Хабрахабр

Блеск и нищета: еще немного о том, как зарабатывают на жизнь современные музыканты

Завершаем наш короткий цикл статей о том, как цифровая революция повлияла на заработок музыкантов, и что теперь с этим делать — какие есть альтернативные источники дохода.

Сегодня расскажем о еще трех способах заработка и приведем примеры из индустрии.


Фото Artem Beliaikin / Unsplash

Цикл материалов о заработке музыкантов мы начали с обзора ситуации в целом и попытались порассуждать о том, к чему привела цифровая революция с точки зрения реальных возможностей для заработка на музыке. Итак, еще раз отметим для тех, кто только что присоединился к нам.

Но уже с гораздо большим количеством примеров того, кто из реальных музыкантов находит альтернативные способы для улучшения своего финансового состояния — от «обычной» работы до туров и сайд-проектов. Этот материал вызвал активную реакцию и обсуждение в комментариях, поэтому мы решили продолжить рассказ. Далее — расширяем этот список.

Эксплуатируй свой бренд

С появлением интернета и стриминговых платформ альбомы стали намного доступнее — во всех смыслах этого слова. Есть мнение, что современная музыка и не должна стоить дорого и быть основным «продуктом» музыкальных групп. Бренд, который группа развивает, намного важнее, и его легче монетизировать. Так приносят прибыль продюсерские проекты, которые в первую очередь — реалити-шоу для фанатов, и уже во вторую — музыкальный продукт.

Они настолько популярны, что знаменитые бренды из мира моды борются за право ассоциироваться с их музыкой. Люди сходят с ума от корейских бой-бэндов, и сметают с полок товары, на которых можно найти их имя. Они буквально платят за право носить рекламу на своем теле. В сумме, фанаты таких групп ежегодно тратят более ста миллионов долларов на лицензионную сувенирную продукцию. Это — абсолютно беспроигрышная ситуация.

Одна из них — норвежский проект Burzum. Можно вспомнить с десяток групп, про существование которых многие знают лишь благодаря футболкам и другим брендированным продуктам. Непростой для восприятия альбом Filosofem стал частью массовой культуры, потому что футболки с его обложкой были в свое время популярны среди подростков.

Чтобы сделать деньги на футболках, необходимо вложить много денег в культивацию коммерчески привлекательного образа. Участники группы должны стать предметом интереса масс-медиа. Иногда интерес может носить резко негативный характер — например, вокалист Burzum «прославился» за поджог церквей и убийство коллеги. Но это экстремальная ситуация.

Создать знаменитость «с нуля», чтобы интерес к личности проявлялся независимо от ее творческого вклада — непростая задача. Вероятнее всего, музыканту придется тратить деньги на профессиональный медиа-продакшн и контент-маркетинг. В конечном счете, это может быть даже сложнее, чем просто «раскрутить» музыку.

Краудфандинг

Если очень нужны деньги, их всегда можно попросить напрямую у фанатов. С появлением платформ вроде Kickstarter и IndieGoGo это стало как никогда удобно. Даже широко известные музыканты прибегают к краудфандингу просто для того, чтобы окупить запись альбома.

Чтобы привлечь средства, им тоже пришлось использовать свой бренд — поддержавшие группу фанаты получали разнообразные сувениры и даже возможность встретиться с исполнителями лично. Фото Melissa Walker Horn / Unsplash
Легенды хип-хопа 90-х De La Soul собрали таким образом 600 тысяч долларов.

Также можно, в обход краудфандинговых платформ, открыть предзаказы альбома за год до его выхода, и использовать выручку, чтобы оплатить запись и продакшн.

Чтобы собрать аудиторию, способную оказать финансовую поддержку, потребуется потратить немало денег, сил и времени. Правда, начинающей группе никакой краудфандинг, скорее всего, не поможет.

Пятнадцать тысяч человек платят «зарплату» Аманде Палмер при помощи сервиса Patreon — но эти люди, возможно, и не узнали бы про нее, если бы не успех ее предыдущих работ.

Коммерческая музыка

Такое возможно, когда вы пишете музыку для рекламы и кино. Самый легкий способ написать музыку и получить за это деньги — заранее договориться об оплате.

Многие музыканты в свободное от гастролей время заняты именно на такой работе. Евгений Федоров из группы Tequillajazz зарабатывает на жизнь, создавая саундтреки к сериалам про полицейских. Джонни Гринвуд из Radiohead стал уважаемым кинокомпозитором — его работы номинировали на премии Оскар и Золотой Глобус. Конечно, не все музыканты имеют талант к написанию музыки для кино. Им может быть легче попробовать себя в рекламе.

Такая музыка редко удивляет или производит глубокое эмоциональное впечатление. Музыка в рекламе — это, как правило, готовые треки, проданные с рекламными целями. Поэтому, за редкими исключениями, рекламные песни так друг на друга похожи. Ее роль — создавать позитивный контекст для презентации продукта аудитории.

Но знайте, что у вас много конкурентов. Если вы пишете легкий, удобоваримый инди-поп, и не затрагиваете серьезные, эмоциональные темы — вам стоит попробовать пробиться в рекламу. В нашем блоге на Хабре мы как раз совсем недавно рассказывали о целом спектре таких площадок: В попытках популяризировать свое творчество и начать на нем зарабатывать многие выкладывают музыку с открытой лицензией для коммерческого использования.

Ситуацию с активизировавшейся борьбой музыкантов за внимание брендов замечательно иллюстрирует пародийный номер канадского комика Джона Лажуа под названием «Пожалуйста, используйте эту песню».

В Японии ситуация с рекламной музыкой немного другая: новые песни для рекламы пишут специально, и делают это даже популярные исполнители. Сиина Ринго — певица, которая начала собирать стадионы еще двадцать лет назад, и, скорее всего, не нуждается в финансовой поддержке, за последние несколько лет выпустила множество брендированных песен.

Логотип фирмы даже находится на обложке сингла. Некоторые послужили «вступлениями» к телевизионным передачам, а конкретно вот эта была написана к открытию нового торгового центра в Гиндзе. Но это остается редкостью. Такую модель иногда копируют на Западе: например, Бритни Спирс однажды выпустила песню для рекламы Pepsi.

Остается надеяться, что со временем ситуация поменяется, и профессиональные исполнители смогут тратить больше времени на искусство, и меньше — на попытку себя прокормить. 
Сейчас существует множество способов заработать на музыке, но большая их часть открыта только состоявшимся музыкантам.

Что мы рекомендуем почитать в выходные:

Магнитолы из СССР: краткая история аудиосистем в советских автомобилях
Российские радиоспектакли: от «Радионяни» до «Соляриса»
«Не выстрелили»: аудиопроекты, в которых что-то пошло не так
С чего началась и чем закончилась история проигрывателей пластинок для автомобилей

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»