Главная » Хабрахабр » Бобинники: краткая история катушечных магнитофонов

Бобинники: краткая история катушечных магнитофонов

Аналоговая музыка и не думает уходить в прошлое: возвращается спрос на винил и даже катушки. Сегодня мы подготовили краткий рассказ об истории катушечных магнитофонов в мире и СССР.


Фото Matt Donovan / CC

История катушечных магнитофонов

История катушечных магнитофонов берет свое начало в 1878 году, когда американский инженер Оберлин Смит знакомится с фонографом Томаса Эдисона и начинает экспериментировать с устройством. В какой-то момент он предлагает использовать для записи звука явление магнетизма.

Смит публикует свои идеи по совершенствованию фонографа в надежде, что кто-нибудь постарается воплотить их в жизнь, так как сам он не может выкроить время, чтобы заниматься всем этим самостоятельно. По его задумке, носителем может выступить хлопковая нить, в которую вплетены частички стальной проволоки. Так и случилось.

Однако практическое применение магнитная запись получила только в 20-х годах XX века, когда инженер Фриц Пфлеймер (Fritz Pfleumer) предложил в качестве носителя использовать ленту из бумаги с напылением оксида железа. На его работу обратил внимание инженер из Дании Вальдемар Поульсен (Valdemar Poulsen), который в 1898 году получил патент на технику магнитной записи на проволоке из стали. Патент на свою идею Пфлеймеру получить не удалось из-за предшествующих экспериментов Поульсена, но его технология легла в основу «Магнетофона-К1».

Новый прибор представили публике на выставке в 1935 году. Его создала немецкая компания по производству электроники AEG совместно с химическим концерном BASF, который произвел пленку для устройства. Решение поспешили применить на практике. А пятью годами позже магнитофоны AEG получили апгрейд – инженер Вальтер Вебер (Walter Weber) открыл, что если подмагнитить пленку переменным током, то это повышает качество звукозаписи.

В 1945 году, американцу Джеку Маллину (Jack Mullin) удалось отыскать два «Магнетофона» и 50 катушек пленки на немецкой радиостанции в Бад-Наухайме. Распространение по миру магнитофоны получили после Второй мировой войны. Маллин привез находки домой, и через два года экспериментов показал прототип своей машины для коммерческого использования на студии MGM в Голливуде.

Кросби инвестировал деньги в компанию Ampex, в которой Маллин начал разрабатывать коммерческую версию магнитофона. На демонстрации технологии присутствовал певец Бинг Кросби, которого заинтересовали разработки инженера. Итогом работы стали устройства Ampex Model 200, которые поступили в продажу в 1948 году.

С 1949 годов инженеры компании работали над системой для многоканальной записи. В Ampex родилась ещё одна инновация в области звукозаписи. Идеологом выступил менеджер компании Росс Снайдер (Ross Snyder) и разработал систему селективной синхронной записи Sel-Sync. У них уже был опыт создания подобных устройств для киноиндустрии, потому её предложили внедрить в серийные магнитофоны. Первый рекордер серии установили в студии легендарного гитариста-виртуоза Леса Пола.

Бобинники в Советском Союзе

Выпуском магнитофонов в Советском Союзе начали заниматься в 1949 году. Первым магнитофоном серийного производства в СССР стал «Днепр-1». У «Днепра-1» было две скорости движения ленты — 18 и 46,5 см/с, а длительность непрерывного воспроизведения составляла 45 и 20 минут соответственно. Частотный диапазон записи варьировался от 90 до 7000 Гц. Хотя производство магнитофонов было серийным, он был довольно дорогим и немногие семьи могли позволить себе новую технику.

В ГОСТе были прописаны классы магнитофонов, на которые ориентировались производители. В 1957 году в СССР вступил в силу ГОСТ 8088-56, который установил общие технические характеристики для магнитофонов разных производителей, в том числе и стандартные скорости прокрутки ленты. В то же время магнитофоны начали дешеветь. Они обозначались первой цифрой числового наименования модели: от высшего 0 класса до низшего 4. И в конце 1950-х – начале 1960-х аппараты стали становиться частью повседневной жизни советского человека.

Это была модель «Днепр-9»: скорость движения ленты в аппарате составляла 19,05 см/с, а частотный диапазон — от 50 до 8000 Гц. Первый советский серийный двухдорожечный магнитофон появился в 1956 году. Максимальная длительность записи равнялась 30 минутам.

Он поддерживал две скорости движения ленты — 19,05 и 9,53 см/с, а частотные диапазоны магнитофона составляли 40–15000 Гц и 60–10000 Гц соответственно. Через несколько лет появился и первый советский стереофонический магнитофон: это была модель «Яуза-10», которая вышла в производство в 1961 году.

Появление транзисторов сделало возможным создание портативных аппаратов. Первым батарейным проигрывателем стал «Весна», который начали делать в 1963 году. Длительность непрерывной записи или воспроизведения составляла 18 минут, время работы от батареек — 5–8 часов, а частотный диапазон устройства — от 100 до 6000 Гц.

Они отличались от полноценных стационарных устройств тем, что для воспроизведения записи такой аппарат подключался к внешнему усилителю низкой частоты. Помимо переносных магнитофонов, среди доступных аппаратов числились магнитофонные приставки. Популярной и недорогой маркой приставок была «Нота» — первая модель вышла в 1966 году. В советских домах таким усилителем был настольный радиоприемник или радиола.


Фото Andshel / CC

Магнитные пленки заменили самодельные пластинки «на костях», которые советские умельцы изготавливали из рентгеновских снимков. По причине доступности магнитофонов в 1960-х годах появилась отдельная ветвь культуры самиздата — «магнитиздат». На пленку переписывали как западные пластинки, так и музыку советских исполнителей — песни Высоцкого, Окуджавы, Галича, Визбора и других поэтов и музыкантов.

В то время на бобины записывали свои композиции популярные советские рок-группы: «Аквариум», «Зоопарк», «Машина времени», «Кино» и другие. Магнитиздат на катушках выходил вплоть до 80-х. Записи часто распространяли сами музыканты или их друзья, после чего альбомы буквально за несколько недель разлетались на множество копий. Это были уже не просто разрозненные записи, а целые альбомы, которые так и назывались — «магнитоальбомы».

Однако катушечные магнитофоны продолжали производиться массово вплоть до 90-х. Явление магнитиздата повлияло и на то, что кассетные магнитофоны, первые серийные экземпляры которых появились в СССР в 1969 году, быстро стали популярнее бобинников, так как удобство записи и воспроизведения оказались для слушателей важнее качества. Позже их популярность снизилась.

Катушечные магнитофоны сегодня

Катушечные магнитофоны снова заявили о себе в начале 2010-х. Продажи бобинников выросли как на eBay, так и на сайтах, занимающихся торговлей винтажным аудиооборудованием. Во многом этот тренд сравнивают с другим крупным возвращением в аналоговой музыке — виниловыми пластинками.

По мнению поклонников этого носителя, запись на катушке точнее всего передает изначальный замысел музыкантов. Основным плюсом катушек является максимальная близость записи к оригинальному студийному миксу. Как отметил Крис Мара (Chris Mara), владелец компании, занимающейся восстановлением магнитофонов, «катушечный» звук должен особенно понравиться любителям джаза, так как все классические джаз-композиции были записаны на бобинниках.

Это восстановленные проигрыватели Mara Machines, системы от United Home Audio, а также новые модели магнитофонов от Ballfinger. Сегодня тренд на катушечные магнитофоны подхватили производители, создающие новые модели проигрывателей на основе ранее выпускавшихся устройств. Последние обещали представить свое устройство уже в этом году. Свои катушечные магнитофоны также выпускают Revox и Metaxas.

Больше об истории аудиосистем — в нашем «Мире Hi-Fi»:


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Как за 1 день QA-инженеру получить оффер в Москве (и дорого ли тут жить)

Всем привет! С одной стороны, такой процесс требует большой единовременной мобилизации усилий ребят из разных команд, но с другой — даёт возможность быстрого большого найма. В последние годы российские компании перенимают западную практику «хайринг ивентов» (hiring event), когда кандидат проходит ...

Облачно, вероятна неотключаемая реклама на звездном небе

Сложный путь должен быть пройден от идеи создания до реального сотворения рукотворных звезд и картин в ночном небе.Рукотворная звезда А все началось… со звезды из Новой Зеландии. 21 января 2018 года в Новой Зеландии впервые в истории страны успешно вывели ...