Главная » Хабрахабр » Анонс семинара Карго Культ в Москве: Маркетинг наносит ответный удар

Анонс семинара Карго Культ в Москве: Маркетинг наносит ответный удар

32
Когда: 20 августа 2018, с 14:00
Зачем: Понять, что делать, если ваши обычные инструменты уже не работают Что: Семинар «Карго Культ» (открытый, по предварительной регистрации)
Где: Москва, Кутузовский проспект, д.

Дисклеймер: если вы разработчик, админ, тестировщик или инженер какого-либо толка, вам, скорее всего, будет не очень интересно читать этот пост. Впрочем, если у вас в команде есть маркетологи/HR, которых вы любите и для которых вы желаете роста и развития, поделитесь этим постом с ними.

А дело вот в чем: очень часто, когда я смотрю на коллег, замечаю, что они не задают себе один важный вопрос.
Теперь к делу. Вопрос этот — «Зачем?» А хорошо бы задавать себе такой вопрос, и вот почему.

Если вы зайдете в свой таск-менеджер, вы, скорее всего, увидите там больше задач, чем можете сделать за нужный отрезок времени. Оглянитесь — жизнь вокруг кипит и не дает спокойно остановиться и выдохнуть. Это очень полезный навык, который позволяет закрывать по паре больших и целый ворох мелких задач каждый день. И мы учимся работать быстро. Скорее всего, да. Получается ли делать хорошо при этом? Много задач, еще больше! Точнее, получается выполнять задачи хорошо. Здорово.

Чтобы разобраться, что не так, стоит копнуть глубже… И вот мы стоим в точке, в которой количество должно переходить в качество, но этого часто не происходит.

…и понять, что качественное изменение происходит в другой момент: когда вы начинаете четко понимать, зачем вы что-то делаете.

Метрики и реальность

Мы с 23derevo обсуждали задачку, которая уже 4 месяца систематически продалбывается. Плохо? Не то слово! Мы в JUG.ru Group вообще стараемся работать согласно метрикам, поставленным на основе целей, потому что именно такой подход позволяет понять такие вещи, как «где мы сейчас», «куда нам двигаться» и «не херню ли я делаю». И вот тут была задачка на ведение таблицы с метриками.

Можно было все это дело автоматизировать, допилить и забыть, изредка заглядывая за результатами, однако ручками это делать полезнее, так как в случае обнаружения всплесков можно довольно оперативно подключиться и не потерять их.

И тут мы видим две стороны медали: ненужную работу делать действительно не надо, но настолько же вредно не делать вообще ничего, если ответа на вопрос «зачем» у вас нет. Сели разбираться и выяснили, что парень, ответственный за эту работу, просто не считал эту задачу реально нужной. Мы просто стали пересматривать систему тех метрик так, чтобы строить более реалистичную картину мира. Так вот, именно вопрос «а зачем нам эта задача» позволил сделать все так, что ответственному стало понятно, что от него хотят, а заказчику — получить то, что ему нужно.

Да, потеряли пару месяцев на пути к осознанию проблемы. Да, потратили время на доработку. Мы бы продолжали собирать ненужные или неполные данные и через пару лет, схватившись за голову, корили бы себя за тупость. Но что было бы, если бы вообще никто не задал вопрос «зачем мы это делаем»?

А дальше типичный путь в никуда: неправильные метрики, неправильные выводы, неправильные AI, крах, тлен, боль, смерть.

20 августа на Карго Культе постараюсь рассказать о том, насколько сильно маркетинговые задачи могут изменяться в зависимости от тех вопросов, которые мы задаем, приступая к их выполнению.

А теперь подумайте, у вас есть задачи, которые вы делаете «просто потому что надо»?

При чем здесь HR/PR и маркетинг вообще?

Вот при чем: вы замечали, что время от времени в индустрии возникают «модные» тенденции? Раз, и в какой-то год все вокруг вас заводят группы/паблики в соцсетях; два, и в каждой вакансии появляется упоминание печенек в офисе; три, и от количества митапов, проводимых компаниями, начинает рябить в глазах.

Ищут готовых проверенных решений. Вернемся на пару абзацев выше и вспомним, что большинство компаний торопятся. Глядя на удачные митапы/соцсети/исследования коллег, всегда хочется просто взять и сделать «свое, с преферансом и дамами», и намного проще просто начать, отвязать метрику от глобальной цели и наслаждаться результатами. И когда такое решение находится, «торопыги» не задают вопрос «зачем». Это классический пример разрушительного культа карго (про полезные проявления культа был комментарий в моем предыдущем посте). При этом куча проделанной работы ни на йоту вас не приблизит к тому, что вам на самом деле нужно.

Я отвечаю вопросом на вопрос: «А зачем?» Ответ обычно звучит как: «Ну там же ваша целевая аудитория сидит так или иначе». Давайте на примере: меня часто спрашивают, почему у JUG.ru Group нет инстаграм-аккаунтов.

«А зачем наша аудитория там сидит?» По статистике, к нам люди ходят ради расширения IT-кругозора, поиска новых инструментов, общения со старыми друзьями и ради встречи с известными людьми. А теперь — следите за руками — вопрос «зачем» никуда не исчезает! Правильно, никакой. Какой из этих целей соответствует просмотр ленты инстаграма? Так зачем отвлекать людей?

Потому что «очередной митап», «очередной паблик», «очередной блог на Хабре» обесценивает ценность каждого предыдущего. Но главная проблема такого «модного» подхода не в том, что компания тратит ресурсы с минимальной эффективностью, а в том, что каждая хорошая идея, работающая у одной-двух компаний, реализованная всеми, в итоге размывается и перестает приносить пользу даже пионерам. Печеньки в офисе уже не преимущество, а данность.

Грустно? В итоге, казалось бы, правильные действия тонут в океане посредственности. Подробнее о том, как это происходит, расскажет Алексей 23derevo Федоров. Несомненно.

Что делать?

Чтобы ответить на этот вопрос, я вернусь к своему предыдущему посту о семинаре Карго Культ. Постарайтесь ввести для себя правило периодически задавать себе два вопроса:

  • Что я делаю?
  • Зачем я это делаю?

Самая опасная ловушка здесь заключается в том, что, если вы будете в спешке отвечать на вопрос «Зачем?», вы обязательно найдете быстрый ответ. И он, скорее всего, будет не совсем верным. Сознание любит выбирать готовые решения, даже если потом за них придется страдать (потратить больше времени, например).

Это будет выглядеть как-то так:
— Зачем я ищу еще очередного докладчика на митап?
— Ну как, митап-то планировать пора, делать.
— А зачем?
— На прошлом митинге же решили, что надо!
— Так а зачем?
— Чтобы… (впишите ваш ответ)

Вы с высокой вероятностью лучше поймете, как решать поставленную задачу другим способом. Остановитесь и подумайте. Если нет, уверены, что оно лучшее? Вы уверены, что предложенное решение — единственно верное? Это упражнение потребует от вас 10 минут времени, зато привнесет в ваше сознание немного спокойствия, а в работу — осознанность.

Открытость как точка для позиционирования

Вот еще пример, теперь положительный. Типичный подход в российском бизнесе – тотальное сокрытие финансовой информации от сотрудников и вообще всех. Задай вопрос, зачем это нужно, получишь ответ в стиле «А как иначе? Узнают, разбегутся/поссорятся». В этот момент важно понять, что этот ответ на вопрос «Зачем?» продиктован не внутренней уверенностью собеседника (или вас самих, если вы задаете этот вопрос себе), а некоей устоявшейся системой, это социально приемлемый ответ, который позволяет не думать о том, почему что-то сделано так, а не иначе.

Если вкратце — в компании Futurice любой сотрудник может найти доходы компании и других людей (если я все правильно помню), вплоть до того, чтобы понять, сколько он зарабатывает для компании. Так вот, Михаил Самарин из Futurice (Финляндия) расскажет о том, как абсолютная информационная и финансовая прозрачность в компании стала не только ответом на вопрос «зачем скрывать финансовую информацию», но и точкой отстройки от конкурентов на рынке труда. Более того, эти люди, приходя в компанию с действительно необычной и важной для них особенностью, не смогут никуда уйти. И вот уже компания, рассказывая о своем подходе, привлекает тех, для кого доверие со стороны бизнеса оказывается ключевым фактором. Просто потому что полная корпоративная финансовая прозрачность — уникальная черта, в отличие от условных печенек или Xbox в офисе.

Интересны? И на этом примере самое время поставить таймер на 10 минут и подумать: а ваши «плюшки» уникальны? И даже если вы ответили на первые вопросы положительно, задайте следующий вопрос: а эти активности привлекают к вам именно тех людей, которые вам нужны? Ваша активность в работе над известностью компании как работодателя — это что-то необычное? Ответ, я надеюсь, поможет вам понять, в нужном ли направлении вы двигаетесь. Вы уверены, что «печеньки и Xbox в офисе» необходимы тем людям, которых вы хотите брать в команду?

HR-воронка

Ну и последний пример на сегодня. Раз уж заговорили про маркетинг, нельзя не вспомнить про, простите, воронку «продаж».

И я даже видел несколько HR-ов, которые рассказывали о воронке «кандидатов» и «соискателей» с конверсией в «офферы». Все, наверное, такое видели. Важно понимать, что воронка хорошо работает на больших объемах с четкой ступенчатой структурой процесса и максимально консолидированным процессом перехода между стадиями. Вообще, пользоваться воронкой можно и иногда даже нужно. Вот на такой схеме воронка — незаменимая вещь. Идеально для продажи недорогих китайских часов или курса «Бизнес Молодость»: охватили рекламой, загнали на сайт, прогнали по «Почему вам надо купить», отобразили форму, отработали нажатие «Купить».

Ну то есть, собеседования проходят по-разному, соискатели разные, выводы и количество встреч вариативное. Я, конечно, не HR, но мне процесс поиска и найма нового человека всегда казался менее тривиальным. В таких условиях лучше использовать более гибкий инструмент: Employee Journey Map. Кроме того, обычно ваши отношения с коллегой не заканчиваются в момент подписания трудового договора (скорее, только начинаются). Я там парой абзацев выше писал про то, что не стоит бросать все и бежать применять новые непонятные инструменты на практике, и здесь тоже не рекомендую этого делать.

К слову, когда не мы нанимаем сотрудника, а сотрудник «нанимает» нас себе в работодатели, Сергей рекомендует использовать EJM, построенный на основе JTBD (все, сорвался, пора спать). На Карго Культе про эту историю расскажет Сергей Худовеков из Paper Planes — он на этом деле собаку съел, так что ему можно будет задать любые вопросы, если после доклада останутся непонятки. История ровно про IT-индустрию, а как это делается — смотрите на семинаре Карго Культ (20 августа, Москва).

Все это бесплатно, но нужно зарегистрироваться. Кроме указанных выше докладчиков на Карго Культе выступит еще пара человек, сейчас все утрясаем. Регистрация здесь.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Бесплатная трансляция DotNext 2018 Moscow

Меньше недели осталось до конференции DotNext 2018 Moscow: она пройдет в конгресс-парке гостиницы «Рэдиссон Ройал Москва» 22-23 ноября. Между докладами будут вестись интервью с ключевыми спикерами конференции. По традиции, прямо на YouTube будет открыта бесплатная онлайн-трансляция первого зала (ссылка спрятана ...

Прерывания от внешних устройств в системе x86. Эволюция контроллеров прерываний

В данной статье хотелось бы рассмотреть механизмы доставки прерываний от внешних устройств в системе x86 и попытаться ответить на вопросы: что такое PIC и для чего он нужен? что такое APIC и для чего он нужен? Для чего нужны LAPIC ...