Hi-Tech

«Бич аренды самокатов — это вейперы и пенсионеры»: основатель сочинского сервиса URentBike о трудностях бизнеса

История Андрея Колесника — он без инвестиций создал на юге России сервис аренды самокатов и велосипедов с выручкой в 120 млн рублей в год.

В закладки

Андрей Колесник 

Продукт

Он работает в Адлере, Розе-Хутор, Краснодаре и на Кипре. URentBike — сервис для аренды велосипедов и самокатов.

Это позволяет минимизировать количество аккаунтов на семью: один из родителей может взять в прокат транспорт для партнёра и ребёнка, а им при этом не нужно устанавливать приложение на свои устройства. Особенность URentBike — мультиаренда, благодаря которой пользователь может брать в прокат до трёх велосипедов или самокатов с одного аккаунта.

Если они совпадают — открыть велозамок и начать поездку, нажав кнопку в приложении. Чтобы взять велосипед или самокат в аренду, пользователю необходимо отсканировать нанесённый на корпус QR-код, а затем сверить четырёхзначный код на экране телефона и на велозамке.

Приложение фиксирует и сохраняет в истории маршрут пользователя, время поездки, километраж и количество калорий, затраченных во время движения.

Для этого в основание самоката и в раму велосипеда устанавливают трекер, который собирает и передаёт информацию о местонахождении транспортного средства.

Достаточно убедиться, что оно не мешает прохожим, а затем сфотографировать место парковки и загрузить фото в приложение. URentBike использует принцип фри-флоатинга, то есть при завершении аренды пользователю не нужно искать специальную стоянку, чтобы вернуть транспортное средство. Оплата спишется автоматически.

Идея

Он занимается бизнесом с 2008 года. Основатель URentBike — предприниматель Андрей Колесник. Сначала торговал вендинговыми автоматами, потом сдавал в поминутную аренду массажные кресла и музыкальные аппараты в торговых центрах, саунах и автомойках.

В 2016 году он запустил в Сочи свой каршеринг URentCar, но вскоре увидел, что не может за короткий срок вывести компанию на окупаемость и прибыль.

Я понял, что это бизнес больших компаний, а маленькой (неважно, московской или региональной) компании в каршеринге получать прибыль нереально.

Андрей Колесник

Бизнес-модель сдачи велосипедов и самокатов в прокат показалась предпринимателю более интересной, поскольку, по его словам, выручка и прибыль в байкшеринге всего в два раза меньше, чем в каршеринге, а инвестиции — меньше в 10–15 раз.

Например, одна машина в URentCar стоила минимум 500 тысяч, а один самокат обходится в 35 тысяч. Ключевой параметр, по которому он решил заняться именно сдачей велосипедов в аренду, — низкие вложения. При этом одна машина в сезон приносила до 60 тысяч рублей, а один самокат — до 20 тысяч рублей.

Но кода в 2016 году он оказался в Москве и воспользовался «Велобайком», его мнение изменилось. Раньше Колесник скептически относился к сервисам краткосрочной арены велосипедов — он не любил велосипеды и не понимал смысл байкшеринга.

Стойка сервиса «Велобайк»

Команда программистов у него уже была — она поддерживала ПО для его каршеринга URentCar. Вернувшись в Сочи, он решил запустить похожий проект. Предпринимателю требовалось приобрести и настроить велосипеды.

Запуск

Перед этим предприниматель «попробовал воду»: закупил всего 20 велосипедов, чтобы проверить спрос, а заодно — их надёжность. URentBike заработал в тестовом режиме в сентябре 2018 года.

«Словом, это была простая и надёжная модель», — отмечает Колесник. Это были велосипеды, предназначенные специально для шеринга и оснащённые пропиленовыми колёсами, алюминиевой рамой, фонариком, тормозами и поднимающимся сидением.

