Хабрахабр

Блеск и нищета: как заработать на жизнь, если ты музыкант

В предыдущей статье мы говорили о том, как цифровая революция повлияла на заработок музыкантов. Сегодня для многих групп продажи альбомов и синглов неспособны даже окупить затраты на запись музыки, не говоря о прибыли. В такой ситуации музыкантам приходится искать альтернативные источники дохода. Про них мы начнем рассказывать в этом материале.


Фото Andy Lee / Unsplash

«Обычная» работа

Единственный способ гарантировать стабильный доход, занимаясь музыкой, — это параллельно работать в другой сфере. Новым явлением это не назвать, но в последнее время сделать музыку основным источником дохода для многих стало попросту невозможным. Неудивительно, что подавляющее большинство групп, не дотягивающих до статуса «суперзвезд», живут на зарплату.

У нее есть преданные поклонники, она регулярно гастролирует по всему миру, но трое из четырех ее участников параллельно заняты на другой работе. Возьмем, к примеру, японскую рок-группу toe. Офисный труд плохо сочетается с концертным графиком, поэтому и «основные» профессии таких музыкантов — преимущественно творческие. Один из гитаристов — дизайнер интерьеров, другой — звукоинженер, а басист — дизайнер обуви.

Многие легендарные исполнители, которые создали этот феномен, ведут вполне обычный образ жизни. Альтернативные жанры, например black metal — одно из главных направлений норвежской «музыки на экспорт» — не исключение из правила. Харвард Эллефсен (Håvard Ellefsen), в прошлом басист группы Emperor, занят на нескольких работах одновременно, чтобы прокормить семью.

Nocturno Culto, вокалист Darkthrone, работает школьным учителем, а его соратник по группе подался в политику. По его словам, для большей части исполнителей музыкальная индустрия — лишь способ потратить деньги. Они редко гастролируют, поэтому могут позволить себе «оседлые» профессии.

Бруклинский рэпер Ka, чей последний альбом фигурировал в списках «лучших хип-хоп релизов года» и был тепло воспринят критиками, до сих пор работает пожарным. Совсем не обязательно играть музыку нишевых жанров, чтобы испытывать финансовые сложности. Его музыкальная карьера началась более 20 лет назад.

Концертные туры: вынужденное зло

Совмещать музыкальную деятельность с обычной работой непросто. Необходимо выделять время на репетиции, звукозапись, гастроли, и при этом не обанкротиться и не сойти с ума. Поэтому некоторые исполнители гастролируют так часто, как только могут — в надежде, что концертные гонорары помогут им полностью посвятить себя музыке и выйти «в плюс».

Многим нравится представлять гастроли как бесконечный отпуск с разгромом отельных номеров, мартини на завтрак и толпами «групи». Но жизнь «на колесах» — не такая гламурная, как может показаться. Реальность — сложнее и даже хуже для здоровья, чем эта подростковая фантазия.


Фото Michael Benz / Unsplash

Это позволило концертным площадкам увеличить контроль над ценообразованием. Так как заработки с музыкальных продаж заметно снизились, желающих играть вживую стало больше. Многие группы, даже достаточно популярные, вынуждены гастролировать «в минус». Фестивали платят исполнителям столько, сколько хотят. Для них концерты — это рекламные проекты.

На тот момент их музыка уже звучала в телевизионной рекламе, а в социальных сетях у них были миллионы просмотров и сотни тысяч подписчиков. Pomplamoose, группа, известная нестандартными каверами радиохитов и оригинальным материалом на грани жанров, в 2014 году устроила тур по Америке. По окончании гастролей их клавишник опубликовал пост, в котором описал финансовую сторону ситуации. Но прибыльным этот тур не стал.

При этом общие затраты на транспорт, проживание, еду, страховку, техническую поддержку, печать постеров и другие расходы превысили эту сумму на 47 тысяч долларов. Они выручили около ста тысяч долларов с продажи билетов.

Внезапно, гастрольная жизнь не кажется такой привлекательной. Если бы большая часть этих денег не шла из личных сбережений музыкантов (хорошо, что сбережения у них были), выехать в такое турне было бы в принципе невозможно (с учетом продажи «мерча» и финансовой поддержки от спонсоров, убыток группы в итоге составил почти $12 тыс.).

Конечно, есть группы, весь имидж которых основан на концертных выступлениях. В прежнее время это были Gateful Dead, теперь — их «духовные наследники» Phish. Они почти не фокусируются на студийных записях, а каждый их концерт — неповторимый опыт, который многие сравнивают с религиозным. Благодаря этому фанаты Phish часто едут в тур с группой и посещают сразу несколько выступлений за гастроли. Музыканты монетизируют процесс и ведут платный прямой эфир своих концертов. Но несмотря на успех, Phish остаются очень нишевой группой.

Их окупаемость — скорее исключение из правил. Широкая публика осуждает их за пресные импровизации и склонность фанатов к употреблению расслабляющих веществ во время концертов.

Сайд-проекты

Некоторые исполнители выживают, внося разнообразие в свое музыкальное портфолио. Они играют в нескольких группах сразу. Для джазовых музыкантов это — норма.

Правда, это — также не гарантия стабильного заработка. Выдающийся британский пианист Кит Даунс (Kit Downes) помимо собственных проектов играет в девяти разных коллективах. Нельс Клайн (Nels Cline), сейчас известный как гитарист группы Wilco, долгие годы строил джазовую карьеру.

Тем не менее, ему приходилось работать продавцом в магазине пластинок, чтобы себя прокормить. Имя Клайна украшало десятки релизов — как в роли фронтмена, так и через запятую, в качестве второстепенного участника проекта.


Фото David Sarkisov / Unsplash

Поэтому им проще, чем другим музыкантам, стать частью большого количества групп. Но хороших барабанщиков всегда есть спрос. Он состоит барабанщиком в «The Hiatus» — коммерческой супергруппе, собирающей стадионы. Такаши Кашикура (Takashi Kashikura) из toe вовлечен в целый ряд сайд-проектов разной степени успешности, что позволяет ему финансировать личное творчество. Помимо этого Такаши работает в студии с множеством коллективов — от исполнителей авангардного фьюжна до продюсерских проектов.

Он — один из самых популярных барабанщиков в Израиле, и гастролирует с большим числом групп. Похожую жизнь ведет Зохар Барзилай, брат прошлогодней победительницы Евровидения Нетты.

На другом — Аркадий Духин, автор популярных радиохитов. На одном конце спектра его коллег — Лирон Амрам, восходящая звезда независимой израильской сцены. Он известен работой с четырьмя группами, чередуя «коммерческие» и «личные» проекты. Из российских музыкантов можно привести в пример флейтиста, клавишника и певца Яна Николенко. Его деятельность в группах «БИ-2» и «Сплин» поддерживала запись материала для «Эдипова Комплекса» и «Сетей».

Эти музыканты нашли крупные коммерческие проекты, которые взяли их под крыло и позволили финансировать самостоятельную работу. К сожалению, все истории успеха, описанные в этом разделе, объединяет одно. Но если на независимую работу обратят внимание люди из популярных групп и пригласят играть к себе — это, конечно, вариант. Играть в двадцати группах бесплатно — так же бесполезно, как играть в одном непопулярном коллективе.

S. P. В следующих материалах мы поговорим о том, как и кто «эксплуатирует» свой бренд, занимается краудфандингом и коммерческой музыкой. На этом мы не заканчиваем рассказ.

Дополнительное чтение из нашего «Мира Hi-Fi» и Telegram-канала:

«Хочу музыки, а вот этого всего не хочу»: как начать работать в музыкальной индустрии
Ник Кейв: «Возможно, рок-музыка не заслуживает спасения»
Что такое 8D-аудио — обсуждаем новый тренд
Технологичные музыкальные инструменты до XX века
Музыка в кино и сериалах, которую мы слышим слишком часто

Когда-то популярные аудиогаджеты, которые уже «устарели»
​Винил вместо почтовой марки: необычный раритет

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть