Hi-Tech

Будущее рынка труда: какие навыки в сотрудниках станут важны для компаний

Отрывок из книги профессора бизнес-экономики Маастрихтского университета Тью Блуммарта «Четвертая промышленная революция и бизнес».

В закладки

Тью Блуммарт YouTube

Что такое сингулярность

Эти машины и системы будут перепрограммировать себя самостоятельно. Наиболее распространённое определение технологической сингулярности гласит: «Сингулярность — это состояние, при котором людям больше не придётся обновлять компьютеры, телекоммуникационные системы и роботизированные механизмы. Люди не будут понимать, как они работают, но всё будет работать само по себе».

Интернет вещей, быстрое совершенствование технологий искусственного интеллекта и больших данных приближают момент наступления технологической сингулярности. Рэй Курцвейл предсказывает, что это время наступит уже примерно в 2035 году.

Понимаем ли мы на самом деле, каким образом беспилотный автомобиль благополучно доставляет нас из пункта А в пункт B, паркуется, напоминает пассажиру о предстоящей встрече, на ходу анализирует данные о состоянии дел на дорогах, полицейские сводки и включает отопление в доме ровно за полчаса до вашего приезда?

Помимо информатики, телекоммуникационных технологий, стремительно развиваются другие области знания: космические технологии, естествознание, здравоохранение, биотехнологии, селекция; создаются новые и новые материалы.

Кроме того, мы видим, как различные сферы науки часто стимулируют друг друга в своём развитии. Эти области тоже постепенно переходят к такому этапу своего развития, когда возможное применение новых открытий будет выходить за пределы современного человеческого понимания.

Такая таблетка объединяет в себе подкрепляющие друг друга достижения в медицине, робототехнике, нано- и сенсорных технологиях. Понимаем ли мы на самом деле, как принятая «умная» таблетка устремляется прямо к печени пациента, оставляет там строго определённую дозу восстановительного препарата, проводит оценку текущего состояния внутреннего органа и оперативно сообщает врачу, каким образом следует оптимизировать лечение?

Сегодня на Земле живут около 7 млрд человек, и это число постоянно возрастает, поэтому мы не сможем и дальше применять прежние способы получения питьевой воды, производства продуктов питания, добычи сырья, сегодняшних систем медицинского обслуживания и образования и так далее. Социальная сингулярность представляет собой виртуальное сообщество людей, разделяющих взгляды, мысли и представления о том, как управлять нашей планетой в будущем.

К примеру, развитие технологий интеллектуальных пакетов прикладных программ и больших данных может подтолкнуть прогресс в здравоохранении и создании искусственного интеллекта. Три вышеприведённых «представления» о сингулярности напоминают сообщающиеся сосуды.

Или же, если спонсор из виртуального сообщества выделит средства на научные исследования в области гомеопатии, — в развитии интегральной медицины, или к появлению новых алгоритмов лечения тех или иных заболеваний на базе искусственного интеллекта.

Считаете ли вы её угрозой, поскольку из-за неё исчезнут те или иные профессии? Считаете ли вы сингулярность роскошью, если в будущем множество монотонных и опасных производственных операций можно будет передать, например, роботам? Какова ваша точка зрения? Считаете ли вы её необходимостью, поскольку без неё всё возрастающая глобальная социальная напряжённость может запустить механизм самоуничтожения человечества?

Вы разделяете утверждение, что принцип «поживём — увидим» здесь не работает? Определите свою позицию и миссию. Вы сами, ваша компания, ваши дети, планета Земля заслуживают большего?

Тогда эта книга — приглашение.

Новая модель менеджмента в условиях сингулярности: установление связей, отклик, доверие и ускорение

В связи с этим возникает следующий вопрос: неужели нет альтернативы циклу PDCA для управления в условиях сингулярности? Цикл Деминга (или цикл PDCA) в сингулярной среде эффективен лишь в том случае, если — как показано в предыдущих главах — внести в него множество поправок. Давайте набросаем контуры альтернативной модели управленческого контроля, проведя сравнение крайностей в условиях «старой» и «новой» нормальности.

Теперь уже не только менеджмент имеет право формулировать своё видение будущего — принять участие в этом может весь коллектив, стремящийся к созданию множества «зон выживания». Менеджмент в эпоху сингулярности главным образом требует смелости «отпустить ситуацию» и отдать инициативу сотрудникам, не сомневаясь при этом, что они хотят для организации лучшего. Повысить уровень «вовлечённости» клиентов и сотрудников позволят «умные» ИКТ-решения.

«Старая нормальность»

  • Предсказуемый мир (стабильность).
  • «Работа по плану» (управление в соответствии с планом; планирование).
  • Планирование важнее всего; использование «базовых сценариев».
  • «Оптимизация производства» и «бенчмаркинг».
  • Бизнес-модели редко подвергаются «взлому».
  • Чтобы производство было прибыльным, необходимо определить минимальный объём заказа (размер партии); стандартизация.
  • Модель контроля «доверие — хорошо, но проверки — лучше».
  • Относительно долгий жизненный цикл продукта.
  • Залог успеха — продуктивность.
  • ИКТ имеют важную, но вспомогательную функцию.

«Новая нормальность»

  • Непредсказуемый мир (изменчивость).
  • Плавающие цели, постоянные перемены («плыви по течению»).
  • Манёвренность важнее всего; использование различных вариантов.
  • Непрерывные и быстрые инновации.
  • Подрыв — правило, а не исключение; необходима связь с соответствующей внешней средой.
  • Возможности персонализации (партия = 1).
  • Модель контроля с упором на «вовлечённость», вдохновение, неутолимую страсть; в основе лежит доверие.
  • Относительно короткий жизненный цикл продукта; ключевое значение имеют скорость и время.
  • Залог успеха — корпоративный интеллект.
  • ИКТ имеют стратегическую важность.

Теперь уже не только менеджмент имеет право формулировать своё видение будущего.

Всё это приводит нас к следующему эскизу альтернативной модели менеджмента в условиях сингулярности. При поддержке «умных» программных и аппаратных технологий сотрудники получат больше свободы самостоятельно принимать решения.

Установление связей

Планирование представляет собой непрерывный процесс, при котором учитывается вся новая информация, получаемая благодаря связям во внутренней и внешней среде. В сингулярной среде всем организациям крайне важно быть на связи с соответствующими экосистемами и партнёрами, чтобы своевременно замечать технологические сдвиги, тенденции и потенциальные подрывы.

Мы полагаем, что для выживания в экспоненциальной среде цикл должен начинаться не с планирования, как предлагает Деминг, а с установления связей. Внутри организации сотрудничать и делиться знаниями работников подталкивает «солидарность».

Отклик

Однако в цикле Деминга «действие» предполагает более или менее линейное исполнение тщательно проработанного плана. Поскольку скорость технологического развития будет расти и дальше, «перемены» станут новой нормальностью. План исполняется всё более эффективно, его воплощение становится всё лучше и лучше. Главное здесь — вести дела предсказуемо.

Однако он помогает совершенствовать «уже существующее». Цикл Деминга прекрасно подходит для обеспечения непрерывного совершенствования. В такой среде вопрос заключается скорее в том, как обеспечить организационную гибкость и повысить скорость реакции на изменения. В среде экспоненциального турбулентного развития эта модель менеджмента становится слишком статичной.

Следовательно, мы заменяем более линейное «действие» более активным «откликом». Или как менеджменту удостовериться, что у организации имеются варианты, которые можно использовать при выборе альтернативных путей развития, когда непредвиденные внешние сдвиги вынуждают отклониться от запланированного курса.

Доверие

Достичь организационной гибкости можно лишь тогда, когда сотрудникам «по доброй воле» даётся относительно широкая автономия и свобода действий. Мы полагаем, что готовность «отпустить ситуацию» представляет собой неотъемлемый аспект менеджмента в экспоненциальной среде.

Они объясняют смысл существования организации: что толкает компанию и дальше следовать своей миссии? В условиях сингулярности сопутствующие миссия и видение важнее разработанного плана.

В то время как Деминг предлагает на третьем шаге производить «проверку», мы говорим о «доверии». Путь к цели и способ её достижения зафиксированы не так жёстко, и это предоставляет организации необходимое пространство для манёвра в условиях турбулентности.

Всё это непременные атрибуты организаций, желающих выжить в турбулентной среде. В нашем подходе доверие становится основой быстрого принятия решений, мотивации сотрудников, обмена знаниями и укрепления командного духа. Лучше «доверять, но проверять». Само собой, доверие не должно быть слепым. Отправной точкой здесь служит вера (а не недоверие), однако доверие необходимо оправдывать.

Доверие невозможно без контроля, поскольку в этом случае оно превращается в «слепую веру», а с точки зрения контроля такая ситуация нежелательна. Принцип «доверяй, но проверяй» подразумевает постоянное подтверждение обоснованности оказанного доверия. Но одно дело — положить доверие в основу управленческого контроля, и совсем другое — отталкиваться от недоверия.

Недоверие не в ладах с духом предпринимательства и приверженностью общей цели, поэтому в новой модели менеджмента мы заменяем обязательное проведение строгих «проверок» призывом «доверять» (но проверять). Как бы к этому ни относился менеджмент, успешную, ориентированную на результат организацию можно построить только на базе достаточного доверия, оказываемого её сотрудникам.

Ускорение

Однако, в то время как цикл Деминга по-прежнему призывает к постепенной модификации существующих планов и стандартов, в новую эру речь идёт скорее о «подрывах» и «ускорении». Возможность при необходимости оперативно исправить ситуацию важна всегда, а в экспоненциальной среде она приобретает особую значимость.

В сингулярной среде нельзя просто обновлять прошлые планы — для туманного будущего нужно составлять другие планы. Продлевать прямую линию в будущее более недостаточно — нужно быстро реагировать на непредсказуемый и экспоненциальный рост.

«Ускорение» предполагает прямое эффективное вмешательство, если оказанное на предыдущем этапе доверие не оправдывается. Мы меняем «корректировку» на «ускорение», чтобы показать важность обучения и его растущего влияния на организации. В этом отношении модель менеджмента, основанную на доверии, вовсе нельзя назвать мягкой. «Терпимость» к нарушению оказанного доверия быстро приводит к возникновению неприемлемых рисков.

В основе новой модели лежат миссия организации или компании и их видение будущего (смысл их существования). Итак, мы превращаем «планирование — действие — проверку — корректировку» Деминга в «установление связей — отклик — доверие — ускорение».

В условиях сингулярности в основе новой модели лежат миссия организации или компании и их видение будущего (смысл их существования).

Сформулированная таким образом модель CRTA (Connect — Respond — Trust — Accelerate, «установление связей — отклик — доверие — ускорение») будет оптимально функционировать в организации, которая полностью («в реальном времени» и «удалённо») поддерживается соответствующими и надёжными ИТ-системами, в атмосфере открытых коммуникаций.

Наша модель в разумной мере гарантирует своевременное получение важных сигналов (ранних предупреждений) и возможность предпринять эффективные действия на основании этой информации. Модель, конечно, не даёт стопроцентной гарантии стабильной работы организации в сингулярной среде, но её не даст ни одна из существующих моделей менеджмента.

Обсуждение для менеджмента

  • Как традиционная (PDCA), так и новая (CRTA) модели менеджмента включают в себя четыре шага. Назовите для каждого из них одно действие, которое необходимо будет предпринять вашей организации, если она решит перейти с PDCA на CRTA.
  • Что мешает вам инициировать серьёзное обсуждение новой модели и стиля управления среди менеджмента вашей компании или организации?

Будущее рынка труда: подрыв устоявшихся навыков

Описанные технологические сдвиги четвёртой промышленной революции во взаимодействии с социоэкономическими и демографическими тенденциями (такими как продолжающаяся урбанизация, старение населения) могут создать катастрофическую ситуацию, которая приведёт к появлению новых, подрывных бизнес-моделей почти во всех отраслях.

Появятся новые профессии, а ряд старых окажется полностью или частично заменён автоматами или просто исчезнет. Этот «ураган» может вызвать значительные перемены на рынке труда.

Относительно простые виды деятельности, которыми изобилует низший уровень рынка труда, будут дополнены системами, оповещающими человека о необходимости его вмешательства, а само это вмешательство в большей или меньшей степени будет дублироваться «умными» алгоритмами и датчиками. Изменятся требования к сотрудникам в большинстве отраслей.

Здесь можно вспомнить кол-центры, автоматические кассы, «простейшую» бухгалтерию, заполнение финансовых деклараций, физическую охрану зданий и буровых платформ, простые юридические, финансовые, налоговые услуги, постановку простых диагнозов в здравоохранении (по сканам и фотографиям), тушение пожаров, вождение автобусов и такси, офисную работу, клининговые услуги, техническое обслуживание, благоустройство и простой ремонт, операционный аудит в бухгалтерии, судебно-медицинскую диагностику, доставку газет, простые хирургические операции, некоторые архитектурные работы и так далее.

Грядущая трансформация в сфере занятости также предполагает кардинальные перемены в принципах организации совместной работы (например, внедрения непрерывно функционирующих удалённых информационных систем для работы в реальном времени) и в том, где и когда работают люди (например, дома, в офисе или любой точке мира).

В то же время появится множество новых профессий, таких как специалист по обработке данных, аналитик данных, специалист по сетям больших данных, 3D- и 4D-дизайнер, интеллектуальный скаут экосистем, специалист по платформе Watson, консультант в области защиты персональных данных, специалист по хранению данных, эксперт по вопросам экономических циклов, советник по нанотехнологиям, эксперт в области датчиков, специалисты по техническим аспектам четвёртой промышленной революции, маркетингу и продажам и так далее.

По приблизительным оценкам, 65% нынешних учеников начальных школ будут работать в пока ещё не существующих профессиях. Сегодняшняя реальность подталкивает к выводу, что свыше половины самых перспективных в будущем профессий пока ещё не придуманы.

Многие университеты уже готовят совершенно новые программы обучения в перечисленных выше сферах. Но, как бы то ни было, цифровые навыки станут неотъемлемой частью любой профессии будущего. Кроме того, трансформация рынка труда окажет влияние и на гендерное неравенство.

По приблизительным оценкам, 65% нынешних учеников начальных школ будут работать в пока ещё не существующих профессиях.

Поскольку ожидается, что в будущем компетенции EQ («коммуникативные навыки») станут играть более важную роль, в то время как некоторые компетенции IQ станут автоматизированными, перед женщинами открывается больше возможностей на рынке труда, чем перед мужчинами. Мужчины, как правило, демонстрируют более высокий IQ, в то время как женщинам свойственен более высокий EQ.

Это означает, что ещё остаётся время на них среагировать. Мы предполагаем, что перечисленные выше перемены произойдут до 2020 года. Поэтому «призыв к действию» для компаний, институтов и правительств вполне очевиден: им нужно взять контроль в свои руки, чтобы оптимизировать свой человеческий капитал в соответствии с условиями нового мира.

Кадровые службы должны взять на вооружение бимодальный подход, ориентируясь как на краткосрочные задачи, так и на долгосрочное развитие своих компаний и организаций, создавая рабочую «кузницу кадров». Время пассивного приёма на работу «подготовленных» выпускников вузов прошло.

В целом прогнозы занятости в большинстве секторов сдержанно положительные, но очевидна потребность в более креативных сотрудниках и соответствующем корпоративном интеллекте.

А это означает, что людям придётся получать новые навыки для новой работы или работать одновременно с несколькими клиентами, пребывая при этом на разных позициях. Почти во всех профессиях снизится «долгосрочная» стабильность навыков (и возрастёт частота их «подрыва»).

Среди новых навыков могут быть: коммерческие и отраслевые исследования, аналитическая работа, работа с большими базами данных, создание бизнес-моделей для эффективного взаимодействия с другими подразделениями или партнёрами, мотивация (подпитки) клиентов и коллег, работа в условиях постоянных ускоряющихся изменений, управление рисками и возможностями.

Работникам будут необходимы компьютерные навыки, навыки сочетания нескольких профессий, тренерские и наставнические навыки, навыки креативности, инновационного менеджмента, оптимальной интеграции людей и роботов, управления гибкостью, взаимодействия с оппонентами, талантами, сложными организационными структурами наподобие государственно-частных партнёрств и так далее.

Образование на протяжении всей жизни (Life-Long Learning) — больше не пустой звук.

Но вместе с ними и новые возможности. Всё это означает, что в ближайшем будущем в сферах подбора персонала, развития талантов и способностей возникнут проблемы. Это новая политика специалистов в вопросах бизнес-стратегий и кадровых служб, оптимизированная для удовлетворения потребностей, призванных обеспечить развитие сингулярности. Иными словами, образование на протяжении всей жизни (Life-Long Learning) — больше не пустой звук.

Обсуждение для менеджмента

  • Хорошо ли ваша организация понимает, какие навыки и компетенции понадобятся в будущем? Какой горизонт времени (в явном или неявном виде) берётся у вас в расчёт в разговорах о будущем? Готовится ли ваша организация к новым требованиям, которые принесут с собой новые времена?
  • Что насчёт вас лично? Соответствуют ли ваши навыки и компетенции требованиям будущего?

#библиотека

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»