Hi-Tech

«Anna, оплати мой счёт»: российские предприниматели запустили банковский помощник в Англии и привлекли $18 млн

Бизнес-бот Anna Money придумали сооснователи «Точки» и «Кнопки», бывший директор по продукту сервисов «Альфа-банка», а также владельцы Octoberry и Magneta.ai.

В закладки

Банковский помощник и бухгалтер в кармане

Система Anna Money обещает избавить британских предпринимателей от бюрократии и бумажной волокиты, заменив банк и бухгалтера.

Anna Money можно попросить оплатить счёт, посчитать налоги, оформить возврат клиенту. Внутри сервиса работает бот — он распознаёт документы и реквизиты, а также команды от пользователей.

Проект придумали пять человек: сооснователи «Точки» и «Кнопки» Борис Дьяконов и Эдуард Пантелеев, бывший директор по продукту сервисов «Альфа-банка» Вячеслав Акулов, а также владельцы Octoberry и Magneta.ai Никита Филиппов и Андрей Пачай.

Как работает сервис

Сейчас боты выполняют около половины рутинных задач операторов, но в дальнейшем объём работы машин будет увеличиваться. Anna Money работает по принципу гибридной модели автоматизации, в которой одновременно участвуют клиенты, боты и операторы.

Любая новая функциональность начинается с того, что мы запускаем её в полностью ручном режиме для более глубокого понимания того, как новая функция будет использоваться клиентами, а затем шаг за шагом повышаем автоматизацию до полностью автоматических сценариев.

Вячеслав Акулов

Алгоритм работы Anna Money

  • Сначала клиент заводит аккаунт в приложении и начинает общаться со специалистом, например просит перевести 100$ на счёт своего бухгалтера. На вопросы отвечают операторы, выполняющие поручения клиента и проводящие платежи.
  • На основе общения оператора с клиентом бот Anna Money учится действиям сотрудника: заполнению документов, формированию и выставлению счетов.
  • Бот отмечает, какие вопросы чаще всего задаёт оператор, как создаёт платёж и заполняет графы в документах. Через несколько месяцев программа сможет заменить живого сотрудника.
  • Если модель сформировала банковский документ для клиента и автоматическая проверка не выявила неточностей, документ уходит на отправку или оплату.
  • Если у бота возникают сомнения по поводу точности, он направляет файл сотруднику для проверки.

Идея и команда

Тогда Дьяконов и Пантелеев захотели запустить новый проект на зарубежном рынке. Идея стартапа возникла в 2016 году. Так к ним пришла мысль создать автоматизированный банковский помощник. Изучив его, они обнаружили, что банковские сервисы в Европе развиты хуже, чем в России.

Начали появлятся необанки: «Тинькофф», «Рокетбанк», «Инстабанк» и другие. Текущий британский рынок банковских продуктов напоминает мне российский рынок пятилетней давности.

В Британии это начало происходить только два года назад. При этом большие игроки вроде «Альфа-банка» и «Сбербанка» только начали свои agile-трансформации, чтобы быть более привлекательными для своих клиентов.

Вячеслав Акулов

Опубликовал в Facebook запись, где попросил откликнуться людей, которые хотели бы провести исследование западного рынка на предмет потенциальных маркетинговых ниш. В 2017 году Дьяконов начал искать партнёров.

Команда Anna Money

С ним связались Вячеслав Акулов и Никита Филиппов, в то время они уже несколько лет трудились над Sense и хотели сотрудничать с зарубежными клиентами.

Название Anna Money предложил Эдуард Пантелеев. Вчетвером партнёры начали обсуждать концепт банковского приложения для предпринимателей.

Мы подумали, что имя «Анна» связано с какими-то романтическими воспоминаниями, но Эдуард руководствовался рациональными аргументами: зеркальное название и буква «а» — это удачно с точки зрения брендинга.

Никита Филиппов

Первые инвестиции и переезд в Лондон

Всё это время каждый работал в своей компании и занимался стартапом в свободное время. Около года партнёры присматривались друг к другу, чтобы убедиться, что точно сработаются.

Платформа Anna Money показалась им логичным продолжением своего продукта, и они привлекли к разработке собственную команду. Никита Филиппов и его партнёр Андрей Пачай разрабатывали банковский чат-бот Magneta.ai.

На этом этапе основатели вкладывали собственные средства, точную сумму они назвать затрудняются.

Роли распределились так: Пантелеев занялся привлечением инвестиций, Дьяконов — финансовой инфраструктурой компании, Пачай и Филиппов — разработкой продукта и работой с дизайнерами, а Акулов — наймом сотрудников и операционной поддержкой.

Предприниматели решили строить компанию в Великобритании, посчитав, что в стране более развита деловая среда, чем, например, в России, однако банковские сервисы развиты хуже.

Кроме того, партнёры знали английский язык — возможность свободно общаться с сотрудниками и потенциальными инвесторами стала одной из решающих причин для переезда именно в Англию.

Банковская система в Великобритании настолько непростая, что сначала мы даже не могли открыть простой банковский счёт.

Возможности записаться в онлайне нет. Для того чтобы открыть какой-то счёт, нужно позвонить и записаться на встречу к менеджеру. В итоге мы смогли открыть счёт только в Revolut.
Затем банк долго и тщательно проверял все наши документы и в конце концов отказывал, якобы у нас слишком сложная структура соучредителей компании.

Вячеслав Акулов

Почти все — по визе для талантливых людей. В 2017 году команда уехала из России. Ещё пять месяцев предприниматель ждал, пока британское консульство рассматривало документы и выносило решение. Сбор документов для программы занял семь месяцев, вспоминает Акулов. По такой визе каждый из основателей проекта получил пятилетний вид на жительство.

Чтобы подать заявку по программе для талантливых людей, нужно описать, чем ты занимался и собрать подтверждающие документы.

Главное — убедить визового офицера, что ты оказал значимое влияние в своей стране. Набор документов гибкий: могут быть публикации, рекомендации от значимых людей, свидетельства о владении компаниями.

Вячеслав Акулов

По словам Филиппова, это связано с тем, что цикл привлечения инвестиций в Великобритании довольно долгий — около полугода. На новом месте основатели начали искать потенциальных инвесторов, но переговоры не задались.

По оценке команды, для создания прототипа им требовалось не менее $1,5 млн и ещё $3,5 млн, чтобы доработать продукт и выйти на рынок. Сумму необходимых инвестиций партнёры определили, обратив внимание на схожие проекты, в частности Revolut.

К июлю 2017 года Anna Money удалось привлечь первые инвестиции — 5,5 млн фунтов стерлингов от частного фонда Houghton Lane.

Нужно учитывать финансовую среду. Если пройтись по схожим продуктам на рынке, то с точки зрения сумм мы все примерно в одинаковом интервале. Одно дело — запустить интернет-магазин по продаже духов за $50 тысяч и зарабатывать деньги с третьего месяца, а другое — потратить год на выстраивание инфраструктуры.

Никита Филиппов

Первые клиенты

У компании нет банковской лицензии, поэтому им понадобился партнёр — банк, который может легально работать на территории Великобритании. На разработку сервиса партнёры потратили год. Таким партнёром для Anna Money стал британский Wirecard.

Для запуска публичного бета-тестирования компании пришлось пройти тщательную проверку у Wirecard и доказать, что она не отмывает деньги. Первый клиент зарегистрировался в приложении в апреле 2018 года во время альфа-тестирования. Это понадобилось, чтобы банк дал разрешение использовать свою банковскую лицензию.

Переговоры насчёт лицензии шли с ноября 2017-го по июль 2018 года: по словам Акулова, основная сложность была в бюрократии и длинных праздничных выходных.

Определить мошенника можно по многим признакам, но это непросто, поэтому тоже заняло время. Чтобы получить лицензию, нужно было доказать, что у нас есть надёжная система проверки, которая не позволит мошенникам или лицам из санкционного списка заводить счета с помощью Anna Money.

Вячеслав Акулов

По словам Акулова, после привлечения первых инвестиций команде важна была скорость: нужно было срочно собрать штат программистов и начать разработку, чтобы не терять зря время и деньги инвесторов. Первое время команда пользовалась услугами аутсорсинговых компаний, однако затем уволила всех и наняла в штат собственных разработчиков.

Тогда основатели решили работать с программистами только в офисах. Но сотрудники на аутсорсе были разбросаны по разным городам и странам, из-за этого возникали проблемы в управлении.

Большая часть инженеров находится в России, а остальные сотрудники — в Великобритании. Сейчас в команде Anna Money 80 сотрудников.

Жизнь и работа в Великобритании

Основатели также разместились в разных местах: Филиппов контролирует офис в Лондоне, а Акулов — в Кардиффе. Офисы Anna Money находятся в Москве, Лондоне и столице Уэльса Кардиффе. Кроме того, в Уэльсе много университетов, откуда можно привлекать молодых специалистов. По словам Акулова, аренда офиса в Кардиффе обходится дешевле, чем в Лондоне.

При этом средняя заработная плата сотрудника — 3000 фунтов, упоминает Акулов. Всего на поддержку продукта и отдел разработки компания тратит около 240 тысяч фунтов стерлингов в месяц.

По его же словам, проживание в Англии обходится дороже, чем в Москве, но сам уровень жизни выше.

Поездка на машине эконом-класса в Уэльсе будет стоить примерно столько же, сколько поездка на машине бизнес-класса в Москве. В качестве примера приведу такси: его стоимость в Великобритании выше, чем в Москве. Услуга будет оказана гораздо лучше, чем в московском эконом-классе. Однако вы поедете на хорошей машине с приятным водителем.

И так во всём.
Еда в обычном кафе будет дороже, но соответствует уровню элитного ресторана в Москве.

Плата за коммунальные услуги и налоги составят ещё 500 фунтов.
У меня большая семья, поэтому приходится снимать большую квартиру — в Кардиффе это обходится в 2000-2500 фунтов в месяц.

Вячеслав Акулов

Стоит дорого и выполняется некачественно». Больше всего в Англии предпринимателю не хватает московского уровня сервиса: «Помыть машину или сходить в парикмахерскую — это проблема.

Новые инвестиции и монетизация

Например, среди пользователей сервиса есть торговцы антиквариатом. По словам Филиппова, большинство клиентов Anna Money — представители малого бизнеса или индивидуальные предприниматели. Этим бизнесом в Великобритании занимается 10% населения страны.

Понятно, что если вы хотите оптимизировать налоги, то это совершенно другой масштаб бизнеса. Наши клиенты пользуются системой выставления и оплаты счетов внутри приложения, поэтому рассчитать первичку для нас более простая задача. В малом сегменте достаточно много работы и структура экономики построена по-другому. Мы на него даже не замахиваемся.

Никита Филиппов

В феврале 2019 года стартап привлёк ещё 9 млн фунтов от инвестиционной компании Kinetik, а в марте — прекратил тестирование и ввёл платную подписку на приложение.

Однако в приложении много дополнительных услуг, стоимость которых может меняться, пока компания не найдёт идеальную систему монетизации, говорит Филиппов. Стоимость базовых функций — 11 фунтов, не включая комиссии. Всего с сентября 2018 года Anna Money привлекла 5000 клиентов, и каждый день у компании появляется по 50–60 новых.

#annamoney #банк #сервисы

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»