Предприниматель остался доволен велосипедами, и закупил партию в 300 устройств у закрывшегося в ноябре 2017 года китайского шерингового сервиса BlueGoGo.

Инвесторов в проект не привлекал — использовал собственные средства и средства партнёров, а также банковские кредиты. Всего на запуск Колесник потратил 6 млн рублей.

Для стартовой локации предприниматель выбрал курорт Роза-Хутор — он показался ему наиболее защищённым и безопасным, где шанс кражи или порчи велосипеда был бы минимальным.

Во-первых, это небольшая территория, на которой удобно отслеживать работу сервиса. Кроме того, локация показалась предпринимателю одной из самых удобных для организации и оптимизации бизнес-процессов. В-третьих, местные власти поддерживают развитие курорта. Во-вторых, на курорте дорогое такси и передвигаться там удобнее и дешевле на велосипедах.

С самого начала штат URentBike состоял из десяти человек: пяти разработчиков, четырёх специалистов по техническому обслуживанию велосипедов и одного менеджера по продажам.

Географический критерий отбора не был важен — для предпринимателя имело значение только то, как человек будет работать и как впишется в команду. Разработчиков Колесник искал по всему СНГ: сервис работал с белорусами, украинцами, специалистами из Средней Азии. За поиск сотрудников отвечал ведущий разработчик сервера URentBike Андрей Калинин — давний знакомый Колесника.

Но в целом, по словам Колесника, он потратил 1–1,5 млн рублей, так как более значительные средства требовались и требуются на поддержание работы приложения и серверов. Разработка платформы обошлась компании в 500–600 тысяч рублей. Работа команды в среднем обходится URentBike в 1,5–2 млн рублей в месяц.

Эксперименты и развитие

Люди проходили мимо, видели велосипеды и QR-код на них, скачивали приложение, регистрировались и начинали кататься. Первых пользователей компания привлекала методом простой дистрибуции — URentBike поставила велосипеды в Розе-Хутор и в Олимпийском парке.

На Западе первыми такими сервисами стали Bird, Spin и Lime. Позже предприниматель расширил сервис до аренды самокатов — увидев рост популярности кикшеринга, краткосрочной аренды электроскутеров. В Москве — «Делисамокат» и YouDrive Lite.

Сервис оптимизировал их: укрепил стойки, добавил трекеры, установил внешние батареи на всех самокатах. Колесник развивал это направление также, как и направление аренды велосипедов — в январе 2019 года URentBike закупила у «Делисамоката» 100 подержанных самокатов, которую те привезли в Сочи.

В первой партии были реплики Xiaomi — и по словам Колесника, он выбрал их не случайно: они хорошо служат год, а после их уже нужно менять, то есть на них было удобно тестировать новые возможности сервиса.

Кроме того, основатель сервиса подчеркнул, что таким образом команда URentBike минимизировала риски ещё до запуска кикшеринга.

А увидев интерес аудитории, предприниматель закупил специализированные самокаты от Ninebot, которые используются в западных сервисах аренды, например Lime и Bird.

Летом 2019 года Колесник с партнёрами решили провести эксперимент и ввести в оборот самокаты с напечатанными на 3D-принтере корпусами, куда была встроена сменная батарея за 3000 рублей.

В итоге Колесник с партнёрами решили вывести эти модели из оборота и вернуть на их место старые. Предприниматели хотели протестировать почти самодельный транспорт, но корпуса самокатов разбивались, а крепления быстро разбалтывались. Эксперимент обошёлся компании в 3 млн рублей.

Экономика шеринга

Сейчас у компании во всех городах (в Адлере, Розе-Хутор, Краснодаре и на Кипре) — 1100 велосипедов и 2230 самокатов двух моделей: CityRide и Ninebot. Сперва у URentBike в Адлере было 300 велосипедов BlueGoGo и 100 самокатов-реплик Xiaomi.

По словам Колесника, это «комфортная» цена, которая позволяет сервису отбивать расходы и зарабатывать. Стоимость поездки на самокате URentBike составляет 5 рублей за минуту. «Наши коллеги из других шеринговых компаний пробовали поднимать цену до 9 рублей за минуту в часы высокого спроса, но я считаю, что для самокатов это много», — пояснил Колесник.

Во время туристического сезона, когда спрос превышает предложение, она возрастает до 90 рублей в час. Аренда велосипеда в сервисе, в отличие от самокатов, не минутная, а почасовая. В несезон она опускается до 50 рублей в час или до 30 рублей за полчаса.

Колесник замечает, что тогда постоянно было пасмурно, и даже на юге России, где обычно солнечно и тепло, постоянно шли дожди — 21 день из 31 была непогода. Самый тяжёлый для сервиса в экономическом плане месяц за всё время работы на примере Адлера и Розы Хутор — март 2019 года. Причина — большое количество туристов и стабильно хорошая погода. Самые прибыльные месяцы для URentBike — август и сентябрь.

Из них прибыль компании — 29 рублей, а доля затрат распределяется так: По данным на сентябрь 2019 года, средний чек поездки на транспорте URentBike составляет 155 рублей.

  • 43 рубля на амортизацию.
  • 39 рублей на подзарядку техники.
  • 25 рублей на ремонт.
  • 11 рублей на налоги и сборы.
  • 8 рублей на административные расходы.

Средняя длительность их пребывания в городе — 10 дней. Около 80% пользователей сервиса в Сочи — туристы. За этот срок один пользователь URentBike совершает от 10 до 12 поездок.

В начале работы сервиса команда нередко сталкивалась с воровством велосипедов, но так как все они оборудованы встроенными трекерами, их быстро возвращали обратно — благодаря собственной службе безопасности, которая состоит из бывших сотрудников полиции.

Колесник утверждает, что каждый день пользователи URentBike воруют как минимум одну единицу техники. По статистике, 50% угнанного транспорта находят и возвращают почти сразу, а ещё 25% — позднее.

Первые воруют технику ради того, чтобы разобрать сменный аккумулятор на небольшие литий-ионные батареи, которые устанавливаются в вейпы. Бич аренды самокатов — это вейперы и пенсионеры. Одного такого аккумулятора хватает на несколько жизней нескольких вейперов.

Например, увидели непристегнутый к парковке, принесли домой, выключили и засунули под кровать — они не думают, что его можно найти, большинство из них не знает, что такое трекер и что он вообще есть. Пенсионеры просто воруют самокаты. Как только решили покататься и включили, самокат передал звуковой сигнал, его увидела служба безопасности и поехала за ним.

Андрей Колесник

Основатель URentBike

Кроме этого, по словам Колесника, одна из проблема компании заключается в том, что она мало разговаривает с клиентами: они могут обратиться с жалобами только во встроенный в приложении чат, круглосуточной поддержки у сервиса нет.

Основатель компании отметил, что пользователи хотят дозваниваться, но принципиальная позиция URentBike заключается в том, что это не нужно, так как все вопросы можно решить в удаленно в чате.

В 2019 году компания планирует увеличить выручку до 120 млн, а прибыль — до 35 млн. В 2018 году выручка URentBike составила 3,1 млн при почти нулевой прибыли (компания направляла средства на покупку самокатов и развитие).

Сдача ПО в аренду и обучение сотрудников

Покупатель мог настраивать его под свои нужды: В 2018 URentBike в целях дополнительного дохода пробовала сдавать в аренду своё ПО людям, которые хотели запустить сервис краткосрочной аренды транспорта в своём городе.

  • Использовать и подсоединять к приложению любую модель самоката.
  • Ограничивать зону использования сервиса по собственному желанию.
  • Устанавливать свои правила использования транспортных средств или вовсе выбирать тип проката: станционный, когда, например, самокат нужно будет вернуть на ближайшую парковку, или фри-флоатинг.

Сумма аванса зависела от количества единиц техники — за одну URentBike брал 700 рублей без НДС. Если покупатель брал ПО компании в аренду, он вносил аванс за три месяца. Сервис продал ПО в пять городов и заработал на этом 3 млн рублей. Минимальное количество самокатов для запуска под брендом компании — 100, под собственным — 300.

Чтобы запустить шеринг на ПО URentBike в этих городах, покупателям софта, кроме транспорта, требовался релевантный опыт, собранная командами стартовый капитал в размере 5 млн рублей.

«Идеально, если у них был опыт в прокате машин, самокатов, обслуживания в другом бизнесе. Франчайзи должны были сами доставлять самокаты на парковки, ремонтировать их, обновлять парк и заниматься обслуживанием клиентов. Потому что новых людей нужно учить», — подчеркнул Колесник.

Команда URentBike решила, что ей нужно доработать и отладить систему сдачи. В 2019 году основатель сервиса с партнёрами приостановили сдачу ПО в аренду. Компания планирует снова запустить опцию в 2020 году. Основатель сервиса отметил, что нельзя отдавать покупателю незрелый продукт, иначе время, отведённое на полноценную работу, будет уходить на оттачивание деталей с каждым отдельным франчайзи.

Международный бизнес

Колесник выбрал именно это место, потому что там много русскоговорящих жителей, и это такой же курортный регион, как Сочи или Анапа. В 2019 году URentBike запустился на Кипре — в Лимассоле. Специфика ведения бизнеса в южных регионах похожа, и он знал, как там работать.

Кроме того, по мнению Колесника, сотрудники там куда более безответственные и менее образованные, чем в России. Основатель компании подчеркнул, что несмотря на то, что культура кикшеринга там только зарождается, город его разочаровал — трудностей выходит больше, чем выручки: на Кипре меньше целевой аудитории сервиса (людей 18–35 лет) и больше пенсионеров.

В город привезли 400 самокатов, но поставили пока только 200 — чтобы не создавать переизбыток. Запуск сервиса обошёлся компании в €150 тысяч. До 1 ноября 2019 года URentBike планирует выстроить парк не только для Лимассола, но и для Пафоса, Ларнаки и Никосии — крупнейших городов острова.

С пользователя также списывается €1 за активацию, которое возвращается, если он завершит прокат на специальной парковке. Стоимость поездки на Кипре — 15 евроцентов в минуту. Средняя длительность поездки в Лимассоле — 15 минут, на 10 меньше, чем в Сочи.

По словам основателя URentBike, всё из-за того, что у неё был негативный опыт с кикшерингом — люди оставляли самокаты прямо на дорогах, чем вызвали негативное отношение власти к этому бизнесу. Администрация Лимассола настороженно отреагировала на появление компании в городе.

В попытке найти компромисс с властью компания ушла с популярных городских мест отдыха (набережной, парков в центре) и начала договариваться с частными магазинами, кафе, ресторанами о том, чтобы установить у них свои парковки. Сейчас основная проблема URentBike в Лимассоле — невозможность использования общественных парковок, городская администрация не даёт на это разрешения.

Для решения проблемы оставленного на улицах транспорта, компания сделала уже установленные парковки бонусными, то есть когда клиент возвращает самокат на парковку, ему на счет возвращается €1, списанный за активацию.

По мнению Колесника, это играет свою роль в решении вопросов шерингового бизнеса — никто не знает, по каким правилам и как их решать. Кроме того, на острове нет прописанного законодательства в отношении самокатов — они отсутствуют в перечне электротранспорта.

Главная цель компании на 2020 год — быть прибыльной в Сочи, Краснодаре, Анапе и на Кипре. В ближайшем будущем URentBike не собирается охватывать другие страны. Кроме того, сервис планирует расширить свой парк до 10 тысяч единиц техники и начать сотрудничать со службами доставки еды, такси и каршерингом.

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть