Главная » Hi-Tech » Атака ботов: как бренды управляют своей репутацией в интернете

Атака ботов: как бренды управляют своей репутацией в интернете

Ольгинские тролли

В Новой Газете выходит расследование, посвященное “Фабрике троллей” в поселке Ольгино с официальным названием “Агентство интернет-исследований”. 2013 год. Задача комментаторов - сформировать в интернете требуемый образ определенных политиков и создать картину народной любви. Несколько десятков человек на регулярной основе писали (а, возможно, и сейчас пишут) тысячи комментариев в день на форумах и в соцсетях. Также “тролли” не гнушались очернением западных стран и оппозиционных деятелей.

Американские выборы

По заявлениям журналистов, в период предвыборной кампании в Facebook размещались рекламные объявления в поддержку Дональда Трампа. В 2017 году газета Washington Post разместила статью, в которой попыталась проанализировать подозрительные активности в Facebook во время президентских выборов в США. Кроме того, журналисты нашли порядка 500 фейковых аккаунтов Facebook, которые участвовали в комментировании размещенной рекламы. Утверждается, что средства, которыми оплачивалось размещение рекламы, имеют “русский след”. По заявлениям репортеров, след комментаторов ведет к уже известным нам Ольгинским троллям.

История знает много примеров, когда в политических целях творились куда более страшные дела, чем оккупация соцсетей фейковыми комментариями. Политика - дело, безусловно, грязное и неблагодарное. И еще хуже - когда с помощью тех же ботов компании пытаются очернить своих конкурентов, создать им проблемы с репутацией. Совсем другое дело - когда армия ботов используется для одурачивания простых покупателей и продвижения товаров и услуг на рынке.

Также изучаю обзоры и отзывы от независимых экспертов. Последние полгода я планирую покупку недвижимости в Москве и периодически мониторю агрегаторы новостроек. Внезапно в поисковой выдаче я наткнулся на интересное сообщество под названием “Отзывы на ЖК Зиларт”. Пару недель назад я искал в Яндексе отзывы на ЖК “Зиларт” - крайне раскрученный и обсуждаемый объект. Странная, полумертвая страница с двумя десятками подписчиков, созданная месяц назад.

Сообщество содержит исключительно положительные отзывы на жилой комплекс, которые при этом никто не читает - в среднем 1 пост имеет 5-10 просмотров.

Подписчиков мало, просмотров еще меньше. Казалось бы - зачем нужно было создавать подобную страницу? Очевидно, именно на это и сделан расчет: потенциальный клиент ищет информацию об объекте, идет в поисковую систему - и натыкается вот на такую страничку, где сплошь позитивные отзывы. На самом деле все просто - я попал на эту страницу из поиска Яндекса, когда искал информацию по запросу “ЖК Зиларт отзывы”. Теоретически, если сделать таких страниц несколько десятков - можно как-то влиять на восприятие ЖК потенциальными покупателями квартир.

Именно поэтому я решил посмотреть, в каких еще группах состоят подписчики страницы “Отзывы на ЖК Зиларт” , благо их там всего 22 человека. Мне стало интересно, как работает подобная схема и насколько далеко зашли создатели этой страницы.

Впрочем, 1 аккаунт привлек мое внимание. Большинство аккаунтов либо явные боты (мало друзей, нет информации в профиле, в ленте - исключительно репосты записей из популярных пабликов), либо информация закрыта и ничего интересного найти нельзя.

В ее подписках рядом со страницей “Отзывы про ЖК Зиларт” обнаружились очень похожие страницы: “Отзывы про ЖК Нахабино Ясное” и “Отзывы про ЖК Лучи”. Это Марина Жаркова из Нижнего Новгорода.

Стоит ли говорить о том, что это тоже оказались мертвые страницы, созданные месяц назад (все три паблика созданы 13 апреля 2018 г.), наполненные исключительно положительными отзывами?

В подписчиках, естественно, все те же боты. Оформление этих страниц, названия, описание - все схоже до степени смешения, меняется только жилой комплекс.

Но нет - это подписчики 2 разных страниц - “Отзывы про ЖК Нахабино Ясное” и “Отзывы про ЖК Лучи”. Может показаться, что я ошибся и на рисунке выше вставил 2 одинаковых скриншота.

Очевидно, что все эти пользователи являются частью ботофермы, которую кто-то использует в целях формирования позитивного имиджа определенных товаров и услуг.

А вот страница еще одного участника ботофермы, Леонида Фирсова.

Давайте изучим его подписки на группы и сообщества - возможно, там тоже удастся найти что-то интересное.

Видимо, все эти компании не гнушаются прибегать к услугам подрядчика, который владеет целой армией ботов. Здесь все еще интереснее: в списке групп, которые развивает ботоферма, нашлись отзывы на такие крупные бренды, как Инвитро, Плеер.ру, а также ряд брендов помельче.

Эти страницы, судя по всему, ведутся профессионально и там присутствует живая аудитория. Есть еще ряд сообществ, которые производят впечатление официальных, но на них также подписаны почти все участники ботофермы.

Посмотрим, удастся ли мне найти того самого кукловода, который руководит всеми этими аккаунтами и использует их для манипулирования общественным мнением. Возможно, владельцы этих сообществ даже не подозревают, что для их раскрутки используется армия ботов. Вот еще 1 интересное сообщество, которое обнаружилось в подписках практически у всех аккаунтов из ботофермы.

Очевидно, тут работают профессионалы от бизнеса PR и репутации - любителю нет никакого смысла создавать подобную систему. Называется оно R-index и позиционирует себя как система для измерения индекса репутационного окружения. Заранее зная, что нас ждет, давайте все-таки взглянем на список подписчиков.

Практически все лица - старые знакомые, появилось всего лишь несколько новых аккаунтов.

Сайт и сообщество позиционируются как источник максимально честной информации о работодателях. А вот еще интересная находка, которая обнаружилась в подписках практически у всех участников ботофермы: сообщество сайта “Правда сотрудников”. Что ж, тем интереснее будет проверить, связана ли эта “честная” площадка с армией ботов, которая засоряет интернет фейковыми комментариями. Они тщательно отслеживают попытки размещения заказных отзывов и даже создали рейтинг компаний, на которые чаще всего появляются подозрительные отзывы.

Поэтому я решил прибегнуть к более глубокой аналитике и изучить подписчиков с помощью социального графа. В подписчиках у сообщества “Правда Сотрудников” Вконтакте более 1000 участников - на глазок будет сложно определить подозрительные аккаунты.

Если подписчики дружат - между ними появляется связь (или ребро графа). Отдельные точки на рисунке (или вершины графа) - это подписчики сообщества. Есть три десятка человек, которые дружат попарно, а также 2 человека, у которых есть 1 общий друг. Большая часть подписчиков представляет собой несвязанное множество людей - они не дружат друг с другом, этот массив находится в центре графа. Люди просто подписываются на некое сообщество, которое предлагает им определенную информацию. В целом, такая картина характерна для сообществ, которые не объединены по территориальному признаку. Они могут быть из разных уголков России и даже других стран - и нет никакой причины им общаться и добавляться в друзья.

Давайте взглянем на нее поближе. Но из общей картины выбивается небольшая группа аккаунтов, которая обладает тесными социальными связями.

И еще удивительнее то, что все эти аккаунты мы уже видели ранее, когда изучали мертвые сообщества с позитивными отзывами на бренды. Удивительно, как среди 1000 практически несвязанных между собой людей нашлось порядка 20 аккаунтов, соединенных сильными социальными связями.

Вот, кстати, полный список этих аккаунтов со ссылками на профили.

Друзей - мало, реальных фото практически нет, зато есть очень много подписок на различные сообщества. Если зайти на странички этих людей и внимательно изучить их профили - складывается четкое ощущение, что практически все аккаунты являются просто ботами. И это не считая того, что каждый 5 аккаунт в блоке за подозрительную активность. В ленте все сплошь репосты записей из популярных пабликов. Вот они: Впрочем, 2 аккаунта выбиваются из общей картины, это определенно живые люди, их удалось отыскать также и в Facebook, профили достаточно активны.

Что интересно - оба человека работают в одном и том же Digital агентстве Kokoc.com - информация есть в профиле.

Компания не стесняясь заявляет, что они имеют некие “особые договоренности с сайтами-отзовиками”. На сайте компании kokoc.com описывается такая услуга, как “Репутационный маркетинг”.

Теперь становится понятно, под чьим руководством функционирует ботоферма, созданная для введения в заблуждение простых пользователей интернета. Вероятно, в рамках услуги “Репутационный маркетинг” и создаются пустые мертвые сообщества в социальных сетях, которые наполняются и раскручиваются с помощью армии ботов. Чьи бюджеты осваивает kokoc.com? Не менее интересно другое - кто является заказчиком всего этого трэша? Найти заказчика не составляет труда.

http://www.yanahabino.ru/company

http://luchi.moscow/contacts

http://zilart.ru/developer

Вероятно, совсем недавно они заказали для своих ЖК услугу “Репутационный маркетинг” - иначе как еще объяснить появление 15 апреля 3 одинаковых фейковых сообществ Вконтакте с одними и теми же подписчиками? Очевидно, все 3 жилых комплекса строит один застройщик - “Группа ЛСР”. Возможно, маркетологи группы ЛСР даже и не подозревают о том, как именно используется их рекламный бюджет.

В псевдосообществах с отзывами, которые раскручиваются ботами, засветились такие бренды как Инвитро, Росавтономгаз, Плеер.ру и многие другие. Впрочем, как раньше уже было показано, “Группа ЛСР” - не единственный бренд, который привлекает подрядчика с ботофермой Вконтакте для рекламы своих услуг.

Появились агентства, которые создают целые армии ботов для продвижения товаров и услуг своих клиентов. Что ж, политтехнологии, которые еще 5 лет назад использовались как некое секретное оружие по манипуляции общественным сознанием в интернете, сегодня пришли на массовый рынок. Скорее всего пользователи скоро просто перестанут верить отзывам в интернете в результате работы вот таких горе-подрядчиков. Неприятно, что бюджеты заказчиков осваиваются настолько топорными методами.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

К 2050 году половина населения Земли может остаться без пресной воды

Более двух миллиардов человек из 7,6-миллиардного населения Земли уже ощущают нехватку или совсем не имеют доступа к запасам чистой воды. Запасы пресной воды необходимой для питья, выращивания пищи, производства энергии и практически всего остального катастрофически сокращаются. В этом же отчете ...

ИТ-компании, банки и операторы предложили дать бизнесу право делиться персональными данными клиентов

ИТ-компании, банки и операторы предложили дать бизнесу право делиться персональными данными клиентов Об этом пишут «Ведомости». Представители бизнеса, которые работают над госпрограммой «Цифровая экономика» (МТС, «Мегафон», «Билайн», «Яндекс» и другие), предложили расширить права компаний на обработку персональных данных. Проект поправок ...