа, команда счастлива — ему можно поручить внеплановую задачу. Иногда дают и задачи, которые команда мечтает сделать, но всё никак не может уложить их в цикл разработки.

А более довольный человек более производителен, быстр и т. Повышаем эффективность работы сотрудника
Мы видим, что Буткемп придаёт разработчикам позитивный импульс, они с большей вероятностью будут довольны своей работой в компании. д.

Тем самым они учатся рассказывать о себе и продукте, который они делают. Подразделения выделяют свои сильные стороны
Команды устраивают специальные встречи для участников Буткемпа, конкурируют за них, стремятся сделать так, чтобы при взаимном интересе разработчик выбрал именно их.

Как участник делает финальный выбор

Выбор — это самое важное и спорное. Бывает так, что человеку понравились две команды или все — и он не знает, как между ними выбрать. Разработчик старается понять, что для него действительно важно, много рефлексирует.

Разработчик может осознать, что продукт для него важнее технологий — или наоборот, что ему хочется развиваться до уровня архитектора. Кто-то составляет списки критериев для оценки команды, в которых может быть что угодно: локация, руководитель, процессы, сложность задач, условия развития лично для него, наличие подходящего ему ментора или задач. Буткемп служит поводом проанализировать свои цели и желания.

Это встреча, которая проводится после завершения крупного этапа проекта — с разбором ошибок, штурмом на тему того, как в будущем их избежать, и т. У нас был разработчик, который мучительно выбирал между двумя командами и в последние дни работы в последней команде попал на ретроспективу. И он сказал: «Я был поражён тем, как глубоко они анализируют свои процессы, поступки, решения и какие выводы делают. д. Меня настолько удивил такой процесс роста, что я понял, что хочу быть именно с этой командой».

С тех пор прошёл уже год, разработчик по-прежнему в команде и доволен своим выбором. Или другой пример: на собеседованиях участник говорил, что хочет делать проект на многомиллионную аудиторию, а после Буткемпа остался в небольшом внутреннем стартапе.

Чем отличаются команды в Яндексе

  • Процессами. В одних командах сотрудники встречаются каждый день, в других — раз в неделю. У кого-то есть ретро, у кого-то нет. Некоторые команды не работают в одном офисе, а распределены на несколько городов.
  • Технологиями. Где-то деплоем занимается отдельная команда, где-то можно самому выкатить код в продакшен. Есть команды, в которых проводятся долгие тестирования, а у других тестовая среда устроена гораздо проще. Кто-то пишет инфраструктуру почти с нуля. Кто-то строит фронтенд на фреймворке React, кто-то на БЭМ, кто-то на Vue.js.
  • Задачами. В одной команде могут быть задачи на уровне глубокой инфраструктуры, во второй нужно реализовать часть функциональности с нуля, третья непрерывно создаёт быстрые прототипы и проверяет гипотезы, а в четвёртой люди переписывают весь сервис.
  • Масштабами. Что вам больше по душе — многомиллионный сервис или небольшой стартап? В первом случае несколько человек одновременно работают над маленьким кусочком проекта, во втором — один человек может успевать работать над пятью разными проектами.
  • Атмосферой. Кто-то спешит по вечерам домой к детям. Кто-то, наоборот, предпочитает активно проводить время с коллегами вне работы. В некоторых командах общаются больше, в некоторых меньше.

Если вы захотите присоединиться к Буткемпу, вот ссылка.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть