Железо

Без поддержки майнеров NVIDIA недосчиталась одного миллиарда долларов

  • Падающая выручка и растущие расходы идут навстречу друг другу, при этом NVIDIA продолжает увеличивать штат специалистов
  • Без поддержки со стороны добытчиков криптовалют бюджет компании «похудел» почти на миллиард долларов США
  • Складские запасы хоть и уменьшаются, они по-прежнему на 80 % выше значений, присущих периоду до криптовалютного бума
  • Процессоры Tegra в автомобильном сегменте хоть и пользуются растущим спросом, в коммерческих масштабах продаются преимущественно в составе развлекательных бортовых систем

Данный документ не был особо объёмным на фоне материалов некоторых конкурентов, и ограничился 39 страницами, но содержал немало интересной информации, позволяющей взглянуть на структуру и динамику изменения выручки этого разработчика графических процессоров под иным углом. Квартальная отчётность любой американской компании не ограничивается пресс-релизом, комментариями финансового директора и материалами презентации, существующие правила требуют от публичных компаний США предоставлять отчёт по форме 10-K, и корпорация NVIDIA не стала исключением.

Выручка от реализации графических процессоров уменьшилась на 27 %, а продажи игровых продуктов принесли на 39 % меньше средств, чем годом ранее. Напомним, что совокупная выручка NVIDIA за год сократилась на 31 %, прибыль от операций сократилась на 72 %, а чистая прибыль сократилась на 68 %. Именно в таком сравнении важно оценивать выручку NVIDIA, чтобы понять влияние пресловутого «криптовалютного фактора».

«Криптопохмелье» оказалось затяжным и тяжёлым

Во всех официальных документах NVIDIA признаёт, что выручка от реализации оборудования для добычи криптовалют уменьшилась на $289 млн, но эта сумма проводилась по строке «OEM and other», подразумевающей учёт только тех видеокарт для майнинга, которые были лишены видеовыходов и полноценной гарантии, и продавались крупным заказчикам. Если рассмотреть структуру выручки по направлениям деятельности, то можно обнаружить, что продажи игровых продуктов принесли NVIDIA на $668 млн меньше, чем в аналогичном квартале прошлого года. Между тем, очевидно, что год назад майнеры активно скупали видеокарты на розничном и оптовом рынке, конкурируя за них с любителями игр.

Конечно, сказалось и затоваривание складов видеокартами, которое удержало любителей игр от покупок новых видеокарт, но о структуре складских запасов мы поговорим ниже. Стоит добавить к той самой сумме в $289 млн снижение выручки на $668 млн, и получим почти миллиард долларов США, на который отсутствие криптовалютного ажиотажа уменьшило выручку NVIDIA в период с февраля по апрель текущего года включительно. С другой стороны, если бы не прошлогодний криптовалютный бум, то и излишков видеокарт на складах в таких количествах не было бы.

Примерно $743 млн из этой суммы пришлось на падение выручки от реализации именно графических процессоров, ещё $244 млн пришлось на процессоры Tegra. Вторая таблица раскрывает, какими факторами было обусловлено снижение выручки NVIDIA на $987 млн за прошедший год в разрезе по категориям продуктов. Увы, произошло это преимущественно за счёт мультимедийных бортовых систем автомобилей, а не компонентов для «автопилота». Последние принесли NVIDIA на 55 % меньше выручки, чем годом ранее, причём основное сокращение произошло именно на направлении игровых консолей Nintendo Switch, а объёмы реализации процессоров Tegra в автомобильном сегменте в денежном выражении выросли на 14 %. Традиционно консервативный автомобильный сектор в этом смысле пока находится на начальных этапах пути к большим объёмам закупок процессоров NVIDIA.

Фактически, это на один процентный пункт больше, чем общее снижение выручки от реализации всех графических процессоров. К слову, в комментариях ко второй таблице компания поясняет, что объёмы продаж игровых графических процессоров GeForce сократились на 28 %. NVIDIA открыто указывает, какие направления демонстрировали рост выручки: во-первых, это мобильные и настольные решения для профессиональной визуализации семейства Quadro; во-вторых, наблюдался рост спроса на графические процессоры в сегменте систем искусственного интеллекта. Другими словами, что-то компенсировало общее снижение выручки, когда поступления средств от реализации игровых GPU сокращались.

NVIDIA стала меньше зарабатывать и больше тратить

Следует добавить, что отрицательная динамика доходов сопровождалась ростом расходов — как в относительном, так и абсолютном выражении. Об уменьшении чистой прибыли и нормы прибыли на фоне падения выручки NVIDIA мы уже говорили достаточно много. Судите сами, за год NVIDIA увеличила операционные расходы на 21 %, а их пропорция по отношению к выручке выросла с 24,1 % до 42,3 %.

Компания признаёт, что основная причина роста расходов — это увеличение штата специалистов, рост компенсационных выплат и прочие факторы, лишь опосредованно связанные с реальными исследованиями. Расходы на исследования и разработки при этом выросли на 24 %, причём их пропорция по отношению к чистой выручке выросла с 17 % до 30 %. Впрочем, упрекнуть компанию в нецелевом расходовании средств всё равно сложно, ведь вновь нанимаемые специалисты должны заниматься и разработками, в том числе.

Что характерно, частично этот рост был обусловлен подготовкой к предстоящему поглощению компании Mellanox, которое обойдётся NVIDIA в рекордные для неё $6,9 млрд. Административные и маркетинговые расходы выросли достаточно скромно — всего на 14 %, с 7 % до 12 % чистой выручки. Впрочем, если сделка не состоится, то NVIDIA просто заплатит израильской компании $350 млн «отступных».

Складские запасы продолжают сокращаться

На рубеже второго и третьего фискальных кварталов, что соответствует примерно июлю-августу, игровой рынок должен нормализоваться, по оценкам руководства NVIDIA. На квартальном отчётном мероприятии руководители NVIDIA подчеркнули, что основная часть проблем, связанных с затовариванием складов, уже позади, и графические решения Turing пользуются исключительно высоким спросом, а на складах пылятся нераспроданные представители архитектуры Pascal. По сравнению с предыдущим кварталом, компания действительно уменьшила величину складских запасов в денежном выражении, с $1,58 млрд до $1,43 млрд, причём самое заметное сокращение произошло среди продукции в наименьшей степени готовности.

Склады придётся очищать с прежним рвением, и здесь компании поможет то обстоятельство, что носители архитектуры Turing в этом году ниже планки в $149 по ценовому позиционированию не продвинутся, сохранив возможность представителям поколения Pascal находить своих благодарных покупателей за пределами вторичного рынка видеокарт. Однако, если взглянуть на отчётность NVIDIA прошлых лет, то выяснится, что нормальное значение величины складских запасов в это время года — около $800 млн, и текущие значения всё равно превосходят норму примерно на 80 %.

Если документально в содержании формы 10-K компания считает, что дефицит процессоров Intel будет сдерживать рост выручки от реализации этих ноутбуков и во втором фискальном квартале, то в устных комментариях глава NVIDIA выражает уверенность, что худшее уже позади. Некоторые расхождения в оценках наблюдаются и при обсуждении влияния процессоров Intel на способность NVIDIA продавать больше ноутбуков семейства Max-Q. В действительности же финансовый директор NVIDIA ограничилась лишь прогнозом на второй фискальный квартал, а это происходит не так часто. Впрочем, если бы компания была готова давать радужные прогнозы на ближайшее будущее, она не стала бы отказываться озвучить прогноз на весь календарный 2019 год. С другой стороны, подобная осторожность в большей степени связана с неопределённостью ситуации на серверном рынке, как считают отраслевые аналитики.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть