Hi-Tech

Бренды из прошлого: что случилось с жвачкой Turbo, растворимым напитком Invite и другими символами 1990-х годов

Просто добавь воды

Молодой человек поступил в Московский химико-технологический институт им. Предприниматель Сергей Выходцев — создатель самого популярного растворимого напитка 1990-х годов Invite — приехал в Москву из Владикавказа. Однако, проучившись там всего несколько лет, Выходцев всё бросил и уехал в 1990 году в Африку. Менделеева.

Как только «железный занавес» упал, Выходцев не стал ждать окончания вуза и получения диплома, а, оформив визу в посольстве Зимбабве, взял билет в один конец и уехал, имея в кармане всего $50. Как позже в интервью признавался предприниматель, это было его детской мечтой — увидеть реку Лимпопо, о которой все знают по сказкам Корнея Чуковского.

В поисках заработка, чтобы просто выжить, он очутился в массовке фильма «Шерлок Холмс: Звезда Африки». Деньги кончились ещё до того, как молодой человек успел увидеть не только Лимпопо, а вообще хоть что-нибудь в Африке. Платили за смену неплохо, кроме того, съёмки дали Выходцеву мотивацию выучить английский язык, который он с успехом и осваивал прямо на площадке.

Однако уже через год ему пришла в голову идея своего дела — он вместе с соседом, с которым снимал жильё, придумал сервис для тех, кто путешествует автостопом. После съёмок будущий бизнесмен устроился работать торговым представителем в компанию Colgate. Дела шли весьма неплохо, но оставаться навсегда на другом континенте он не планировал. В Африке Выходцев также открыл сеть небольших бюджетных отелей Kivi.

И наконец нашёл то, что искал. Всё время пока молодой предприниматель пробовал себя в разных направлениях, он думал о том, что мог бы предложить российскому рынку. Этот товар пользовался большой популярностью в Африке. Растворимый порошок, который при добавлении воды превращался в сладкий напиток. А сделав небольшое исследование, Выходцев узнал, что и на Западе этот продукт любим многими.

Учёные, которые занимались изучением ракетного топлива, за определённую плату согласились проанализировать порошок и изготовить на его основе подобный. Первые образцы он привёз в свой родной Московский химико-технологический институт. Ведь Выходцев не собирался просто распространять африканский аналог, он мечтал создать собственный товар.

На вырученные деньги от проданных отелей в Африке предприниматель запустил продажу растворимого сока Invite.

Продажи резко росли, и Выходцев уехал в Санкт-Петербург строить завод по производству сладкого порошка. Успех пришёл сразу, что стало неожиданностью для многих.

Узнаваемость бренда была очень высокой, чему способствовала реклама и удачный слоган «Просто добавь воды». Спрос в несколько раз превышал предложение.

Особую популярность продукт приобрёл у детей и молодёжи, которые придумали даже не разводить порошок водой, а класть его на язык и наслаждались тем, как стреляют во рту горошинки порошка. Даже те, кто не пробовал напиток, опасаясь его химического состава, знали бренд в лицо.

Волна популярности и заработанные деньги позволили Выходцеву вместе с партнёрами основать в 1996 году первую в России студию брендинга и дизайна упаковки C-pro production. По данным самого владельца бренда, рынок растворимого напитка оценивался на тот момент в $100 млн.

В то же время интерес к классическому растворимому напитку стал угасать. Предприниматель и не думал останавливаться — пользуясь раскрученным брендом, он попытался запустить под той же маркой продукты быстрого приготовления, но на этот раз потерпел поражение.

Они и вытеснили с рынка растворимые соки. Во многом свою роль сыграли хлынувшие в Россию в конце 1990-х годов пакетированные соки, которые считались более полезным аналогом растворимого Invite, а также газированные напитки с мировым именем и многомиллиоными бюджетами.

Грянул дефолт и напиток вовсе исчез с прилавков. В конце 1990-х годов Invite исчерпал себя и в 1998 году Выходцев продал бренд своим же партнёрам и вышел из дела. Но предприниматель не отступился и в самый кризис предложил потребителям кашу быстрого приготовления «Быстров».

Однако товар понравился покупателям, и кашу «Быстров» стали раскупать в магазинах. Не только конкуренты, но и единомышленники были уверены, что продукт снова провалится, ведь цена за один пакет такой каши составляла столько же, сколько за коробку обычного Геркулеса. Продукт был настолько успешным, что в 2005 году им заинтересовалась компания Nestle и выкупила бренд у Выходцева.

Развивал Выходцев и своё рекламное агентство, которое получило название Mildberry. В то время предприниматель уже вовсю обдумывал новый проект — Velle — биоовсяный продукт, не содержащий молока. В 2016 году в возрасте 47 лет Сергей Выходцев умер. Последние годы предприниматель много времени проводил на озере Байкал, где занимался биопроектами.

Вкус победы

Название завода по производству безалкогольных напитков произошло от имени основателя — Herman Schiffers (Герман Шифферс). Популярная газировка 1990-х годов Herschi Cola была запущена в 1986 году в Голландии. Это была небольшая компания, которая предлагала европейскому рынку более дешёвый аналог Coca-Cola и Pepsi.

Неожиданно бренд стал очень популярен. В начале 1990-х годов, когда рынок СНГ открылся для импорта, голландский производитель также предложил свой товар потребителям. Но главным фактором стала реклама со слоганом «Herschi Cola — вкус победы». Во многом сыграло свою роль запоминающееся для русского уха название, яркая этикетка и пластиковая бутылка с чёрным донышком.

Неизбалованный советский, а потом и российский потребитель не только с удовольствием покупал напитки, но и собирал этикетки и хранил пустые бутылки из-под газировки. Помимо Coca-Cola, производитель предлагал как альтернативу Fanta — Herschi Orange и на замену Sprite – Herschi Citron.

Благодаря мощности и объёму они смогли снизить цену на свою продукцию. Однако в середине 1990-х годов деятельность в России развернули гиганты-производители Coca-Cola и Pepsi. Неудивительно, что вскоре Herschi была вытеснена с российских прилавков. В отличие от Европы, где Herschi была всегда дешевле основных брендов, за счёт чего и имела свою долю покупателей, в России сложилась обратная ситуация, при которой голландский товар был дороже американского.

Пивоваренная компания не получила прав на использование названия марки, поэтому стала развивать собственные бренды безалкогольных напитков, например, Hero. Сам бренд после этого продержался недолго, выпуская 130 млн литров в год, и уже в 1999 году был продан концерну Bavaria.

Неизменно превосходный результат

В то время два учёных — немецкий Эрих Хузенлауб и британский Френсис Херон Роджерс — изобрели форму обработки и хранения риса без потери его полезных свойств. История самого популярного риса 1990-х годов Uncle Ben’s берёт своё начало в 1910-х годах. После пропаривания и высушивания время его приготовления также было заметно сокращено.

Преимуществом продукта было то, что его можно было сбрасывать войскам с воздуха, он не подвергался заражению, сохранял питательные свойства и, что было немаловажно, — готовился быстрее, чем аналоги. В 1942 году появилась компания Converted Rice под руководством Хузенлауб и его партнёра Гордона Харвелла, которая занялась поставкой риса Американским и Британским вооружённым силам, а также их союзникам.

Но для этого требовалось сменить имя на более звучное и придумать запоминающуюся упаковку. После поставки риса вооружённым силам компания хотела предложить свой продукт широкой общественности. В то время Гордон Харвелл был завсегдатаем одного чикагского ресторана, где метрдотелем трудился Фрэнк Браун.

Как гласит легенда, метрдотелю предложили $50 за возможность эксклюзивно использовать его фотографию на неограниченный срок. Во время одного такого ужина Харвеллу пришла в голову идея разместить изображение добродушного Брауна на упаковке риса. Браун и представить не мог, насколько популярным станет бренд, а вместе с ним и его лицо.

Кроме того, обращение «дядюшка» было чрезвычайно популярно в южных штатах, оно не означало родство с человеком, а служило неким символом уважения к старшим. А вот название бренда «дядя Бен» взято из американского фольклора, это был популярный фермер из Техаса, занимавшийся выращиванием риса, о качестве которого ходили легенды по всей Америке.

Ведь ещё в 1889 году в Чикаго дебютировала смесь для приготовления блинов Aunt Jemima. Позже некоторые обвиняли Харвелла в плагиате. Концепция нового имиджа полностью совпадала с Aunt Jemima. Бренд блинов, сиропов и других продуктов для завтрака принадлежал компании Quaker Oats, дочерней точке PepsiCo.

А уже через пять лет Uncle Ben’s стал рисовым брендом №1 в США. Тем не менее, новое название и лицо на упаковке было зарегистрировано Харвеллом в качестве торговой марки в 1947 году. Стоит отметить, что вплоть до 1990-х годов он не сдавал своих позиций и был самым популярным в Америке.

Помимо традиционного риса, компания занялась распространением дикого и длиннозернового риса, а в 1970-х годах запустила производство коричневого риса. В 1959 году бренд перешёл под контроль корпорации Mars.

Компании потребовалось более 10 лет, чтобы вывести марку в Европу, рис Uncle Ben’s появился в Бельгии. В пределах США бренду было уже тесно, и в 1966 году он вышел на рынок Великобритании. В середине 1970-х годов объём продаж бренда достиг отметки $100 млн, к началу 1980-х эта сумма удвоилась.

Например, рис стали расфасовывать по пакетикам, в которых его можно было варить. Производитель не стоял на месте и предлагал покупателям новинки. Это было удобно с точки зрения расчёта порций, а главное, он не рассыпался ни в сыром, ни в готовом виде.

Можно было купить на ужин уже целое блюдо, а не просто гарнир. Также появился новый продукт Uncle Ben’s Country Inn, где рис уже был перемешан с овощами или зеленью.

Спросом пользовался не только рис быстрого приготовления, но и соусы, картофельное пюре и супы от бренда. В начале 1990-х продукты Uncle Ben’s появились на российском рынке и благодаря массивной рекламе стали популярными.

Во многом из-за того, что появлялись более дешёвые аналоги. К началу 2000-х бренд стал сходить с прилавков российских магазинов. Гигант стал делать ставку на новую для рынка марку — Dolmio, которую производил с середины 1980-х годов. У корпорации Mars изменилась рекламная стратегия.

В качестве новинки не так давно производитель представил рис, который не нужно варить, а можно просто приготовить в микроволновке. Несмотря на то, что сейчас встретить продукцию Uncle Ben’s в России можно не часто, бренд по-прежнему популярен в мире.

Мечта подростка

Семья Тахинциоглу вышла на рынок с традиционной местной сладостью — тахин, сделанной из масла семян кунжута. История производителя самой известной жевательной резинки 1990-х годов Turbo начинается в 1927 году в Турции.

Дело шло ровно и достаточно успешно, что позволило в 1946 году открыть небольшое производство халвы и леденцов в городе Диярбакир.

В начале 1950-х годов семья Тахинциоглу перебралась в Стамбул и в 1956 году, имея всего 11 сотрудников в штате, основала компанию Kent Gida, которой было суждено стать самым известным турецким производителем сладостей.

А в 1960-м году включила в ассортимент своей продукции жевательную резинку, став первым в Турции производителем жвачки. С самого начала фирма обладала современнейшим оборудованием для производства конфет, чем прославилась на всю округу.

Товары компании были популярны по всей Турции, и к 1990-му году она стала публичной, предлагая 15% своих акций на Стамбульской фондовой бирже. Спустя двадцать лет линейка была расширена за счёт шоколадных сладостей, к тому моменту Kent обладала уже четырьмя фабриками.

Известная в 1990-х годах жевательная резинка Turbo была разработана в начале 1980-х годов и первоначально обладала только одним персиковым вкусом, позже были добавлены и другие фруктовые варианты.

Через три года жвачка Turbo появилась на советском рынке. В 1987 году турецкая компания начала экспорт своего товара в Болгарию, Венгрию и Чехию.

Всего было выпущено три серии жевательных резинок — Turbo Classic с ретро автомобилями и мотоциклами, Turbo Sport – со спортивными автомобилями и мотоциклами и Turbo Super – с вкладышами современных автомобилей и мотоциклов. Помимо долгоиграющего вкуса, она была знаменита яркими вкладышами.

Каждый вкладыш имел серийный номер, что облегчало задачу коллекционеров, и небольшое описание характеристик изображенного транспорта.

Повторными вкладышами дети либо обменивались, либо играли в «фантики».

Многие называют главной причиной выживания Turbo с рынка агрессивную рекламу мировых производителей. К началу 2000-х на рынок пришли два гиганта Cadbury (производитель Dirol) и Wrigley (производитель Orbit), которые постепенно вытеснили турецкий аналог. Турецкая жевательная резинка продвигалась только посредством «сарафанного радио».

В 2001 году совместно с испанским производителем Chupa-Chups компания открыла завод в Санкт-Петербурге. Тем не менее продукция Kent распространялась в 100 странах мира. На следующий год турецкая фирма подписала договор в Лондоне с корпорацией Cadbury, которая получила 51% акций Kent.

Жевательная резинка выпускалась до 2007 года. Несмотря на уход с российского рынка, производство Turbo закрыто не было. Позже некоторые компании пытались копировать знаменитую жвачку, но подделка быстро распознавалась и уходила с рынка.

Несмотря на новые вкладыши, коллекционеры отдают предпочтение оригинальному производителю. В 2013 году турецкий производитель PowerGum приобрёл права на бренд Turbo и продолжил выпускать жевательную резинку. Стоимость некоторых редких вкладышей превышает 10 тысяч рублей за штуку.

#какэтобыло #turbo #invite #unclebens #еда

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть