Главная » Hi-Tech » Белорусcкий стартап продвигает американские концерты Макса Коржа, оцифровывая его стиль и особенности личности

Белорусcкий стартап продвигает американские концерты Макса Коржа, оцифровывая его стиль и особенности личности

Материал издания об информационных технологиях в Беларуси и в мире dev.by.

Запуску бот-платформы Facebook прочили стать едва ли не самым значимым событием в ИТ-индустрии с тех пор, как Apple представила App Store. Два года назад чат-ботов называли «новыми приложениями»: вот мнение экспертов TechCrunch на этот счёт, а вот — белорусского инженера Facebook Игоря Маханька. Что-то пошло не так: шумиха вокруг ботов угасла, и теперь эксперты рассуждают, почему.

По подсчётам разработчиков, он помогает увеличить конверсию до 16–18%. Botscape — сервис, повышающий эффективность маркетинговых кампаний в Facebook за счёт вовлечения клиентов через Messenger.

Botscape использует данные об артистах, чтобы генерировать различные сценарии диалогов с ботом, при этом использует стиль и «характерные особенности личности». Сейчас основные клиенты компании — организаторы концертов в США.

Это помогает заинтересовать людей, которые переходят по рекламным публикациям из Facebook и Instagram. Сервис создаёт «оцифрованную версию» таких исполнителей, как Макс Корж, «Ляпис 98», Loboda и других.

По словам разработчиков, продажи билетов на концерты увеличились в два раза, если сравнивать с обычной рекламой, запущенной в тот же период времени.

В 2018 году стартап привлёк инвестиции в размере $160 тысяч от Starta Capital и прошёл программу ускорения в Starta Accelerator в Нью-Йорке, выиграл Venture Day Minsk.

Если всё пойдёт по плану, алгоритм будет «самостоятельно конструировать личность артиста». Сейчас команда работает над алгоритмом, который сможет проанализировать профиль артиста в социальных сетях и сгенерировать сообщения в его манере, а также синтезировать их голосом.

Не путать хайп с революцией

Предполагалось, что эта технология перевернёт рынок служб поддержки, call-центров, консультационных услуг. Несколько лет назад на чат-боты возлагали большие надежды.

То есть один из способов взаимодействия с пользователями. Нужно понимать, что чат-бот — это всего лишь интерфейс. И ничего более.

Это очень странно звучит. Часто приходится слышать вопросы вроде: «Каких ботов покупают чаще всего?». Бот — это просто-напросто оболочка для конкретного сервиса. Покупают не ботов, а сервисы. При этом не всегда бот — хорошее решение проблемы.

В каких случаях бот — плохое решение проблемы?

Там, где его вообще не должно быть. Часто разработчики применяют этот интерфейс не по назначению. Никто ведь не станет постоянно использовать чат-бота для заказа такси — если на карте в приложении это делается с помощью одной кнопки, а не 25 нажатиями на клавиатуре.

Глава подразделения по разработке чат-ботов в HubSpot Джастин Ли подробно описывает, почему. Итак, похоже, революция чат-ботов не состоялась. Ждал, что он перерастёт в нечто большее? А ты наблюдал за тем, как разрастался хайп?

Конечно, было интересно за ней наблюдать и быть частью процесса. Это была мегазахватывающая история.

Сначала чат-боты появились в Telegram, потом Facebook запустила платформу для разработчиков чат-ботов. С чего всё началось? И всё это начало с неимоверной скоростью нарастать, появилось множество проектов в стиле «закажи пиццу, цветы, такси с помощью бота». За ним последовали другие мессенджеры: Kik, Viber, Skype, WhatsApp.

Например, Inbenta привлёк $12 млн, Nanorep продали за $50 млн, маркетингового чат-бота Kit купила Shopify, HubSpot приобрела редактор для создания чат-ботов без программирования Motion AI. Стартапы, которые вышли на рынок до хайпа, успели поднять до $50 млн и сорвать куш.

На самом деле разработчики только учились делать такие интерфейсы. Но хайп в стиле «будущее за ботами, графические интерфейсы — это прошлое» породил завышенные ожидания. Большинство проектов ничего из себя не представляли, терпели неудачи.

Почему эти первые пробы пера сопровождались невероятным вниманием со стороны? Сами платформы и API (Facebook, Telegram и прочее) были сырыми, с множеством багов и минимумом возможностей. Все же смотрели фильмы про восстание роботов.
Потому что люди боятся прогресса и любят фантазировать.

На чём основывались сторонники теории, что боты лучше приложений и скоро вытеснят их?

А боты — это что-то новое, не требующее установки на телефон. Обычно в качестве аргумента приводили: что люди не любят скачивать новые приложения, на телефонах мало памяти, через App Store сложно продвигаться. В таких случаях бот справится лучше, он предоставит и расписание, и список спикеров, и чат. И действительно, эта идея хороша, когда речь идёт о разовом использовании приложения — например, в рамках какого-то ивента.

Так, может, всё-таки вытеснят когда-нибудь?

Во многих случаях графический интерфейс быстрее и удобнее. Очевидно, что боты не могут вытеснить приложения. Но боты могут заменить часть приложений, которые мы редко используем. Если подсчитать количество нажатий на экран, необходимых для решения какой-то задачи, то приложения в выигрыше. В идеале это должен быть красивый, суперудобный интерфейс, который не нужно будет устанавливать на телефон, а потом удалять.

Где боты могут принести реальную пользу?

Эта область, в которой боты экономят немалые деньги. Как только начался хайп, стало очевидно, что лучшее их применение — это автоматизация служб поддержки. Его, кстати, купили за $50 млн. Например, стартап Nanorep делает «умных» помощников для служб поддержки — простое и понятное решение.

Хорошо применять боты для работы с командой.

Мы, например, используем много ботов, которые отправляют нам в Telegram метрики о продажах и прочую информацию. Также популярны боты, которые присылают в мессенджер статистику. В Нью-Йорке очень удобно пользоваться ботом одного из местных банков, он работает как очень «умная» прослойка между тобой и оператором.

Мы в Botscape сосредоточились на том, чтобы повышать эффективность рекламы через бота. Следующий кейс — маркетинг. Он общается в манере этого исполнителя, приглашает на концерт. Люди, кликая на объявление какого-то концерта в Facebook, переходят не на сайт, а в наш чат-бот, который выглядит как цифровая версия артиста.

Сейчас продвигаем концерты белорусских и российских исполнителей в Америке. Благодаря чат-боту количество покупок билетов на концерты увеличилось в два раза по сравнению с обычной рекламой, запущенной в тот же период времени. В ближайшее время, например, приедут Макс Корж, «Ляпис 98», Светлана Лобода.

Распарсили базу «Ответов Mail.Ru», чтобы обучить бота

Почему? Большинство ботов Facebook Messenger не способны выполнить элементарные пользовательские запросы.

А у чат-бота есть одно поле ввода и миллиарды комбинаций, с помощью которых пользователь может озадачить бота. Дело в том, что количество элементов управления на экране в графическом интерфейсе ограничено.

Например, если бот должен заказывать товары с Amazon, они начинают задавать ему вопросы вроде «как дела?», а потом удивляются, какой бот тупой. Практика показывает, что если людям дать полную свободу действий, то они будут ею злоупотреблять.

Второй вариант более выполнимый. Получается, перед разработчиком стоит задача: создавать иллюзию, что бот «умный», прорабатывая все сценарии и ответы на них, или ограничить человека в манипуляциях с ботом с помощью элементов управления, то есть лишить доступа к полю ввода.

Помогает ли им в этом обработка естественного языка? Насколько хорошо сейчас чат-боты понимают пользовательские запросы?

Для этого используются технологии обработки естественного языка. В службах поддержки боты могут обрабатывать значительную часть обращений и с большой вероятностью распознавать их содержание.

Только тогда это будет более-менее приемлемый сервис. Но нужно понимать, что если мы используем обработку естественного языка, то, скорее всего, нам понадобится человек, который будет ловить команды, не распознанные ботом.

Уровень ИИ, необходимый для поддержания адекватного диалога с человеком, пока что недосягаем?

Существующие алгоритмы оперируют только текстом, они не способны понять содержание сообщения или сделать вывод. Да, на сегодня нет технологий, способных поддерживать хоть сколько-нибудь долгую беседу. Да, есть инструменты, которые могут обработать текст, но делают они это на базе символов.

Ru», чтобы научить нашего бота отвечать, как человек. Два года назад мы много экспериментировали в области ИИ и однажды распарсили базу «Ответов Mail. С одной стороны, бот научился отвечать и иногда даже очень смешно. Что получилось? А с другой, алгоритм всё равно ничего не понимал, просто интерпретировал символы.

Главное — не переборщить с человекоподобностью

Есть ли смысл в том, чтобы вводить людей в заблуждение, когда с ними общается бот, а не человек? Должен ли чат-бот стремиться к подражанию человеческой речи?

Боту, который выполняет определённую функцию, никакое подражание человеку не нужно. Здесь подмена понятий: мы говорим не о чат-ботах, а об ИИ. А если мы говорим об ИИ, то да, здесь это может быть уместно.

Согласно этим исследованиям, чем больше схожих деталей мы видим в объекте, тем выше растёт наше принятие. Кстати, есть исследования, которые показывают зависимость принятия человеком машины от того, насколько она ему подражает.

Человек воспринимает объект как неполноценное существо, что вселяет страх. Но когда вещь начинает сильно походить на человека, возникает обратная реакция — отторжение. Это как раз то, что происходит с человекоподобными роботами.

А если станет претендовать на роль человека, то, скорее всего, вызовет страх и отторжение. Если чат-бот будет хорош, но при этом будет держать дистанцию и говорить: «Я машина, умею общаться только на эту тему», то всё будет ок.

Ведь при взаимодействии с машинами люди часто используют иную лексику и способ общения. Кажется ли тебе проблемой то, что при разработке диалоговых интерфейсов обычно за основу берут манеру общения людей?

Но важно, чтобы пользователь понимал, что он общается с ботом, а не с человеком. Это не проблема, наоборот, это хорошо. Но всем понятно, что это не сам артист, а его цифровой двойник. У нас, например, когда люди переходят с рекламы в Facebook в чат, бот начинает общаться с ними в манере конкретного исполнителя, используя его специфические выражения, шуточки, слова из песен.

Должна ли речь персонального ассистента быть экспрессивной?

Можно для примера взять «Алису» от «Яндекса», она умеет быть и грубой, и мягкой. Интересный вопрос. Кому-то нравится грубый стиль общения, а у кого-то вызовет шок, если бот будет использовать нецензурные слова.

Но в других случаях это лишнее. Если мы говорим о персональных ассистентах, таких как «Алиса», Siri, Alexa, то да, эмоциональность должна быть. Вы представляете, что будет, если бот, который присылает статистику в Slack, начнёт добавлять свои комментарии?

Недостатки древовидной модели

В чём недостаток такой модели? Подавляющее большинство ботов использует древовидную модель принятия решений, где бот выдаёт заранее заданные ответы, обнаружив определённые ключевые слова в вопросе пользователя.

Большой минус в том, что бот никогда не сможет ответить что-то новое, он не способен обучаться. Недостатки очевидны: раз это дерево, значит, ответы ограничены, нужно заранее прописать все возможные сценарии, потратить на это множество времени.

Единственная оптимизация, которую можно с ним сделать, — выбирать нужную ветвь диалога. Бот не сможет однажды пошутить или сказать что-то такое, что не заложено программой.

Но сделать такого бота — чрезвычайно сложно. Если говорить про другую модель, например, машинное обучение, то бот способен обучаться, может начать говорить на темы, незнакомые ему ранее.

У нас частично древовидная модель, но мы идём к полному ИИ.

Почему? Ты говорил, что в области пока нет большого отклика потребителей и вовлечения разработчиков.

Не так много сценариев, которые вы можете использовать в реальной жизни. Просто пока что слишком мало возможностей в чат-ботах и персональных ассистентах. Можно, но скорее всего, вы пойдёте в ближайший супермаркет, потому что вам нравится выбирать продукты, красиво разложенные по полкам. Заказать продукты в интернет-магазине?

Были попытки создать голосовых ассистентов для бизнес-встреч, конференций, совещаний. Я жду, когда появится что-то более интересное. Но что-то реальных таких кейсов пока не видно. Суть в том, чтобы бот конспектировал беседы и присылал всем резюме встреч.

Уж их-то точно ждёт большое будущее? Сейчас хайп сместился в сторону голосовых помощников вроде Alexa и Siri.

Они в основном реактивны (вопрос — ответ), а не проактивны. С голосовыми ассистентами та же проблема, что и с чат-ботами. При этом количество ботов и платформ растёт, но пока они не прижились настолько, чтобы можно было использовать весь их потенциал. И в большинстве случаев люди используют только несколько функций: будильник, погоду, новости — и всё на этом.

И речь идёт не о том, чтобы пушить человека «купи телевизор», а о том, чтобы персональный ассистент отвечал примерно так: «Я вижу, что ты сегодня поздно проснулся, давай я закажу тебе такси, чтобы ты не опоздал на работу». Но всё идёт к этому, я верю, что он раскроется, когда боты станут проактивными.

Мне нравится, что «Алиса» может выдавать результат в своём ответе, а не просто говорить «вот что я нашла в интернете». Я слежу за прогрессом «Яндекса» в этой области. Прикольно, как используется голос в «Алисе»: задействуют интонацию, манеру общения, эмоциональную окраску.

Хочется, чтобы голосовой помощник был полностью интегрирован в систему «умного» дома и, придя с работы, можно было сказать: «Включи свет, вскипяти чайник». Не помню, чтобы Alexa или Siri что-то подобное выдавали.

Какие-нибудь мультимодальные интерфейсы, когда пользователь сможет обращаться к ассистенту голосом, а ответ получать в виде карт, текста? Что будет следующим то ли хайпом, то ли революцией?

Я видел прототипы устройств, которые позволяют считывать базовые намерения и передавать их в виде мыслей. Я жду появления интерфейса для взаимодействия с устройствами с помощью мыслей. Но, думаю, это будет космический виток. Пока что эти экспериментальные устройства позволяют разве что ускорить набор текста на смартфоне.

dev.by — сайт об информационных технологиях в Беларуси и в мире.

Статьи по теме:


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Важная деталь Snapdragon 855

Новый Snapdragon 855 от Qualcomm, вероятно, получит ранее не свойственную аппаратным платформам компании особенность, которая расширит его функциональность. В основе флагманских смартфонов — мощное «железо». TSMC начнет производство этих чипов в соответствии с 7-нанометровым технологическим процессом к концу 2018 года ...

На этой сверхгорячей экзопланете — настоящий «железный занавес» вместо неба

Эта экзопланета — KELT-9b — представляет собой самый горячий инопланетный мир из всех, что мы когда-либо находили. Впервые в истории астрономы обнаружили железо и титан в атмосфере планеты за пределами Солнечной системы. Горячая экзопланета расположена примерно в 620 световых годах от ...