Хабрахабр

Азиатское чудо Shimano: история легендарного производителя велосипедного оборудования

Имена крупных производителей велосипедов на слуху у многих. Реже люди вспоминают бренды, выпускающие компоненты для этих велосипедов. Еще реже им удается вспомнить какие-то факты о них, кроме названия. Чтобы исправить это, мы решили рассказать об одной из крупнейших компаний в этой нише — японской Shimano, которой три года назад принадлежала половина рынка компонентов и оборудование которой приносит победы лучшим велосипедистам планеты.

Предлагаем вспомнить, как развивалась сама компания и ее технологии, прошедшие почти за век путь от производства муфт до выпуска сложных систем для горных электровелосипедов.


/ Flickr / Glory Cycles / CC

Эволюция оборудования Shimano

В 1921 году 26-летний Сёдзабуро Симано (Shozaburo Shimano) арендовал помещение площадью 40 кв. м в японском Сакаи. Здесь он запустил производство обгонных муфт.

Сейчас сложно сказать, каким из этих компаний поставляла свои первые детали Shimano Iron Works и какие решения принимал Сёдзабуро как руководитель. К тому времени в стране уже работали крупные компании, выпускавшие велосипеды для местного рынка и на экспорт. Однако мы точно знаем, что производство росло и нанимало новых сотрудников.

За год до этого Shimano выпустила свой первый трехскоростной концентратор, который запустил череду инноваций. Основатель компании управлял производством вплоть до своей смерти в 1958 году. Его далеким потомком из нашего времени можно назвать планетарную втулку Nexus Inter-3.

Это произошло незадолго до бума велосипедов в США. В 1965 году Shimano вышла за пределы Азии и открыла офис в Нью-Йорке. Этим шансом воспользовалась и Shimano. Высокий спрос дал шанс азиатским производителям на новом рынке.

Соглашения с ними не давали азиатским компаниям полного контроля над линейкой продуктов и не позволяли обновлять их так часто, как те считали нужным. На тот момент компания и ее «соотечественники» не выпускали собственные комплекты — их детали дополняло оборудование других производителей. Производитель существенно расширил внутренний штат разработчиков и уже в 1973 году представил свой первый комплект — Dura-Ace. Некоторые компании, такие как SunTour, предпочли сохранить свою узкую нишу в те годы, а Shimano выбрала путь конкуренции с бывшими партнерами. Его название одновременно отсылает к сплаву дюралюминий и прочности системы (от английского durability).

Первый комплект Dura-Ace вышел в один год с комплектом Campagnolo Super Record, который тепло приняли благодаря прошлым заслугам бренда и характеристикам нового оборудования. Тогда лидером европейского рынка деталей для гоночных велосипедов являлся итальянский производитель Campagnolo. Уже через три года компания выпустила обновленный Dura-Ace. Несмотря на наличие сильного конкурента, Shimano удалось закрепиться на рынке. С тех пор Shimano вот уже 40 лет поддерживает эту серию.

До этого велосипедистам необходимо было самостоятельно выбирать положение ручки, чтобы контролировать передачу. В 1984 году Shimano представила первую в истории систему индексного переключения передач (Shimano Index System) на Dura-Ace 7400. В 1990 году Shimano представила важное дополнение к ней — двойную систему. Индексная система позволяет сделать это по одному щелчку. В ней манетка совмещена с ручками тормозов.

На его велосипеде был установлен комплект Dura-Ace. В 1988 году Энди Хэмпстен (Andy Hampsten) стал победителем гран-при велогонки Джиро д’Италия. В 1999 году к этому списку прибавилась победа в Тур де Франс на Dura-Ace. Эта победа стала первым крупным спортивным достижением на оборудовании Shimano. К слову, сейчас большая часть спортсменов в этой велогонке использует Shimano, в том числе и победитель Крис Фрум (Chris Froome).

А в 1991 году на рынке появились первые детали серии XTR — компоненты для горных велосипедов. Shimano выпустила первый в истории MTB-комплект — Deore XT — еще в 1982 году. Тормозами и переключателями этой системы оснащен Twitter MANTIS-E1. Наряду с XTR у Shimano есть и другие горные комплекты — например, SLX.

Существенный технологический прорыв для всех последующих моделей произошел в 2009 году с выходом комплекта Dura-Ace 7970. В течение следующих лет параллельно с MTB-комплектами продолжала развиваться флагманская линейка Dura-Ace, а вместе с ней и другие группы шоссейных комплектов. Он был оборудован электронной системой переключения, которая получила название Digital Integrated Intelligence (или Di2).

Прошли годы, и теперь электронная система переключения стала отраслевым стандартом для велогонок. На трансмиссию нового поколения сразу обрушилась критика — в СМИ Di2 называли «маркетинговой уловкой» и «решением проблемы, которой не существует». Несмотря на признание, высококлассные комплекты от Shimano зачастую выходят в механической и электронной версии на выбор велосипедиста.

Он базируется на технологии Di2. В 2010 году на рынке появился первый комплект Shimano для электровелосипедов — Steps. Элементы системы Steps, которая наряду со «стандартным» набором компонентов включает двигатель и батарею, установлены на велосипедах от таких брендов, как Kenzel, Panther, Superior. Запуск комплекта совпал с новой волной интереса к электротранспорту в Европе и США.

Переключатели с различными режимами передвижения можно встретить на велосипедах от Kelly's, Bergamont, Wisper. У комплекта Steps есть специализированное ответвление — серия электронных систем для горных велосипедов.

Классификация современных комплектов Shimano

Комплекты Shimano делятся на две большие группы: шоссейные и горные. Электроприводы можно выделить в отдельную категорию, однако они уже достаточно прочно закрепились и в первой, и во второй группах.

Claris — бюджетная линейка Shimano. К шоссейным комплектам относятся уже упомянутые Dura-Ace — самые дорогие в группе, — Ultegra, 105, Tiagra, Sora, Claris, 2300. В трансмиссии Claris 8 звезд. Это оборудование, как правило, устанавливают на самых доступных велосипедах. У Tiagra есть много общего с 105-ми комплектами, но все же они остаются более бюджетным вариантом. Sora и Tiagra близки по классу к Claris. Tiagra, как правило, оснащают городские прогулочные велосипеды.

В 2018 году линейка R7000 получила серьезное обновление, которое приблизило ее к Ultegra с точки зрения конструктивных особенностей. 105-е комплекты открывают следующий класс оборудования Shimano. Этот комплект позиционируется как доступное предложение, по качеству не сильно уступающее высококлассному оборудованию. У 105-х все еще нет Di2, но зато появились дисковые тормоза.

В некотором смысле это «младший брат» Dura-Ace. За 105-м следует Ultegra. В 2017 году обновление комплекта R8000 из этой линейки еще больше приблизило его к флагманскому шоссейному продукту. Как и на Dura-Ace, на Ultegra доступны электронные переключатели и гидравлические тормоза. Ultegra поставляется и с механическими переключателями. Ultegra — это универсальный продукт, который подходит и для езды по неровной поверхности благодаря заднему переключателю, помогающему удерживать цепь в экстремальных условиях.

Его используют профессиональные спортсмены, которые ценят в оборудовании легкий вес и комфорт от плавного переключения как на механике, так и на Di2. Dura-Ace — премиальный шоссейный комплект, который совершенствуется уже почти полвека. По сути она позволяет «запрогроммировать» езду — установить одновременное переключение задних звезд по щелчку шифтера. Недавно версия с электронным переключателем получила новую функцию — Synchronized Shift. Велосипедист может отказаться от этого режима и переключаться привычным образом.

Вообще, между флагманским шоссейным комплектом и оборудованием для горной езды Shimano все больше общего — например, технология Shadow. Эта технология заимствована из MTB-линейки компании. Такие переключатели встречаются в горной серии SLX, в том числе на электровелосипеде Twitter AM26-E1 17. Переключатели Shadow имеют меньший профиль по сравнению с другими моделями — это защищает от повреждений — и обеспечивают прямое положение троса — так он не получает лишние изгибы.


/ twitter-bikes.ru

Как и шоссейные комплекты, горные делятся на классы — от премиального (XTR) к самому доступному. В горной линейке Shimano за последние 35 лет вышло еще больше комплектных групп, чем в шоссейной, — XTR, Saint, Deore XT, SLX, Zee, Hone, Deore LX, Deore, Alivio, Acera, Altus, Tourney. Наряду с классами есть и разделение по применению.

Saint, Zee и Hone подходят для экстремального вождения и фрирайда, SLX и все остальные — для любительских горных прогулок. Самому дорогому оборудованию — XTR — отдают предпочтение профессиональные спортсмены.

Речь идет о семействе Hone. От производства некоторых комплектов Shimano отказалась. Все действующие серии получают регулярные обновления. Другие компания запустила совсем недавно — например, Tourney. Горные комплекты также перенимают конструктивные особенности гоночных — новые поколения 9-скоростных трансмиссий Alivio, Acera и Altus недавно переняли дизайн своих скоростных аналогов, а также технологию MEGA9 LITE, которая обеспечивает улучшенную маневренность при езде.

По аналогии со 105-м шоссейным он принадлежит к «переходному виду». Среди базовых моделей выделяется комплект Alivio. 9-скоростную трансмиссию за счет цены и надежности считают универсальным решением — ее используют не только для горных восхождений. Комплект близок по характеристикам к своим более дорогим аналогам, а по цене — к «соседям» по классу. К горным электровелосипедам с переключателями Alivio относится Twitter VS7. Недавно Trek выпустил обновленную модель своего классического походного велосипеда, в котором элементы Alivio сочетаются с деталями шоссейного Sora. 0-EM 17.


/ twitter-bikes.ru

При этом комплект просто настроить под собственные предпочтения в езде. Новые 11-скоростные SLX обладают всеми важными разработками Shimano последних лет, в том числе задними переключателями, выполненными по технологии Shadow Plus, и дисковыми тормозами. Систему SLX устанавливают на горные электровелосипеды по типу Yamaha YDX Torc и Twitter AM26-E1 17.

Это профессиональные компоненты семейства Deore XT (XT M8050) и XTR. И среди горных комплектов есть модели, поддерживающие технологию Di2.


/ Flickr / Floris Oosterveld / CC

«Изюминка» Shimano

Разнообразие современных комплектов Shimano демонстрирует комплексный подход компании к рынку велосипедов. Это характерный стиль производителя, проявившийся еще в 1960-х, когда Shimano перестала быть поставщиком отдельных компонентов.

Пример этого подхода — проект Coasting для американского рынка. Интересно, что компания на протяжении долгих лет эволюции не утратила интерес к узким нишам. Shimano в 2000-х вместе с несколькими производителями велосипедов изучила предпочтения жителей США — какие велосипеды нужны большинству потребителей.

В то время как Shimano уже производила инновационные комплекты для ведущих спортсменов и была близка к выпуску первых систем Di2, дизайнеры компании и привлеченные консультанты разработали серию простейших компонентов для массового рынка. Выяснилось, что это должны быть простые модели, напоминающие о детских впечатлениях от классических велосипедов. Комплекты Coasting были оснащены 3-скоростной трансмиссией с автоматическим переключением передач и «классической» ножной тормозной системой вместо ручного тормоза.

Shimano последовала своему принципу непрерывного развития и пошла дальше — развивать комплекты для самых разных групп потребителей. Хотя проект просуществовал совсем не долго, в свое время он удостоился наград и признания. Возможно, залогом успеха компании всегда было именно это стремление — угодить не только профессиональным спортсменам, но и обычным любителям велосипедной езды.

Несколько обзоров электровелосипедов Twitter:

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть